Конспекты конкурсных уроков. Начальная школа
Учитель:
Твердякова Людмила Георгиевна, учитель высшей квалификационной категории муниципальной гимназии №1,
отличник народного просвещения
|
Задачи:
- обучение применению различных методов при решении задач;
- формирование умения использовать индивидуальные и коллективные ресурсы для поиска путей решения поставленных задач.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты цикла уроков по данной теме: сформированность представления о многогранности понятия «задача», о методах и способах их решения, развитие навыков работы в команде, стабилизация само- и взаимооценки.
Характеристика класса
Обучение проводится по программе РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. В классе 36 учащихся. Интеллектуальное развитие 6 учащихся - выше нормы, 21 человек - норма, 9 человек - заниженная норма. Учащиеся активны, способны к поиску путей решения как интеллектуальных, так и практических задач, к рефлексивной деятельности. У большинства учащихся развито умение работать в группе. К моменту проведения урока класс знает таблицу умножения на 9, 8, 2, 5. Умеет составлять и пользоваться таблицей Пифагора, справочной литературой, умножать многозначные числа, складывать и вычитать в разных системах счета. Умеет пользоваться моделями, выстраивая ход рассуждения «от условия к вопросу», осваивает рассуждение «от вопроса к условию». Серия уроков по теме «задачи» проводилась в 1 и 2 классах, планируется в 4 классе.
Ход урока
Оборудование: доска, доски для индивидуальной работы, листы с текстами задач, палочки (карандаши).
Эпиграф урока:
«Да, путь познания не гладок. Но знаем точно с детских лет: Загадок больше, чем отгадок, И поискам предела нет». |
Название частей урока:
Задача-разминка. Задача из области русского языка. Задача из области природоведения. Модели-помощники. Составляю план решения задачи. Практическая задача. |
Модели задач
В начале урока детям предлагается оценить свою способность узнавать задачи и решать их. Далее учащиеся выбирают один из пунктов плана урока, с которого им бы хотелось начать работу (в дальнейшем они выбирают другие части урока). После выполнения работы по каждому из пунктов анализируют: было ли данное задание задачей, из какой области, каким методом решалось.
Задача - разминка. Задание: реши задачу, назови способ устного вычисления.
Задание из области русского языка: выбери проверочное слово, докажи правильность выбора.
Задание по природоведению: прочитайте текст, назовите способ исследования проблемы (наблюдение за объектом, поиск ответа в справочной литературе, построение умозаключения и т.д.). Выстраивая логическую цепочку, учащиеся пытаются ответить на вопрос задачи,
Модели - помощники. Задание: можно ли считать, что все модели, изображенные на доске, рассказывают об одном и том же? Подберите задачу, которая соответствует этим моделям. Докажите, что задачи 3 и 4 с точки зрения математики одинаковые.
Решить задачу, построив рассуждение от вопроса к условию (относительно новый вид работы, выполняется с подробным анализом каждого шага).
Составить из 9 спичек треугольники; 5 треугольников. Можно ли составить 7 треугольников? (Попробовать дома, используя пластилин).
В конце урока учащиеся выбирают характеристики задач, проводят повторное самооценивание умения «узнавать и решать задачи».
На доске открывается следующее задание «Неразрешимая задача». Дается домашнее задание: «Задумайтесь сами и привлеките к рассуждению взрослых: «Бывают ли неразрешимые задачи?»». На следующем уроке дети сами или с помощью учителя должны сформулировать мысль, что «неразрешимых» задач нет, а есть задачи, «отсроченные в своем решении».
Разные бывают деревья: толстые - тонкие, высокие - низкие, прямые - кривые. А можно увидеть дерево... волосатое! Увидишь - глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь - так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс! Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. ЗАМАСКИРОВАТЬ
Сердце человека за год перекачивает 27600000 литров крови. Сколько литров перекачивает сердце за три года?
Масса кукушки 100 г, а масса сизого голубя в 3 раза больше. Найди массу чайки, если она на 50 г больше кукушки и голубя вместе взятых.
В террариуме содержатся черепахи, ящерицы и змеи. Черепах - а штук, это в 3 раза меньше, чем ящериц. А змей столько, сколько ящериц и черепах вместе. Сколько в террариуме змей?
Длина одной стороны прямоугольника 9 см, а длина другой в 3 раза больше. Найди длину двух сторон прямоугольника.
У бабушки спрятана банка с вареньем, в которой 650 г. Внук разведал, где хранится банка,, и каждый день съедал по 5 ложек. Сколько варенья обнаружит бабушка через 20 дней, если 1 ложка вмещает 5 граммов варенья?
Учитель:
Широковских Елена Евгеньевна, учитель высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 99
|
Тема урока: Сложение и вычитание в пределах десяти. Урок в 1 классе
Цели и задачи:
- учить применять вычислительные приёмы при выполнении разнообразных заданий;
- учить моделировать задачи, восстанавливать условие, подбирать вопрос к готовому условию;
- развивать умение логически выстраивать ответы;
- продолжать работу над развитием самостоятельности и активности мышления;
- активизировать механизмы памяти и внимания;
- используя элементы интегрированного урока, создать сказочную, увлекательную атмосферу занятия;
- формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля во время работы.
Оборудование:
изобразительный наглядный материал: портрет Осени, Котишка, дупло, белка, грибы и шишки, «числовой тортик» (состав чисел);
раздаточный дидактический материал;
конверты с наградами на каждой парте;
индивидуальные формы обратной связи: откидные цифры;
персональный компьютер с мультимедийным проектором;
презентация «Составляем задачки»;
видеоролик «Физкультминутка»
Ход урока
Вступительная беседа (мобилизующий этап)
Учитель: Наша давняя подружка Осень узнала, что в субботу мы праздновали день рождения 1–го класса и решила пригласить нас к себе в осенний лес, чтобы продолжить праздник. Но в пригласительной телеграмме написала: «Не забудьте повторить состав чисел 6,7,8!». Видимо, в тех весёлых играх, которые она нам собирается предложить, это понадобится. Но вот беда, название местечка, где нас ждёт Осень, в телеграмме размыло дождем. Попробуем попросить помощи у самого леса.
Дети хором:
Здравствуй, лес! Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь, мы – свои!
Разминка
1. Индивидуальная работа
Как-то раз в лесу густом
Ёж себе построил дом.
Пригласил лесных зверей,
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисёнка,
2 весёлых медвежонка.
Называть ответ пора
Без ошибки, детвора. (6)
Гриб в малиновом платочке.
Чуть в сторонке, там, где пень
Не один, а ещё 7.
У кого ответ готов?
Сколько тут всего грибов?
Вот 5 зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку 2 зайца бегут.
Так сколько ж всего по осенней дорожке,
Торопится в школу зайчишек в сапожках? (7)
Итак, 6,7,8 – как раз те числа, о которых нам напоминала Осень. Сейчас мы вспомним состав этих чисел, но сначала вернемся на лесную тропинку. Проверяем примеры и на пальчиках показываем + или - (согласны или не согласны). Расставим результаты в порядке убывания, а я в этом же порядке выкладываю листики. Итак, как называется местечко, где нас ждет Осень?
Учитель: Ну что ж, путь открыт. Перед дорожкой осталось повторить считалочку – состав чисел. "Числовой тортик “ вам поможет подготовить сольные выступления.
Выступления у доски группой из 4 человек. Физкультминутка
Углубляемся в осенний лес. Лесная речушка весёлым голоском распевает песенку. Подпоём ей. Песня помогает в пути.
Маленькая речка, меньше ручейка.
Не проплыть, не нырнуть,
Только ножки окунуть.
Чуть-чуть.
Самостоятельная работа (тетради и линейки с фигурами).
Учитель: В некоторых местах у берега спят кувшинки, а между ними плавают числа. Вода по-осеннему холодная. Поможем числам забраться в кувшинки. Итак, возле первой группы чисел – 2 кувшинки. Нужно обвести 2 числа, которые при сложении дают 6. Возле 2 группы чисел – аналогично. А возле 3 группы чисел – 3 кувшинки. Значит надо обвести 3 числа, которые при сложении дают 6.
Взаимопроверка (поменяемся тетрадями и сверяем с правильной записью на доске).
Учитель: У кого всё верно, берут награды в конверте. Молодцы! И речке приятно и числам уютно.
Самостоятельная работа в тетрадях с использованием слайдов из компьютерной презентации.
Учитель: Среди гостей наш старый друг котишка – шалунишка. Он учит лесных друзей Осени составлять задачки. Присоединяемся! Кто помнит, котишка предлагает задачи целиком?
Повторим части задачи:
1. условие;
2. вопрос;
3. решение;
4. ответ.
Работа над первым слайдом компьютерной презентации по плану:
1. достраиваем условие;
2. выбираем вопрос:
- сколько осталось?
- сколько стало?
3. выбираем чертёж:
Физкультминутка
Учитель: Дело в том, что на праздник к Осени было приглашено даже Лето, но само оно придти не смогло. Зато прислало музыкальное поздравление. Кстати, это музыкальное поздравление поможет вам выбрать действие сложения или вычитания в дальнейшей игре с котишкой.
Поём и танцуем (правило в стихах).
Самостоятельная работа над вторым слайдом из компьютерной презентации.
Дети: выслушивают фрагмент условия; уточняют с соседом, как восстановить чертёж к задаче; в дальнейшем работают по плану первого слайда.
Учитель: Посчитала Осень своих гостей, и оказалось среди них 7 зверюшек, а для них лучший деликатес – мухоморы. Послала она близких друзей Петрушку и Барбосика собрать ровно 7 грибов.
Слайд самопроверки. У кого пары чисел совпали, достает очередную награду.
Мальчики раскрашивают те предметы на нашем праздничном столе, где примеры с результатом 7 - в оранжевый цвет, девочки – примеры с результатом 6 – в синий.
Учитель: Что поставили на стол мальчики, а что – девочки? (самовар и торт)
Вывод
У кого больше 3-х наград, выходят и укрепляют в дупле белочки грибочек (мальчики) и шишку (девочки). Кто лучше всех поработал девочки или мальчики? Помог нам совет Осени повторить состав чисел 6 и 7? При выполнении каких заданий потребовались эти знания? Молодцы! Мы прощаемся с Осенью и котишкой-шалунишкой. Завтра мы посмотрим, в каких ещё заданиях можно использовать состав чисел 6,7,8.