Зелинская Г.К. Эффект гармонизации личностного развития - целевой ориентир для оценки воспитательной работы педагогов дополнительного образования детей

 
Мы живем в непростое время, отличающееся дефицитом доброты и сострадания, избытком чёрствости и жестокости; время, в котором вырос культ денег и силы, СМИ пропагандируют свободу нравов, а школу как институт образования лихорадит от проводимых реформ…  Поэтому так хочется найти единомышленников, для которых дополнительное образование остаётся стабилизирующим фактором развития гуманистических идей воспитания растущей личности, так как у нас имеются определенные возможности  для совершенствования  методики воспитательного воздействия на ребенка.

В отличие от школы,  в учреждении дополнительного образования детей (УДОД) нет стандартов, нет оценок; педагоги в праве разрабатывать авторские программы, самостоятельно определять цели и  задачи, выбирать формы учебных и внеучебных занятий.  Это наши права, но у нас есть  и обязанности – мы ответственны  перед родителями, обществом, государством и, прежде всего, перед каждым ребенком за те качества, которые мы развиваем в них. Ребёнок от природы добр и непорочен, наша задача - способствовать развитию хороших, лучших черт в детях. В этом подходе мы видим суть воспитания.

В 2006 году мы разработали воспитательную программу в рамках  задач  дальнейшего развития системы деятельности ДДТ «Центральный». В стратегическом плане мы выбрали путь развития гуманистической системы воспитания, рассматривающей человека как наивысшую ценность жизни. В этом постулате - суть нашей воспитательной концепции, миссия системы воспитательной деятельности. Исходя из этого, педагогический коллектив ДДТ «Центральный» принял гуманистическую позицию, которая требует отношения к ребёнку как к главной ценности в педагогическом процессе, признания не только его способностей, но  и права на саморазвитие. Управленческая роль педагога позволяет делать этот процесс целенаправленным и эффективным.

Одним из ориентиров для текущей оценки воспитательной деятельности педагогов мы считаем присутствие эффекта гармонизации личностного развития. Его суть заключается в совпадении субъективной положительной оценки своего «Я» и объективной, внешней оценки этого ребёнка. Это позволяет судить о том, что ребёнок находится в состоянии гармонии с самим собой и социумом. «Мне хорошо» (субъективная оценка), «Он успешен, он приятен, он полезен» (объективная оценка). Ребёнок самоопределился не только в творчестве, но  и в социуме, так как признан им. Уверена, отсутствие противоречия между желаниями ребёнка и требованиями педагога, общества и есть результат воспитания. Но как этого добиться? Прежде всего необходимо помнить, что мотив появляется из потребностей. Попробуем порассуждать о том, как на  потребностно-мотивационной основе происходит самоопределение  растущей личности.  Родившись, малыш заявляет о своем появлении на свет громким  криком, раскрываются лёгкие,  а их работа удовлетворит потребность новорожденного дышать кислородом. Позже ребёнок плачем попросит поесть. Подрастая, потребует общения и найдёт множество способов обратить на себя внимание. Чуть позже проявится потребность в игре,  а затем он пожелает всё делать САМ. Как старательно  взрослые выполняют  потребности малыша! Ребёнок растет, взрослеет, круг его потребностей не становится меньше, он расширяется, но почему-то взрослые уже не так стараются в них разбираться. Если родители хотят видеть своих детей в будущем  хорошими людьми, они становятся нашими союзниками. Двери нашего Дома творчества открыты для всех: педагоги принимают индивидуальные особенности развития всех детей, пришедших к нам. Какое бы направление деятельности ребёнок не выбрал,  мы стремимся создать атмосферу эмоционального комфорта каждому из них. Но для достижения вышеописанного эффекта гармонизации этого не достаточно. Нужно, чтобы простой интерес, который привёл к нам того или иного ребёнка, закрепился, стал его потребностью. Интерес - категория непостоянная, он может быть сиюминутным, и достаточно педагогу обозначить круг требований, предметы, еще недавно входившие в круг интересов ребенка, оказываются не нужными. Но педагоги нашего Дома выстраивают свою работу так, чтобы не напугать предъявляемыми требованиями, нацеленными на позитивные действия, находят способы убедить ребенка в необходимости их выполнения.

Природа заложила в человека великое множество потребностей: потребность в игре, в общении, в уважении, в самоутверждении, познании,  в новизне ощущений и т.д. Зная потребности обучающихся, свойственные данному возрасту, каждый наш педагог старается направить  развитие той или иной потребности  в нужное русло: потребность в игре малыши реализуют на занятиях в дошкольной студии «Весёлый улей», школьники - в интеллектуальных играх; потребность в общении  реализуется через досуговые мероприятия различных уровней.  Делать добрые дела (например, игровые программы для детских домов) ребятам из молодёжного клуба помогает такая форма деятельности как добровольчество. Ежегодно сотни наших обучающихся добиваются высоких результатов в конкурсах и соревнованиях, где и происходит реализация потребности в самоутверждении. Своевременно замеченная, направленная педагогом на позитив потребность обязательно станет мотивом жизнеутверждающих поступков, и общество получит человека с чувством внутренней культуры,  сострадания и переживания, ответственности, с чувством собственного достоинства.

В декабре руководство и педагоги ДДТ провели педагогический совет «Воспитательная работа в творческом объединении. Достижения. Проблемы и пути их решения». Получился интересный, откровенный разговор о проблемах, были обозначены пути их решения. В качестве достижений педагоги искренне делились результативностью своей  опытно-поисковой деятельности по совершенствованию воспитательного процесса в своих творческих объединениях,  по  проблеме самоопределения обучающихся на потребностно-мотивационной основе. Педсовет вынес положительную оценку воспитательной деятельности педагогов и одобрил такие важнейшие показатели их профессионализма как умения: открыто принимать индивидуальные особенности развития личности обучающихся, создавать атмосферу эмоционального комфорта, выстраивать личностно-ориентированные отношения с детьми и умение обобщать опыт, синтезировать, объяснять его сквозь призму пробуждающейся потребности как уникального образования личности.
 
 
Г.К. Зелинская, заместитель директора по воспитательной работе ДДТ «Центральный»