Малахова Н.Н. Становление профессиональной авторской позиции педагога в условиях учреждения дополнительного образования детей

 
«Суть не в том, чтобы дать учителю единственно правильный смысл профессионального творчества, а в том, чтобы приобщить его к неустанной рефлексии, поиску смысла этой деятельности, к постоянному сомнению в истинности однажды найденных педагогических решений».
 
В.В.Сериков
 
 
Педагогическая деятельность, может быть, медленнее, чем другие сферы человеческой практики, но тоже претерпевает изменения. В этих изменениях наметилось множество тенденций. Среди них следующие: педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанно-ритуального поведения, все большее количество педагогов, учителей, воспитателей стремятся к рефлексии процесса и результатов педагогического взаимодействия. В современной педагогической деятельности сочетаются, хотя и не без противоречий, тенденции к возрастанию ее наукоемкости (стандартизация, модульность, информационная поддержка, диагностичность целей и результатов) и усиление субъектно-авторской позиции педагога.

Современному педагогу, столкнувшемуся с обилием педагогических и психологических идей, бывает непросто рефлексировать свою концептуальную принадлежность, определить в рамках какой концепции образования действует и развивается он сам как профессионал, поскольку их авторы зачастую пользуются сходными терминами, за которыми нередко стоит различное психолого-педагогическое содержание.

На страницах педагогических изданий термин творческая индивидуальность педагога появляется все чаще, вытесняя более распространенное ранее словосочетание, творческая личность. Вероятно, это обусловлено пониманием того, что решающим фактором обновления школы и учреждений дополнительного образования является не просто личность педагога, его готовность действовать творчески, но яркая, самобытная личность; что педагогическое творчество не может существовать без личностного, индивидуального воплощения.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников») и одновременно развивающим неповторимость, уникальность отдельного педагога как личности и профессионала. Как этого достичь? Опыт работы ХЭШИ «Весна» в этом направлении убеждает в огромной значимости постепенного «выращивания» в недрах коллектива зерен творческой индивидуальности педагога.

Не о каждом педагоге можно сказать, что он – ярко выраженная индивидуальность и тем более индивидуальность творческая. В качестве факторов, тормозящих развитие творческой индивидуальности педагога дополнительного образования, можно назвать отсутствие отношения к деятельности как к призванию; слабое осознание своих индивидуальных особенностей; стремление к стандартному поведению как к единственно верному; силу привычки; неверие в свои силы; отсутствие стремления к творческому самовыражению и др.

Творческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержательных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления).
По мысли И.Сергеева формирование индивидуальной педагогической концепции учителя проходит четыре ступени:
I ступень – сфера педагогического взаимодействия «Я» и ребенок. Основная деятельность, в которой происходит совершенствование – педагогической общение. Формируется крайне важное для педагога качество – эмпатия (способность понимать и чувствовать другого человека).
II ступень – сфера педагогического взаимодействия «Я» и группа учащихся в процессе обучения. Основная деятельность – преподавание. Развивающаяся функция – преподавательская экспрессия (способность насыщать процесс общения и взаимодействия с детьми разнообразными эмоциями). На этой ступени педагог делает выбор6 оставаться в мире стереотипов или ориентироваться на формирование своего творческого авторитета.
III ступень – сфера педагогического взаимодействия «Я» и организация, в которой я работаю. Основная деятельность – организующая. Развивающаяся функция – организаторские способности. На данной ступени педагог выбирает: по-прежнему работать над собственным авторитетом или становиться обладателем житейской мудрости руководителя.
IV ступень – сфера педагогического взаимодействия становится предельно широкой «Я» и бытие (общество, мир). Основной деятельность педагога становится созидание смысла. Внутренняя работа теперь сосредоточена на овладении философской мудростью.

Практика показывает, что большинство педагогов так или иначе решают свои проблемы с общением за 1-2 первых года своей работы (или – не могут решить их вовсе). Выстраивание индивидуального педагогического стиля длится уже заметно дольше – в среднем 5-10 лет. После этого, вероятно, может начаться подъем на «управленческую» ступень. Но данная последовательность не является жестко заданной. И подъем на очередную ступень отнюдь не означает доведение предшествующих качеств «до блеска», до абсолюта, они еще будут совершенствоваться при желании педагога.

Как обеспечить эффективное вхождение отдельного педагога и педагогического коллектива в сферу личностной парадигмы, в осознанную работу по становлению личностно-профессиональной позиции?
В каждом учреждении дополнительного образования эта задача решается многопланово, учитывая особенности коллектива, используя накопленный опыт и сложившиеся традиции. Мы считаем, что действенным фактором личностного роста педагога, своеобразным путеводителем и помощником является управленческая деятельность, адекватная личностной модели образовательной системы. Опыт работы художественно-эстетической школы «Весна» в этом направлении доказывает результативность следующих шагов:
1) использование в практике административной работы учреждения приемов наблюдения и оценки личностно ориентированных ситуаций на занятиях педагогов, воспитательных мероприятиях, в системе педагогического общения, в культурной среде школы искусств
(в работе с педагогическими кадрами используются программа наблюдения за особенностями профессионального стиля педагога на занятии, программа оценки эффективности занятия; разработан и апробирован в практике лист индивидуальной самооценки стабильно получаемых в профессиональной деятельности воспитательных результатов);
2) диагностика индивидуальных возможностей педагога и пошаговое сопровождение его в плане становления авторской методики и индивидуального профессионального стиля (составление профессиональной карточки педагога, личностно-профессиональный самоанализ творчества педагога дополнительного образования);
3) не прекращается работа по созданию в учреждении инфраструктурной и психологической среды, включающей общение, мотивацию, самопрезентацию, событийность субъектов образовательно-воспитательного процесса (изучение мотивационной среды развития ОУ, разработка форм и направлений психологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса, вариативные формы работы психолога с коллективом педагогов по различным направлениям);
4) создание и функционирование развивающейся системы методического обеспечения, включаясь в которую, педагог осваивает операции проектирования и целеполагания, реконструкции предметного материала с целью введения его в «личностный контекст» обучающихся, освоение природы и технологии создания личностно ориентированных ситуаций (изучение уровня профессиональной компетентности педагога – собеседования, анкеты, наблюдение; разработан лист индивидуальной самооценки качеств личности педагога) и др.

В работе с молодыми специалистами и опытными педагогами ХЭШИ «Весна» мы апробировали следующие формы работы по «выращиванию» авторского начала: алгоритм поиска модели индивидуального профессионального стиля, рефлексию индивидуального профессионально-педагогического опыта (через рекомендации и вопросы для размышления педагога).
 

Этапы становления и развития  целостной авторской педагогической системы

 

 

Личностно-профессиональная позиция педагога

 

 

Пошаговое профессиональное саморазвитие

 

 

Педагог как носитель индивидуального профессионального опыта

 

Профессиональная педагогическая деятельность становится объектом специального внимания

 

 

Педагог как исследователь собственных индивидуально-профессиональных склонностей

 

Поиск личностного смысла собственной педагогической практики, модели индивидуального стиля (педагогического амплуа, профессионального «имиджа»)

 

 

Педагог как творчески рефлексирующий апробатор своей системы профессиональной деятельности

 

Целенаправленное, планомерное «выращивание» и апробация собственной педагогической системы, многократная проверка эффективности её элементов

 

 

Педагог как автор собственной модели профессиональной деятельности

 

 

Целостная авторская педагогическая система (авторская педагогическая технология)

 

 

 
 
Алгоритм поиска модели индивидуального профессионального стиля

 

 

Предпочитаемый педагогом стиль взаимодействия с детьми

 

Возможное педагогическое амплуа, модель индивидуального профессионального стиля

 

межличностный диалог

 

коммуникативно-диалогическое амплуа («учитель общающийся»)

 

 

контекстно-игровая форма учебно-творческого взаимодействия

 

имитационно-ролевое амплуа («учитель играющий»)

 

проблемно-творческая линия учебно-воспитательного процесса

 

амплуа искателя проблем и парадоксов («учитель-проблемник»)

 

художественно-эстетическая драматизация занятия

 

амплуа художественно-метафорического построения педагогического общения («учитель-актер», учитель-режиссер»)

 

применение жестких эффективных алгоритмов учебно-творческой деятельности

 

амплуа организатора познавательного успеха («учитель научающий»)

 

развитие у обучающихся потребности к самостоятельным учебным достижениям

 

амплуа организатора самостоятельного добывания знаний и опыта («учитель побуждающий»)

 

 
 
Рефлексия индивидуального профессионально-педагогического опыта:  рекомендации и вопросы для размышления педагога
 
Рефлексия как процесс – это осмысление и переосмысление собственной деятельности. Это способность изучать, анализировать что-либо посредством сравнения, сопоставления. Это установка по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости, самоуважения, стремления повысить самооценку и общественный статус.
Научиться рефлексии собственного педагогического опыта – значит, научиться осознанности своей профессиональной деятельности. На первоначальном этапе это означает ставить такие вопросы: «Что я делаю (делал/а)? Как я это делаю (делал/а)? Почему я действую (действовал/а) в этом случае так, а не иначе?» – и отвечать на них.

Поразмышляйте над следующими вопросами:
1. В чем состоят цели обучения детей моему предмету (по моей программе, в моей студии, в моем творческом объединении, по данной теме, в конкретной ситуации на занятии и т.д.)?
2. Каковы основные элементы преподаваемого мною предмета, реализуемой программы (идеи, понятия, умения и т.д.)?
3. Каковы основные процедуры (процесс) их понимания, усвоения, приобретения (набор необходимых действий, образующих систему «гарантированного успеха»; логика прохождения различных по типу тем и понятий; самостоятельные работы детей, фонд учебно-методических материалов, приемы самоконтроля и т.д.)?
4. В чем состоит мой индивидуальный (авторский подход) в общении с ребятами, в реализации целей и задач обучения и воспитания, в движении к результату и т.д.?
5. Как обеспечивается соответствие результатов обучения (творческого развития) детей в моей студии государственным требованиям (стандартам, экспертным оценкам, творческим конкурсам и др.)?
6. Какими методиками (критериями) измерения результатов обучения детей я руководствуюсь в своей педагогической деятельности?
7. Как я выгляжу в глазах детей, каков мой стиль, влияние на поведение и развитие воспитанников?
Результатом творческого саморазвития педагога в результате такой целенаправленной работы становятся создание им собственной авторской педагогической системы, в которой проявляются – индивидуальная совокупность его личностных и профессиональных качеств; педагогическая технология, адаптированная к индивидуальности педагога, выражающая своеобразие его профессионального мировоззрения; специфическое коммуникативное пространство как стилевая характеристика профессионального общения и поведения педагога.

Мы считаем, что становление творческой индивидуальности, авторской позиции педагога дополнительного образования возможно в коллективе при таких условиях, когда:
? целенаправленно, усилиями административной команды и всего педагогического коллектива создается атмосфера готовности к творческому труду, открытости новым формам образования и их принятию, терпимости к методическому инакомыслию;
? культивируется рефлексия и конструктивный (нацеленный на позитивный результат) диалоговый стиль обсуждения всех проблем, интересующих педагогов;
? вырабатывается уважение к творческому самоопределению каждого педагога и терпимость к творческим, возможно, даже радикальным поискам;
? складывается естественное разнообразие и многообразие методик, приемов и технологий, к которым все относятся как к дополняющему и обогащающему, а не как к конкурирующему началу.
 
Н.Н.Малахова, доцент кафедры педагогики НИПКиПРО, к.п.н., научный руководитель ДХЭШИ «Весна»