Дегтярев А.В. Моя педагогическая филофосия

 
 
Не учите их, что польза - главное.
Главное - возрастание в человеке человеческого.
Честный и верный человек гладко выстругает и доску. <…>
Научите не скудеть в любви.
Чем заменишь любовь? Ничем.
А любовь к самому себе - противоположность любви.
 
«Цитадель».  А. де Сент-Экзюпери
 
Философия педагогическая - особая философия. Она связана с первопринципами «детовождения». Ведь «педагог» в первоначальном смысле этого слова - «детоводитель». И если невоспитанность - это болезнь души (а именно так оно и есть!), то педагог - это «лекарь души и земледелец во внутреннем саде». Такой образ учителя, перейдя из античности в христианское средневековье, обусловил воздействие на ученика «хирургическими средствами». Что же это за «средства»? Что за «инструменты»? Климент Александрийский даёт ответ: внушение, укоризна, упрек, обличение, разумение, поношение, обвинение, жалоба, насмешка, негодование и т.п. Но главное не искалечить душу ученика, а применить к нему такое лечение, в котором он нуждается в соответствии с природой и характером болезни.

Какие же средства воспитания применять современному учителю, если мир и общество, в котором мы живем, можно уподобить океану, то и дело терзаемому бурями? Принципы релятивизма и прагматизма, к сожалению, правят бал. «У каждого своя истина!», «Бери от жизни все, что можешь!», «Ты этого достоин!» - вот минимум лозунгов, которые становятся жизненным девизом учащихся. Нравственные ориентиры постепенно отходят на второй план. О чести, достоинстве, любви, милосердии, служении Родине предпочитают либо не говорить вообще, либо упоминать вскользь, «ради галочки». Да и как можно строить разговор, если средствами массовой информации и рекламой уже сформированы стереотипы: «мы все разные», «у каждого свое» и т.д. Но объяснять все же приходится, указывая на то, что «свое» бывает разное: есть «свой» хаос, а есть «свой» порядок. И различие между ними субъективное. Указанные выше трудности - результат непозволительной забывчивости следующей взаимосвязи: система образования - один из главных корней общества, а нравственное воспитание - ядро системы образования в целом. Рассуждения об образовании в терминах экономической географии и экономики, согласно которым существует сфера образовательных услуг, где ученик - потребитель знаний (а в большинстве случаев уже покупатель?!), а учитель - поставщик «товара», ни к чему хорошему не приведут. Разве к тому, что, по мысли И. Бирич, вместо   ОБРАЗования   мы   будем   иметь   дело   с   процессом   без ОБРАЗования или обезОБРАживания.

Моя жизненная позиция не позволяет мне быть соучастником этого процесса. Задача учителя - вернуть нравственные ценности на пьедестал, а для этого сам учитель должен иметь твердую личностную позицию, соприкоснуться, как выразился русский философ И. Ильин, «с аксиомами духовного опыта».
Попробуем разобраться, что это такое.

Первая аксиома. Школа - модель общества. Наличие правил коммуникации, правил общежития предполагает гармонизацию внутреннего состояния каждого человека. Следовательно, микроклимат в классах и общий климат в школе напрямую зависит от возрастания (или искажения) личностного начала в каждом ученике. Удачную метафору использует английский филолог-педагог К. Льюис: прежде чем кораблю проложить курс плавания, музыкантам слиться в оркестр, в корабле должны быть отлажены все механизмы, а музыканты должны выучить каждый свою партию. Надо помнить, что масса (или толпа) предлагает контакт обезличенных индивидов. И только личности могут составить Собор, в основе которого — духовное единство.

Аксиома вторая. Человек многосоставен. Тело, душа и дух как «составы» человека могут находиться между собой в различных отношениях. Однако одно различие можно провести совершенно точно: либо части человеческой природы субординированы и подчиняются духу (синонимы: ум, сердце), либо находятся в хаосе и беспорядке. В последнем случае отсутствует единство «составов», и вместе с потерей руководящей роли духа человек утрачивает «лицо», так как материя лица не имеет. Однако при этом не утрачивается способность и возможность возвращения «лица», т.е. восстановления порядка в человеке внутреннем. Достаточно четкое смысловое разграничение понятий «личность» и «индивид» дает русский философ Н. Бердяев: «Личность - это единство духовно-душевно-телесное. Индивид - отделённость чего-то от целого. Личность отсюда есть цель и целое; индивид же - часть целого и, следовательно, средство».

Для  меня лично представляют интерес  и  философские  взгляды  на человека и само преподавание биологии. Тело можно рассматривать как инструмент, исполняющий мелодию мысли. Обращаюсь еще к И. Бирич, которая писала: «Поэтичность физиологии наполняет глубоким смыслом все, что есть в человеке (как и во всей природе) Наставляемый таким образом уже не может относиться к себе приземлено- наплевательски; он знает, что анатомия - это не только что, но и почему и зачем». И далее: «какое важное для нас наблюдение заключается в том, что именно красота и благо, присущие образу, формируют вещество природы, и здоровье человека в том числе. Предательство блага и красоты оборачивается для человека осуждением ума, ослаблением доброй воли и безОБРАЗием естества. Телесно-душевно-духовное единство человека, человеческого есть условие мышления. Подлинное мышление предполагает «работу» всего человека, это своеобразный синтез головы и сердца. Задача педагога - не просто передать систему знаний, а научить мыслить, научить отличать фундаментальное (единое) от   опосредованного (многого).  Иными словами, мышление предполагает способность различать добро и зло, красоту и безобразие, истину и ложь. Мышление дает сбой, когда три «состава» человека нарушают субординацию. Держание мысли ? это держание себя в истине, добре и красоте. Без личного опыта такого «держания» педагог не может научить ученика мыслить. Только демонстрация собственного опыта мышления может развить навыки мышления у учащихся. Поэтому не случаен и мой девиз: «Уча других, учусь сам».

Третья аксиома. Врач борется с болезнью за телесное здоровье, педагог - за здоровье души. Болезнь нельзя запускать, нужно чутко реагировать на ее симптомы. Важно суметь сделать то, что зависит от тебя. Не скупиться на внимание и любовь, ведь больные души - это, прежде всего, больное общество. И мы в ответе за каждого ученика.
 
А.В. Дегтярев, учитель биологии и географии МОУ СОШ № 54