Сипаренко О.И. Внеурочная деятельность и информатика

 
 
Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Основной задачей своей педагогической деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую, в том числе и научно-исследовательскую деятельность.
Направления: элективные курсы, Международная Программа «Microsoft IT Academy», аккредитованный учебный центр ОблЦИТ, подготовка к олимпиадам, конференциям, летние школы.
 
Элективные курсы.  Элективные курсы являются важным средством построения индивидуальных образовательных программ, так как позволяют каждому учащемуся выбирать содержание образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
 
«Программирование на  Паскале»
Результатом многолетнего опыта обучения учащихся программированию и подготовки к олимпиадам явилась разработка курса «Программирование на Паскале», рассчитанного на три года обучения с 9 по 11 класс.
Элективный курс организован для учащихся физико-математических профильных классов с целью углубленного изучения алгоритмов и программирования, интеллектуального развития учащихся и развития творческих способностей, подготовки к олимпиадам и конкурсам по информатике и программированию.

Особенность олимпиад по информатике заключается в том, что все участники, независимо от возраста и класса обучения решают одни и те же задачи. Чтобы учащиеся 9-х и 10-х классов могли выступать на олимпиадах и решать задачи такого уровня сложности, программа предусматривает опережающее изучение типов и структур данных языка Паскаль по сравнению с основным курсом информатики.

Программа курса составлена таким образом, чтобы параллельно с изучением структур данных изучать методы и алгоритмы решения сложных, нестандартных задач. Кроме того, учащиеся изучают алгоритмы, которые выходят за рамки курса информатики гимназии, но знание их необходимо для успешного выступления на олимпиадах и конкурсах разного уровня. Например, алгоритмы на графах, динамическое программирование, комбинаторные алгоритмы, некоторые алгоритмы поиска и сортировки.

Большое внимание уделяется оценке эффективности алгоритмов, методам тестирования программ, технике работы с компьютером, умению внимательно читать условия задач и анализировать приведенные в них ограничения.

В качестве критериев результативности можно рассматривать: уровень мотивации обучения; качественные показатели выступления учащихся на олимпиадах по информатике и программированию.
Отслеживаются результаты учебной деятельности каждого учащегося в форме анализа решенных задач (количество, затраченное время, уровень сложности), анализа самооценки учащихся.

После окончания 9 класса учащиеся будут знать: алгоритмы конечного автомата, простой сортировки, линейного и двоичного поиска, поиска подстроки в строке, понятие рекурсии; уметь: решать задачи с использованием алгоритмов конечного автомата, простой сортировки, линейного и двоичного поиска, поиска подстроки в строке, рекурсивного алгоритма; иметь представление: о методе оценки эффективности алгоритмов.

После окончания 10 класса учащиеся будут знать: алгоритмы быстрой сортировки, способ организации перебора с возвратом, метод динамического программирования, геометрические алгоритмы; уметь: решать задачи с использованием алгоритмов быстрой сортировки, геометрических алгоритмов, организовать перебор с возвратом, оценить эффективность алгоритма.
После окончания 11 класса учащиеся будут знать: комбинаторные алгоритмы, основные алгоритмы на графах;  уметь: решать задачи с использованием комбинаторных алгоритмов и алгоритмов на графах.
 
«Web-дизайн и компьютерная графика»
Элективный курс организован для учащихся 9-х классов, интересующихся интернет-технологиями и компьютерной графикой.
Цель курса – познакомить учащихся с современными программными средствами, позволяющими создавать web-сайты, освоить простые технологии web-проектирования.
Предлагаемый курс позволяет получить навыки создания сайтов с помощью редакторов Microsoft FrontPage и Dreamweaver. Учащиеся познакомятся с профессиональными программами растровой и векторной графики Photoshop и CorelDraw, научатся создавать и обрабатывать изображения, создавать основные компоненты Web-страниц, освоят простые приемы анимации.

Проектный метод обучения позволяет активно вовлекать учащихся в самостоятельную практическую деятельность. В процессе работы над проектом учащиеся проектируют и создают собственные сайты.
В качестве критериев результативности можно рассматривать уровень мотивации обучения, уровень и качество созданных проектов и результаты выступления учащихся в конкурсах и научно-практических конференциях.
После окончания курса учащиеся будут знать:
? назначение и основные возможности редакторов Web-страниц;
? назначение и основные возможности графических редакторов;
? основные принципы и методы создания Web-сайтов.
? После окончания курса учащиеся будут уметь:
? проектировать и создавать простые Web-сайты;
? создавать и редактировать изображения;
? обрабатывать графику для Web.

Элективный курс позволяет учащимся получить начальную подготовку по Web-дизайну и компьютерной графике и послужить основой дальнейшего совершенствования в этом направлении.
 
Международная Программа «Microsoft IT Academy».  В апреле 2004 года я была участником обучающего семинара «Международный проект «Microsoft IT Academy» и новые информационные технологии в системе дополнительного образования детей», г. Москва. Семинар организован Московским представительством корпорации «Майкрософт» при участии Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования России.

После обучения успешно прошла тестирование и получила международные сертификаты MOS (Microsoft Word 2000 и Microsoft Excel 2000). Наличие сертифицированного преподавателя позволило гимназии включиться в пилотный проект Международной Программы Microsoft IT Academy (Академия информационных технологий Майкрософт) с уровнем членства Office Specialist. Условия и правила программы позволяют проводить высококачественное обучение по самым современным и востребованным направлениям информационных технологий Microsoft, с целью приобретения учащимися профессиональных знаний и навыков.

По окончании курса обучения учащиеся получают Cвидетельство «Microsoft IT Academy» и могут при желании сдавать сертификационный экзамен. Программа сертификации Microsoft Office Specialist позволяет учащимся систематизировать свои знания, а успешно сданный экзамен подтверждает квалификацию. Microsoft Office Specialist является единственной одобренной корпорацией Microsoft программой сертификации, которая разработана для проверки и оценки знаний и навыков пользователей настольных приложений пакета Microsoft Office: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Access, Microsoft Outlook, Microsoft Project.

Экзамены по программе Microsoft Office Specialist оценивают не только основные навыки использования приложений, а также умение интегрировать их друг с другом и с другим прикладным программным обеспечением.
Участие в пилотном проекте означает:
? Бесплатное обучение и сертификация преподавателей.
? Комплект учебно-методических материалов для учителей и учащихся.
? Освобождение от уплаты годового регистрационного взноса за участие в программе.
? Постоянно пополняемая библиотека учебно-методических материалов на внутренней веб-странице программы Microsoft IT Academy.
? Последующая дистанционная методическая поддержка образовательных учреждений – участников пилотного проекта.
? Приобретение лицензионного программного обеспечения на льготных условиях.
 
Аккредитованный учебный центр ОблЦИТ
В 2002-2003 учебном году гимназия № 1 получила статус «Аккредитованного учебного центра Областного центра информационных технологий». В рамках учебного центра было организовано обучение учащихся гимназии по программам: «Базовый курс информационных технологий»; «Microsoft Office 2000 Professional» (Общество «Знание» России г. Москва); «Основы работы в Интернет» (Общество «Знание» России г. Москва).

Выпускники гимназии, продемонстрировавшие высокий уровень владения информационными технологиями в рамках курса информатики, и имеющие итоговую оценку по информатике «отлично» получили удостоверение Областного Центра информационных технологий по «Базовому курсу информационных технологий».

Курс «Microsoft Office 2000 Professional» содержит обзор основных возможностей пакета Microsoft Office 2000 и составляющих его программ: Word, Excel, PowerPoint, Outlook, Publisher и Access. Курс построен таким образом, что учащийся не только знакомится с основными возможностями программ, но и самостоятельно создает и редактирует около пяти десятков документов различного типа.
Курс «Основы работы в Интернет» предназначен для формирования у учащихся навыков работы в глобальной информационной сети Интернет.
Обучение по курсам Общества «Знание» России организовано на основе оригинальных учебно-методических комплексов (книги для слушателей, книги для преподавателей, электронные файлы заданий и компьютерные презентации).
Учащиеся гимназии, прошедшие обучение по курсам Общества «Знание» России и успешно сдавшие экзамен по программе курса, получили сертификат Всероссийского Общества «Знание» г. Москва, подтверждающий высокий уровень подготовки учащихся.
 
Подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям учащихся
Разработана многоуровневая система подготовки: углубленное изучение информатики на уроках (на профильном уровне); занятия на элективных курсах; индивидуальная работа с одаренными учащимися.
Такая система позволяет своевременно выявлять интеллектуально одаренных детей, реализовать основные принципы личностно-ориентированного обучения:
? изучение учащегося как неповторимой индивидуальности;
? создание условий для его становления, личностного развития;
? поддержка на пути самоопределения и самореализации.

Олимпиады по информатике являются фактически олимпиадами по программированию и имеют специфические особенности. Для успешного выступления на олимпиадах высокого уровня (городской, областной, региональный и всероссийский) учащийся должен не только знать и применять при решении задач определенный набор алгоритмов, но и отлично владеть техникой программирования, то есть уметь быстро реализовать и отладить любой алгоритм в виде программного кода, владеть специальными приемами программирования.

Исходя из этого, подготовка учащихся ведется по различным направлениям:
? изучение алгоритмов, необходимых для решения олимпиадных задач;
? написание и отладка программ на компьютере;
? анализ программного кода реализации типовых задач и алгоритмов;
? разбор задач и обсуждение способов решения, распознавание применимости известных алгоритмов;
? учебные тренировки: программирование, отладка и тестирование задач.

В соответствии с видом деятельности и направлением подготовки используются различные организационные формы: работа в малых группах и индивидуальные занятия. Проводятся занятия в разновозрастных группах, когда более старшие и опытные учащиеся выступают в роли наставников и могут передавать свой опыт младшим учащимся: объясняют особенности среды программирования, тестирующей системы, некоторых приемов написания и отладки программ, отвечают на вопросы.
Командные олимпиады школьников по программированию существуют с 2000 года и проводятся по правилам командных студенческих чемпионатов мира по программированию ACM. Команде из трех учащихся предоставляется для решения задач один компьютер, и они вместе, организуя работу по своему усмотрению, выполняют предложенные жюри задачи.
Учащиеся гимназии принимают участие в командных олимпиадах с 2001 г. Последние три года три команды представляют гимназию на этих соревнованиях: команды 9-х, 10-х и 11-х классов. При подборе команды учитываются психологические и личностные особенности учащихся, умение и желание работать в коллективе. Формирование команды в 9 классе позволяет учащимся за три года приобрести необходимый опыт выступления в соревнованиях, достичь слаженности в работе команды и к 11-му классу добиться хороших результатов.

Подготовка учащихся к научно-практическим конференциям основана на технологии проектов. Учащиеся, увлеченные информатикой, как правило, параллельно с подготовкой к олимпиадам, разрабатывают проекты в интересующей их области: программирования или информационных технологий. Результатом проектной деятельности является созданный практически значимый продукт: компьютерная программа, интернет-проекты и др.

Учащиеся с интересом и успешно участвуют в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня.
Олимпиады по информатике (программирование)
? Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию
? Олимпиады по информационным технологиям
? Открытая Всесибирская студенческая олимпиада по программированию им. И.В.Поттосина (НГУ)
? Региональный Открытый конкурс по информатике и программированию
? Научно-практические конференции учащихся
? Международная студенческая научная конференция. Школьная секция (НГУ)
? Дистанционные мероприятия
? Дистанционная олимпиада Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, г. Ярославль,
www.edu.yar.ru
? Международная дистанционная олимпиада проекта «Олимпиады: подготовка и проведение» по информатике, Образовательный портал Земли Шлезвиг Гольштейн и г. Любек, ФРГ, www.chasolimp.de
? Личные и командные Интернет олимпиады г. Санкт-Петербург, neerc.ifmo.ru/school
? Тренировки и соревнования на Уральском сайте acm.timus.ru
? Тренировки Центра олимпиадной подготовки НГУ olimp.iis.nsk.su
 
Летние школы.  С 2001 года гимназисты, успешно выступившие на олимпиадах по информатике и на научно-практических конференциях учащихся, приглашаются в Летнюю школу юных программистов им. А.П. Ершова (Институт систем информатики СО РАН). (http://school.iis.nsk.su/) Участие в Летней школе дает возможности: «погрузиться» в программирование, познакомиться с современнейшими информационными технологиями; саморазвития и самосовершенствования под тактичным руководством высококвалифицированных программистов, системных администраторов, ученых.
В 2006 году учащиеся гимназии Шайдуров Виталий и Стененко Александр по результатам выполнения вступительной работы были зачислены и прошли обучение по программе олимпиадной подготовки во Всероссийской Летней компьютерной школе. Обучение в ЛКШ ведется по курсу программирования, теории алгоритмов и смежных областей, т.н. computer science. Много внимания уделяется методам решения олимпиадных задач. Занятия ведут участники и призеры студенческих олимпиад по программированию, члены жюри различных олимпиад школьников по информатике, члены жюри и научного комитета Всероссийской олимпиады школьников по информатике, тренеры сборной России по информатике (
www.olympiads.ru).

О.И. Сипаренко, учитель информатики высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 1, руководитель РМО учителей информатики