Кравец Т.Н. Инновации в начальной школе
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Учебно-методический комплект развивающей системы Л. В. Занкова, по которому я работаю более восьми лет, учитывает данные факторы.
Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности необходимо, на мой взгляд, выполнение нескольких условий, первым из которых является умение обучающихся ставить цель: сначала учебную, затем жизненную и видеть перспективы её решения.
В течение нескольких лет я работаю над проблемой развития творческого мышления на уроках, изучаю научную и методическую литературу по этому вопросу, обмениваюсь опытом с коллегами. Признаки одарённости ребёнка – это особенности, которые выделяют его среди других, в чём-то поднимают над общим уровнем при прочих равных условиях. Мои ученики – это юные таланты, которые отличаются не только высокими способностями по тем или иным предметам, но и уверенностью в себе, сильной волей, высокими моральными качествами, нравственностью. Я чувствую удовлетворение от своей работы, когда вижу, что из просто одарённых ребят вырастают Личности. «Нет ничего такого гениального у человека, чего бы не было в зародыше у обыкновенного. Нужны лишь некоторые условия, терпение и труд», – писал академик Б. Кедров. Моя задача – помочь ребёнку раскрыть его таланты, потому что успех – самый лучший воспитатель, который даст уверенность в собственных силах.
Для реализации этой задачи считаю необходимым выработку для каждого ребёнка индивидуальной образовательной стратегии, учитывающей его психофизические особенности, образовательные потребности, особенности предшкольного развития и образования.
Особенно большое влияние на формирование моего педагогического профессионализма оказала научно-методическая деятельность:
? постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания различных дисциплин,
? изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм урока,
? ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценки,
? умение дать самоанализ собственной педагогической деятельности.
Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной учебного материала, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока. Игровая технология позволяет моим ученикам приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывает точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности, сменой конкретных видов работы. Одним из достоинств применения современных образовательных технологий в обучении считается повышение мотивации учения.
Работая по учебнику математики И.И. Аргинской, стараюсь максимально использовать каждый урок для развития интеллектуальных способностей, для развития конвергентного мышления моих учеников. Для этого использую специально разработанные мной задачи, задания олимпиадного характера. Мои ученики с удовольствием посещают факультативное занятие «ТРИЗ». Эта работа позволила детям научиться логически рассуждать, анализировать, планировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Положительным итогом работы считаю тот факт, что степень обученности учеников выросла на 10 %. При этом количество учеников, занимающихся на «4» и «5», увеличилась на 12 %, неуспевающих нет.
Со 2 класса я веду факультативный курс по краеведению «Знай и люби свой край», где определяющей является воспитательно-образовательная цель. При выборе видов краеведческой деятельности я исхожу из их познавательно-образовательной ценности. Факультатив обеспечивает полноценное гражданственное, интеллектуальное развитие, развивает эстетический вкус. Цель факультатива – формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашем регионе, области, городе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края. Программа этого курса разработана мной; рецензенты программы: З.В. Бродовская к.п.н., доцент кафедры начального образования НИПКиПРО, С.С. Заикина, к.т.н., соискатель учёной степени ИВЭП СОРАН, адъюнкт РАЕН.
Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности.
Инновационными я считаю процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и обучающихся, с их позициями в ходе обучения, когда для обучающихся создаются определённые условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса; самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования; формировать умение учиться.
Вот уже несколько лет я занимаюсь учебными исследовательскими проектами младших школьников. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
В 2004-2005 учебном году я и ученик 3 А класса Спутай Сергей представили экологический проект «Собаки в городе. Проблемы и пути решения» на первую городскую научно-практическую конференцию «Моё первое исследование». Наш проект был признан лучшим среди представленных работ и отмечен Диплом лауреата.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет мне не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом мои ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применён к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде.
Темы проектной работы тесно связаны с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Выполнение проектной работы даёт обучающимся неограниченные возможности для раскрытия своего творческого потенциала, превращает учеников в исследователей, даёт им огромный эмоциональный заряд.
Работая над проектами «Собаки в городе. Проблемы и пути решения», «Жизнь животных в неволе», «Как живёшь, красавец колеус?», «Вода из крана. Есть ли проблемы?», мои ученики посетили городской приют бездомных собак, ветеринарную клинику, станцию юных натуралистов, зоомагазины, зоопарк, Центральный Сибирский Ботанический сад, зимний сад ДОУ «Сибирская сказка», магазин «Флора», магазин «Системы очистки воды», насосно-фильтровальную станцию. Дети взяли интервью у директора Новосибирского зоопарка Р.А.Шило, дрессировщика аттракциона «Тигры» Н.К.Павленко, директора питомника лабораторных животных ГНПЦ «Вектор» В.Н.Бондаренко. Беседовали с экскурсоводом Сибирского Ботанического сада Е.И. Лаврухиной, с инспектором ГАИ П.М. Трундуковым и др.
Результативность исследовательских работ моих учеников велика. Все работы стали призёрами районных и городских научно-практических конференций. Проекты опубликованы во всероссийском журнале «Начальное образование», собраны в учебном пособии «Как организовать проектную деятельность младших школьников». Это учебное пособие пользуется большим спросом у учителей города и области. Проекты опубликованы в книге «Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся («Портфолио». Сборник описаний работ. Москва, «Первое сентября», «Чистые пруды», 2006 г.).
Имею печатные издания, а также печатные издания моих учеников:
1. «Знай и люби свой край». Из опыта работы краеведческой работы в начальной школе. Учебно-методическое пособие, НИПКиПРО, Новосибирск, 2004, с.7 – 16.
2. «Как организовать проектную деятельность в младших школьников». Из опыта работы эколого-краеведческой работы в школе. Учебное пособие, НИПКиПРО, Новосибирск, 2006.
3. Т.Н.Кравец, М.В.Телеганова, С.Спутай «Младшие школьники проводят исследования». Учебно-методический журнал «Начальное образование», издательство «Русский журнал». № 6 (ноябрь – декабрь), Москва, 2005, с.43 – 46.
4. Е.Данилова, Т.Н.Кравец, М.В.Телеганова «Моё первое исследование»: «Как живёшь, красавец колеус?» Учебно-методический журнал «Начальное образование», издательство «Русский журнал». № 6 (ноябрь – декабрь), Москва, 2006,с.33– 41.
5. И. Бобров, Т.Н.Кравец, М.В.Телеганова «Жизнь животных в неволе».Учебно-методический журнал «Начальное образование», издательство «Русский журнал».№ 1(январь-февраль), 2007, с.45-49.
В заключение хочу сказать, что меня окружают коллеги творческие, мыслящие, талантливые, яркие. Поэтому я работаю спокойно, увлечённо, с оптимизмом.
Т.Г. Кравец, учитель высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, МОУ гимназия № 13