Белецкая В.А. Организационно-образовательная структура муниципального экономического лицея


Модель организационного развития МОУ экономического лицея относится к интегративно-матричной модели. Это отражено в его Уставе, Концепции и Программе развития на 2006-2010 гг., разработанных научно-методическим советом и лабораторией управления. Прогнозируемый результат реализации Программы состоит в достижении главной цели образовательного процесса – обеспечении современного качества образования, формирования уровня социальной зрелости учащихся, достаточного для обеспечения автономности личности, её самостоятельности, коллективности, патриотизма, профессионализма.

Очевидно, что постановка цели напрямую связана с широкой направленностью содержания образовательного процесса через повышение его потенциала путём создания новых возможностей и свойств – гибкости, мобильности, быстроты реакций на изменение социальных условий и потребностей, многообразия спектра и повышения качества образовательных услуг, их дифференциации и привлекательности для потребителя. В практической работе ОУ широко реализуются инновационные процессы современного образования: программы «Школа-2100» для начальных классов; внедрение ГОСТ-2004 г. для основной и средней школы с соответствующим пакетом научно-методического обеспечения; реализация программ предпрофильного и профильного образования, целевых программ «Одарённые дети», «Перспектива», «Информатизация образования», «Здоровье» и других.

Учебный процесс в лицее строится на широком использовании современных технологий в организации индивидуально значимого, деятельностного подхода к обучению. На всех ступенях лицея распространяется новый стиль обучения, основанный на использовании глобальных информационных ресурсов, новых организационных систем, обеспечивающих доступ к необходимой информации через создание, структурирование и постоянное обновление веб-страниц, баз данных, каталогов. Межпредметная и внутрипредметная интеграция дополняется широкими возможностями для профессиональной ориентации подростков и юношества. Обеспечение более высокого качества образования обусловлено созданием современной материально-технической базы лицея. В городских конкурсах учебных кабинетов лицейский кабинет физики и кабинет географии удостоены первого, а кабинет химии – второго мест, кабинет истории отмечен дипломом. В текущем учебном году в районном конкурсе кабинетов кабинет русского языка занял первое место, кабинет математики - второе место.

Создание творческой атмосферы, развитие внутрилицейской культуры тесно связано с организацией научно-методической работы, основными функциями которой является осмысление социального заказа, важнейших требований общества к школе, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника. Результатом осуществления этих функций является точное понимание всеми учителями своих обязанностей в современных условиях.

Тесное сотрудничество с ведущими специалистами НИПКиПРО, глубокое изучение  педагогической теории и имеющейся практики, творческое их осмысление и применение свидетельствуют о стремлении педагогов работать в русле современных требований, прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности и добиваться их.  Много сил было при подготовке и участии в городском конкурсе «Сердце отдаю детям» (Н.В. Морозова, Н.И. Грибенчук), Нина Ильинична стала абсолютным победителем конкурса. В районном конкурсе школьных библиотек лицей занял второе место (библиотекарь Ю.Н. Аколова). Молодой творческий учитель Н.Н. Кириенко приняла участие в районном конкурсе «Урок года – 2007» в номинации «История» и удостоена диплома второй степени, дипломом 1-й степени награждена участница этого же конкурса в номинации «Русский язык» И.В. Яковенко. Первые места в районном конкурсе учебных кабинетов в 2007 году заняли кабинеты русского языка и литературы (зав. кабинетом Т.В. Сизова) и математики  (зав. кабинетом Т.А. Вильневчиц). Кабинет математики стал победителем в городском конкурсе. В 2006 году Премии Президента РФ удостоена учитель математики Е.А. Королько, а в 2007 году - учитель физики Н.А. Ковырзина.

Научно-методический совет руководит деятельностью научно-методических кафедр лицея: кафедры математики и информатики (заведующая кафедрой Е.С. Бондаренко), кафедры филологии и культурологии (заведующая кафедрой Т.В. Сизова), кафедры общественных наук и экономики (заведующая кафедрой Е.Г. Загайнова), кафедры иностранных языков (заведующая кафедрой С.А. Майснер), кафедры экологии и физического воспитания (заведующая кафедрой М.С.  Южаков), кафедры начальной школы (заведующая кафедрой В.В. Биндюк).  Всего семь кафедр, работу в которых организуют их заведующие, люди неутомимые, творческие, настоящие мастера педагогического труда, обладающие нечасто встречающимися качествами лидеров, способных вдохновить, сплотить  и вести за собой коллектив. Кафедры оказывают необходимую помощь учителю в росте его мастерства, профессиональной компетентности, что связано с развитием умений определять оптимальность планирования и проектирования процесса обучения, умения, которые позволяют оптимально реализовать план обучения, анализировать результаты  этого процесса на основе педагогического мониторинга. Кафедры занимаются организацией контроля результатов учебного процесса, координацией и стимулированием работы по развитию познавательной активности учащихся во внеурочной работе по предметам. При каждой кафедре работают секции лицейского научного общества учащихся, предметные кружки, олимпиадные группы, руководимые учителями, научными консультантами высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов. Учителя кафедр выявляют учащихся, проявляющих интерес и имеющих склонность к углублённому изучению учебных предметов, организуют их пролонгированную деятельность.

Стержнем работы всех кафедр является обеспечение эффективности обучения учащихся через применение активных методов организации учебной  деятельности, дифференциацию и индивидуализацию заданий по степени сложности; привлечение внимания  учащихся к целям обучения, содержанию знаний, к процессу учебной работы и её результатам, формирование на этой основе интереса к обучению. Большую работу ведут кафедры по  мотивации направленности обучения, созданию творческой атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, демонстрации учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, умений и навыков, связь их с жизненным опытом, интересами, запросами ребят.

Очевидны условия эффективности управленческого воздействия в деятельности кафедр, педагогов лицея:
? совместная работа хорошо спланирована и организована,
? педагоги понимают и принимают цели совместной работы, осознают каких и когда результатов от  них ожидают,
? они заинтересованы в получении ожидаемых результатов и испытывают удовлетворение от своей работы,
? само управление своевременно реагирует на происходящие изменения на основе оперативной информации,
? профессиональные контакты между педагогами отвечают общепринятым критериям.

Немаловажно и  то обстоятельство, что стержнем работы всех кафедр является обеспечение эффективности обучения  через применение активных методов организации учебной  деятельности, дифференциацию и индивидуализацию заданий по степени сложности; привлечение внимания  учащихся к целям обучения, содержанию знаний, к процессу учебной работы и её результатам, формирование на этой основе интереса к обучению.

На базе лицея работают три городских экспериментальных площадки: управления качеством образования, информатизации образования, организации профильного обучения. Научно-методические и практико-ориентированные рекомендации и разработки ложатся в основу перспективного стратегического планирования самого лицея, а также учитываются в деятельности членов Новосибирской Ассоциации лицеев и гимназий.

Распространение за рамки лицея лучшего опыта, созданного в нашем педагогическом коллективе, реализуется через участие в конкурсных мероприятиях, представительских конкурсах, творческих отчетах, семинарах, научно-практических конференциях. Знаковым событием минувшего учебного года стала региональная научно-практическая конференция «Довузовское образование: опыт, проблемы, перспективы. Научно-методическое партнёрство в сфере образования» в рамках Ассоциации лицеев и гимназий. Она позволила поделиться опытом, убедиться в правильности избранного пути, скорректировать направления и содержание работы.

В преддверии празднования 70-летия нашего образовательного учреждения, научно-методический совет разработал программу представления лицея в широком спектре направлений работы педагогического коллектива по теме «Приоритетные направления развития образования в лицее». Опыт работы МЭЛ был представлен в городском конкурсе научно-методических материалов «Образование – взгляд в будущее города», по результатам которого в номинации «Обновление содержания образования» третье место заняла работа Т.В. Сизовой и С.А. Ромащенко «Сборник элективных курсов для классов профильного обучения». Дипломов лауреатов удостоен авторский коллектив под рук. директора МЭЛ Н.И. Кузенко в номинации «Искусство эффективного управления», а также педагоги МЭЛ И.Э. Жучкова и В.П. Романова в номинации «Обновление содержания образования».

Экспозиция лицея на Сибирской ярмарке «Учсиб-2007» имела своей целью презентацию лучшего опыта педагогического опыта лицея, обобщенного в методических материалах и мероприятиях, использование интеллектуального, инновационного потенциала выставки как ресурса дальнейшего развития образования. Всего для участия в выставке было подготовлено 56 методических разработок учителей и администрации лицея, 6 из них удостоены высоких наград Сибирской ярмарки. Большими Золотыми медалями Международного форума образования отмечена работа «Программно-аналитическая документация, обеспечивающая качество образования в МОУ экономический лицей» (авторский коллектив под руководством директора Н.И. Кузенко), а также Сборник материалов по экономическому образованию (авторский коллектив под руководством зав. каф. общественных наук и  экономики Е.Г. Загайновой); Большой Золотой медалью ярмарки отмечена работа «Программно-методическое обеспечение профильного обучения. Образовательная область «Филология» (сборник УМК, программ элективных курсов, другого дидактического сопровождения по литературе, русскому и иностранным языкам)» - авторский коллектив учителей русского и иностранных языков под руководством зав. каф. иностранных языков Т.В. Айдаровой и зав. каф. филологии и культурологи Т.В. Сизовой; Малыми Золотыми медалями награждены работы «Информатизация образовательного пространства лицея» и «Сборник электронных пособий» (авторский коллектив под руководством зам. директора МЭЛ Сурадейкиной Т.М.); диплома «УчСиба» удостоена «Технология исследовательской деятельности в образовательной области «Обществознание» учителя истории Безлюдной С.А. 
 
 
Белецкая В.А., заслуженный учитель РФ,  учитель и руководитель высшей квалификационной категории, заместитель директора МЭЛ по учебно-воспитательной работе