В.И. Ворошилов, В.А. Исаев. О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ


Системный анализ задач и перспектив развития образования в России показывает, что основными тенденциями в его совершенствовании будут [1, 2, 5]:

• системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, образовательного мониторинга и организационного управления;
• построение и развитие единого образовательного информационного пространства, то есть задача качественного изменения в состоянии всей информационной среды, окружающей систему образования, представление новых возможностей как для ускоренного, прогрессивного развития каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта;
• общедоступность и гарантия качества образования для всех, а также многообразие, создание условий качественного образования для каждого;
• фундаментальность и глубина общеобразовательных (инвариантных) основ начального, основного, общего среднего и профессионального образования с учетом практической направленности образования для полноценной, конкурентоспособной подготовки подрастающего поколения к жизни и труду;
• адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий как в общероссийском, так и в международном контексте.
На этом пути проблема качества образовательных систем как интеграционной характеристики стала особо актуальной и приоритетной в условиях широкого применения информационных технологий, что нашло отражение в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" [1], где сформулирована главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Требование обеспечения современного качества образования актуализирует потребность систематически оценивать качество проектирования, функционирования и развития муниципальных образовательных систем с позиций интеграции, а этого можно добиться лишь с помощью системы целостного образовательного мониторинга [3, 4, 8]. При этом под образовательным мониторингом понимается научно обоснованный процесс непрерывного диагностико-прогностического слежения за качеством функционирования и развития образовательных процессов для оптимизации образовательных целей, содержания, форм, методов, условий и результатов обучения, т.е. для непрерывных улучшений [8, 9]. При этом основные подходы к повышению качества образования определены следующим образом [1, 5, 7]:

• дидактически-ориентированный (оптимизация звеньев традиционной педагогической системы);
• кибернетически-ориентированный (опора на принципы общей теории управления, новые информационные технологии);
• психофизиологически-ориентированный (включение резервных возможностей человека);
• личностно-ориентированный (моделирование ситуаций личностного включения учащихся в образовательный процесс).
Решение проблем модернизации российского образования предполагает существенное изменение управления качеством в муниципальных образовательных учреждениях, переход от управления функционированием и развитием образовательного учреждения к управлению качеством образовательного процесса и качеством выпускника школы как "продукта" этого процесса. При этом управление качеством образовательных систем должно все более смещаться со стадии функционирования на стадию проектирования, чтобы показатели качества образования были стабильными, а образовательная технология - надежной и устойчивой.

В отдельных работах [8, 9] в соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 [10] приведено определение: качество образовательной системы есть совокупность (система) её свойств (или совокупность качеств её подсистем), определяющих её приспособленность реализовать социальные цели в соответствии с Национальной доктриной образования в РФ. Следует отметить, что эффективные образовательные   системы   являются  рефлексивными,   что предопределяет необходимость усиления рефлексивности системы управления качеством образования, то есть усиление возможностей моделирования процессов самоорганизации и выработки на этой основе управляющих воздействий как на стадии проектирования, так и на стадии функционирования. В условиях информатизации, приведенных в Приказе Министерства образования РФ №410 от 11.02.02   [2], образовательные системы становятся с позиции системного подхода динамическими системами, и наиболее перспективными из них будут, по всей видимости, адаптируемые образовательные системы.

Реализация идеи управления качеством муниципальных образовательных систем должна базироваться на современных принципах менеджмента качества, сформулированных в международных стандартах  ИСО 9000 версии 2000 г., которые дают апробированный набор принципиальных положений для внедрения современных методов управления. Пример    концепции    системного    управления    качеством образовательного процесса в школе с учетом требований стандартов ИСО 9000 приводит В.П. Панасюк [4]. В соответствии с требованиями ИСО 9001:2000 эффективный менеджмент качества образования рассматривается через призму процессного подхода, который базируется на следующих положениях [6]: деятельность образовательного учреждения представляется в виде сети взаимодействующих между собой процессов (проектирование основных образовательных программ, разработка педагогических тестовых материалов и т.д.); управление деятельностью образовательного учреждения основывается на управлении сетью процессов, которые "формируют" качество конечной продукции.
В современной версии стандартов ИСО 9000:2000 [10] система менеджмента качества включает три подсистемы: систему управления качеством, систему обеспечения качества и систему улучшения качества. При этом управление качеством определяется как методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Указанные подсистемы базируются на следующих принципах современного менеджмента качества, которые должны быть реализованы при решении задач управления качеством образования в муниципальных образовательных системах:

• Ориентация на потребителя. Деятельность любой организации, в том числе и образовательного учреждения, зависит от её потребителей (учащиеся, родители, общество, государство), поэтому организация должна понимать текущие и будущие нужды потребителей, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Стандарт ИСО 9001:2000 [6] устанавливает, что удовлетворенность потребителей необходимо определенным образом измерять и оценивать, а система качества должна содержать механизм выработки корректирующих действий в необходимых случаях.
• Лидерство руководителя (Ведущая роль руководства). Руководители высшего звена (директор, завуч) своим личным примером должны демонстрировать приверженность качеству. Руководство должно заботиться об обучении персонала образовательного учреждения (учителя и т.д.) по вопросам качества, а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества. Реализация этого принципа требует определения руководством образовательного учреждения долгосрочной политики и миссии по вопросам качества и трансформации этой политики в измеряемые цели и задачи.
• Вовлечение сотрудников. Система качества образовательного учреждения и её механизмы в соответствии с ИСО 9001:2000 [6] должны побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности образовательного учреждения, брать на себя ответственность в решении проблем качества, представлять своё образовательное учреждение потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем виде.
• Процессный подход. Стандарт ИСО 9001:2000 [6] предполагает алгоритмический подход к проектированию системы качества образовательного учреждения как совокупности взаимосвязанных процессов, при этом для каждого процесса должны быть обеспечены следующие основные характеристики: входы и выходы (результаты) процесса четко определяются и измеряются; определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования и изучается их удовлетворенность результатами процесса; устанавливается их взаимодействие с другими процессами; устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом; при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение. Ко всем процессам может применяться методология РБСА (планирование, осуществление, проверка, действие) [6].

В образовательном учреждении объектом обучения всегда является личность: она находится на входе и выходе образовательного процесса. Задачей процесса обучения должно быть удовлетворение последовательно (по принципу возрастания) всех трех типов потребителей (личность, общество, государство) [1]. Таким образом, результат обучения фиксируется в виде комплексного изменения личности [4].

• Системный подход к менеджменту. Принцип системного подхода тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов, вносящих вклад в результативность и эффективность образовательного учреждения при достижении её целей. Реализация принципа системного подхода базируется на четырех ключевых процессах: ответственность руководства; менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла "продукции" [4]; измерение, анализ и улучшение.
• Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности образовательного учреждения следует рассматривать как её неизменную цель. Качество образования связано с общим развитием и улучшением научно-образовательного потенциала образовательного учреждения, а поэтому особое внимание должно уделяться формированию инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством.
• Подход к принятию решений, основанный на фактах. Этот принцип является альтернативой обычно применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции и прошлого опыта. Реализация принципа требует прежде всего измерения и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. Качество подготовки выпускника образовательного учреждения должно быть измерено, что требует создания квалиметрического обеспечения системы качества образовательного учреждения. Поэтому создание нормативно-методической базы для оценки эффективности процесса обучения, уровней обученности, среды обучения является важнейшей задачей образовательного учреждения в деле обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
• Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Реализация этого принципа требует четких и открытых связей и отношений, обмена информацией и планов на будущее между образовательным учреждением и потребителем. При этом повышение конкурентоспособности образовательного учреждения связано с его способностью удовлетворять имеющиеся и предполагаемые требования потребителей, изучение которых должно стать выделенным направлением деятельности в системе менеджмента качества. Основой процесса изучения потребностей является активный маркетинг качества. В отличие от товарного маркетинга, изучение рынка образовательных услуг часто сводится к пониманию неспособности потребителя (учащихся и их родителей) четко сформировать свои требования. При этом встает сложная задача опережающего влияния на рынок образовательных услуг, то есть формирование будущих потребностей для последующего удовлетворения.

Успешная реализация указанных принципов возможна в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества образовательного учреждения, разработанной в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000 [6] для постоянного улучшения деятельности с учетом отмеченных выше тенденций и потребностей всех заинтересованных сторон, где управление качеством образования является активным способом воздействия на качество образовательного учреждения в целом.

Литература
1. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Период МО РФ №393 от 11 февраля 2002 года.
2. О реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)". Приказ МО РФ №410 от 11 февраля 2002 года.
3. Матрос Д. Ш., Попев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.
4. Панасюк В. П. Системное управление качеством образования в школе. СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
5. Воронина Т. П. Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Изд-во "ИНФОРМА-ТИК", 1995.
6. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в сфере образования и обучения. М.: РИА "Стандарты и качество", 2002.
7. Ильин Г. Л. Психология педагогического управления. М.: Исследовательский центр проблем качества подготвки специалистов, 2000.
8. Ившина Г. В. Инвариантный подход при мониторинге качества образовательных систем // Материалы X симпозиума "Квалиметрия в образовании: методология и практика. Кн. 1. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
9. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996.
10. ИСО 9000:2000 Международный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.