ВРИЦ. Варианты открытых учебных занятий


Варианты открытых занятий
 
 
Информационная карта учебного занятия
 
Педагог: Лилитко Наталья Владимировна

Творческое объединение:  Студия бисероплетения «Волшебные бусинки» ДДТ "Центральный", Новосибирск

Группа: подростки 10-12 лет, второй год обучения. В группе 10 человек, работоспособность группы хорошая, темп деятельности средний. Атмосфера в группе доброжелательная и комфортная.

Раздел: аппликация бисером

Тип учебного занятия: учебное занятие со всеми элементами процесса обучения 

Тема: Ознакомление с техникой аппликации бисером на примере изготовления листочка

Цель: изучение техники аппликации бисером
Задачи:
▪ Образовательная: обучение основным приемам аппликации бисером, подбору цветовых сочетаний
▪ Воспитательная: формирование у учащихся эстетического вкуса, аккуратности, обеспечение связи знаний, умений, навыков с жизнью. Формирование и развитие у учащихся познавательных мотивов учебной деятельности, творческой инициативы и активности
▪ Развивающая: развитие наблюдательности, внимания, мелкой моторики, развитие речи и мышления учащихся

Оборудование для педагога:
▪ Бисер 2-х или 3-х «осенних» цветов (желтый, оранжевый, красный);
▪ Корытце для бисера;
▪ Иголки для бисера;
▪ Ножницы;
▪ Клей ПВА;
▪ Кисточка для клея;
▪ Цветной картон;
▪ Набор шаблонов листочков;
▪ Карандаши

Оборудование для обучающихся:
▪ Бисер;
▪ Корытце для бисера;
▪ Ножницы;
▪ Игла для бисера;
▪ Цветной картон;
▪ Крышечка для клея.

Форма работы: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, сравнения.

План учебного занятия
1. Оргмомент
2. Изучение нового материала
3. Самостоятельная (практическая)  работа обучающихся
4. Подведение итогов
 
Ход учебного занятия
1. Оргмомент. (2 минуты). Проверка готовности детей к занятию. У каждого обучающегося  должно быть приготовлено вышеперечисленное оборудование.

2. Изучение нового материала.
2.1. Ознакомление обучающихся с темой и целью занятия: научиться изготавливать изделия в технике аппликации бисером.

2.2. Ознакомление с техникой безопасности при изготовлении изделий в технике аппликации бисером(2 минуты):
• Использовать только клей ПВА. Он нетоксичен, легко растворяется и смывается водой, после высыхания становится прозрачным.
• Ножницы передавать кольцами вперед, не оставлять на столе открытыми.
• Не брать бисер или иглы в рот.
• Иглы и ножницы не подносить близко к глазам.
• По окончании работы убрать рабочее место: высыпать бисер в пакетик, иглы и ножницы положить на место мусор выбросить в мусорное ведро.

2.3. Вводная беседа. (4 минуты).
Предлагаю ответить на следующие вопросы:
-Какие бывают времена года?
-Что характерно для каждого из них? Зимой – снег, снежинки; весной – подснежники, цветущие деревья, ручейки. Летом – солнце, зелень, много цветов. А что характерно для осени? Конечно же, яркие каски на деревьях, листопад. Каждое дерево осенью наряжается в свои цвета: у березок листочки становятся желтыми, у осинок – красными, у кленов – оранжевыми, бордовыми, у дубов – желто-коричневыми.
А до чего же нарядная осенью рябинка! Демонстрирую подобранные по теме иллюстрации.
Обращаю внимание детей на различную форму листьев у разных пород деревьев.
Предлагаю детям попытаться сделать осенний лист из бисера.
Показываю образцы готовых листочков. Цель – показать, как можно передать природную красоту осенних листьев, используя бисер.

2.4. Ознакомление обучающихся с техникой аппликации бисером (8 минут).
- Выдаю обучающимся шаблоны листьев различной формы.
- обучающиеся обводят шаблон карандашом, вырезают листочек ножницами.
- Рисуем на вырезанном листочке прожилки.
- Показываю, как правильно нанизывать бисер на иголку, опускать ее в клей и укладывать бисер на подготовленный шаблон.

3. Самостоятельная работа обучающихся (15 минут).
3.1. За это время дети должны выложить бисером прожилки листочка.

3.2.Физкульт – минутка. Упражнения для глаз (5 минут).
Длительная работа с бисером вызывает утомление, поэтому необходим перерыв. Предлагаю учащимся удобно сесть на стул, выпрямить спину, облокотиться на спинку стула, руки положить на колени и выполнить следующие упражнения:
▪ Не двигая головой, медленно поднять глаза вверх, затем опустить вниз (5-10 раз);
▪ Посмотреть влево - вправо, не двигая головой (5-10 раз);
▪ Упражнение «восьмерка» (5-6 раз);
▪ Закрыть глаза, слегка похлопать по векам подушечками пальцев (15-30 секунд);
▪ Открыть глаза, сконцентрировать внимание на близко расположенном предмете, затем перевести взгляд на далеко расположенный предмет (5-10 раз);
▪ Поворачивая голову влево и вправо, постараться максимально увидеть, что находится за спиной;
▪ Запрокинув голову, постараться максимально увидеть, что находится сзади;
▪ Глубоко вдохнуть, выдохнуть, 2-3 раза поднимая руки на вдохе  вверх и опуская  их вниз на выдохе

3.3. Изготовление середины листочка (5минут).
Кисточкой намазываю клей толстым слоем между прожилками листочка и аккуратно насыпаю бисер поверх нанесенного клея. При необходимости выравниваю бисер обратной стороной карандаша.
3.4. Самостоятельная работа учащихся (5 минут).
В это время я слежу за правильностью выполнения задания, комментирую удачные решения, обращаю внимание на возможные ошибки.

4. Подведение итогов (10 минут).
4.1. Все изготовленные листья помещаются на подготовленный стенд: получается коллективная работа «Листопад». Предлагаю детям вспомнить стихи про осень. Например, Ивана Бунина:
Лес, точно терем расписной  -
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой;
Что вышки – елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца
И осень, тихою вдовой,
Вступает в пестрый терем свой...»
 
4.2. Уборка рабочего места (2 минуты).

Рекомендуемая литература.
1. Ляукина М.В. Бисер.- М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998
2. Ляукина М.В. Подарки из бисера. – М.: ЗАО Издательский Дом МСП, 1999
3. Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы и букеты. – М.:  Культура и традиции, 1999
4. Ляукина М.В Бисер. – М.: «АСТ-ПРЕСС книга», 2001
5. Ануфриева М.Я.. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.:  Культура и традиции, 1999

 
 
Информационная карта учебного занятия
 
Педагог: Шадымова Ирина Александровна

Творческое объединении: студия ансамблево- хорового пения «Остров детства»

Группа:  дети 7-8 лет, в группе 15  человек первого года обучения


Раздел: вводное занятие
Тип учебного занятия: учебное занятие изучения нового материала

Тема учебного занятия: введение в образовательную программу

Цель:
• пробудить интерес к ансамблево-хоровому пению
Задачи:
• Образовательная: начальное знакомство с элементами музыкальной грамоты, ознакомление с правилами певческой дикции,  артикуляции, дыхания.
• Развивающая: выявление способностей детей к интонационно- выразительному исполнению,
• Воспитательная: создание атмосферы непринужденного общения
Цель: • пробудить интерес к ансамблево-хоровому пениюЗадачи:• Образовательная: начальное знакомство с элементами музыкальной грамоты, ознакомление с правилами певческой дикции,  артикуляции, дыхания.• Развивающая: выявление способностей детей к интонационно- выразительному исполнению, • Воспитательная: создание атмосферы непринужденного общения

Форма работы: групповая
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, игровой.

План учебного занятия
1. Оргмомент
2. Основная часть:
 Разминка
 Слуховой анализ
 Работа над репертуаром
 Знакомство с элементами музыкального языка (донотный период). Анализ на слух

3. Заключение. Подведение итогов.
Оборудование:
• фортепиано
• элементы кукольного театра
• стулья
Ход учебного занятия
I. Оргмомент
Здравствуйте мои хорошие. Какие вы большие,  взрослые, нарядные, красивые. Вы здесь учитесь? Я вас раньше никогда не видела и вы меня тоже. Что же нужно сделать, когда незнакомые люди повстречались? Когда увиделись в первый раз? (ответы детей - правильно, нужно познакомиться)
А мы с вами познакомимся необычным образом, по - волшебному. Многие ребятишки сжимают кулачки, чтобы лучше выучить стихотворение или запомнить что-то очень важное. А мы с вами сожмем пальчики (упражнение «Волшебная птица») и постараемся запомнить, как зовут друг друга. 
Знакомство с детьми.
 
II. Основная часть
Я работаю в Доме детского творчества «Центральный» 9 лет, в течение которых руковожу студией «Остров детства». Все ребятишки, с которыми я занимаюсь учатся быть артистами. Кто сможет мне сказать: «Кто такие артисты?», «Что они делают?». (Предполагаемые ответы детей – клоун в цирке, танцор, артист в оркестре, певец и т.д.)
А как Вы думаете, мои артисты что делают? ( поют). Да, действительно, «Остров детства» - это студия ансамблево- хорового пения.
Давайте и с Вами попробуем поиграть в артистов. Для начала мы с Вами встанем как артисты. Сначала мы знакомились с Вами по- волшебному, а теперь будем учиться выходить на сцену тоже по- волшебному. Улыбнитесь мне, а я Вам. Молодцы!
Что делает ротик? (растягивается, уголочки вверх поднимаются, ротик подпрыгивает) Вот и мы с Вами встанем более высокие дети по краям,  дети более низкого роста в серединку. Вот и вышла у нас улыбка для зрителя. Когда мы выходим на сцену, зритель рад нас видеть и мы рады видеть зрителя. Улыбка всем нужна для хорошего настроения.
 
А). Разминка
Когда человек родился, когда немножко подрос, когда захотел научиться петь у него сразу появился голос как у певца настоящего? Правильно, не сразу. А что же нужно делать, где достать такой красивый голос? Открыть секрет? Такой голос есть у всех, только так бывает, что он спит. Наверное, нужно пойти к нему и постараться разбудить. Да? Знать бы только, где он живет? Пошли искать.( погудели).
А что у нас с Вами помогает голосу проснуться? (показываю на себя, на артикуляционный аппарат). Ответы детей ( язык, губы, зубы, небо, рот)
Артикуляционные упражнения: «Сказка для язычка», «Лягушки и слоны», «Замок», «Апельсин».
Вокально-интонационные упражнения: «Воробей», «Колечко».
 
Б.) Слуховой анализ
Помните, мы с Вами показывали маленьких котят, когда играли в «Апельсин»? А все котята любят играть в одну игру, Называется она- солнечный зайчик. Знаете, когда появляется солнечный зайчик? Когда его опускаешь пониже, он становится большой, круглый, а когда повыше - все меньше и меньше. Сейчас я буду голосом играть как солнечным зайчиком, а вы попробуйте поймать руками солнечного зайчика.
 
В). Работа над репертуаром.
Скажите, а с Вами было такое, когда, как Вам кажется, вы были совсем не виноваты, а Вас наказывали или ругали несправедливо?
Скажите, а кто любит всякие сладости: конфетки, мороженое, шоколад, например?
Тогда я Вам сейчас расскажу одну историю, которая приключилась с человеком вашего возраста.

Показ песни. Французская народная песня, русский текст О. Александровой « Как мне маме объяснить?».

Как мне маме объяснить,
Что чистюлей трудно быть
Что хочу я стать опрятной
И как папа аккуратной.
Но любимый шоколад
Так и мажет все подряд.

Как Вам кажется, кто на самом деле виноват?
 

Этапы впевания.
Г.) Знакомство с элементами музыкального языка (донотный период). Анализ на слух.
Я пришла к Вам сегодня не одна. Со мной пришли мои помощники и у каждого из них своя история. Знакомство с героями музыкальной сказки и с их индивидуальной музыкальной характеристикой (термины).
 
III. Заключение
Понравилось ли Вам чувствовать себя артистами? А как Вы считаете, достаточно ли одного занятия, чтобы выйти на настоящую сцену, к настоящим зрителям? Вот потому мои ребятишки и занимаются со мной в течение четырех лет,  и я надеюсь, что Вы тоже неслучайно пришли ко мне на занятие  и если Вам понравилось, то я и мои ребятишки рады принять Вас в нашу студию «Остров детства».

Спасибо Вам большое за то, что Вы сегодня пришли, что мы с вами познакомились и подружились. А песенку, которую мы с Вами разучили исполните как подарок, когда придете домой всем тем, кто Вас ждет дома.
 
Литература:
1. Емельянов В.В  Развитие голоса», С-П., 1997
2. Рузина  Т. С. Страна пальчиковых игр, С-П, -2000
3. Струве Г.А. Школьный хор, М., 1981
4. Стулова Г.П.  Хоровой класс, М.,  1988
 

 
Информационная карта учебного занятия
 
 
Педагог: Мальчикова Лариса Геннадьевна

Творческое объединении: студия «Оригами» Центра интеллектуального развития детей и подростков

Группа:  дети 7-9 лет, в группе 10  человек первого года обучения
Раздел:
Тип учебного занятия: учебное занятие изучения нового материала

Тема учебного занятия: введение в образовательную программу

Цель:
• самовыражение ребёнка через искусство складывания из бумаги
Задачи:
• Образовательная:  выполнение  традиционной модели «Корабль» и авторской модели А. Яковиса «Весёлая рыбка»,  отработка приёма «вогнуть внутрь»
• Развивающая: развитие мышления,  глазомера,
• Воспитательная: создание творческой атмосферы на занятии, дающей возможность творить вместе

Форма работы: групповая
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, игровой.

План учебного занятия
1. Оргмомент

2. Основная часть:
 Разминка
 Слуховой анализ
 Работа над репертуаром
 Знакомство с элементами музыкального языка (донотный период). Анализ на слух

3. Заключение. Подведение итогов.

Оборудование:
- Бумага форматом не менее А-4(не менее 3-х листов на каждого обучающегося)
- клей,
- цветные карандаши или фломастеры,
- готовая (нарисованная) картинка морского дна на большом листе ватмана (на листе могут быть  нарисованы не только водоросли, но и морские звёзды, осьминог, водолаз, хищная акула или затонувший сундук с сокровищами)
 

Ход занятия.
Объяснение нового приёма. (10 минут)
- Часто в оригами приходится вгибать внутрь части фигурки. Этому приёму надо обязательно научиться! Смотрите, как это делается. (Показ педагога).
- Ребята обратите внимание, как этот приём изображается на чертежах. (Просмотр схем изображения данного приёма).
  Предлагается повторить действия педагога, при этом педагог следит, чтобы при выполнении учащимися данного приёма «горы» (спереди и сзади фигуры) проходили у них точно по намеченным линиям. Часто ребята намечают одни линии, а вгибают затем по другим.
Приём «вогнуть внутрь» отрабатывается на двух фигурках. Начать надо с кораблика, как  более простого.

Модель № 1 - кораблик (практическая работа). (15 минут)
- Ребята, вы, когда-нибудь, опускались на морское дно? А, как туда можно попасть? (Беседа с детьми о кораблях, батискафах, скафандрах, водолазах).
Выполняется традиционная модель кораблика (см. схему) с использованием нового приёма «вогнуть внутрь» и первого большого квадрата.
- Получился кораблик! Он может плавать по столу. Придумайте ему название и напишите его на борту. Прежде чем мы отправимся на нём в открытое море, проведём тренировочный заплыв.
Весёлая переменка (игра - соревнование) (10 минут)
Каждый ребёнок по очереди ставит свой кораблик на старт. Дуя в парус он должен довести своё судно до финиша не натыкаясь на препятствия. Побеждает тот игрок, чей корабль пройдёт весь путь быстрее и без столкновений.

Модель № 2 – рыбка (практическая работа). (35 минут)
- Настоящие корабли ходят по морям и рекам. В воде под ними плавают самые разные рыбы. Посмотрите, какие они разные по цвету, форме размерам. (Показ иллюстраций с изображением рыб).
- Мы тоже сейчас сделаем рыбок.
Из второго большого квадрата складывается большая рыбка (см. схему). В процессе складывания фигурки, вновь отрабатывается приём «вогнуть внутрь» и тренируется глазомер. Педагог подсказывает ребятам, как мысленно разделить нижнюю сторону заготовки для рыбки на четыре части, сначала пополам (это место можно отметить пальцем), затем правую половину ещё раз пополам. Когда ребята справятся с изготовлением рыбки, попросите их поднять над головой и показать, что у них получилось.
- Посмотрите, у нас все рыбки получились одинаковые. А хотите, чтобы у каждого была своя собственная рыбка, со своим характером и судьбой? Обычно все соглашаются. Но как это сделать? Для этого надо подумать, какие отличительные черты есть у рыбок. Обычно дети начинают перечислять: глаза, плавники, окраска, рот…
- Сначала займёмся глазами. Они ведь бывают разные и по-разному передают эмоции – весёлые, грустные, задумчивые, злобные, кокетливые, серьёзные, боязливые, любопытные, красивые. (Показ готовых вариантов глаз на доске)
- Может кто-то предложит свой вариант? Возьмите теперь фломастеры или цветные карандаши и нарисуйте своим рыбкам глаза. 

(Показ на доске различных вариантов ртов). Варианты ртов: улыбчивые, задумчивые, недовольные, удивлённые, грустные, кокетливые, серьёзные, злые ….

Дети выбирают один из вариантов для своей рыбки.
- Теперь займёмся раскраской туловища, они могут быть полосатыми, пятнистыми… спинка обычно у рыбок тёмная, чтобы не было заметно с воздуха для хищных птиц, а брюшко светлое. Постарайтесь самостоятельно раскрасить рыбок, не подглядывая к соседям. Дети стараются, кто как может.
- Ну вот, теперь можно показать, что получилось! У каждого рыбка вышла своя, со своей раскраской и со своим выражением. Попытайтесь без помощи схемы, по памяти сложить из маленького квадратика малька и тоже его раскрасьте.

Фантазия на тему «Весёлые рыбки» (ролевая игра) (15 минут)
Предлагается составить небольшой рассказ, сказку, про свою рыбку. Дети могут объединиться, придумать общую сказку. От имени рыбки дети проговаривают, проигрывают ситуацию.
Заключительная часть занятия (5 минут)

Вывешивается на доску лист ватмана с морским дном.

-      Пусть каждый выберет место, где будет «плавать» его рыбка. А малька возьмите с собой.
Получившееся в результате цветное панно будет представлять целую стайку рыб всей группы ребят. Её можно повесить на стену в фойе, пусть полюбуются плодами коллективной работы сами ученики, родители и все дети которые ходят в другие кружки.