МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В ШКОЛЕ


1. Методы обучения
Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие   формирование   ЗУН,   необходимых   для   решения   учебно-питательных задач.

2. Прием
Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в про-цессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

3. Система методов
Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

4. Сущность метода
Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

5. Классификационные признаки группировки методов:
• источник знаний;
• характер познавательной деятельности ученика;
• руководящая роль учителя;
• степень активности ученика;
• возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;
• условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

6. Методы как способы учебной работы
? догматический - приобретение знаний в готовом виде.
? эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании).
? исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогно-зирования результатов работы.
Последние два подхода свойственны развивающему типу обучения.

7. Характеристика отдельных групп методов
Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через, систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения:
• проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового ре-шения;
• частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
• исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся  при обучении.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:
• словесные, наглядные, практические;
• аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
• репродуктивные, проблемно-поисковые;
• методы самостоятельной работы и работы под руководством

Методы стимулирования и мотивации:
• методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры,     учебные     дискуссии,     создание     эмоционально-нравственных ситуаций);
• методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

Методы контроля и самоконтроля:
• устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
• письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
• методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные   работы,   контроль   выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль).

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
• классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию  нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков);
• определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
• различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
• деление  самостоятельных работ  по  способу  организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).

Методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим средством.

8. Многообразие методов
Словесные методы:
• объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, тер-мины, устанавливаются причинно- следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непря-мое, инструктивное);
• рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно опи-сательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);
• работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосре-дованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
• изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
• повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в
форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
• описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
• рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
• проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;
• беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся
репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность).
Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки - учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные во-просы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового ма-териала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения.
Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

9. Уровни принятия решения о выборе методов обучения

1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения ме-тодов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.
2-й - решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обу-чения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.
3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными усло-виями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкрет-ных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

10. Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:
• способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации;
• формируют у учащихся потребность в новом знании;
• направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;
• ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
• обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности;
• содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;
• создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.

• 11. Методы обучения на уроке должны соответствовать:
• задачам урока;
• характеру и содержанию учебного материала;
• уровню ЗУН учащихся;
• материальному обеспечению урока;
• личным качествам учителя, его подготовленности к уровню
методического мастерства;
• индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся; бюджету времени