Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    http://www.larn32.ru/ оценка уровня нефтяного загрязнения.

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    В. Караковский

    ШКОЛА БУДУЩЕГО — ЭТО ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ
     
     
    Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Общество проявляет активную заинтересованность в будущем россиского образования. Никогда не было столько программ, конкурсов, проектов, сопро­вождаемых немалыми материальными вложениями. Никогда так откровенно не поощрялись честолюбие и корысть.

    Но повышенный интерес к образованию имеет сегодня некоторые особенности. Он идёт сверху — от политиков, экономистов, государственных деятелей и админист­раторов всех сортов. Для этих людей в качестве ориентиров выступают черты некоей глобальной модели образования, связанной с принятыми в современном деловом мир стандартами, — функциональная грамотность, компетентность, знание иностранного (желательно английского) языка, владение компьютером и как конечная цель — деловой успех. Образ школы будущего под сильным влиянием прагматизма. Здесь вы не найдёте Пушкина и Шекспира, мировой и отечественной истории, объективных зако­нов природы и новейших открытий современной науки.

    Уже который раз размышляя о школе будущего, человечество имеет в виду со­вершенствование, усложнение, модернизацию учебного процесса. Опять нарушается баланс основных функций школы — обучения, воспитания и развития. Школа как педагогическая система, как целостность, стремящаяся к гармонии, разваливается.

    Особенно обидно за воспитание. Похоже, что недооценка воспитывающей дея­тельности педагога стала нашей дурной традицией. Ещё А.С. Пушкин почти 200 лет назад замечал, что все беды России происходят по одной причине — из-за отсутствия воспитания. Д.И. Менделееву принадлежат слова: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего».

    Но воспитание всегда отставало от обучения, рассматривалось как сопутствую­щая деятельность. В России воспитывать издавна значило — поучать. Позднее воз­никла проблема свободного времени, и педагоги взялись за организацию досуга детей Рождение детских организаций (пионерской и комсомольской) значительно обогатило жизнь школы. Но вот наступило новое время, и этих организаций не стало. Общее отношение к воспитанию изменилось. Возникло даже выражение, ставшее крылатым: «Чем советское воспитание, лучше никакого». Так и пошло.

    Хорошо ещё, что в последние 15 лет возникло типовое разнообразие школ. Это избавило нас от одной модели школы, от одного направления развития. Слава богу, сегодня есть много типов разнообразных школ, но среди них, к сожалению, слабо звучит школа воспитания.
    В последние годы трагически обост­рилась проблема обесценивания челове­ка. В условиях новых рыночных отноше­ний и пропаганды личного успеха, расчё­та на свои силы слабеет и сходит на нет традиционное для России добротворчест­во, бескорыстная помощь слабым. До­стоинство любого государства измеряется двумя обстоятельствами — отношением к старикам и детям. Мы часто слышим правильные слова в адрес ветеранов (особенно в юбилейные дни), но ещё ча­ще по телевизору мы видим нищих, боль­ных, голодающих стариков, изгоняемых из своих жалких лачуг прямо на улицу. Сегодня в России 700000 никому не нуж­ных сирот-беспризорников, которых го­сударство и общество готовы продать за­рубежным благодетелям. Это же целый город одиноких детей! Вот вам и истинная цена человека. Умный, образованный человек — это, безусловно, хорошо, но ещё луч­ше — истинный гуманист, относящийся к человеку как к высшей ценности на земле. И это надо внушать с первого класса школы, занимаясь такого рода воспитанием неусыпно, ежедневно. Иначе человечество истребит себя.

    Вот почему школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания. Мало того, она должна постепенно пре­вращаться в школу практического гума­низма. Человек — цель, объект, субъект и результат педагогических действий.

    Многие думают, что воспитательная система школы создаётся для воспитания детей. Не только. Потому-то она и систе­ма, что включает в себя и взрослых, ко­торые в ней работают.
    Учебная деятельность разъединяет учителей: ведь каждый преподаёт свой предмет, а их в школе — более 20. Вос­питывающая деятельность объединяет усилия всех педагогов школы, ставит их если не в равные, то в сходные условия.

    Когда коллектив нашей школы на­чинал эту работу, у нас не было ни одно­го почётного звания, ни одной учёной степени. Теперь в школе восемь заслу женных учителей России, один народный учитель СССР, один заслуженный работ­ник культуры, 30 учителей высшей кате­гории, четыре кандидата и три доктора наук. На материале школы защищено более 30 кандидатских и докторских дис­сертаций, издано девять книг. Всё это — результат воспитательной работы, про­водимой в школе. И ещё одно замечание. Сегодня, глядя на нас, многие иронизи­руют: «Неужели вам не надоело сеять «разумное, доброе, вечное»? Ведь вокруг такая жестокая жизнь! Зачем же вы де­тей обманываете?». На это хочется ответить.

    Жизнь существует в нескольких ипостасях. Есть объективная реальность, данная нам в восприятии. Есть жизнь, от­ражённая в сознании, воображении чело­века. И она имеет ничуть не меньшее значение.
    Люди во все времена, когда им было очень плохо, придумывали лучшую жизнь, где было то, чего хотелось иметь в реальности. Дети это умеют делать осо­бенно хорошо. Они ведь фантазёры.

    Школа — это разновозрастная общ­ность людей, которые могут жить подру­гам законам, нежели в повседневной жиз­ни. Нужно только договориться: «Какой бы жизнь ни была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных  людей. Давайте жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо».  Мы по этому поводу даже придумали законы, правила, кодексы, которые помогают нам жить спокойно, дружно и человечно.
    Мы размышляем о школе будущего без суетливого авангардизма, без эффектов и «педагогического выпендрёжа». Наша вера на этом пути такова: 
               
    Без памяти — нет истории,            
    Без истории — нет культуры,             
    Без культуры — нет духовности,         
    Без духовности — нет воспитания,      
    Без воспитания — нет Человека,        
    Без Человека — нет Народа!   
             


    Уборка домов киев по материалам http://www.pena-cleaning.kiev.ua.


    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование