Поляков С.Д., Петренко Е.Л. АЗРАБОТКА ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Новая ситуация с оплатой деятельности классного руководителя может привести к росту результативности и эффективности их деятельности только при реализации ряда условий:
• обучение классных руководителей эффективным способам работы;
• методическое обеспечение деятельности классного руководителя;
• обеспечение администрацией школы организационно-управленческих условий результативной деятельности классных руководителей.
Последние, организационно-управленческие, условия, на наш взгляд, являются ключевыми.
Главным организационно-управленческим условием, позволяющим использовать новую ситуацию с оплатой классного руководителя для повышения эффективности воспитательной деятельности в образовательном учреждении, является разработка на основе согласования интересов администрации и классных руководителей внутришкольного нормативного документа о классном руководстве и его последующая последовательная реализация.
• обучение классных руководителей эффективным способам работы;
• методическое обеспечение деятельности классного руководителя;
• обеспечение администрацией школы организационно-управленческих условий результативной деятельности классных руководителей.
Последние, организационно-управленческие, условия, на наш взгляд, являются ключевыми.
Главным организационно-управленческим условием, позволяющим использовать новую ситуацию с оплатой классного руководителя для повышения эффективности воспитательной деятельности в образовательном учреждении, является разработка на основе согласования интересов администрации и классных руководителей внутришкольного нормативного документа о классном руководстве и его последующая последовательная реализация.
Цель данных методических рекомендаций - задать администрации школы ориентиры в разработке такого документа (именуемого далее Положением о деятельности классного руководителя в образовательном учреждении).
Основания для разработки
• Трудовой кодекс (ТК) РФ (ст. 130), Закон РФ «Об образовании», Устав и концепция деятельности школы.
• Приказ № 2! Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г и Приложение к нему.
• Нормативное денежное вознаграждение за деятельность классного руководителя (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации).
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
1.1. Положение о деятельности классного руководителя разрабатывается и утверждается в образовательном учреждении.
1.2. Уровень сложности работы классного руководителя, предположительно, приравнивается к уровню сложности работы учителя-предметника. Это предположение означает, что возможное нормативное время работы классного руководителя - 7-10 ч в неделю непосредственной работы со школьниками и их родителями (0,4-0,6 от ставки учителя). Расчет произведен из соотношения оплаты классного руководства и оплаты за преподавательскую деятельность учителя.
2. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Общие положения.
2.2. Ценности и цели воспитания в образовательном учреждении.
2.3 Функции классного руководителя (формулируются с использование Приложения к Приказу № 21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г.)
2.4. Сферы деятельности классного руководителя.
2.5. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя.
2.6. Формы документации классного руководителя.
2.7. Виды сверхнормативной деятельности и формы их оплаты.
2.8. Полномочия классного руководителя.
2.9. Полномочия администрации в отношении деятельности классного руко-водителя (оценка и контроль, создание условий для деятельности).
2.10. Порядок принятия Положения.
3. МОДЕЛЬ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
(Модель носит ориентировочный характер, указывая возможное общее для разных школ содержание Положения и пункты, которые наполняются содержанием, исходя из условий учреждения. В соответствующих местах текста стоит многоточие.)
3.1. Общие положения.
3.1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу классного руководства в образовательном учреждении.
3.1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от работы в устаноленном порядке приказом директора из числа основных сотрудников общеобразовательного учреждения, имеющих среднее специальное или высшее образование. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, работающего в данном классе, с соответствующей доплатой за дни замены.
3.1.3. Классный руководитель- центральная фигура в организации школьного воспитания.
3.1.4. Классный руководитель стремится строить в классе воспитывающие отношения, влияя на них через организацию различных видов деятельности, создание условий для индивидуального позитивного проявления учащихся и помощь школьникам в решении их учебных и жизненных проблем.
3.1.5. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора образовательного учреждения, курирующий организацию воспитательного процесса.
3.1.6. Классный руководитель в своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, уставом образовательного учреждения, настоящим Положением и нормативами учета рабочего времени, утверждаемыми директором образовательного учреждения.
3.1.7. Оплата за классное руководство осуществляется в установленном для образовательных учреждений порядке.
3.2. Ценности, цели и содержание воспитания в образовательном учреждении. (Содержательная сторона воспитывающей деятельности классных руководителей определяется в каждой школе исходя из наличных воспитательных ресурсов и педагогических ориентиров: ценностей, миссии, целей школы.)
3.2.1. Основные воспитательные ценности школы: ...
3.2.2. Главные цели воспитания в школе: ...
3.2.3. Задачи деятельности классных руководителей в школе: ...
3.3. Функции классного руководителя. (Формулируются с использованием Приложения к Приказу № 21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. с поправкой на особенности и условия образовательного учреждения.)
3.4. Сферы деятельности классного руководителя.
3.4.1. Непосредственное педагогическое взаимодействие с детьми. Классный руководитель:
• организует жизнедеятельность классного коллектива;
• создает...........................................................;
• помогает.........................................................;
• развивает.........................................................;
•
3.4.2. Организационная непедагогическая работа с детьми:
• организует дежурство по классу;
•
3.4.3. Работа с документами:
• ведет классный журнал;
• ведет личные дела учащихся;
3.4.4. Взаимодействие с администрацией, учителями, родителями школьников и другими взрослыми, имеющими отношение к воспитанию школьников:
3.5. Ориентировочные временные затраты на сферы деятельности классного руководителя.
3.5.1. Непосредственная педагогическая работа с детьми и родителями. (Общая сумма часов на эту часть работы не должна превышать количество оплачиваемых часов: от 7 до 10 часов в неделю, соответственно 0,4-0,6 ставки. Распределение этих часов по видам работы планируется исходя из условий и традиций школы.) Примерное распределение временных затрат классного руководителя в неделю:
• Классные часы и мероприятия - ... часа в неделю.
• Работа с активом и другими группами детей -.. .часа.
• Индивидуальная работа с детьми -., .часа.
• Работа с родителями - ... часа.
• Другая работа с детьми (подготовка и участие в школьных мероприятиях, текущие повседневные дела, работа с экстремальными ситуациями) - в среднем в неделю ... часа.
3.5.2. Другие виды работы классного руководителя - не являющиеся непосредственной работой с детьми и родителями.
• Работа с учителями.
• Работа с документами и материалами диагностик.
• Организационная непедагогическая работа.
• Другая работа (школьные совещания и семинары, внешкольные совещания, связанные с деятельностью классного руководителя, методическая работа, разработка классных мероприятий и пр.).
Желательно в этом разделе также конкретизировать перечисление видов работ с учетом специфики образовательного учреждения.
Нормирование этих видов работ- временные затраты в неделю или в месяц -может осуществляться, но должно быть не более чем ориентировочным и гибким. И сами эти виды работ не могут быть предметом контроля. Другое дело умелое, реалистическое мотивирование такой работы. Эти положения аналогичны ситуации с «другими видами» деятельности учителя-преподавателя: деятельностью мето-добъединений, работой с журналом, подготовкой к урокам и пр.).
3.6. Формы документации классного руководителя, принятые в школе.
3.7. Виды сверхнормативной деятельности классного руководителя, формы их учета и оплаты.
В этом разделе Положения приводится список дополнительных видов деятельности классного руководителя в данной школе, требующих больших усилий и временных затрат (походы, творческие клубы, лагерные сборы,...). В данном разделе также прописываются формы учета сверхнормативной работы, называются формы поощрения, стимулирования и правила оплаты такой деятельности.
3.5. Ориентировочные временные затраты на сферы деятельности классного руководителя.
3.5.1. Непосредственная педагогическая работа с детьми и родителями. (Общая сумма часов на эту часть работы не должна превышать количество оплачиваемых часов: от 7 до 10 часов в неделю, соответственно 0,4-0,6 ставки. Распределение этих часов по видам работы планируется исходя из условий и традиций школы.) Примерное распределение временных затрат классного руководителя в неделю:
• Классные часы и мероприятия - ... часа в неделю.
• Работа с активом и другими группами детей -.. .часа.
• Индивидуальная работа с детьми -., .часа.
• Работа с родителями - ... часа.
• Другая работа с детьми (подготовка и участие в школьных мероприятиях, текущие повседневные дела, работа с экстремальными ситуациями) - в среднем в неделю ... часа.
3.5.2. Другие виды работы классного руководителя - не являющиеся непосредственной работой с детьми и родителями.
• Работа с учителями.
• Работа с документами и материалами диагностик.
• Организационная непедагогическая работа.
• Другая работа (школьные совещания и семинары, внешкольные совещания, связанные с деятельностью классного руководителя, методическая работа, разработка классных мероприятий и пр.).
Желательно в этом разделе также конкретизировать перечисление видов работ с учетом специфики образовательного учреждения.
Нормирование этих видов работ- временные затраты в неделю или в месяц -может осуществляться, но должно быть не более чем ориентировочным и гибким. И сами эти виды работ не могут быть предметом контроля. Другое дело умелое, реалистическое мотивирование такой работы. Эти положения аналогичны ситуации с «другими видами» деятельности учителя-преподавателя: деятельностью мето-добъединений, работой с журналом, подготовкой к урокам и пр.).
3.6. Формы документации классного руководителя, принятые в школе.
3.7. Виды сверхнормативной деятельности классного руководителя, формы их учета и оплаты.
В этом разделе Положения приводится список дополнительных видов деятельности классного руководителя в данной школе, требующих больших усилий и временных затрат (походы, творческие клубы, лагерные сборы,...). В данном разделе также прописываются формы учета сверхнормативной работы, называются формы поощрения, стимулирования и правила оплаты такой деятельности.
В каникулярное и летнее время режим работы классного руководителя устанавливается согласно специальному плану с учетом данного Положения о деятельности классного руководителя.
3.8. Полномочия классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
• получать информацию о физическом и психическом здоровье детей, их успеваемости и поведении;
• вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
• создавать собственные воспитательные системы и программы, применять и разрабатывать новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь при этом принципом «не навреди»;
• координировать работу учителей-предметников;
• вносить на рассмотрение администрации или совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
• приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу;
• по согласованию с администрацией обращаться за помощью в социальные службы и другие организации, имеющие отношение к детям и их родителям;
• определять свой режим работы с детьми;
• выбирать форму повышения педагогического мастерства как воспитателя;
• в случае несогласия с оценкой администрацией состояния воспитательной работы в классном коллективе апеллировать к совету школы (попечительскому совету);
• защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суде;
• отказываться от поручений, лежащих за границей содержания его деятельности.
Классный руководитель не имеет права:
• унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
•
3.9. Полномочия администрации в отношении деятельности классного руководителя.
3.9.1. Оценка работы классного руководителя. Деятельность классного руководителя оценивается по двум основаниям:
• Добросовестность выполнения видов работы, заданной нормативной частью деятельности;
• качество сверхнормативной деятельности классного руководителя (критерии качества сверхнормативной работы вырабатываются методическим объединением классных руководителей).
3.9.2. Формы анализа деятельности классного руководителя:
• анализ выполнения планов работы классных руководителей (периодичность и формы анализа определяются администрацией школы с учетом мнения методобъединения);
• анализ ведения установленной Положением документации;
• анализ занятий, мероприятий, проводимых классным руководителем;
• совместный анализ деятельности классным руководителем и администрацией образовательного учреждения;
• анкетирование учащихся и их родителей с целью анализа особенностей воспитанников и совершенствования деятельности классного руководителя.
3.9.3. Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:
• наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей и учащихся;
• педагогически необоснованных конфликтов с учащимися;
• неоднократного нарушения трудовой дисциплины.
3.9.4. Для реализации педагогических задач администрацией создаются определенные условия деятельности классного руководителя:
• материально-техническое обеспечение организуемой классным руководителем воспитательной деятельности;
• методическая помощь в формах...;
• организационная помощь в случае...;
• стимулирование деятельности классных руководителей с использованием морального и материального поощрения в формах...
З.10. Порядок подписания Положения.
Положение разрабатывается комиссией в составе директора школы, замдиректора по воспитательной работе и представителей методического объединения классных руководителей.
Положение утверждается на педсовете открытым голосованием, оформляется в виде локального акта и вступает в действие после его подписания директором школы и классными руководителями с указанием срока его действия.
Изменения в Положении о деятельности классных руководителей, а также его переутверждение производятся по инициативе администрации, методобъедине-ния классных руководителей, отдельных педагогов и утверждаются педагогическим советом школы.
3.8. Полномочия классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
• получать информацию о физическом и психическом здоровье детей, их успеваемости и поведении;
• вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
• создавать собственные воспитательные системы и программы, применять и разрабатывать новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь при этом принципом «не навреди»;
• координировать работу учителей-предметников;
• вносить на рассмотрение администрации или совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
• приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу;
• по согласованию с администрацией обращаться за помощью в социальные службы и другие организации, имеющие отношение к детям и их родителям;
• определять свой режим работы с детьми;
• выбирать форму повышения педагогического мастерства как воспитателя;
• в случае несогласия с оценкой администрацией состояния воспитательной работы в классном коллективе апеллировать к совету школы (попечительскому совету);
• защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суде;
• отказываться от поручений, лежащих за границей содержания его деятельности.
Классный руководитель не имеет права:
• унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
•
3.9. Полномочия администрации в отношении деятельности классного руководителя.
3.9.1. Оценка работы классного руководителя. Деятельность классного руководителя оценивается по двум основаниям:
• Добросовестность выполнения видов работы, заданной нормативной частью деятельности;
• качество сверхнормативной деятельности классного руководителя (критерии качества сверхнормативной работы вырабатываются методическим объединением классных руководителей).
3.9.2. Формы анализа деятельности классного руководителя:
• анализ выполнения планов работы классных руководителей (периодичность и формы анализа определяются администрацией школы с учетом мнения методобъединения);
• анализ ведения установленной Положением документации;
• анализ занятий, мероприятий, проводимых классным руководителем;
• совместный анализ деятельности классным руководителем и администрацией образовательного учреждения;
• анкетирование учащихся и их родителей с целью анализа особенностей воспитанников и совершенствования деятельности классного руководителя.
3.9.3. Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:
• наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей и учащихся;
• педагогически необоснованных конфликтов с учащимися;
• неоднократного нарушения трудовой дисциплины.
3.9.4. Для реализации педагогических задач администрацией создаются определенные условия деятельности классного руководителя:
• материально-техническое обеспечение организуемой классным руководителем воспитательной деятельности;
• методическая помощь в формах...;
• организационная помощь в случае...;
• стимулирование деятельности классных руководителей с использованием морального и материального поощрения в формах...
З.10. Порядок подписания Положения.
Положение разрабатывается комиссией в составе директора школы, замдиректора по воспитательной работе и представителей методического объединения классных руководителей.
Положение утверждается на педсовете открытым голосованием, оформляется в виде локального акта и вступает в действие после его подписания директором школы и классными руководителями с указанием срока его действия.
Изменения в Положении о деятельности классных руководителей, а также его переутверждение производятся по инициативе администрации, методобъедине-ния классных руководителей, отдельных педагогов и утверждаются педагогическим советом школы.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Данные методические рекомендации исходят из приоритетности управленческих задач организации деятельности классных руководителей в современной ситуации над содержательными.
Авторы убеждены, что новая ситуация с оплатой деятельности классных руководителей - это шанс на приведение его работы в НОРМАЛЬНОЕ русло. Организация нормальной деятельности классного руководителя выводит на первый план не требование педагогических подвигов, а спокойную педагогическую работу с ясными временными рамками и реалистичными критериями соответствия деятельности «стандартным» нормам такой работы - то есть то, о чем когда-то мечтал Антон Семенович Макаренко.
Наша разработка - попытка сделать шаг в этом направлении.
Поляков С.Д., д.п.н., проф., заведующий кафедрой воспитательных проблем образования УИПК ПРО, г. Ульяновск
Петренко Е.Л., старший преподаватель, УИПКиПРО, г. Ульяновск
Петренко Е.Л., старший преподаватель, УИПКиПРО, г. Ульяновск






Издательство «Свиньин и сыновья» выпустило несколько сотен самых разных по жанру, объему и авторам, но неизменно высококультурных изданий





