Контроль как одна из основных управленческих функций
Управленческие функции:
Планирование.
Мотивация.
Организация.
Руководство.
Контроль.
Планирование.
Мотивация.
Организация.
Руководство.
Контроль.
Основные принципы организации контроля:
Системность контроля
Определённые заранее, понятные исполнителям, содержание и формы
контроля
Индивидуальная отчётность
Проведение всеобъемлющего анализа работы на основе отчётов исполнителей и доведение его до всего педагогического коллектива
Принятие административного решения по итогам отчётов
Системность контроля
Определённые заранее, понятные исполнителям, содержание и формы
контроля
Индивидуальная отчётность
Проведение всеобъемлющего анализа работы на основе отчётов исполнителей и доведение его до всего педагогического коллектива
Принятие административного решения по итогам отчётов
Три этапа контроля:
Административный.
Общественно-педагогический (на МО, совещаниях и т.д.)
Самоконтроль, самоанализ (самый важный) – результаты отражаются в педагогических дневниках учителей
Административный.
Общественно-педагогический (на МО, совещаниях и т.д.)
Самоконтроль, самоанализ (самый важный) – результаты отражаются в педагогических дневниках учителей
Три разновидности контроля.
Предварительный.
Текущий.
Итоговый.
Предварительный.
Текущий.
Итоговый.
Формы контроля.
Собеседование с педагогами, учащимися, родителями.
Посещение урочных и внеурочных занятий и мероприятий.
Обследование субъектов, объектов процесса и результатов воспитательной деятельности.
Подготовка и заслушивание отчётов (сообщений).
По результатам проверок составляется аналитическая справка.
Собеседование с педагогами, учащимися, родителями.
Посещение урочных и внеурочных занятий и мероприятий.
Обследование субъектов, объектов процесса и результатов воспитательной деятельности.
Подготовка и заслушивание отчётов (сообщений).
По результатам проверок составляется аналитическая справка.
В течение учебного года необходимо контролировать следующие аспекты воспитательной деятельности (первый объект контроля):
Планирование работы классных руководителей.
Организацию досуга уч-ся во внеурочное время, посещение ими кружков, клубов, секций и др. Объединений по интересам.
Работу по профилактике случаев безнравственного поведения уч-ся, совершения ими правонарушений и преступлений.
Подготовку и проведение классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий, особенно молодыми педагогами.
Педагогическую поддержку детской инициативы и самодеятельности, работу органов ученического самоуправления.
Соблюдение, сохранение и развитие традиций школьной жизни.
Организацию внеклассной работы предметных кафедр и методических объединений учителей с учащимися.
Взаимодействие педагогов с родителями уч-ся и другими представителями окружающего социума.
Использование индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании уч-ся.
Состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в общешкольном и классных коллективах.
Организацию летнего труда и отдыха школьников.
Обеспечение готовности выпускников к жизненному и профессиональному самоопределению.
Эти аспекты становятся предметом обсуждения, находят отражение в информационно-аналитических справках и приказах руководителя образовательного учреждения.
Планирование работы классных руководителей.
Организацию досуга уч-ся во внеурочное время, посещение ими кружков, клубов, секций и др. Объединений по интересам.
Работу по профилактике случаев безнравственного поведения уч-ся, совершения ими правонарушений и преступлений.
Подготовку и проведение классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий, особенно молодыми педагогами.
Педагогическую поддержку детской инициативы и самодеятельности, работу органов ученического самоуправления.
Соблюдение, сохранение и развитие традиций школьной жизни.
Организацию внеклассной работы предметных кафедр и методических объединений учителей с учащимися.
Взаимодействие педагогов с родителями уч-ся и другими представителями окружающего социума.
Использование индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании уч-ся.
Состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в общешкольном и классных коллективах.
Организацию летнего труда и отдыха школьников.
Обеспечение готовности выпускников к жизненному и профессиональному самоопределению.
Эти аспекты становятся предметом обсуждения, находят отражение в информационно-аналитических справках и приказах руководителя образовательного учреждения.
Существуют два объекта контроля:
Первый – процесс воспитания.
Второй – полученные результаты в данном процессе.
Первый – процесс воспитания.
Второй – полученные результаты в данном процессе.
Критерии по второму объекту контроля (что является мерилом результативности воспитательного процесса).
В качестве главных критериев и показателей результативности воспитательной деятельности выступают либо воспитанность детей, либо сформированность жизненно важных потенциалов личности уч-ся, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость, ведь
Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии,
А, след-но, только данные о положительных тенденциях в развитии детей могут свидетельствовать об эффективности воспитательной работы.
Нередко мерилом результативности воспитательного процесса являются и такие критерии, как сформированность общешкольного коллектива, удовлетворённость уч-ся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении, что помогает анализировать эффективность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата.
В качестве главных критериев и показателей результативности воспитательной деятельности выступают либо воспитанность детей, либо сформированность жизненно важных потенциалов личности уч-ся, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость, ведь
Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии,
А, след-но, только данные о положительных тенденциях в развитии детей могут свидетельствовать об эффективности воспитательной работы.
Нередко мерилом результативности воспитательного процесса являются и такие критерии, как сформированность общешкольного коллектива, удовлетворённость уч-ся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении, что помогает анализировать эффективность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата.
Технология контролирующей деятельности.
Первый этап – подготовительный.
Необходимо создать годовой план-график проведения инспекционных проверок и довести его до всех контролируемых.
Второй этап – организационно-практический.
На данном этапе обследуется состояние воспитательного процесса, и выявляются его результаты.
С этой целью используется разработанный в подготовительный период диагностико-аналитический инструментарий (анкетирование, собеседования с клас.рук-ми, посещение классных часов и т.д.).
Третий этап – оценочно-аналитический.
В этот период сопоставляются результаты, полученные в ходе обследования, с запланированными.
Зафиксированные в ходе проверки результаты обобщаются и систематизируются в составляемых по итогам проверки документах – справке, приказе, проекте решения педагогического совета или производственного совещания. Подготовленные материалы обсуждаются на заседании какого-либо органа школьного самоуправления. В обсуждении принимают участие и те, кто проверял, и те, кого проверяли.
Четвёртый этап – коррекционный.
Он необходим в том случае, если в процессе проверки зафиксированы значительные отклонения от целевых ориентиров и первоначального замысла.
Первый этап – подготовительный.
Необходимо создать годовой план-график проведения инспекционных проверок и довести его до всех контролируемых.
Второй этап – организационно-практический.
На данном этапе обследуется состояние воспитательного процесса, и выявляются его результаты.
С этой целью используется разработанный в подготовительный период диагностико-аналитический инструментарий (анкетирование, собеседования с клас.рук-ми, посещение классных часов и т.д.).
Третий этап – оценочно-аналитический.
В этот период сопоставляются результаты, полученные в ходе обследования, с запланированными.
Зафиксированные в ходе проверки результаты обобщаются и систематизируются в составляемых по итогам проверки документах – справке, приказе, проекте решения педагогического совета или производственного совещания. Подготовленные материалы обсуждаются на заседании какого-либо органа школьного самоуправления. В обсуждении принимают участие и те, кто проверял, и те, кого проверяли.
Четвёртый этап – коррекционный.
Он необходим в том случае, если в процессе проверки зафиксированы значительные отклонения от целевых ориентиров и первоначального замысла.
Любая проверка складывается из пяти последовательно выполняемых операций:
Определение целей и объекта контроля, критериев и показателей оценочно-аналитической деятельности.
Изучение объекта контроля.
Соотнесение полученных при изучении результатов с выработанными ранее критериями и показателями.
Принятие управленческого решения по итогам проверки.
Корректирование нежелательных отклонений.
Определение целей и объекта контроля, критериев и показателей оценочно-аналитической деятельности.
Изучение объекта контроля.
Соотнесение полученных при изучении результатов с выработанными ранее критериями и показателями.
Принятие управленческого решения по итогам проверки.
Корректирование нежелательных отклонений.
Контроль в воспитательном процессе необходим для того, чтобы:
Своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности.
Выяснять наличие или отсутствие отклонений от целевых ориентиров и намеченной ранее программы действий по их достижению.
Выявлять и поощрять педагогов, успешно работающих с детьми, изучать, обобщать и пропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления.
Вносить коррективы в процессе развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию.
Своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности.
Выяснять наличие или отсутствие отклонений от целевых ориентиров и намеченной ранее программы действий по их достижению.
Выявлять и поощрять педагогов, успешно работающих с детьми, изучать, обобщать и пропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления.
Вносить коррективы в процессе развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию.
Классно – обобщающий контроль.
Анализ организации и системы воспитательного процесса в ____ классе. Отв.:_______
Итоги: совещание учителей при завуче по ВР, родительское собрание...
психолого-педагогическое исследование учащихся ______ класса. Отв.: школьный психолог.
Итоги: совещание, индивидуальные консультации...
Социологическое исследование учащихся 9-ых классов по теме: «Специфика формирования
Общеучебных навыков учащихся выпускных классов»
План – график внутришкольного контроля по воспитательной деятельности на учебный год
Тема: «Классные часы. Методика проведения.»
Цель проверки:
Состав инспектирующей группы: зам. директора по ВР, зам. директора по УВР, вожатый, психолог, социальный педагог.
Сроки проведения:
Объекты контроля:
Планы воспитательной работы классных руководителей,
Совместная деятельность педагогов и уч-ся по подготовке и проведению классных часов.
План проведения проверки:
Посещение классных часов, их самоанализ и анализ (отв. Инспектирующая группа)
Собеседование членов комиссии с классными руководителями (отв. Инспектирующая группа)
Анкетирование уч-ся с целью определения эффективности проведённых классных часов (отв. Психолог)
Составление аналитической справки о результатах инспекционной комиссии (отв. Зам.дир. по ВР)
Цель проверки:
Состав инспектирующей группы: зам. директора по ВР, зам. директора по УВР, вожатый, психолог, социальный педагог.
Сроки проведения:
Объекты контроля:
Планы воспитательной работы классных руководителей,
Совместная деятельность педагогов и уч-ся по подготовке и проведению классных часов.
План проведения проверки:
Посещение классных часов, их самоанализ и анализ (отв. Инспектирующая группа)
Собеседование членов комиссии с классными руководителями (отв. Инспектирующая группа)
Анкетирование уч-ся с целью определения эффективности проведённых классных часов (отв. Психолог)
Составление аналитической справки о результатах инспекционной комиссии (отв. Зам.дир. по ВР)
Тема: «Родительское собрание»
Цель проверки: .....проверка наличия и грамотности ведения протоколов родительских собраний и тетради родительских собраний.
Состав инспектирующей группы:
Сроки проведения: конец 1-ой четверти
Объекты контроля:
План проведения проверки:
Цель проверки: .....проверка наличия и грамотности ведения протоколов родительских собраний и тетради родительских собраний.
Состав инспектирующей группы:
Сроки проведения: конец 1-ой четверти
Объекты контроля:
План проведения проверки:
Тема: «Проверка документации»
Цель проверки: Регулярность заполнения дневников, выставления текущих оценок, заполнение классного журнала
Состав инспектирующей группы:
Сроки проведения:
Объекты контроля:
План проведения проверки:
Цель проверки: Регулярность заполнения дневников, выставления текущих оценок, заполнение классного журнала
Состав инспектирующей группы:
Сроки проведения:
Объекты контроля:
План проведения проверки:
Тема: «Посещение внеклассных мероприятий»
Цель проверки: Изучение эффективности внеклассной деят-ти педагогов, оказание помощи во внеклассной деят-ти
Состав инспектирующей группы:
Сроки проведения: в течение 1-го полугодия
Объекты контроля:
План проведения проверки:
Цель проверки: Изучение эффективности внеклассной деят-ти педагогов, оказание помощи во внеклассной деят-ти
Состав инспектирующей группы:
Сроки проведения: в течение 1-го полугодия
Объекты контроля:
План проведения проверки:
Тема: «Посещение занятий педагогов доп. образования»
Цель проверки: Изучение эффективности работы педагогов доп. образования
Состав инспектирующей группы:
Сроки проведения: в течение 1-го полугодия
Объекты контроля:
План проведения проверки
Цель проверки: Изучение эффективности работы педагогов доп. образования
Состав инспектирующей группы:
Сроки проведения: в течение 1-го полугодия
Объекты контроля:
План проведения проверки