Л.Г. Беляева. Особенности преподавания математики в 5 классе

 
 
В 5-ый класс приходят учащиеся с разными знаниями по курсу начальной школы, и часто бывает так, что их подготовка ниже опорного уровня, который необходим для изучения арифметических вопросов. Первой темой курса в учебнике «Математика 5» под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина является геометрический  материал, который не опирается на предварительную математическую подготовку, полученную в начальной школе. Материал темы «Разнообразный мир линий» интересный, легкий. Он апеллирует к образному мышлению и воображению, а его изучение не предполагает выработку каких-либо навыков. Такая структура позволяет в начале года параллельно с изучением нового геометрического материала организовать вводное повторение, в ходе которого целенаправленно восстанавливается и корректируется вычислительная подготовка учащихся. На этом этапе разумно провести срезовые работы для определения уровня математической подготовки школьников.

При подготовке к уроку каждый учитель пользуется достаточно обширной методической и научно-популярной литературой, отбирая наиболее интересный дополнительный материал, позволяющий сделать урок занимательнее, и используя приемы и дидактические находки других учителей. Учителю гораздо легче при подготовке, если этот дополнительный материал собран воедино по темам, куда вошли и интересные задачи, и исторический материал, и методические приемы введения новых понятий или их закрепления. Создать  такую универсальную книгу не сможет ни один учитель, поскольку это – копилка методических и дидактических находок многих учителей и методистов разных времен. Но основной  этот материал собран в учебно-методическом комплекте по математике для 5 класса под редакцией Г.В. Дорофеева,  И.Ф. Шарыгина, в который входят учебник,  рабочая тетрадь, дидактические материалы, учебное пособие «Задачи на смекалку», книга для учителя.

Вопросы, связанные с созданием у учащихся 5-го класса положительной мотивации у обучению, наиболее актуальны именно для этого возраста. Существует несколько различных мотивов, стимулов, побуждающих заниматься. Это принуждение (поддерживаемое страхом наказания и соблазном награды), сознательность и самый действенный стимул – интерес к предмету. Последний стимул желательно тщательно развивать самыми различными способами: от необычных приемов обучения и форм проведения урока, новизны содержания материала и посильной сложности заданий до элементарного доброжелательного настроя урока. Возрастные особенности учащихся 5-го класса требуют включения работы различных органов чувств, а значит, разнообразия видов деятельности учащихся на уроке. При этом наиболее важная мыслительная деятельность не может быть слишком продолжительной и отвлеченной. Именно для этого возраста качество знаний существенно зависит от применения различных технических средств обучения и наглядных пособий.

Возникновение интереса к математике во многом зависит от методики ее преподавания, и это особенно актуально для учащихся 5-х классов, когда еще только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Раскрыть притягательные стороны математики помогают различные методы обучения и методические приемы, в числе которых важная роль отводится дидактическим играм на уроках математики и игровым формам занятий. Реализация игровых приемов и  ситуаций происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется  правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в  учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактические игры могут носить и репродуктивный,  и творческий характер. По теме «Натуральные числа» можно перечислить несколько игр:  викторину, «магические» квадраты, лучший  «счетчик», кодированные упражнения, «числовая мельница», молчанка и другие.  В молчанке ученику дается сигнальная карточка (одна сторона – зеленая, другая – красная), с помощью которой он высказывает  свое мнение (молча!) об ответе на заданный вопрос. Но при использовании дидактических игр нужно отметить одну очень важную деталь: при отсутствии интереса или его угасании игру следует немедленно закончить «ничьей» либо попытаться поддержкой отстающих или другими действиями, подпитывающими положительные эмоции игроков, вывести на уровень стойкого интереса к игре. Игра «по обязанности» теряет свое дидактическое развивающее значение.

В отличие от дидактических игр игровая ситуация на уроке не требует дополнительного времени на разъяснение правил игры и создается более разнообразными подходами: историческими экскурсами, жизненными фактами, занимательными задачами, научно-популярными рассказами, отрывками из литературных произведений, проблемными ситуациями или практическими задачами – все это позволяет ввести элементы игры на уроке. Даже консультанты, помогающие проверять качество усвоения новой темы и объясняющие товарищам  их ошибки (а делают они это иногда и лучше учителя),  – это тоже игра, направленная на активизацию учебной деятельности учащихся, на повышение интереса к предмету, вносящая разнообразие и эмоциональную окраску и снимающая утомляемость.

Желание, фантазия и эрудиция учителя помогут ему создать игровую ситуацию почти из любого задания. Вот как самая обычная задача может стать поводом для соревнования, если предложить не решить задачу разными способами, а сказать, что победителем соревнования считается тот, кто даст последний способ решения задачи (тот, чей способ, окажется последним).

К практическим задачам относятся задачи, содержащие полезные сведения из различных дисциплин. Например, такие задачи: «Сердце человека перекачивает за сутки 8 тонн крови. Сколько тонн крови сердце перекачивает за 1 год? За 75 лет жизни?».  Или «Последнее  полное солнечное затмение, видимое в Москве, наблюдалось 25 февраля 1746 года. Следующее полное солнечное затмение в Москве произойдет 16 октября 2126 года. Через какое время в Москве повторится это природное явление?».      

Задачи на развитие умственных способностей учащихся; задачи на проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами; задачи на принцип Дирихле; задачи от противного, занимательные и шутливые задачи; логические задачи; задачи геометрического характера и другие.

Организуя учебный процесс, нужно постоянно иметь в виду следующее: учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, в то же время обязательные требования, особенно на первых порах, должны быть не очень велики по охвату материала и, безусловно, доступны детям. Важно, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Важным для достижения успеха является стиль работы, который установился в классе. Желательно, чтобы этот стиль можно было охарактеризовать словами «доброжелательное обсуждение». Все возникающие проблемы надо  спокойно и детально обсуждать с учениками. Нельзя, например, ограничиваться замечанием: «Неверно». Надо убедительно показать, что ответ неверен, обязательно выяснить,  в чем ошибка, как сделать правильно, что было бы, если бы так или иначе было изменено условие и т. п.  Учеников не стоит подавлять. Мотивацией учения должны быть не наказание и страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия.
 
Усвоение материала будет более эффективным, если опираться на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления учащихся. В соответствии с этим на уроках умственная деятельность должна подкрепляться конкретной материальной деятельностью. Значительное место, особенно при изучении геометрического материала, должны занимать упражнения, в которых требуется начертить, перерисовать, измерить, найти на рисунке или предмете, вырезать, разрезать, составить фигуру и др.

Чтобы научиться различать геометрические тела, знать их основные свойства, учащиеся должны не только зрительно изучать их, но и иметь возможность взять изучаемое тело в руки, провести ладонью по его поверхности. Они впервые сталкиваются  сразу с  четырьмя типами поверхностей: сферической, цилиндрической, конической и многогранной. Для того,  чтобы научиться различать их, они должны руками ощутить, что у многогранников все части поверхности – плоские; шар абсолютно «круглый», у него нет ни одной плоской части; поверхности цилиндра и конуса – более сложные, они состоят как из плоских частей, так и кривых, причем у цилиндра две плоских части, а у конуса – одна, но они имеют одинаковую форму – форму круга.

Учителю необходимо опираться на ранее полученный детьми опыт, но нужно всегда давать возможность получить новый. Например, учителю необходимо, чтобы учащиеся имели возможность познакомиться с как можно большим числом различных многогранников, определить в каждом форму граней, число вершин, ребер и граней и особенности их расположения. Для исследования формы граней многогранника необходимо использовать его сплошную модель,  а для исследования ребер удобнее каркасную, на которой можно увидеть все ребра тела и их расположение. Учащиеся  и сами могут изготавливать модели многогранников, например,  из элементов конструктора или палочек, скрепленных кусочками пластилина,  проволоки, картона и т. д. Необходима практическая деятельность и в классе, и дома. Изготовление развертки куба и сворачивание ее в пространственное тело можно сделать в классе, а дома ребенок может выбрать сам, что он будет делать: либо повторит эту же модель, либо сделает пирамиду или какую-то другую модель.

Авторы учебника включили в курс 5 класса темы «Перебор возможных вариантов»,  «Случайные события», много внимания уделили геометрическому материалу. Задача учителя 5 класса при этом – наряду с усвоением новых понятий и разделов математики сохранить трепетное отношение к числу, учить рациональным приемам счета, иногда дополняя материал по своему усмотрению.

В учебнике много устных упражнений. Это, безусловно, является одной из важнейших составляющих развивающего обучения. Именно во время устной работы пятиклассник эффективно учится устанавливать связи между объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, наряду с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои рассуждения. Следует обучать школьников приемам проверки своих действий, целенаправленно формировать навыки самоконтроля.

Еще одно условие, выполнение которого помогает развитию продуктивной мыслительной деятельности учащихся,  –  это систематическое решение несложных нестандартных задач. Решение задач такого рода является обязательным элементом обучения, так как при этом учащиеся овладевают  разнообразными приемами мыслительной деятельности.

В нашей школе проводятся Дни открытых дверей, когда любой учитель основной школы может прийти на уроки в начальную школу, чтобы познакомиться с классом, со стилем работы, который установился в этом классе, пообщаться с детьми, их родителями и  учителями начальных классов. Многие учителя, которые собираются работать в 5 классе,  имеют возможность вести факультативные занятия  в 3-х и 4-х классах.  Поэтому адаптационный период в 5 классе проходит быстрее. 
Таким образом, доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения – вот непременные условия эффективной работы с детьми в 5 классе.
 

Л.Г. Беляева,  учитель математики  МОУ СОШ № 54, г. Новосибирск