Е.В. Бахман. Синквейны на уроках химии

 

Школу делает школой учитель. Все мы вами разные и это прекрасно. Во многих случаях новое в педагогике – это «хорошо забытое старое», только интерпретированное с других позиций. Чтобы вспомнить хорошо «забытое старое» можно порекомендовать прочитать или перечитать книгу Анатолия Гина «Приемы педагогической техники». В ней описаны апробированные и четко сформулированные приемы педагогической техники.

А сейчас я хочу подробней остановиться на использовании синквейнов при изучении химии. Впервые о синквейнах я прочитала в журнале «Биология в школе». Позднее узнала, что они применяются в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Она появилась у нас в стране с 1997 года. Синквейн прост в овладении и применим уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт.  Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Можно проанализировать лексическое богатство (или бедность), предложенных синквейнов и сделать вывод. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, не очень просто).

Слово «синквейн» - французское, обозначающее «пять строк». При его написании существуют определенные правила, которые в незначительной мере варьируют от автора к автору.
 
Правила написания  синквейна:
1 строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4 строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
 
 
Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых!
Мастер.
Химия
Органическая, неорганическая.
Открывает, изучает, превращает.
Очень сложный предмет.
Наука.
 
 
Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Творческий коллектив Мастеринг-клуба индивидуальной психологии приводит другой вариант синквейна.
Основное отличие от традиционного заключается в построении снизу вверх, отражающем направление познавательного роста и побуждающем к выходу за рамки репродукции.
Кроме того, обеспечено чередование односложных (нечетных) и многосложных (четных) элементов, соответствующее диалектической последовательности анализа-синтеза (в большинстве методик этот принцип не учтен, и предлагается записывать не один, а три глагола или деепричастия).
 
 
Уровень логики 
Элемент синквейна
 Пример
Вектор, направление
Синоним, метафора, обобщение одним словом
Интеграция
Мышление 
Фраза из четырех или более слов
Продуктивное творчество внутри профиля
Ассоциации
Глагол, деепричастие 
Конструирует
 Параметры
Два прилагательных (причастия)
 Компетентностное, профильное
Объект
Исходное существительное
Образование

  
 
Используемая литература:
1. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003

Е.В. Бахман,  учитель химии  МОУ СОШ № 54. г. Новосибирск