М.С. Южаков. Здоровьесберегающие технологии в условиях предпрофессионального образования

В уставе Всемирной Организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни во все менее эволюционно благоприятной среде обитания.

В мирное время Россия переживает демографическую трагедию. Если наложить друг на друга - увеличивающейся смертности и уменьшающейся рождаемости то получим фигуру, напоминающую крест. Эта ситуация получила название "русский крест". По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста), за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых, ежегодно 300 тысяч юношей около 35% комиссованы военкоматом. Эта трагедия "перекинулась" на репродуктивные возможности населения. Из 1000 новорожденных младенцев 800-900 уже имеют врожденные пороки развития. Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ, исследовавшие проблему жизнеспособности государства, оценивали их по 5-ти бальной системе. Жизнеспособность России оценили в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается деградация страны. Причины:
• ухудшение качества жизни, обнищание, разрушение экономики;
• нехватка денег на социальные программы. Образование, здравоохранение;
• резкое ухудшение экологической обстановки;
• дефицит микроэлементов (например, йода в воде);
• нервно-психологический шок, вызванный проводимыми в стране реформами.

Но при этом мало кто задумывается о том, почему в экологических благополучных регионах в элитных гимназиях и лицеях соматических и нервно-психических нарушений не меньше а больше? Почему в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорожденных была выше чем сегодня?
Много лет изучением этих вопросов занимается лаборатория физиологии здравоохранительных проблем образования в Сергиевом Посаде Московской области. Ее руководитель доктор медицинских наук профессор В.Ф. Базарный в результате 20 летних исследований пришел к парадоксальному выводу: главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.

Болезнь - это медицинская категория. А здоровье - мера реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются - телесные, психические и духовно нравственные. Здоровье - категория педагогическая. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается.

Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?
1. Это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс в классе направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При этом психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки ведущей к ранней стенокардии, близорукости и сколиозе. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.
2. Второй фактор губительный для здоровья - это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытых помещений, ограниченных пространств заполненных однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.
3. Третий фактор. Словесно-информационный - вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни, предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом ученик становится принимающим программируемым устройством, а учитель в передающее программирующее. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.
4. Четвертый фактор - это лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира.
5. Пятый фактор - это чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально образному. Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к "шизоидной интоксикации" сознания. Реальный мир у ребенка заменяется искусственным виртуальным, что ведет к распаду важнейшей психической функции воображения. И как следствие - раннее формирование шизоидно-психической конституции. На западе это началось в 50-ых годах, а сейчас дошло и до нас. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдаются у 70-80% детей уже в 4-ом классе.

Действие сверхмощных средств информации (СМИ) превращают детей в биороботы, уставшие от жизни с психозависимой шизоидной конституцией. Дети в начальной школе рисуют монстров без рук без головы, на этих рисунках много кроваво- грязного и черного цвета. И даже солнце у них черное. Это в "Тихом Доне" у Шолохова прошедший все круги ада Григорий Мелихов в конце жизни увидел над собой черное солнце. Что же должно произойти с душой ребенка, чтобы он уже в восемь лет так воспринимал окружающий мир. Вдобавок ко всем этим факторам в последнее десятилетие в школу вошли здоровьеразрушающие инновации:
1. Замена парт на столы, что привело к ранней потери зрения и нарушениям осанки.
2. Замена каллиграфического письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой. В связи с этим выросла утомляемость, неуравновешенность, агрессия.
3. Замена электролампового освещения на высококачественное люминесцентное, которое заглушает внутренние биоритмы ребенка, влияет на ритмы головного мозга, после введения предмета "Информатика" прибавилось и излучение от дисплеев и компьютеров.
4. Сокращение или изгнание из школы уроков труда. Школа выпускает безруких, безволевых людей, не умеющих продуктивно трудится и ценить свой и чужой труд, а потому- нравственно ущербных.
5. Ошибочной считают введение в середине 50-ых годов совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек.
6. Замена шестидневной учебной недели на пятидневную, что привело к дополнительной нагрузке.
7. Бесконечные смены содержание образования и учебных планов, результаты "инновации" не оцениваются медиками.

В итоге совокупного действия всех описанных условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца).
В мирное время Россия переживает демографическую трагедию. В Новосибирске 98% родившихся детей получают родовую травму у 45% задержки психического развития в дошкольном возрасте, 35% детей рождаются недоношенными, 5% выпускников здоровы, 80% хронически больны, 50% анатомические отклонения.
Причины:
• ухудшение качества жизни нет денег на социальные программы;
• ухудшение экологии;
• дефицит микроэлементов;
• реформы.

Главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.
Факторы школьной жизни оказывающие разрушающее воздействие на здоровье детей:
• это - методики, направленные на закрепощение организма в режиме неподвижности;
• длительная работа в закрытых помещениях (угнетение эмоций, снижение иммунитета);
• вербальный принцип построения учебного процесса. Учитель - передающее программирующее устройство, ученик - принимающее;
• увлечение методиками интеллектуального развития в ущерб чувственному;
• действие СМИ;
• реформы (замена парт на столы, лампы дневного света - влияют на ритмы головного мозга)

Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.


М.С. Южаков
учитель биологии высшей квалификационной категории
заведующий кафедрой "Биологии и физвоспитания"
экономического лицея №  95
заслуженный учитель РФ