Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    М.С. Южаков

    Здоровьесберегающие технологии в условиях предпрофессионального образования

    В уставе Всемирной Организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

    В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни во все менее эволюционно благоприятной среде обитания.

    В мирное время Россия переживает демографическую трагедию. Если наложить друг на друга - увеличивающейся смертности и уменьшающейся рождаемости то получим фигуру, напоминающую крест. Эта ситуация получила название "русский крест". По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста), за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых, ежегодно 300 тысяч юношей около 35% комиссованы военкоматом. Эта трагедия "перекинулась" на репродуктивные возможности населения. Из 1000 новорожденных младенцев 800-900 уже имеют врожденные пороки развития. Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ, исследовавшие проблему жизнеспособности государства, оценивали их по 5-ти бальной системе. Жизнеспособность России оценили в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается деградация страны. Причины:
    • ухудшение качества жизни, обнищание, разрушение экономики;
    • нехватка денег на социальные программы. Образование, здравоохранение;
    • резкое ухудшение экологической обстановки;
    • дефицит микроэлементов (например, йода в воде);
    • нервно-психологический шок, вызванный проводимыми в стране реформами.

    Но при этом мало кто задумывается о том, почему в экологических благополучных регионах в элитных гимназиях и лицеях соматических и нервно-психических нарушений не меньше а больше? Почему в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорожденных была выше чем сегодня?
    Много лет изучением этих вопросов занимается лаборатория физиологии здравоохранительных проблем образования в Сергиевом Посаде Московской области. Ее руководитель доктор медицинских наук профессор В.Ф. Базарный в результате 20 летних исследований пришел к парадоксальному выводу: главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.

    Болезнь - это медицинская категория. А здоровье - мера реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются - телесные, психические и духовно нравственные. Здоровье - категория педагогическая. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается.

    Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?
    1. Это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс в классе направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При этом психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки ведущей к ранней стенокардии, близорукости и сколиозе. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.
    2. Второй фактор губительный для здоровья - это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытых помещений, ограниченных пространств заполненных однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.
    3. Третий фактор. Словесно-информационный - вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни, предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом ученик становится принимающим программируемым устройством, а учитель в передающее программирующее. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.
    4. Четвертый фактор - это лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира.
    5. Пятый фактор - это чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально образному. Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к "шизоидной интоксикации" сознания. Реальный мир у ребенка заменяется искусственным виртуальным, что ведет к распаду важнейшей психической функции воображения. И как следствие - раннее формирование шизоидно-психической конституции. На западе это началось в 50-ых годах, а сейчас дошло и до нас. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдаются у 70-80% детей уже в 4-ом классе.

    Действие сверхмощных средств информации (СМИ) превращают детей в биороботы, уставшие от жизни с психозависимой шизоидной конституцией. Дети в начальной школе рисуют монстров без рук без головы, на этих рисунках много кроваво- грязного и черного цвета. И даже солнце у них черное. Это в "Тихом Доне" у Шолохова прошедший все круги ада Григорий Мелихов в конце жизни увидел над собой черное солнце. Что же должно произойти с душой ребенка, чтобы он уже в восемь лет так воспринимал окружающий мир. Вдобавок ко всем этим факторам в последнее десятилетие в школу вошли здоровьеразрушающие инновации:
    1. Замена парт на столы, что привело к ранней потери зрения и нарушениям осанки.
    2. Замена каллиграфического письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой. В связи с этим выросла утомляемость, неуравновешенность, агрессия.
    3. Замена электролампового освещения на высококачественное люминесцентное, которое заглушает внутренние биоритмы ребенка, влияет на ритмы головного мозга, после введения предмета "Информатика" прибавилось и излучение от дисплеев и компьютеров.
    4. Сокращение или изгнание из школы уроков труда. Школа выпускает безруких, безволевых людей, не умеющих продуктивно трудится и ценить свой и чужой труд, а потому- нравственно ущербных.
    5. Ошибочной считают введение в середине 50-ых годов совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек.
    6. Замена шестидневной учебной недели на пятидневную, что привело к дополнительной нагрузке.
    7. Бесконечные смены содержание образования и учебных планов, результаты "инновации" не оцениваются медиками.

    В итоге совокупного действия всех описанных условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца).
    В мирное время Россия переживает демографическую трагедию. В Новосибирске 98% родившихся детей получают родовую травму у 45% задержки психического развития в дошкольном возрасте, 35% детей рождаются недоношенными, 5% выпускников здоровы, 80% хронически больны, 50% анатомические отклонения.
    Причины:
    • ухудшение качества жизни нет денег на социальные программы;
    • ухудшение экологии;
    • дефицит микроэлементов;
    • реформы.

    Главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.
    Факторы школьной жизни оказывающие разрушающее воздействие на здоровье детей:
    • это - методики, направленные на закрепощение организма в режиме неподвижности;
    • длительная работа в закрытых помещениях (угнетение эмоций, снижение иммунитета);
    • вербальный принцип построения учебного процесса. Учитель - передающее программирующее устройство, ученик - принимающее;
    • увлечение методиками интеллектуального развития в ущерб чувственному;
    • действие СМИ;
    • реформы (замена парт на столы, лампы дневного света - влияют на ритмы головного мозга)

    Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.


    М.С. Южаков
    учитель биологии высшей квалификационной категории
    заведующий кафедрой "Биологии и физвоспитания"
    экономического лицея №  95
    заслуженный учитель РФ





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование