ИМиДЖ 1. Приоритетные направления инновационного развития муниципального экономического лицея
Государственный совет РФ 24 марта 2006 г. принял в развитие концепции модернизации итоговый документ «О развитии образования в Российской Федерации», цель которого – формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв и на этом фундаменте – новое качество жизни страны.
В настоящем документе главный лейтмотив – переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере. В национальном проекте Президента «Образование» подчеркнуто, что Россия вступила в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значение и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а «экономика» знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.
Интеллект становится основным конкурентным преимуществом, не случайно вопросы модернизации образования в мире стали одним из пунктов повестки дня «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г. По замыслу Президента РФ, долговременный национальный проект в образовании реализуется по нескольким направлениям: поощрение классных руководителей, поддержка лучших образовательных учреждений, учителей, талантливых учеников, информатизация школ, развитие материальной базы ОУ и, как следствие, улучшение качества образования.
В этом перечне направлений, безусловно, на первое место по значимости выходит определение лидеров образования – лучших СОШ, гимназий, лицеев и учителей. Представим ситуацию, она реальна: работает прекрасный специалист-учитель, любимый учениками, уважаемый родителями, но имеющий свое мнение и поэтому не жалуемый руководством района и ОУ. И если раньше это для учителя было своеобразным тупиком, то при сегодняшней ситуации определения лидеров образования с участием общественности, педагогического сообщества, общественных объединений – творческий учитель, новатор вполне успешно получает «Грант Президента». В 2006 г. мы были первопроходцами: в конкурсе участвовали 9 гимназий, 7 лицеев и 5 СОШ с углубленным изучением отдельных предметов, программа развития МЭЛ была оценена 450 баллами и заняла второе место.
Мы в МЭЛе широко практикуем общественные смотры-конкурсы предметных кафедр, кабинетов, классных руководителей, смотры закрепленных участков территории лицея. Смотр я называю общественным, так как оценку работы учителей, их рейтинг дает общественная комиссия, свои коллеги по работе и как результат – повышение педагогического мастерства и ответственности учителей.
Оргкомитет, группа разработчиков нашего Проекта 2006 г. «Ресурсное обеспечение многопрофильного обучения в экономическом лицее» взяли за основу ряд направлений инновационной деятельности в предстоящие 2006–2010 годы.
1. Совершенствование образовательного процесса, конечным результатом которого является, во-первых, ситуация, когда ученики хорошо знают математику, родной и иностранные языки, естественные и общественные науки, живут в ладу со здоровьем, владеют этими и другими предметами не только на репродуктивном, но и конструктивном и творческом уровнях, во-вторых, то, что у учеников объективно хорошие оценки и они с минимальным количеством ошибок проходят стандартизированные государственные экзамены и тесты, в третьих, ученики активно и успешно принимают участие в предметных олимпиадах, а также в работе различных элективных курсов и секций.
Требование высокого качества выпускника и поставлено как актуальная задача национального проекта «Образование». Но образованию генетически присущи и иные смыслы.
В чем их суть? Уверен, что ответ на этот вопрос вы знаете. И все же отвечу очень кратко: это самораскрытие ученика, узнавание им подлинного себя, творение во взаимодействии с учителем своего собственного образа. Это принципиально отличается от задачи подражания образцу. И если исходить из интересов и приоритетов самой личности, то качественное образование – это образование, которое ощутимо присутствует в человеке и называется образованностью, соединяющей в единое целое все разрозненные итоги обучения по разным академическим предметам и воспитания по различным жизненным аспектам.
Качественное образование – это образование качеств личности. И оно по сути своей отличается от всех форм качественного образования, которые, конечно же, намного проще измерять, нормировать и контролировать.
Сориентирован ли коллектив нашего лицея на достижение таких целей и задач? Да, я считаю, что сориентирован, своевременно выведен на рубеж такого понимания проблемы качественного образования. Приемлемы ли задачи? Да. Определены? Да. Реализуются на практике? Да нет же. Однако большая часть учителей успешно продвигаются в этом направлении. Вот как пример: в 2006 г. 104 учащихся лицея сдавали русский язык по системе ЕГЭ, и как результат – средний балл «4». 42 ученика сдавали математику по ЕГЭ (27 – «5», 14 – «4» и 1 – «3»); 5 учащихся – золотая медаль и 18 серебряных медалей.
За этими результатами стоят судьбы наших учителей: Е.А. Королько, Л.Е. Севидовой, Т.В. Сизовой, Т.В. Айдаровой, Н.И. Зыковой, М.С. Южакова и многих других. Правы наши опытные учителя: не тем измеряется учитель, сколько выпустил, а тем, сколько из них вернулось, вспомнив об учителе на крутых поворотах своей судьбы. Так и у нас в МЭЛе, выпускники 80-х оборудовали и помогли оформить «Музей» лицея. Можете представить, с каким вниманием слушали выпускника 1983 г. Игоря Владимировича Сорокина, исполнительного директора Технопарка Академгородка.
2. Вторым направлением проекта в МЭЛе является создание научно-методического комплекса по реализации концепции модернизации образования, где мы расширяем сеть предметов предпрофильного и профильного плана, пособий по самообразованию, дополнительному образованию.
3. Совершенствование информатизации образования в лицее – следующее направление нашего Проекта, где мы занимаемся внедрением нового стиля обучения с применением ИКТ. (Признание на Сибирской ярмарке 2007 г.).
Образовательный процесс, конечно, в первую очередь зависит от качественного состояния учительского коллектива, его методической обеспеченности. Но очень важное значение имеет и техническая вооруженность учебного процесса: наличие необходимого лабораторного оборудования, действующих моделей, макетов, стендов, технических средств обучения и т.д. Поэтому поддержанию учебно-методической базы физики, химии на должном уровне, ее расширению, администрация лицея уделяет самое первостепенное внимание.
Та часть педколлектива в лицее, кто поступил на работу в начале 80-х годов, является сегодня свидетелем уже второго обновления учебно-материальной базы кабинетов и лабораторий.
Что же у нас есть? Практически все учебные кабинеты оснащены техническими средствами обучения различного назначения: кодоскопами со стандартным набором кододиапозитивов и разработанными самими учителями, автоматическими диапроекторами с набором слайдов, мультимедиапроекторами с компьютерной поддержкой сертифицированным программным продуктом и разработанным учителями, интерактивные доски. Телевизоры с диагональю 72 см с видеомагнитофонами, музыкальные центры.
Завораживающую силу зрительских средств наглядности, как мы понимаем, объяснил еще великий физиолог Павлов: новая информация, поступающая в зрительной форме, по своей емкости намного превосходит другие способы, по данным психологов одна картинка заменяет тысячу слов. Этот фактор является и положительным и отрицательным. С положительным вроде бы всем все понято, а вот отрицательное часто нами игнорируется, имеются в виду перегрузки. При просмотре телевизора, изображений на экране компьютера каждый новый кадр гасит предыдущий, и происходит все очень быстро, так что зрительная память детренируется, тормозится развитие воображения.
Все мы сейчас столкнулись с тем, что для реализации действительно неисчерпаемых дидактических преимуществ информационно-коммуникативных технологий в преподавании самых различных предметов, а также для эффективного использования весьма дорогостоящей техники в управлении необходимо не только переломить, а порой и переломать десятилетиями наработанное.
Выводы здесь очевидны: то, что можно сделать дешево и просто, не следует делать дорого и сложно. ИКТ стоит использовать только там, где это приведет к новому качеству, создаст новые возможности. Мы стремимся использовать информационные технологии в логике адаптации к условиям педагогической системы работы через управление образовательным процессом, управление контингентом обучающихся, управление кадрами, ресурсами и обеспечение Интернетом.
Очень важным, на наш взгляд, является раздел Проекта «Создание условий для обучения и развития одаренных детей», который включает комплекс задач:
В настоящем документе главный лейтмотив – переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере. В национальном проекте Президента «Образование» подчеркнуто, что Россия вступила в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значение и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а «экономика» знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.
Интеллект становится основным конкурентным преимуществом, не случайно вопросы модернизации образования в мире стали одним из пунктов повестки дня «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г. По замыслу Президента РФ, долговременный национальный проект в образовании реализуется по нескольким направлениям: поощрение классных руководителей, поддержка лучших образовательных учреждений, учителей, талантливых учеников, информатизация школ, развитие материальной базы ОУ и, как следствие, улучшение качества образования.
В этом перечне направлений, безусловно, на первое место по значимости выходит определение лидеров образования – лучших СОШ, гимназий, лицеев и учителей. Представим ситуацию, она реальна: работает прекрасный специалист-учитель, любимый учениками, уважаемый родителями, но имеющий свое мнение и поэтому не жалуемый руководством района и ОУ. И если раньше это для учителя было своеобразным тупиком, то при сегодняшней ситуации определения лидеров образования с участием общественности, педагогического сообщества, общественных объединений – творческий учитель, новатор вполне успешно получает «Грант Президента». В 2006 г. мы были первопроходцами: в конкурсе участвовали 9 гимназий, 7 лицеев и 5 СОШ с углубленным изучением отдельных предметов, программа развития МЭЛ была оценена 450 баллами и заняла второе место.
Мы в МЭЛе широко практикуем общественные смотры-конкурсы предметных кафедр, кабинетов, классных руководителей, смотры закрепленных участков территории лицея. Смотр я называю общественным, так как оценку работы учителей, их рейтинг дает общественная комиссия, свои коллеги по работе и как результат – повышение педагогического мастерства и ответственности учителей.
Оргкомитет, группа разработчиков нашего Проекта 2006 г. «Ресурсное обеспечение многопрофильного обучения в экономическом лицее» взяли за основу ряд направлений инновационной деятельности в предстоящие 2006–2010 годы.
1. Совершенствование образовательного процесса, конечным результатом которого является, во-первых, ситуация, когда ученики хорошо знают математику, родной и иностранные языки, естественные и общественные науки, живут в ладу со здоровьем, владеют этими и другими предметами не только на репродуктивном, но и конструктивном и творческом уровнях, во-вторых, то, что у учеников объективно хорошие оценки и они с минимальным количеством ошибок проходят стандартизированные государственные экзамены и тесты, в третьих, ученики активно и успешно принимают участие в предметных олимпиадах, а также в работе различных элективных курсов и секций.
Требование высокого качества выпускника и поставлено как актуальная задача национального проекта «Образование». Но образованию генетически присущи и иные смыслы.
В чем их суть? Уверен, что ответ на этот вопрос вы знаете. И все же отвечу очень кратко: это самораскрытие ученика, узнавание им подлинного себя, творение во взаимодействии с учителем своего собственного образа. Это принципиально отличается от задачи подражания образцу. И если исходить из интересов и приоритетов самой личности, то качественное образование – это образование, которое ощутимо присутствует в человеке и называется образованностью, соединяющей в единое целое все разрозненные итоги обучения по разным академическим предметам и воспитания по различным жизненным аспектам.
Качественное образование – это образование качеств личности. И оно по сути своей отличается от всех форм качественного образования, которые, конечно же, намного проще измерять, нормировать и контролировать.
Сориентирован ли коллектив нашего лицея на достижение таких целей и задач? Да, я считаю, что сориентирован, своевременно выведен на рубеж такого понимания проблемы качественного образования. Приемлемы ли задачи? Да. Определены? Да. Реализуются на практике? Да нет же. Однако большая часть учителей успешно продвигаются в этом направлении. Вот как пример: в 2006 г. 104 учащихся лицея сдавали русский язык по системе ЕГЭ, и как результат – средний балл «4». 42 ученика сдавали математику по ЕГЭ (27 – «5», 14 – «4» и 1 – «3»); 5 учащихся – золотая медаль и 18 серебряных медалей.
За этими результатами стоят судьбы наших учителей: Е.А. Королько, Л.Е. Севидовой, Т.В. Сизовой, Т.В. Айдаровой, Н.И. Зыковой, М.С. Южакова и многих других. Правы наши опытные учителя: не тем измеряется учитель, сколько выпустил, а тем, сколько из них вернулось, вспомнив об учителе на крутых поворотах своей судьбы. Так и у нас в МЭЛе, выпускники 80-х оборудовали и помогли оформить «Музей» лицея. Можете представить, с каким вниманием слушали выпускника 1983 г. Игоря Владимировича Сорокина, исполнительного директора Технопарка Академгородка.
2. Вторым направлением проекта в МЭЛе является создание научно-методического комплекса по реализации концепции модернизации образования, где мы расширяем сеть предметов предпрофильного и профильного плана, пособий по самообразованию, дополнительному образованию.
3. Совершенствование информатизации образования в лицее – следующее направление нашего Проекта, где мы занимаемся внедрением нового стиля обучения с применением ИКТ. (Признание на Сибирской ярмарке 2007 г.).
Образовательный процесс, конечно, в первую очередь зависит от качественного состояния учительского коллектива, его методической обеспеченности. Но очень важное значение имеет и техническая вооруженность учебного процесса: наличие необходимого лабораторного оборудования, действующих моделей, макетов, стендов, технических средств обучения и т.д. Поэтому поддержанию учебно-методической базы физики, химии на должном уровне, ее расширению, администрация лицея уделяет самое первостепенное внимание.
Та часть педколлектива в лицее, кто поступил на работу в начале 80-х годов, является сегодня свидетелем уже второго обновления учебно-материальной базы кабинетов и лабораторий.
Что же у нас есть? Практически все учебные кабинеты оснащены техническими средствами обучения различного назначения: кодоскопами со стандартным набором кододиапозитивов и разработанными самими учителями, автоматическими диапроекторами с набором слайдов, мультимедиапроекторами с компьютерной поддержкой сертифицированным программным продуктом и разработанным учителями, интерактивные доски. Телевизоры с диагональю 72 см с видеомагнитофонами, музыкальные центры.
Завораживающую силу зрительских средств наглядности, как мы понимаем, объяснил еще великий физиолог Павлов: новая информация, поступающая в зрительной форме, по своей емкости намного превосходит другие способы, по данным психологов одна картинка заменяет тысячу слов. Этот фактор является и положительным и отрицательным. С положительным вроде бы всем все понято, а вот отрицательное часто нами игнорируется, имеются в виду перегрузки. При просмотре телевизора, изображений на экране компьютера каждый новый кадр гасит предыдущий, и происходит все очень быстро, так что зрительная память детренируется, тормозится развитие воображения.
Все мы сейчас столкнулись с тем, что для реализации действительно неисчерпаемых дидактических преимуществ информационно-коммуникативных технологий в преподавании самых различных предметов, а также для эффективного использования весьма дорогостоящей техники в управлении необходимо не только переломить, а порой и переломать десятилетиями наработанное.
Выводы здесь очевидны: то, что можно сделать дешево и просто, не следует делать дорого и сложно. ИКТ стоит использовать только там, где это приведет к новому качеству, создаст новые возможности. Мы стремимся использовать информационные технологии в логике адаптации к условиям педагогической системы работы через управление образовательным процессом, управление контингентом обучающихся, управление кадрами, ресурсами и обеспечение Интернетом.
Очень важным, на наш взгляд, является раздел Проекта «Создание условий для обучения и развития одаренных детей», который включает комплекс задач:
выявление и диагностика одаренных детей;
развитие у них научно-исследовательских навыков через систему специальных курсов, факультативов и мероприятий разного уровня;
разработка и реализация специальных (в том числе индивидуальных) программ для одаренных учащихся;
повышение квалификации и поддержка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, совершенствование научной и материально-технической базы лицея.
В становлении профильного обучения в лицее, работе с одаренными учащимися большую помощь оказывает НГУЭУ: в экономических, информационном, юридическом классах, где работает более 15 преподавателей университета, они способствуют высокой мотивации учения, самостоятельности, создания условий для постоянной соревновательности, доминанты теоретических знаний в профильных предметах. Эти и другие формы совместной работы педколлектива лицея и преподавателей НГУЭУ позволяют поддерживать высокий уровень познавательной деятельности лицеистов как исследовательской по сути.
Нет необходимости убеждать, как необходимо работать над сохранением здоровья учащихся и обеспечением безопасного образовательного пространства. В лицее созданы условия, максимально способствующие сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья всех участников образовательного процесса.
Мы считаем, что наша система комплексного мониторинга физического развития лицеистов достаточно эффективна и учитывается в практике работы. Очень важна практическая реализация дифференцированного подхода в системе физического воспитания, но много проблем, над которыми мы работаем.
Не менее актуальна работа педагогического коллектива с учащимися по овладению навыками безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Центральной задачей нашего Проекта, программы на 2006–2010 гг. является повышение квалификации управленческого, педагогического и вспомогательного персонала лицея. Учитель-преподаватель, как мы понимаем, – ключевая фигура президентских программ по реформе образования сегодняшнего дня. К учителю, работающему в профильных классах, предъявляются дополнительные требования. Как следует из концепции профильного обучения, он должен быть не просто специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации, но и отвечать требованиям: соблюдать вариативность содержания образования, уметь проектировать индивидуальные образовательные траектории обучаемых, формировать компетенции, необходимые для продолжения образования в соответствующей сфере будущей профессиональной деятельности, обладать способностью и готовностью вводить в образовательный процесс интерактивные, деятельностные компоненты, включать проектно-исследовательские и коммуникативные методы.
Мы понимаем свою роль в повышении социального и профессионального статуса учителя в лицее, через реализацию мер по повышению оплаты труда педагогов и всех других служб. Мы когда-то, в начале реформ образования, провозглашали: «Решительно нужно уйти от уравниловки в оценке и оплате труда преподавателей». И вот теперь, я думаю, стало больше возможностей судить об учителе: о том, кто чего стоит, и о том, кто на что способен. Похоже, наше главное управление образования и мэрия совместно с общественным советом уже опробует доплаты директорам по этой схеме.
У нас в лицее уже давно разработаны и применяются «Положения» о различного рода доплатах из надтарифного и фонда экономии, методические часы мы также используем со знанием дела. Я считаю, что мы должны бороться за людей, вовлекая их в активную работу по реализации национального проекта в образовании – это главная задача. Но мы одновременно должны бороться и за саму реформу в образовании, не давая потопить её в грохоте слов, от которых если что и остается, так только шум в ушах.
Действия, поступки людей еще с большей тщательностью нужно проверять по труду. Только в таком подходе можно достигнуть требований справедливости. Всегда, во все периоды, да и во все времена были и есть люди с особым – любовным, творческим, поисковым отношением к своему труду. Они обычно не очень заметны, это «трудяги». Мы стараемся своевременно увидеть любое творческое начало, поиск, выделить этих людей из общей массы, показать их успех, распространить их опыт, сделать его опытом коллектива, опираться на их работу.
И, наконец-то, наверное, руководители, общественные советы образовательных учреждений смогут не только поддержать их морально, но и платить больше из 30% ФОТ (стимулирующий фонд).
Как тут не вспомнить слова А.П. Чехова: «Если бы Вы знали, как учителя России необходимо поставить в какие-то рамки, особые условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича… Нелегко платить гроши человеку, который призван воспитывать народ. Вы понимаете? – воспитывать народ! Отвратительно все это… какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу…». Эти строки были написаны в начале ХХ в., сейчас – начало ХХI в. Будем надеяться, что увеличение ставки на 1000 руб. за классное руководство – это только начало…
Постановление губернатора области «О мероприятиях по совершенствованию системы управления в сфере образования в 2007 г.», принципы нормативно-подушевного финансирования, разработка показателей качества труда учителей и принцип зависимости оплаты труда от его результатов, концепция и формы общественно-гражданского участия в управлении ОУ и другие разделы станут стимулом развития образовательного пространства региона, города, страны.
развитие у них научно-исследовательских навыков через систему специальных курсов, факультативов и мероприятий разного уровня;
разработка и реализация специальных (в том числе индивидуальных) программ для одаренных учащихся;
повышение квалификации и поддержка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, совершенствование научной и материально-технической базы лицея.
В становлении профильного обучения в лицее, работе с одаренными учащимися большую помощь оказывает НГУЭУ: в экономических, информационном, юридическом классах, где работает более 15 преподавателей университета, они способствуют высокой мотивации учения, самостоятельности, создания условий для постоянной соревновательности, доминанты теоретических знаний в профильных предметах. Эти и другие формы совместной работы педколлектива лицея и преподавателей НГУЭУ позволяют поддерживать высокий уровень познавательной деятельности лицеистов как исследовательской по сути.
Нет необходимости убеждать, как необходимо работать над сохранением здоровья учащихся и обеспечением безопасного образовательного пространства. В лицее созданы условия, максимально способствующие сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья всех участников образовательного процесса.
Мы считаем, что наша система комплексного мониторинга физического развития лицеистов достаточно эффективна и учитывается в практике работы. Очень важна практическая реализация дифференцированного подхода в системе физического воспитания, но много проблем, над которыми мы работаем.
Не менее актуальна работа педагогического коллектива с учащимися по овладению навыками безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Центральной задачей нашего Проекта, программы на 2006–2010 гг. является повышение квалификации управленческого, педагогического и вспомогательного персонала лицея. Учитель-преподаватель, как мы понимаем, – ключевая фигура президентских программ по реформе образования сегодняшнего дня. К учителю, работающему в профильных классах, предъявляются дополнительные требования. Как следует из концепции профильного обучения, он должен быть не просто специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации, но и отвечать требованиям: соблюдать вариативность содержания образования, уметь проектировать индивидуальные образовательные траектории обучаемых, формировать компетенции, необходимые для продолжения образования в соответствующей сфере будущей профессиональной деятельности, обладать способностью и готовностью вводить в образовательный процесс интерактивные, деятельностные компоненты, включать проектно-исследовательские и коммуникативные методы.
Мы понимаем свою роль в повышении социального и профессионального статуса учителя в лицее, через реализацию мер по повышению оплаты труда педагогов и всех других служб. Мы когда-то, в начале реформ образования, провозглашали: «Решительно нужно уйти от уравниловки в оценке и оплате труда преподавателей». И вот теперь, я думаю, стало больше возможностей судить об учителе: о том, кто чего стоит, и о том, кто на что способен. Похоже, наше главное управление образования и мэрия совместно с общественным советом уже опробует доплаты директорам по этой схеме.
У нас в лицее уже давно разработаны и применяются «Положения» о различного рода доплатах из надтарифного и фонда экономии, методические часы мы также используем со знанием дела. Я считаю, что мы должны бороться за людей, вовлекая их в активную работу по реализации национального проекта в образовании – это главная задача. Но мы одновременно должны бороться и за саму реформу в образовании, не давая потопить её в грохоте слов, от которых если что и остается, так только шум в ушах.
Действия, поступки людей еще с большей тщательностью нужно проверять по труду. Только в таком подходе можно достигнуть требований справедливости. Всегда, во все периоды, да и во все времена были и есть люди с особым – любовным, творческим, поисковым отношением к своему труду. Они обычно не очень заметны, это «трудяги». Мы стараемся своевременно увидеть любое творческое начало, поиск, выделить этих людей из общей массы, показать их успех, распространить их опыт, сделать его опытом коллектива, опираться на их работу.
И, наконец-то, наверное, руководители, общественные советы образовательных учреждений смогут не только поддержать их морально, но и платить больше из 30% ФОТ (стимулирующий фонд).
Как тут не вспомнить слова А.П. Чехова: «Если бы Вы знали, как учителя России необходимо поставить в какие-то рамки, особые условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича… Нелегко платить гроши человеку, который призван воспитывать народ. Вы понимаете? – воспитывать народ! Отвратительно все это… какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу…». Эти строки были написаны в начале ХХ в., сейчас – начало ХХI в. Будем надеяться, что увеличение ставки на 1000 руб. за классное руководство – это только начало…
Постановление губернатора области «О мероприятиях по совершенствованию системы управления в сфере образования в 2007 г.», принципы нормативно-подушевного финансирования, разработка показателей качества труда учителей и принцип зависимости оплаты труда от его результатов, концепция и формы общественно-гражданского участия в управлении ОУ и другие разделы станут стимулом развития образовательного пространства региона, города, страны.
Н.И. Кузенко, директор МОУ экономический лицей, заслуженный учитель РФ, руководитель высшей квалификационной категории