В.В. Ладыжец. Общеправовая и экономическая компетенция школьников

 
В.В. Ладыжец

Общеправовая и экономическая компетенция школьников

Российское образование признано одним из самых отстающих в мире - таков результат сравнительного исследования PISA, в котором наша страна оказалась среди последних мест (1). Новое время выдвигает новые приоритеты - умения приобретать и эффективно использовать знания. Через четыре года сегодняшние российские старшеклассники (граждане, потребители, будущие избиратели) станут наблюдателями или участниками избирательных кампаний по выборам новой Государственной Думы и нового президента. Наступит их время для оценок и выбора своего будущего.

Знания, получаемые школьниками на уроках обязательного курса обществознания, включают и экономические, и правовые вопросы. Но, к сожалению, эти знания не помогут предостеречь детей от таких противоправных действий, как воровство вещей, драки на переменах, дисциплинарной ответственности за порчу школьного имущества и асоциального поведения, воспитать уважительное отношение к чужой собственности, имущественным и неимущественным правам других людей.
Ребенку, не поступившему в вуз, сразу придется столкнуться со взрослыми проблемами: где искать работу или как создать свой бизнес. С 2004 года введен новый закон, разрешающий заниматься предпринимательской деятельностью с 14 лет. Это значит уже в школе ребенку необходимо получить первые теоретические знания, которых далеко не достаточно. Обрушить же на него все реалии российской рыночной действительности: коррупция, мошенничество, бандитизм, нечестное поведение партнеров - значит вызвать у ребенка серьезные психологические потрясения.

Неприятие и отрицание ценности права как основы урегулирования жизни общества, называемое правовым нигилизмом, грозит национальному бедствию. Некоторые ученые называют это генетической болезнью. Еще Герцен писал: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчинялся им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство».
Путь к обновлению России, повышению благосостояния ее граждан лежит через экономико-правовое воспитание и образование.

Правовое воспитание - это целенаправленное деятельность по передачи достижений (ценностей) в области права от одного поколения к другому.
Экономическое образование - процесс формирования у учащегося: во-первых, ориентаций и установок, ведущих к консолидации общества на основе усвоения общечеловеческих ценностей и традиционных ценностей россиян; во-вторых, компетенций, достаточных для ориентации своего поведения и защиты своих интересов при соприкосновении с различными видами экономической деятельности и экономических институтов (понимание своей роли, как потребителя, вкладчика, соискателя рабочего места, налогоплательщика и т.д.); в - третьих, собственных представлений и установок, позволяющих адекватно судить о событиях, действиях властей и экономических агентов, информации прессы и электронных СМИ.

В новых условиях перед школой должна встать новая задача - дать учащимся необходимый объем экономико-правовых знаний для привлечения в рыночные отношения активной части молодежи, а перед учителем - поиск нового содержания, диктуемого требованиями времени, отслеживания нового законодательства, моделирования реальных жизненных процессов, изучения вопросов социальной практики.
Президент В. В. Путин в своей политике провозглашает главенство закона, высшую ценность права и свободы гражданина. Но каков огромный разрыв между правами, провозглашенными Конституцией РФ, и реальным их воплощением в жизнь, реальной защитой граждан от произвола чиновников, от бесцеремонности, пренебрежения и неуважения представителей власти.
По-прежнему актуальна и бытует устоявшаяся народная мудрость «Закон, что дышло - куда зашел, туда и вышло» - отражение нашего отношения к законам и правилам. Российская уверенность в том, что если ты слаб, беден, незащищен властным покровительством, - трудно отстоять свои права, права ближнего. Закон, правило всегда диктуется двояко и всегда в пользу «сильного». Таков исторический опыт, такие стереотипы. И пока подобные высказывания будут произноситься с ментальной гордостью, до тех пор очень трудно будет воспитать в ребенке гражданина, утвердить его веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, необходимость проявления толерантности. «Почему, когда один человек обманывает другого, - это называется мошенничеством, а когда чиновник публично врет с экрана телевизора, - это называется политикой?» - вопрос для раздумья, обращенный ко всей телевизионной аудитории ведущим телепередачи «К барьеру» на НТН.

История человечества - это история культур, достоверное свидетельство величия судьбы человеческого существа, воплощенная в самые возвышенные стороны его деятельности. История человечества - это и процесс формирования ценности права в жизни общества - безопасность человека в конфликтных ситуациях, гарантированность прав, обеспечение истины. Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества. Она складывается из ряда взаимосвязанных элементов, таких как осознание необходимости строгого выполнения требований законности; вера в право; глубина юридического образования и юридического мышления; состояние законодательства, степень воплощенности в нем общественных начал. Одно из важнейших проявлений культуры общества - состояние законности, уважение законодателя к издаваемых им нормам, качество работы суда, прокуратуры и других правоохранительных органов.

Право - это то, что узаконено государственной властью, всегда антипод беспорядка, произвола, насилия, унижения человеческого достоинства. Каждая историческая эпоха имела собственное представление о границе, за которой начинается произвол и насилие. Эти представления не всегда совпадают с современными. Тем не менее, социальная ценность права является показателем уровня развития цивилизации и культуры данного общества.

Понятие справедливости, равноправия, равенства существовали на протяжении всей истории человечества. Большинство революций совершилось под лозунгами борьбы с несправедливостью, за равные права граждан. Однако при этом еще в 60-е годы XX века в США на Юге дети белых и черных учились в отдельных школах, только в середине 60-х годов колхозники в СССР получили право свободно переезжать из сельской местности в город, несколько десятилетий назад в школах Великобритании перестали практиковать телесные наказания. Все эти законы или традиции имели своих приверженцев, причем настойчивых и уверенных в правильности существующих порядков, таким было представление о справедливости. И только в последние десятилетия ценности гуманизма, идеи равенства стали распространяться по всему миру, объединяя разные народы единым представлением о самоценности человеческой личности.

Закон представляет собой всегда ограничение, поскольку за ним стоит государственное принуждение, возможность применение санкций. Способность человеческого «Я» не соглашаться с несправедливостью, сомневаться и высказывать свое мнение, отличное от сложившегося, выделяет личность с независимой гражданской позицией. Когда сегодня мы говорим о правах человека, то часто за примерами их соблюдения обращаемся к опыту Соединенных Штатов Америки. Американскому обществу пришлось пройти очень длинный путь к тем правам и свободам, которые сегодня не только закреплены в Конституции США, но и стали частью самосознания нации. В 1963 году Джон Кеннеди проявил настоящее гражданское мужество, предложив Конгрессу США Акт о гражданских правах, запрещающий любую дискриминацию в праве на участие в выборах, в получении образования, работы и в быту.

В России никогда не было демократических традиций признания приоритета прав и свобод человека. Господствующая идеология, рассматривая частную собственность, как абсолютное зло, определила главное отличие советского социалистического права от других правовых систем новейшего времени. Само понятие частного права было уничтожено. Мы жили в условиях диктатуры партии и диктатуры права власти. Да, в сфере социально-экономического законодательства (право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание, право на труд, уравнение статуса мужчин и женщин) СССР оставался мировым лидером, но политические и личные права граждан нарушались постоянно. Либеральная революция в России в 1991 году начиналась с уличных манифестаций против привилегий партийной бюрократии и под лозунгами свободы и демократии. Но ее итогом первоначально стал режим олигархического капитализма, когда, по словам Александра Солженицына, "над всеми стоит власть сплотки корыстных людей, бесконечно равнодушных к судьбе подвластного им народа и даже к тому, выживет ли он вообще или нет".

В ходе революционных событий 1991 - 1993 годов распалась правовая система, но изменения правосознания граждан происходят очень - очень медленно.
Над группами американских и российских школьников был проведен эксперимент. Перед ними был поставлен одинаковый вопрос: «Вообразите, что Вы совершили некое преступление и находитесь в суде. Судья спрашивает: «Как Вас судить: по закону или по справедливости?» Какой вариант Вы бы предпочли?» Все американцы предпочли быть судимыми по закону. Россияне в большинстве предпочли справедливость. (10)

Построенная на базе римского права западная цивилизация исходит из того, что закон и есть справедливость. Для русской цивилизации, русского народа всегда существовала огромная разница между справедливостью (определяемой обществом) и законом (определяемым государством).
Демократические преобразования в России в 1991 году были отмечены принятием Декларации прав и свобод гражданина, в 1993 году - Конституции РФ. В 1998 году Россия ратифицировала очень важный международный документ Совета Европы в области прав человека - Европейскую Конвенцию о защите прав и основных свобод человека. Россия, присоединившись к документу, обязана привести в соответствие с ним национальное законодательство.

В принятых 14 ноября 2000 года Правительством Российской Федерации «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» подчёркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для образования личности становятся умения: отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

В нашем обществе, где в массовом сознании право не является безусловной ценностью, необходимо пробудить практическую привлекательность права, как механизма бесконфликтной реализации своих интересов. Стремительно меняющееся законодательство требует постоянного обеспечения информирования. Сегодня для подростков должны стать значимыми и актуальными не рекламные, а принципиально новые тезисы: «Не Орбит, Рексона и Хед энд Шолдерс или Нивея, убирающая жирный блеск, принесут тебе успех, а знания и активная жизненная позиция».
Помочь ученику в стратегическом выборе его будущей деятельности, дать информацию и примеры успешного бизнеса, о существующей системе органов правовой защиты, поддержки предпринимательства, о законодательстве, привить культ знаний, качества жизни и активной жизненной позиции - задача не из легких, но очень важная. При этом государство и общество должно обеспечить базовые правовые принципы - равенство всех перед законом и неотвратимость наказания за нарушение закона.

Литература
1. Ковалева Г.С. По ком звонит колокол. Причины падения международного рейтинга российского образования// Школьное обозрение. 2002.-№ 1.
2. Ленская Е.А. Качество образования и его оценка: российско-британский диалог. //Школьное обозрение. 2002.-№ 1.
3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер с анг., Т1, Т2
4. Высоцкий Л.Л., Ладыжец В.В., Симоненко В.Д. О предпринимательстве. Новосибирск, НИПКиПРО, 1998.- 90с.
5. Первые шаги. Начальный курс обучения правам человека. Учебное пособие. М.: Издательство «Права человека», 2003. - 216с.
6. Поливанова К.Н., Хасан Б.И. Начала права: экспериментальное учебное пособие для 5-6 классов: 6 класс. - М.: «Статус», 2002. - 224с.
7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика: Пособие к разделам «Экономика» и «Право» курса «Обществознание» для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. В 2-х книгах. Кн.1 /Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». - М. Вита - Пресс, 2000. - 216с.
8. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права: Учебник для 10-11 классов. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 383с.
9. История искусства. Первые цивилизации. - Под ред. Роса Мартинес. Пер. с исп. - ЗАО «Бета-Сервис», 1998. - 220с.
10. Правовое образование в школе - залог развития демократического государства. // Сибирский учитель. Региональный научно-методический журнал. 2003. - № 2
11. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений./Виноградова И., Кокорев Р, Колосова М. и др. Под общ ред. П. Крючковой. - 2-е изд., перераб. И доп. - Вита-Пресс, ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001. - 272с.
12. Шамлов Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. М.: «Наука», 1993.

В.В. Ладыжец,
учитель экономики и права гимназии №  1, гимназии №  2