Боровиков Л.И. Послания через века. О тайнах древних рисунков на камне

Бесспорно, искусство древних петроглифов появилось очень давно. Вероятно, возникло оно из необходимости совершения сакрального для любого племени ритуально-обрядового действия. Ведь священный, магический обряд обязательно сопровождал коллективную жизнедеятельность древнего человека, которому без веры в присутствие высших духовных сил трудно, почти невозможно было выжить в реалиях того непростого времени. Каменные свидетельства таких вдохновляющих переживаний первобытного человека мы и сегодня можем повсюду встретить в Хакасско-Минусинской котловине. Не зря Хакасия издревле слывет Меккой для археологов. И не только для них.

У любого образованного человека может когда-то возникнуть естественное желание воочию пообщаться с каменными образцами этой первобытной культуры, постоять перед ними, поразмышлять и, в конце концов, найти индивидуально приемлемые для себя способы установления мысленного культурного диалога в исторически достоверной ретроспективе времени. А может быть, и невольно соизмерить свой индивидуальный путь культурного развития с таким на первый взгляд примитивным каменным искусством первобытных времен.
 
Сегодняшние материализованные образцы первобытного каменного искусства Хакасско-Минусинской котловины позволяют нам без особого труда вступить в такой, широко развернутый во времени, исторический диалог. Путешествуя по Южной Сибири, странствуя по бескрайним степным просторам этого региона, вы, несомненно, обратите внимание на сохранившиеся каменные изваяния, на древние крепости, стелы и курганные могильники. Вот где широкий простор для получения ярких историко-культурных впечатлений! Только от обилия непривычных для русскоязычного уха хакасских имен и названий голова кругом пойти может: Уйбатский чаатас, Улус-Аёв, Хызыл-Хая, Уртун-Той и другие. Да и честно говоря, вглядываясь в древние каменные рисунки первобытных художников, нанесенные на каменную плоскость, с трудом убеждаешь себя, что нас с ними разделяют несколько тысячелетий, ведь все эти дружно бегущие человечки, схематически изображенные лоси и олени так напоминают рисунки современных детей. Тут невольно в сознание вкрадывается провокационная мысль: в индивидуальном развитии любого человека всегда повторяется историко-культурная эволюция человечества. К сожалению, для некоторых россиян такая эволюция прекращается в средневековье. Либо даже замирает на этапе древних родоплеменных отношений...

И вовсе не обязательно вам проделывать изнурительные сотни километров по хакасской степи для долгожданной встречи с древним искусством первобытных племен. В столице современной Республики Хакасия, в городе Абакане, у вас есть реальная возможность прикоснуться к исконным образцам первобытной культуры. Коллекция уникальных каменных изваяний и стел, испещренных многочисленными рисунками древних художников, находится в центре города, напротив Хакасского республиканского краеведческого музея. Все эти памятники были когда-то привезены из различных районов Хакасии и таким образом спасены от верной гибели. А значит — сохранены для человечества. Пройдитесь неспешно по аллее стел, всмотритесь в древние рисунки: здесь вы увидите и солнцеликих богов, и трехглазых личин, и многочисленных фантастических зверей, и бегущие фигуры людей, коней, лосей, оленей.
 
Возможно, ваше внимание привлекут и «безрисуночные», вертикально поставленные камни — разной величины и по-разному оформленные. В ученом мире таким каменным изваяниям дано диковинное название — менгиры. Они могут быть как едва отесанные, так и великолепно выполненные в виде монументальной скульптуры. Размер менгир тоже бывает разный — от одного метра до двадцати. Такие памятники первобытного искусства тоже находятся сегодня в аллее стел.
 
Известно, что менгиры не были непосредственно связаны с обрядами захоронения. Скорее всего, они выполняли относительно самостоятельную функцию — были объектом символического поклонения. С их помощью, наверное, отмечали традиционные места обрядовых церемоний. С течением времени такие менгиры становились священными для того или иного рода. Им поклонялись, с ними древние люди связывали свои надежды на исполнение определенных желаний.
 
Какие это были обряды и церемонии, чаяния и надежды — нам сегодня не ведомо. Пусть здесь творческая фантазия на время станет вашим верным помощником. Может быть, тогда в вашем художественном воображении и зазвучит проникающая до глубины души степная гортанная песня, заговорит-зарокочет магический бубен древнего шамана и перед глазами закипит древний праздник, посвященный прародительнице рода. Или нежданно-негаданно промелькнет тотемное животное. И тогда вихрем закружатся в неукротимом танце все эти фантастические звери, оживут сошедшие с камня человеческие фигуры с головами животных. И вы на короткий миг ощутите вдруг, что запечатленные древним художником образы могут действительно исполнять чаяния и надежды человека, каждодневно охранять благополучие его рода. Вот это и есть непосредственный эффект первобытного искусства, его истинные, ритуально-мистические истоки.
 
Ну, а если оставаться глубокими скептиками и реалистами, можно продолжать верить в то, что древние каменные рисунки и изваяния первобытных племен, необычайно требовательно, как-то по-особому пристально взирая на нас своими антропоморфными очами, так же упорно, как и множество столетий назад, все еще хранят свою тайну, уходящую в глубь тысячелетий.
 
Но особенное впечатление оказывают менгиры в открытой степи, когда издали неспешно подъезжаешь к ним и все более явственно видишь их общие очертания. И не столь уж важно, едешь ты к ним — как много веков назад — верхом на коне или движешься на современном автомобиле. Какой-то священный трепет вдруг невольно охватывает твою душу, а значит, делает ее все более восприимчивой к ритуальным духовным переживаниям древнего человека. И заметьте, не такого уж теперь и древнего, как вам поначалу показалось...

Уезжая вечерним поездом из Абакана, в лучах медленно заходящего необычайно яркого хакасского солнца вы еще долго будете любоваться древними каменными изваяниями, как-то хаотично, но эстетически безупречно расположенными в стремительно мелькающих за окном безлесых долинах. И тогда незаметно подкравшаяся утренняя заря вдруг окрасит ваши еще не остывшие впечатления щемящей ностальгией.
 
 
Абакан, 2006