Черемисин А.Г. РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

 
Сейчас мы переживаем новое геологическое изменение биосферы.
Мы входим в ноосферу...
Но важен факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон
со стихийными геологическими процессами, с законами Природы,
отвечают ноосфере.
Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно.
Оно в наших руках. Мы его не выпустим.

Вернадский В.И.

Уже ни у кого не вызывает сомнения, что всеобщая компьютеризация и интенсивное развитие Интернет-коммуникаций привели к революционным изменениям в жизни современного человека. Динамика и сила воздействия этого сектора социальной среды поражает даже специалистов, основывающих свой бизнес на Интернет-коммуникациях и НИОКР. Прогнозы, от сдержанных до сказочно-оптимистических, указывают на то, что человечество шагнуло в информационный век.

Предпосылки развития Интернет-образования

Великий русский мыслитель, чью цитату мы привели в начале статьи, считал, что раз достигнутый в процессе эволюции уровень развития мозга не идет уже вспять, только вперед. Уже давно в рейтингах самых богатых людей владельцы, основатели компьютерных компаний потеснили нефтяных королей. Оплата труда IT-специалистов в отечественных и зарубежных компаниях свидетельствует об уровне влияния компьютера на бизнес и образование. Еще несколько лет назад высказывание Вернадского о том, что Человечество своей жизнью стало единым целым, воспринималось со скепсисом. Сегодня в Сеть можно войти практически из любой точки земного шара. Создаются виртуальные правительства (
www.e-rus.ru -Федеральная целевая программа «Электронная Россия» и др.).

С помощью Интернета свергают правящие элиты на постсоветском пространстве. Нельзя обойти вниманием ту роль, которую ua-net сыграл в создании массового общественного мнения в период «оранжевой» революции на Украине, которую с полным основанием можно считать первым Интернет-переворотом в истории человечества.

В условиях кардинального изменения смыслового универсума всего человечества, например, когда поход за любыми покупками, посещение библиотек крупнейших университетов мира, управление финансами на биржах Токио, Лондона и Нью-Йорка, путешествия в экзотические страны достигаются несколькими кликами «мышкой», естественно, начинают трансформироваться и традиционные институты образования.

Информатизация образования - комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.

Если под технологией понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами, то использование информационных технологий как раз и позволяет достигать высокого уровня эффективности при обучении студентов любых специальностей.

Известный американский педагог, президент учительского колледжа Колумбийского университета Артур Левин утверждает: «сегодня все учебные заведения разделяются на три группы - "кирпичные", "кликабельные" и "кирпично-кликабельные"» [1]. Две последние группы формируют электронный образовательный рынок, где уже присутствуют миллионы потребителей и где уже вращаются миллиарды долларов.

В России, в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия», объем финансирования только одного проекта - «Разработка информационной системы управления образовательным учреждением на примере Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» - в 2005 г. составит 12 млн. рублей [2]. Разрабатываемая информационная система призвана обеспечить автоматизацию управления учебным процессом, в том числе, дистанционным (учет учебного процесса, его планирование и публикация, подготовка отчетной документации), и автоматизацию поддерживающих процессов - финансового управления, фискального учета, социально-кадрового учета и делопроизводства и др. 
По прогнозу Национального института стандартов и технологий (NIST, США), в 2005 году оборот в Интернет-образовании достигнет 46 млрд. долларов. Оценка Technology Decisions: емкость рынка электронного обучения в 2005 году - 40 млрд. долларов.

Содержание и принципы дистанционного обучения

Дистанционное обучение - это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан России в области образования, реально позволяющая получать высшее образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего - жителям отдаленных сельских районов России, а также СНГ, лицам, имеющим ограничения для получения образования в обычном порядке.

Дистанционный способ обучения в той или иной степени сегодня присутствует в каждом крупном вузе, даже если учебное заведение не делает ставку на дистант-студентов. По одной простой причине - это выгодно. Качественные учебные материалы и хорошие преподаватели всегда в дефиците, а потому дороги.

Сегодня признанным лидером виртуального образования считаются США. По данным Business Week, более двух тысяч американских колледжей и университетов предлагают онлайновое обучение [3]. Европейские лидеры - Великобритания, Германия, Италия и Франция - также активно внедряют данное направление, кроме того, начали заявлять о себе и развитые азиатские страны.
Идея открытого образования, образования с использованием дистанционных технологий, не является достижением последних лет. До недавнего времени в нашей стране подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Это - заочное обучение, которое было широко распространено во всех вузах страны.

Итак, легитимным предшественником дистанционного образования считается образование заочное. Благодаря установлению в XIX веке регулярной почтовой связи появилась возможность «корреспондентского» обучения: студент имел возможность по почте посылать на кафедру свои работы и получать - тоже по почте - комментарии и новые задания. Такой способ обучения устраивал тех, кто жил вдали от крупных городов и не мог учиться традиционным способом - очно.

Если рассмотреть дистанционное образование с точки зрения коммуникаций между преподавателем и учащимся, то можно сформулировать четыре принципа дистанционного образования:

1. Самообразование. Это краеугольный камень дистанционного образования,   который   предполагает   самомотивацию   учащегося   в отношении собственного обучения, а также определенный уровень самоорганизации личности.
2. «Один к одному». Этот принцип означает, что преподаватель и учащийся периодически общаются один на один, что напоминает по форме индивидуальную консультацию.
3. «Один ко многим». Этот принцип означает, что преподаватель, в соответствии с заранее составленным графиком,  работает сразу  с множеством учащихся. Такая форма отчасти напоминает традиционное обучение в классах.
4. «Многие ко многим». Этот принцип означает, что возможно одновременное общение множества учащихся, обменивающихся между собой опытом и впечатлениями.
Службы Интернет как раз и позволяют обеспечить эти четыре принципа:

1. WWW позволяет студентам самостоятельно подключаться к самым разным информационным источникам, в том числе зарубежным. Другими словами, учащийся может за короткое время посетить, например, множество отечественных и иностранных университетов, попутно находя нужную информацию и, возможно, налаживая личные контакты.
2. Электронная почта позволяет учащемуся переписываться с преподавателем, задавая вопросы и получая ответы, обсуждая текущие проблемы и организационные моменты.
3. Телеконференции  дают  возможность  нескольким учащимся «собираться» в назначенный час в виртуальном классе и работать практически как на обычном уроке, выполняя задания преподавателя и попутно задавая вопросы. Причем задаваемые преподавателю вопросы и ответы на них доступны сразу всем посетителям виртуального класса. Чат позволяет учащимся, выпускникам и тем, кто только прорабатывает для себя варианты обучения через Интернет, пообщаться в режиме реального времени, делясь впечатлениями и задавая актуальные вопросы.


Преимущества образовательных Интернет-технологий

Однако мотивационным является не только фактор преодоления территориальных барьеров или ценовой фактор (обучение он-лайн стоит в 2-4 раза дешевле), благодаря которым даже небольшие страны (так называемого золотого миллиарда) захлестнула волна дистанционного образования. К примеру, Германия стала одним из европейских лидеров в электронном обучении. В докладах на Международном Форуме по дистанционному образованию 2000 г. (ФРГ) была озвучена идея новой образовательной политики правительства ФРГ, суть которой заключается в том, что правительство будет уделять внимание не столько содержанию образования, сколько технологиям донесения образовательных услуг до потребителя.

Связывают этот феномен с концепцией lifelong learning («обучение в течение всей жизни»). Если в индустриальном обществе полученные знания отражали объективную реальность и были актуальны в течение 20-25 лет, то в информационном обществе в силу гипертрофированной динамики экономических и социальных процессов, возросшей ценности информации, высокой мобильности индивидов и миграции целых сообществ ситуация резко изменилась. Эксперты по кадрам и персоналу утверждают, что полученные 5-7 лет назад знания уже не отражают действительности и не востребованы на рынке труда. Феномен lifelong learning породил спрос на образование со стороны взрослых, и виртуальными студентами стали те, у кого нет времени, возможности, а часто и желания садиться за парту - бизнесмены, служащие, военные, заключенные, инвалиды, пенсионеры, беременные и проч.

К числу преимуществ образования посредством Интернет-сети относятся следующие:

1. Значительное число одновременно обучающихся студентов. В некоторых случаях количество обучающихся по одной и той же программе может исчисляться тысячами. Это особенно впечатляет, если учесть, что система дистанционного образования может предлагать значительно более широкий выбор программ обучения, чем традиционные системы.
2. Невысокая стоимость обучения при отсутствии транспортных расходов. Действительно, для учебных центров нет нужды организовывать реальные классы, обеспеченные компьютерной техникой, поскольку организуются   классы   виртуальные.   Именно   поэтому   стоимость виртуальных курсов ниже, чем традиционных. С другой стороны, для учащегося, помимо платы за курс, его расходы включают только оплату услуг провайдера по обеспечению работы в Интернете, что, по нынешним временам, вполне доступно. Какие-либо дополнительные транспортные расходы вообще исключаются, поскольку человек может обучаться прямо на своем рабочем месте или даже дома.
3. Обучение независимо от местонахождения, без отрыва от производства,   дома,   семьи.   Дистанционное   образование   создает уникальный прецедент, когда высококачественное обучение становится предметом досуга, избавляя, таким образом, учащегося от необходимости ограничивать или вообще прекращать профессиональную деятельность, перемещаться куда-либо на время обучения, менять привычный режим частной жизни. Более того, в этом смысле дистанционное образование проявляет себя как инструмент опережающего переобучения, что особенно важно именно сейчас в связи с бурными преобразованиями на рынке труда.
4. Гибкий график обучения. При дистанционном образовании нет жесткой привязки процесса обучения к работе в определенном месте в определенное время, поэтому обе стороны этого процесса (обучающая и обучаемая) имеют большую степень свободы при планировании обучения.
5. Использование передовых технологий. Интернет концентрирует в себе самые современные технологические разработки, что не может не сказаться на качестве и эффективности обучения.
6. Доступ к зарубежным источникам знаний. Ни один инструмент не позволяет с такой легкостью пересекать границы, как Интернет. Знания, размещенные в Интернете, перестают быть национальным достоянием и становятся общедоступным ресурсом.
7. Демократичность. В Интернете нет старых и молодых, богатых и бедных, больных и здоровых, а есть равноправные пользователи, которые учатся и общаются на уровне друзей или коллег. Это особенно важно для тех учащихся, которые испытывают психологическую напряженность в связи с какими-либо индивидуальными особенностями, реальными или мнимыми.
8. Постоянное обновление программ обучения. Действительно, несоизмеримо проще обновлять электронные учебные материалы, чем перепечатывать очередную редакцию традиционного учебника.

При таких возможностях практически все взрослое население может получать качественные и недорогие образовательные услуги в любом учебном заведении планеты.

Сейчас примерно пятая часть всех образовательных услуг предоставляется через Интернет. А по прогнозам American Educational Research Association, к 2010 году две трети всего мирового образования будет осуществляться дистанционно, а в ближайшие 2-3 года электронное образование, несомненно, сравняется по числу студентов с традиционным. Сегодня обучается в Интернете около 100 млн. чел. численность же очных студентов по всему миру - 97 млн. человек.


Специфика организации учебного процесса и восприятия информации

Каждый дистант-студент получает комплект учебных материалов - так называемый кейс. В него входят лекции, задания, контрольные вопросы, тесты, ссылки на дополнительную литературу и т. д. Студент получает или кейс на электронных носителях, или паролевый доступ не только к нужному ему кейсу, но и ко всей информационной базе учебного заведения. Занимается он по схеме заочного обучения, либо обучение происходит в онлайновом режиме, когда все электронные ресурсы, такие как e-mail, discussion boards, chat rooms, streaming audio-video, представляют собой как бы единый виртуальный класс.

Есть две формы он-лайн обучения: синхронная и асинхронная. В первом случае обучение происходит в режиме «реального времени»: все студенты занимаются одновременно, посещают указанные руководителем чаты, участвуют в обсуждении учебного материала «по расписанию». Асинхронная, более совершенная, форма дистанционного обучения позволяет студентам посещать виртуальный класс тогда, когда им удобно, хотя они все равно должны провести там установленное время.

Может создаться впечатление, что электронное образование не предполагает общения. Однако это заблуждение. В его рамках широко развит такой формат, как web-конференция, в которой участвует установленное число студентов и преподавателей.

Решаема сложнейшая языковая проблема. С учебными текстами все просто - их переводят на язык обучаемого. Но как быть с общением в реальном времени, когда участники говорят (пишут) на нескольких языках? Новые технологии подтверждают, что все возможно: сейчас компания Gateway Pacific Airways, используя систему EKR, которая осуществляет мгновенный перевод, учит на четырех языках одновременно.

Говоря о преимуществах, нельзя не сказать о ряде ограничений компьютерного дистанционного образования:

1. Дистанционное образование, даже при интенсивной организации, все же более длительно, нежели очное, а в некоторых случаях и менее эффективно. Во-первых, это может быть связано с отсутствием у обучаемого  элементарной  самодисциплины  и  самомотивации,  что, естественно, не будет способствовать самостоятельному изучению нового материала. Во-вторых, это может быть связано с преимущественным развитием, например, аудиального канала восприятия информации, когда человек   способен   усвоить   новую   информацию   исключительно   в озвученной форме.
2. Необходимость в техническом и программном обеспечении. Каким бы доступным ни казалось компьютерное дистанционное образование, все-таки, оно предполагает наличие у обучаемого компьютера и доступа в Интернет, чего далеко не все могут себе позволить, а особенно безработные граждане.
3. Обезличенное общение. Любое, даже самое живое общение через Интернет,   это   всего   лишь   опосредованное   общение.   Личностное взаимодействие в этом случае, как правило, остается за кадром.
4. Ориентированность на технические средства, на виртуальную среду.   Постоянная  концентрация  на  экране  монитора,  длительное включение в виртуальный мир отражаются на внутреннем состоянии учащегося и могут способствовать развитию Интернет-зависимости. Этот фактор должен особым образом учитываться при разработке нормативной базы дистанционного образования.

Зависимостью от Интернета можно назвать чрезмерное, доминирующее в жизни увлечение компьютером или другими коммутирующими устройствами, используемыми для ухода от реальности и ведущее к деформации или качественным изменениям социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. Риск формирования Интернет-аддикции, по предположению С.Э. Давтяна, специалиста кафедры психиатрии СПбГУ, зависит как от патологических особенностей личности (шизоидные, неустойчивые, сензитивные и др. черты), так и от средовых психотравмирующих факторов. Ведущим звеном, лежащим в основе формирования зависимости, является эмоциональная депривация. По степени доминирующего в сознании стремления к уходу от реальности, оно сопоставимо с патологическим влечением при алкоголизме, наркомании, тяге к азартным играм и другими нехимическими аддикциями. Согласно исследованиям последних лет, распространенность этой патологии среди российских пользователей сети составляет примерно 2-6 %. При остром течении, патология может проявляться полиморфными соматическими, вегетативными расстройствами, а также приводить к социальной дезадаптации.
Однако в этой диалектике, не стоит забывать, что Интернет прочно вошел в жизнь и систему образования западного, экономически преуспевающего общества.


Тенденции развития виртуальных образовательных услуг в информационном обществе

Сегодня мы еще можем перечислять лидеров дистанционного образования по государственному признаку - США, Канада, Германия, Япония, Австралия и т.д., но очень скоро мы будем сравнивать показатели не государств, а брэндов международных образовательных альянсов. Потому что все чаще виртуальные университеты создаются через кооперацию. Известный виртуальный вуз - UNext.com, предлагающий учебные программы по экономике, объединяет мировых лидеров экономического образования - университеты Stanford, University of Chicago, London School of Economics и другие. Австралийский University of Melbourne вместе с десятком других вузов разных стран и с компанией Thomson Learning (занимается изданием учебников) создали виртуальный университет U21 Global, его расчетная емкость - до 100 тыс. студентов к концу десятилетия. Заключено соглашение нью-йоркского New School University с английским Open University, а чуть раньше сформировался стратегический альянс Stanford-Harvard. Все стороны от такого сотрудничества только в выигрыше: университеты создают новые способы роста своей капитализации, а слушатели получают доступ к образовательным ресурсам сразу нескольких сильных университетов.

Мы видим, насколько изменилось само содержание современного образования - оно уже является не только определенной суммой знаний, которые быстро морально устареют, а включает «научение» студента навыкам самостоятельного обучения. Именно это становится основной задачей образования. На порядок ускорился моральный износ знаний. Время, которое выпускник вуза мог жить за счет «приобретенного запаса знаний в вузе», сократилось с 20-25 лет в 40-е годы до 5 лет в начале 90-х годов. А по специальностям, связанным с информационными технологиями, информация устаревает в течение одного года.

Современный   специалист  постоянно  должен   повышать   свою квалификацию только для того, чтобы не «отстать от жизни». Образование становится открытым, непрерывным и охватывает весь период жизни человека. Тем более, в современных условиях, когда профессиональная переподготовка зачастую становится средством социальной защиты, единственной возможностью для человека трудоустроиться, получить востребованную на современном рынке труда специальность. Система современного образования должна отвечать на «вызов» современного информационного общества.

Наша страна интенсивно входит в мировое информационное пространство. Если в системе образования мы в ближайшее время не освоим новую социальную и образовательную реальность мира - Интернет, то мы неизбежно отстанем от реалий мира.

Россия «обречена» на дистанционное образование посредством Интернет-технологий. Почти 80 млн. граждан страны живут за пределами городов-стотысячников, то есть в тех местах, где отсутствуют вузы с серьезной академической базой. Однако и жители крупных городов желают быть свободны в своих образовательных траекториях. И в ситуации социальных ограничений (прежде всего по имущественному цензу) эту свободу может обеспечить Интернет.

Отсюда неутешительный вывод: если Россия будет продолжать действовать столь же необдуманно и ригидно на рынке образовательных услуг, то надо отдавать себе отчет, каковы будут последствия. Интернет не знает географических барьеров, а языковые почти преодолены. Реально оценивая темпы развития мирового дистанционного образования, постепенное удешевление персональных компьютеров и доступа в Интернет, приходим к пониманию, что вскоре настанет день, когда выяснится, что большинство дистант-студентов России учится за ее пределами.
Литература

1. 
www.internetstudies.pe.kr
2. www.e-rus.ru
3. http://www.internetstudies.pe.kr/STheory.html - Internet, Philosophy and Social Theory
 
"Инновации в образовании", № 5, 2005