Карпенко М.П. Состояние и перспективы развития информационных и телекоммуникационных технологий в образовании

 
Вне зависимости от текущего уровня экономического развития все страны, решающие сегодня задачи информатизации, находятся в одном состоянии, называемом информационным взрывом. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний человечеству потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 г., а третье - к 1950 г., т. е. уже за 50 лет. Сегодня речь идет всего о 20-30 годах, необходимых для удвоения всех знаний, выработанных человечеством.

Несомненно, информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Уникальность исторического момента заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивилизацию на качественно новую ступень развития.

В этой связи в ряде технологически развитых стран мира, в том числе и в России, сегодня обсуждается новая концепция социально-экономического развития общества, основанная на все более широком использовании знаний. Человеческие знания признаются единственным капиталом общества (П. Друкер и др.), а информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) являются фундаментальными технологиями общества знаний, дорогой к которому является образование. Соединение фундаментальных технологий общества знаний и процесса образования его членов способствует достижению сразу двух целей:

• во-первых, интенсификации образования и подъему его на совершенно иной, более продуктивный уровень;
• во-вторых, решению инвестиционной задачи - приучая студентов к ИКТ, создает отложенный спрос на высокоинтеллектуальные технологии.

Создание распределенной системы общенациональных и региональных образовательных ИКТ-центров и их использование в качестве стратегического ресурса развития позволит решить многие проблемы экономики, экологии, урбанизации, занятости населения, а также проблемы развития образования, культуры и демократизации общества. С этой целью разрабатываются и осуществляются межгосударственные, государственные и региональные программы.

Подчеркивая исключительную важность развития информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) сформулировала два базовых принципа их использования: "образование для всех" и "образование через всю жизнь", которые являются декларативной основой решения комплекса проблем национальных образовательных систем. В качестве инструментария для реализации этих деклараций предложен третий принцип - "образование на месте проживания". Апробируя эти принципы, США и Китай уже задекларировали цель функционирования образовательной системы - всеобщее высшее образование. Россия стоит лишь только в начале этого пути.

Практика убедительно доказывает, что информатизация общества и образования не является научно-технической модой; это не кратковременная кампания, а закономерный процесс развития цивилизации, которая переходит в качественно новую стадию своего существования. Проведенные исследования показывают, что вклад в "копилку национального богатства" образованных людей значительно, в разы, выше, чем необразованных. Конечно, низкоквалифицированный труд не исчезнет, он, скорее, приобретет качественно иное содержание за счет более широкого привлечения техники и механизмов.

В ближайшем будущем информация станет не только результатом труда подавляющего большинства населения нашей планеты, но и объектом этого труда. Другими словами, все сферы деловой активности людей будут во все большей степени связаны с использованием информации и научных знаний. А это означает и более высокий уровень интеллектуализации общества, достижение которого потребует радикальных изменений в системе образования.

За прошедший год здесь решались следующие группы задач:
технологические:
• масштабное   освоение   Интернета   и   создание   глобальных телекоммуникативных сетей, хотя, по мнению профессора В.П. Тихомирова, пока еще не достаточных для того, чтобы сравниться с уровнем их использования в ведущих западных университетах;
• развитие информационно-спутниковых технологий, обладающих неограниченными возможностями доставки информации к местам ее потребления. Уникальным в мировой практике является опыт СГА, обладающей огромным ресурсом, оценить который более всего представляется возможным в параметрах скорости передачи объема информации в любую точку Земли. Эта скорость равна22-12 мГб/с, что позволяет средний по объему вузовский учебник перекачать за 1,3 с; лекцию, записанную в реальном режиме времени, - за 7 мин; слайд-лекцию - за 30 с;
• создание двухуровневой телекоммуникационной библиотеки с фантастическими  возможностями  предоставления  любых  научных, энциклопедических, учебных и других источников знаний в любую точку страны, каждому студенту;
• создание комплекса обучающих компьютерных программ и средств на различных информационных носителях;
дидактические:
• теоретическое осмысление использования ИКТ в обучении, разработка новых дидактических принципов, творческое применение основ дидактики Я. Коменского в условиях информационных образовательных технологий;
• разработка новых методологических основ индивидуализации обучения на основе применения балансового метода в проектировании индивидуальных образовательных траекторий в условиях ИКТ с учетом индивидуальных особенностей когнитивной сферы личности обучаемых;
• формирование нового понимания содержания образовательного пространства в условиях применения ИКТ, в котором возможно слияние различных традиционных форм, методов, способов, приемов и средств обучения (групповое и индивидуальное, контактное и бесконтактное и т. д.), а также дополнение новыми (бессессионное обучение, безбумажное обучение и т. д.);
законотворческие:
• создание юридической базы нормального функционирования вуза, использующего ИКТ;
• создание цикла подзаконных актов, определяющих степень готовности вуза к ведению образовательной деятельности с использованием дистанционных иинформационно-коммуникационных технологий;
• разработка требований, лицензионных нормативов и процедуры прохождения аккредитации, аттестации и лицензирования вузом, использующим ИКТ;
• практическая апробация нормативов и отработка процедуры аккредитации, аттестации и лицензирования на первом вузе дистанционной формы обучения на основе применения ИКТ - СГА, в которой приняли участие 12 экспертных комиссий различных уровней, в том числе и от Министерства образования РФ, практически во всех субъектах Российской Федерации;
• создание "банка" экспертов в области организации и проведения образовательной деятельности вузом дистанционной формы обучения на основе применения ИКТ.

Однако "...золотой век надо искать не в прошлом, а в будущем. Иначе человечество, подобно рано умершему человеку, покинет арену жизни, не выполнив свое предназначение..." (Клод Сен-Симон).

Нам предстоит решить следующие задачи:
технологические:
• освоение технологии VSAT с возможностью прямой обратной связи со скоростью 1-2 Мгбит/с;
• развитие и совершенствование коммуникационных средств, позволяющих реализовать передовые методы обучения на индивидуально-вариативной основе. Создание новейших средств информатики и телекоммуникации, позволяющих учащимся произвольно осуществлять выбор предметов для изучения, а также определять уровень сложности каждого из них, исходя из своих жизненных интересов, планов и профессиональных перспектив;
• создание на базе СГА информационно-коммуникативной системы "Сократ", позволяющей объединить в виртуальную группу студентов из разных населенных пунктов;
дидактические:
• дальнейшее развитие дидактических основ дистанционного образования. Особенно важными представляются вопросы подготовки педагогических кадров, способных плодотворно и с высоким качеством реализовать концепцию дистанционного обучения, при этом индивидуального обучения, в регионах, находящихся вдали от базового образовательного центра;
• дальнейшая разработка и совершенствование форм обучения с применением последних информационных достижений;
• возврате дистанционных технологиях к индивидуальному обучению с групповой авторизацией, критическая переоценка и анализ возможностей классно-урочной и лекционно-семинарской систем подготовки на предмет рационального использования их элементов в условиях дистанционного обучения с использованием ИКТ;
• теоретическое осмысление работы экстерриториального профессорско-преподавательского состава;
• создание "банка" различных дистанционных образовательных технологий,их качественный анализ и экспертиза на предмет возможности использования в образовательном пространстве России. Отметание суррогата и защита истинного дистанционного обучения на основе использования ИКТ, повышающих эффективность обучения как минимум в два раза.
законотворческие:
• создание Министерством образования и науки РФ законодательной базы руководства дистанционным образованием на основе свежего, очень удачного опыта руководства в рамках эксперимента, проверенного в течение пяти лет. Дальнейшая разработка поправок и дополнений в законы, разработка и согласование их с Минюстом России;
• проведение других экспериментов, позволяющих привести законодательные положения в соответствие с физикой процессов, основанных на использовании ИКТ в образовании. В частности, проведение экспериментов по распределенному вузу на базе СГА и МЭСИ; кооперированному обучению; семейному обучению; непрерывному обучению в условиях службы в армии и т.д.

Финансово-экономический аспект развития информационно-коммуникационного образования представляется одним из наиболее актуальных в современной социально-экономической ситуации. Как показывает проведенный анализ, внедрение новых технологий приводит к существенной экономии средств за счет снижения затрат на транспорт, на строительство и эксплуатацию новых зданий, в том числе студенческих общежитий, и по целому ряду других позиций.

Как показал практический опыт, институты и университеты, использующие новые информационные технологии в дистанционном обучении, вполне способны к самофинансированию за счет оплаты учащимися образовательных услуг. Таким образом, речь идет не о дополнительных бюджетных средствах, а о доступных кредитах, финансовых гарантиях и т. д. Однако в государственной финансовой поддержке нуждаются обучающиеся, и такую поддержку необходимо наращивать. Необходимо также оказывать реальную поддержку в форме льготного налогообложения и грантов тем образовательным учреждениям, которые вкладывают финансовые средства в развитие современных образовательных технологий.

Прогресс в ИКТО позволит нарастить масштабы экспорта образования. Пока развивается импорт, составляющий около 1 млрд. долл. в год, а по оценке других экспертов (В.П. Тихомиров) - 5 млрд. долл. Ненасыщенный рынок образования развивающихся стран уже сегодня готов потреблять наши образовательные услуги (Шри-Ланка - 120 тыс. заявлений, 26 тыс. принятых). Эта задача сегодня решается только усилиями отдельных вузов, хотя требует своего разрешения на государственном уровне.

Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации. Именно они являлись главными причинами появления и развития принципиально новых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества, которое переходило на новый уровень своего социально-экономического развития. Так было всегда, и так это происходит сегодня, когда человечество переживает информационную революцию. И этот процесс, безусловно, заслуживает самого пристального и объективного научного анализа.
Литература

1.Карпенко М.П. Опыт создания и внедрения информационно-спутниковой образовательной технологии Современного гуманитарного университета //Телекоммуникации и информатизация образования. 2002. № 4. С. 36—41.
2. Обобщение и краткий анализ результатов эксперимента в области дистанционного образования / О. М. Карпенко, М. С. Антропов, В. Е. Бочков, В. А. Леднев // Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы. М.: МГИУ, 2002.
3.Отчет по результатам проведения эксперимента в области дистанционного образования в период с 1997 по 2002 г. / Под коллект. ред. М.С. Антропова, В.Е. Бочкова, В.А. Леднева, О.М. Карпенко и др. М.: Минобразования РФ, 2002.
4. Канаев В. И. Дистанционное обучение: Технологический аспект: Монография. М.: СГУ, 2004.
5.Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО-2004): Матер, межд. конф. 28 мая 2004 г. М.: СГА, 2004.
Телекоммуникации и информатизация образования № 4, 2005