Щапова Г. Город ссыльных декабристов Минусинск



Старинный сибирский город, расположенный на правом берегу Енисея в центре Минусинской котловины, часто называют Сибирской Италией.
Село Минусинское существовало с 1793 года. Свое название оно получило от слов «мин-уса». Финский ученый Н. А. Кастрин, побывавший в 1847 году в Минусинске, писал, что якобы два брата из народа чудь, населявшего край в древние времена, вступили в спор из-за земельных участков, расположенных возле реки, и воскликнули при этом — «мин-уса, мин-уса!». На их языке это означало «моя доля». Так долгое время село и называлось «Минуса».

В 1823 году село было преобразовано в город Минусинск. В то время он представлял собой четыре улицы, три общественных деревянных дома, две мельницы на речке Минусинке и около сотни обывательских домов.


Минусинск бурно стал развиваться во второй половине XIX века — в период «золотой лихорадки», когда разрабатывались золотые прииски. В это время город становится крупным культурным центром Сибири.

Автобус, на котором я приехала из Абакана, остановился у Спасского собора — визитной карточки города. Это самое древнее каменное сооружение в Минусинске. Когда-то на этом месте стояла деревянная церковь XVIII века. При строительстве собора новые каменные стены как бы облегали старые, которые по окончании работ были разобраны. В 1814 году храм был освящен.

Волны времени многое уносят с лица земли. Так, в советские времена исчезла Александро-Невская церковь, в сороковые годы был разрушен СвятоТроицкий храм и множество других минусинских церквей. Из всех бурь и лихолетий невредимым остался лишь Спасский собор.

В пятидесятые годы, когда пытались закрыть его, протоиерей Всеволод Барков (старожилы помнят его имя) ходил по партийным инстанциям, доказывая, что нельзя закрывать храм — там Ленин с Крупской венчались. А старые прихожане рассказывали, как они хранили в своих подвалах в ивовых корзинах храмовые иконы, переданные им отцом Всеволодом. Такие корзины защищали иконы от крыс, любителей полакомиться старинными красками, замешанными на яйцах.
Служительница храма рассказала мне, что в городе постепенно стали восстанавливать разрушенные церкви.
Так, например, на старом кладбище восстанавливается Сретинская церковь, построенная в 1887 году на деньги купца-мецената Масленникова.

Большую известность городу принес основанный провизором Н. М. Мартьяновым в 1877 году исторический музей (архитектор В. А. Рассушин), при котором позднее была открыта библиотека. За короткое время музей и библиотека получили известность в Сибири, а затем во всей России и за рубежом. В настоящее время в фонде библиотеки насчитывается более ста двадцати тысяч книг, газет и журналов. В хранилище находятся редкие издания XVIII и XIX веков.
Здесь работали многие исследователи, писатели, ученые. Частым посетителем библиотеки был и В. И. Ульянов (Ленин), находившийся в сибирской ссылке в 1897-1900 годах.

В первом зале музея висит потрясающий портрет Мартьянова, вышитый гладью. И что самое интересное, вышивал его, как мне сказала смотритель зала, хакасский дедушка. Долго рассматривала я эту работу, но не увидела ни одного стежка. Жаль, что не сохранилось имя этого талантливого человека.

В музее собраны археологическая, этнографическая и естественно-историческая коллекции. Кроме того, в комплекс исторического музея входит первый и единственный в Красноярском крае музей декабристов. Он был открыт в 1997 году в доме братьев Александра и Николая Крюковых.

И вот, я шагаю на улицу Обороны, чтобы посмотреть и узнать, как жили в период сибирской ссылки участники декабрьского восстания 1825 года.


Музей декабристов

Старинный деревянный дом XIX века. Именно здесь в период с 1842 по 1860 годы жили братья Крюковы, а позже и ссыльный революционер-демократ Михаил Буташевич-Петрашевский.

Перехожу в музее из одной комнаты в другую. Марина — экскурсовод, радуясь единственному посетителю, с удовольствием рассказывает мне о пребывании в Минусинске участников восстания на Сенатской площади, об истории декабрьского восстания. В период с 1827 по 1861 годы на поселении в Минусинске находилось восемь декабристов. Много полезного сделали они для горожан и всего Минусинского округа. Братья Беляевы, например, открыли первую в городе школу, где обучали детей и взрослых чтению, арифметике, музыке, истории. Братья Крюковы давали домашние уроки. Многие декабристы имели земельные участки, где пробовали выращивать табак, арбузы, дыни, помидоры, фруктовые деревья.

 




В советское время дом неоднократно перестраивался и использовался под коммунальное жилье. При создании музея был восстановлен внутренний интерьер дома тех лет.
В одной из комнат выставлены письма и конверты, на которых видно, как декабристы использовали «язык марок». Секрет этого языка в том, что по-особому наклеенная марка могла означать больше, чем сам текст послания. В основном, это выражение чувств и состояние души автора письма.

Прогулка по городу

Покинув дом декабристов, иду знакомиться с архитектурой города, поскольку архитектура — это летопись времени.
В исторической части здесь почти каждый дом имеет свое лицо и историю. Даже одно перечисление названий и усадеб производит впечатление: дом Вильнера, дом Малинина, типография Метёлкина (там и сейчас типография), музейный комплекс имени Мартьянова, Спасский собор. Это — сгусток истории и зодчества прошлых веков.

Одно- и двухэтажные здания из камня органично вписываются в деревянный Минусинск, который начали строить прибывшие сюда первые переселенцы в середине XVIII века. Деревянные здания — особый пласт истории градостроительства. Даже людей, искушенных в архитектуре, очаровывает деревянное зодчество старых сибирских городов.

Современный горожанин, особенно живущий в многоэтажке, вглядываясь в старинные деревянные дома, часто испытывает желание, по возможности, выйти на деревянное крылечко своего дома и пробежаться босиком по траве.

Поскольку климат в Сибири резко континентальный и зимы суровые, то дома строили с небольшими окнами со скромным убранством по наличникам и с добротными воротами из тёса. 
Дом-крепость. В этом была необходимость — предки современных хакасов, кыргызы, жаловали набегами, зверье часто подходило под окна, беглые каторжники пошаливали.

Строительство каменных построек в городе началось с 1854 года. И наиболее интересным зданием в плане декоративного оформления стал дом Вильнера, который строился в несколько этапов с 1897 по 1912 год. Это единственный трехэтажный старинный дом в городе, он богато декорирован тёсаным кирпичом. Хотя его архитектурное убранство не отвечает классическому стилю, но оно создает образ величественного здания, органично вписавшегося в городской ландшафт.

Владелец дома Г. М. Вильнер — потомок еврея, отправленного на поселение в Сибирь. В Минусинске сохранилось старое еврейское кладбище, где захоронены члены клана Вильнеров. Революционные вихри разбросали эту семью по всему свету, но и сегодня некоторые потомки Вильнеров живут в Хакасии.

Дом Вильнера является как бы центром архитектурной застройки исторической части города. С 1913 года здесь размещалось реальное училище, позже Сибирский Торговый банк, кинотеатр, магазины. С 1980 года дом приобрел статус историко-архитектурного памятника. К сожалению, в 1996 году после обильных ливневых дождей произошло обрушение части здания, и в настоящее время идет его восстановление.

Каменные дома строились с большим умом и хозяйской расчетливостью. В каждом из них были добротные вместительные подвалы, выложенные природным плитняком. На лето они заполнялись глыбами льда и служили отличными холодильниками. Некоторые функционируют до сих пор.

Старожилы утверждают, что их родители рассказывали о якобы существовавших до революции подземных дорогах, связывающих торговые дома между собой и с пристанью. Имея свой речной транспорт, на котором перевозили грузы по Минусинке и Енисею, дореволюционный Минусинск торговал со всей Россией и зарубежьем.

К сожалению, время не сохранило имена многих архитекторов, причастных к строительству домов в городе, но имя Персикова Афанасия Федоровича горожане помнят. Он жил и работал на рубеже XVIII-XIX веков. Не имея ни архитектурного, ни строительного образования, Персиков был блестящим самородком, истинным русским умельцем, самозабвенно влюбленным в Сибирь и в Минусинск, где творил красоту своим талантом. Здание пожарной охраны, драматический театр, церковь Вознесения — все это его работы. Похоронен Афанасий Федорович в Минусинске, и одна из улиц названа его именем.