Подгрушняя О. С. Лирическая повесть Бориса Балтера «ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ!»

 

Аннотация. В статье рассказывается об уроке по повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики!»; осмысливая повесть, старшеклассники проводят историко-литературное исследование, посвящённое эпохе 1930-х годов и проблематике произведения.
Ключевые слова: Борис Балтер, повесть «До свидания, мальчики!»; лирическая проза; Крым, детство и юность у моря, последнее лето детства; «юноши стального поколения» (М.Светлов), Великая Отечественная война; тема патриотизма, дружбы, любви.

Крым. Его возвращение в Россию в 2014 году стало важнейшим событием XXI века, повлиявшим на судьбы людей всей нашей страны. Для нашего народа Крым последние 60 лет оставался одной из самых важных тем потому, что все мы, безрассудно, безответственно разделённые, всегда надеялись на воссоединение. События, произошедшие весной 2014 года, продемонстрировали всему миру истинную преданность крымчан своей Родине, их целеустремлённость, высокую нравственность, бескорыстие. Крым преподал величайший урок патриотизма. Как важно воспитать и сохранить у молодого поколения качества, присущие их дедам и родителям: любовь к родному краю и своей Родине, преданность и верность Отчизне, гордость за свой народ, отстоявший свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны!

Кто бывал в Крыму, знают: там не любят высоких пафосных фразо любви к Родине, не проводят фальшивых патриотических кампаний. Любовь к Родине начинается здесь с семьи, дома, скверика около него, родной школы, друзей детства, моря — с малой родины, которая незаметно сливается с любовью к большой. Истоки нашего отношения к Родине тоже в любви к родительскому дому, малой родине, именно эти начала формируют у россиян стремление своим трудом послужить Отечеству, приумножить его силу и благосостояние. Мы один народ, у нас единые нравственные ценности.

Книги в немалой степени формируют нравственные убеждения каждого поколения. Как становятся героями, откуда берётся осознанное желание служить Отечеству — на эти вопросы могут ответить книги. В них — примеры истинного товарищества, дружбы, мужества, отваги, любви, благородства.
Обращение к прозе Бориса Балтера (1919—1974) позволяет современному школьнику увидеть трепетное отношение художника слова к малой и большой родине, дружбе, любви.

Чтобы полнее представить современным учащимся личность и творчество Б.И.Балте- ра — прозаика, сценариста, собирателя фольклора — один урок посвятим рассказу о его жизни и краткому обзору творчества: произведениям «Первые дни» — о начале войны, «Степной курган» и «О чём молчат камни» — о прошлом хакасского народа.
Судьба писателя драматична. Он родился 6 июля 1919 года в Самарканде (Узбекистан), куда семья переехала из Киева. Вот как нарисовал он весьма колоритный портрет своего отца: «Мой отец был замечательным человеком. Голубоглазый гигант с пшеничного цвета усами. В Русско-японскую войну он был артиллеристом. Когда перебили всю орудийную прислугу, он один повернул пушку и прямой наводкой расстрелял атакующих японцев. За мужество и отвагу отец был награждён солдатскими Георгиевскими крестами — высшая воинская награда в русской армии. Отец спас от погрома маму и всю её многочисленную родню. В благодарность она вышла за него замуж, будучи моложе на тридцать лет».
Вы почувствовали отношение сына к отцу? Какое оно и как проявилось?

Гордость отцом проявилась в открытой оценке (замечательный человек), в портрете (голубоглазый гигант, пшеничного цвета усы), в кратком рассказе о его подвиге в Русско-японскую войну (один повернул пушку на врага) и награде за него (солдатский Георгиевский крест - высшая воинская награда) и в сообщении о спасении мамы и её родственников.

С 1931 года Борис жил в Орехове Запорожской области, затем в Евпатории, где окончил школу (ныне гимназия № 4 им. И.Сельвинского), которая расположена на улице Ф.А.Бартенева, выдающегося учителя математики, много лет преподававшего в этом учебном заведении. После окончания школы в 1936 году Борис Балтер был направлен в Ленинградское, затем Киевское военное училище. Офицером он участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. В 1942 году под Ново-Рже- вом, когда его 357-я стрелковая дивизия попала в окружение, был тяжело ранен. В 1945—1946 годах Балтер — слушатель Военной академии им. М.В.Фрунзе (уволен по болезни). С 1948 по 1953 год он учился в Литературном институте им. М.Горького, где занимался в семинаре Константина Паустовского, с которым сохранил дружеские отношения. Своему наставнику, Константину Георгиевичу Паустовскому, Балтер посвятил своё лучшее произведение «До свидания, мальчики!».

С 1953 года Балтер на протяжении нескольких лет руководил литературным отделом Хакасского НИИ языка, литературы и истории в Абакане. Итогом глубокого изучения истории и фольклора хакасов стали изданные в его переводе и литературной обработке «Хакасские народные сказки» и «Поющий чайхан» (1955—1958). Балтеру принадлежала инициатива издания сборника «Тарусские страницы», выпущенного Паустовским в 1961 году и ставшего заметным событием в литературной жизни страны. Только после смерти писателя, в 1991 году, была опубликована пьеса Балтера «А у нас во дворе» и рассказы «Открытие» и «Неожиданный день».

Балтер предвидел свой ранний уход из жизни, он прожил всего 55 лет. В повести «До свидания, мальчики!» он устами героя говорит о себе: «Сейчас мне за сорок. У меня седые волосы и больное сердце. С моей болезнью люди не живут больше десяти лет. От меня это скрывают, но я всё знаю. По ночам я слышу, как спотыкается сердце. Когда-нибудь, споткнувшись, оно остановится навсегда.» Наверное, сердце его устало от жизненных испытаний, от войны.

Главное произведение Балтера — в немалой степени автобиографическая повесть «Трое из одного города» (1961), позднее переработанная в «До свидания, мальчики!» (1962), названием её стала строка из песни Булата Окуджавы. В этой повести Балтер рассказывает о последних школьных днях трёх юношей в июне 1936 года в небольшом
крымском городе. Рассказ ведётся от первого лица, рассказчик оценивает происходящие события с высоты своего жизненного опыта. Опубликованная в журнале «Юность» (№ 8— 9, 1962), повесть покорила сердца миллионов людей. Через год повесть вышла отдельной книгой. Она была переведена на многие языки и издана во многих странах.

В 1964 году Борис Балтер в соавторстве с В.Токаревым написал по мотивам своей повести «До свидания, мальчики!» пьесу. Она с большим успехом шла во многих театрах СССР. Фильм «До свидания, мальчики!»(реж. Михаил Калик, муз. Микаэла Таривердиева) снимался в Евпатории. Он вышел на экраны в 1964 году.
В связи с эмиграцией режиссёра в 1970-х годах в Израиль показ фильма был запрещён в Советском Союзе.

В прозе писателя звучит его взволнованный голос, ярко проявляется авторская позиция, художественно отражён процесс формирования мировоззрения советского человека середины ХХ столетия. Критики отмечали в творчестве Балтера черты сходства с прозой В.П.Катаева, К.Г.Паустовского. О чём это нам говорит?
О высоком художественном уровне его прозы, о мастерстве, об эмоциональности его произведений.

Судьбу Балтера называют драматической. Что, по вашему мнению, даёт повод для такой оценки?..
Лирическая повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!», которой отводится 1 — 2 урока, помогает понять характер автора- повествователя и его героев, характер времени, в котором они росли и мужали. Учите- лю-словеснику и его ученикам предстоит интересный разговор о поколении, вступающем в жизнь накануне Второй мировой войны, об исторической составляющей предвоенной эпохи, о юности, какой она была и какой предстаёт в сравнении с современной. Автор настойчиво ищет ответы на философские вопросы своего времени (1930—1950-х годов), но отвечает своим произведением и на наши, острые и злободневные. Эта книга ценна ещё и тем, что она, светлая, жизнеутверждающая, овеянная грустью воспоминаний, дорога многим крымчанам, особенно — евпаторийцам, и нам, вошедшим в XXI век, потому что каждое новое поколение мечтает о любви, ценит настоящую дружбу и хочет оставить добрый след на земле.

Попросим старшеклассников, объединившихся в небольшие группы, подготовить аннотацию к книге. Отмечаем две составляющие аннотации — ёмкая, в нескольких предложениях, передача главного в содержании и краткая оценка. После обсуждения различных вариантов совместно составляем общий: повесть Бориса Балтера - это проникновенное, лирическое повествование о дружбе шестерых евпаторийцев, трёх девушек и трёх юношей, в середине тридцатых годов ХХ века окончивших школу, делающих жизненный выбор, об их дружбе и любви. Она и об истории нашего Отечества, о судьбе отцов и детей, о нравственной сути поколения, почти со школьной скамьи шагнувшего в войну.

Писатель не скрывает своих взглядов и чувств, искренних, глубоких, что делает его повесть интересной и для современного читателя.
Особенностью лирической повести является стремление писателя выразить собственный взгляд на время, в которое ему выпало жить, показать характерные черты «юношей стального поколения» (М.Светлов) через призму личностного восприятия.

На этом этапе работы даём ученикам представление о лирической повести (или вспоминаем суть этого термина, если представление сформировано раньше). В «Словаре литературоведческих терминов» предлагается такое определение лирической прозы: «Лирическая проза является прозаической разновидностью лиро-эпического жанра. В произведениях этого типа лирический герой становится структурным центром всей композиции, которая представляет собой цепь непосредственных переживаний этого героя» [5: с. 197].

В Википедии читаем: «Лирическая проза — разновидность лиро-эпического жанра, проза с ослабленной фабулой, повышенноэмоциональным строем речи, преобладающим авторским “я”, вплоть до интонаций авторской исповеди. В произведениях этого жанра личное, субъективное начало выступает основой художественного воплощения действительности. Композиционные формы лирической прозы: эпистолярная, дневниковая, автобиографическая, путешествие, эссе. Известны произведения в этом жанре И.А.Бу- нина, К.Г.Паустовского, В.А.Солоухина, А. де Сент-Экзюпери».

Выделяем характерные черты лирической прозы:
— преобладание авторского «я», испове- дальность;
— черты и лирического, и эпического изображения жизни, которые в своём единстве образуют новое, своеобразное видение мира. Писатель стремится выразить собственный взгляд на мир, людей, свои переживания через призму личностного восприятия. Поэтому лирическая проза сохраняет повышенную эмоциональность лирики, но глубоко и многопланово рассматривает внешний мир через внутренние переживания героя;
— отсутствие законченного, ясно выраженного сюжета. (На эту особенность лирической прозы обращает внимание и Э.Баль- буров: «В лирической прозе, где разговора значительно больше, чем действия, а фигура повествователя заслоняет собой всех остальных героев, отыскать то, что принято называть сюжетом, не так-то просто» [2: с. 88].)

Все эти свойства лирической прозы мы увидим, анализируя повесть Балтера и размышляя о ней. Учащиеся делятся на четыре группы и получают задания для исследовательской работы:

1. Приморский город на страницах повести и его роль в жизни героев.
2. Каким предстаёт поколение, к которому принадлежал автор, и каким оно видится из нашего времени?
3. Время, изображённое в повести Балтера.
4. Лиризм и трагизм повести «До свидания, мальчики!».

Целью исследовательской работы старшеклассников является рассмотрение проблематики произведения, процесс духовного становления будущих лейтенантов, своеобразие повествования.

Предоставив учащимся необходимое время для работы, выслушаем представителей каждой группы.
Первая отмечает: — Повествование в повести Балтера ведётся от первого лица, и это даёт возможность передать любовь к родному городу, в котором много солнца и много моря. События повести происходят в Евпатории. Многие названия улиц, парков, скверов, санаториев сохранились и сегодня, поэтому книга Балтера становится путеводителем по красивейшему и древнейшему городу. Его главные герои безгранично любят свой город, а самый начитанный, остроумный Сашка Кригер цитирует стихи В.Маяковского и Э.Багрицкого о Евпатории.
Есть желающие продолжить и дополнить рассказ о городе, каким он предстаёт под пером Балтера.
— На страницах «До свидания, мальчики!» возникает город с золотым от солнца песком пляжа, «первым в мире». С наступлением тепла город «менял своё лицо, делался шумным, нарядным, весёлым» от многочисленных курортников, для которых создавались все условия. Родной город исхожен героями вдоль и поперёк. Вместе с ними мы видим корабли, отражающиеся на чёрной воде, огни в море и на берегу, попадаем в Старый и Новый город, Пересыпь, на Базарную улицу и Приморский бульвар с военными моряками и патрулём, на концерт в курзал, где песок заменял пол, а «над головой проступало млечное небо с бледными звёздами. Когда гас земной свет, небо становилось бархатно-чёрным и звёзды на нём мерцали». Это город, пропитанный запахами: «весной пахло акацией и сиренью, летом — левкоями и табаком и всегда морем». Повествователь «уверен, что из тысячи городов узнал бы наш город по запаху».

Он говорит о себе и своих друзьях, что они не подозревали, что жизнь города с детства оказывала на них «своё влияние», но именно так и было. «Ялюбил наш город... — признаётся лирический герой и понимает, за что. — И днём и ночью он отдавал себя, свои пляжи и парки, свои дома и стёртые плиты тротуаров, своё солнце и тёплую прохладу моря тысячам людей. Я любил его и знал его душу, потому что сам был частью этой души». Город со своим лицом, живой душой, город-труженик, отдающий себя людям, навсегда остаётся в сердце героя. Через годы он пронёс любовь к нему и благодарность: «Он живёт в моём сердце и памяти. Всему хорошему, что сохранилось во мне, я обязан ему, городу моей юности, самому лучшему из городов. Ему я обязан тем, что навсегда понял: нельзя быть человеком и оставаться равнодушным к судьбе страны, в которой родился и живёшь, так же как нельзя безразлично относиться к любимой женщине и тем, кто пулю, предназначенную тебе, перехватил своим сердцем».

Вторая группа рисует портрет поколения, каким оно предстаёт перед читателями и к которому писатель сам принадлежал. Как и первая группа, члены второй делают это по- разному:
— Это произведение о последнем летнем месяце детства трёх евпаторийских мальчишек — Володи Белова, Саши Кригера и Вити Аникина — и их подруг. 1936 год. Они заканчивают школу. Это радостное и грустное событие, потому что предстоит разлука с любимым городом, в то же время впереди — счастливое ожидание взрослой жизни, в которой их ждёт серьёзная военная служба и радость любви.

С одной стороны, перед нами обычные ребята, в чём-то похожие на нас, теперешних. Последнее лето детства героев наполнено стремлением побыстрее повзрослеть, а признаки взрослости, как им представляется, в умении выпить и закурить. Эпизод, когда они проверяют себя, комичен: курить они не умеют, но разыгрывают из себя знатоков табака; употребление вина приводит их в замешательство; поход в парикмахерскую,чтобы впервые побриться, тоже становится экзаменом. Интересно, что Инка воспринимает все перемены в Володе с восторгом: от него, как от настоящего мужчины, пахнет табаком и вином! Радость взросления для них намного важнее самой взрослости.

У героев повести, как и у многих мальчишек в переходном возрасте, есть «враги». Это жестянщик, парикмахер Тартаковский и торговец вином Попандопуло. Когда Попан- допуло отказывается повторно обслужить подвыпивших ребят, Володя Белов обвиняет его в нарушении правил торговли: «Это тебе не собственный ресторан, а государственная служба. Забыл, да? Забыл? Я ещё не кончил говорить, а Попандопуло уже нацеживал кувшин». Эта лёгкая победа над когда-то влиятельным человеком становится для Володи своеобразным уроком совести: «Почти у каждого в жизни случается такое, что тяжело бывает вспомнить, - подытоживает он. - В жизни моей было не так уж много грехов, и в общем-то я не боюсь ворошить прожитые годы. Но когда я вспоминаю по-собачьи печальные глаза Попандопуло, мне становится не по себе».

В памяти Володи Белова остаётся и побеждённый в поединке настоящий враг. «Как кошмар», Белова преследует взгляд немецкого ефрейтора, убитого им в январе 1942 года: «Он почему-то не падал, только шатался и всё хотел вскинуть свой автомат и смотрел мне в лицо нечеловеческими глазами. После каждого выстрела из его спины вместе с клочками шинели вылетали струйки пара». Такая страшная натуралистическая сцена.

Эпизоды моральной победы над Попандопуло и физической над немецким ефрейтором не случайно поставлены рядом. Детский и взрослый подвиги объединяет тяжёлый результат. Выросший на солнечном, мирном морском побережье, Белов настроен на такое же восприятие мира, в котором не должно быть места боли и несчастью.
Каждый из героев повести Балтера готовится «стать в жизни значительным человеком».

Алёша (это секретарь городской комсомольской организации) назвал их «лучшими из лучших». Ребята уверены, что в них «нуждается партия и государство». Стремление служить Родине — главное в этом поколении. Повествование в произведении ведётся от лица Володи Белова, сорокалетнего мужчины, прошедшего войну. Глубинное течение повести несёт в себе трагизм Великой Отечественной войны и её последствий в судьбе главных героев. Финал повести трагичен: Володя Белов теряет всех близких ему людей: маму, Инку, Витьку Аникина (погиб под Ново-Ржевом в 1941 году), Сашу Кригера (репрессирован, скончался в 1952 году). Об этом всего одна фраза, но она наполнена болью, которая не оставляет героя и через года.

С другой стороны, 1936 год — это канун сталинских репрессий, Второй мировой войны. Поэтому повествователь и читатель вслед за ним, глядя на героев повести уже из послевоенного будущего, чувствуют тень обречённости, которая незримо ложится на мечты и романтические представления трёх мальчиков и их школьных подруг. Володя представляется Инке молодым лейтенантом, который будет встречать её на вокзале с цветами. Катя мечтает стать врачом при военной части: «Во время войны кого-нибудь из вас обязательно ранят, а я буду лечить». Героическая тема Великой Отечественной войны пронизывает всю повесть, вынося на первый план основные нравственные проблемы произведения — истинной дружбы, товарищества, патриотизма, верности идеалам юности.

Повесть Балтера не потеряла актуальности, она и о них, и о нас. Мы одинаково взрослеем, хотим побыстрее во взрослую жизнь. Писатель сумел создать такое произведение, которое было интересно и тогда, и сейчас.

Представители этой группы, высоко оценив выступление, хотят его дополнить:
— Нас это поколение поразило, вызвало уважение, в чём-то даже хорошую зависть. «Я часто говорю “мы”, — объясняет Володя, — потому что я, Витька и Сашка одновременно были и очень разными и очень похожими друг на друга». И это так.
Дружба их очень крепкая и бескорыстная. Все отлично учились, не считая Инки, но к ней «прикомандировали» Витьку, друга Володи. Все хотят оставить в жизни заметный след. Все «обладали какими-то талантами». Они умные, но и умеющие работать не только головой: «В школе у нас были хорошие мастерские. Две яхты, сработанные нашими руками, ходили в Севастополь и Ялту. С на- шихладоней круглый год не сходили мозоли, жёлтые и твёрдые, как ракушечник». Они заняты с утра до вечера и всё делают с удовольствием и радостью: «В нашей школе работали кружки... стрелковый и парусный. Мы, конечно, занимались в обоих и гордились своими успехами: они помогали утвердить наше мужское самосознание». Они даже свободное время проводят по-своему: читают стихи, устраивают импровизированные концерты на парадной лестнице санатория, поют. «И хотя все мы жили в разных концах города, - это не мешало нам каждый день после школы проводить вместе. вместе мы чувствовали себя свободней и проще».
Мы не видим их ноющими и недовольными. Они не терпят лжи. Жестянщик с его двойной жизнью вызывает у них ненависть.
Они не терпят несправедливости. Подлый Шкура заслуживает наказания, но лежачего его не бьют:

«Я сказал Шкуре:
- Вставай! Я тебя трогать не буду! Один на один подерётесь.
Шкура не хотел вставать.
- Лежачего будете бить? Лежачего? - спрашивал он.
Витька не мог бить лежачего и заплакал. Он стоял над Шкурой и плакал. Я увёл Витьку...»

Эти ребята всегда чувствуют локоть друзей, даже если они не вместе, они всегда придут на помощь. Их не надо об этом просить: когда Володя, поехавший перед расставанием проведать Инку в колхоз, опаздывает к отправке, они в шторм выходят в море, чтобы этого не случилось.
У каждого из них свои планы на будущее, «обдуманные вместе с родителями. Я, например, - говорит главный герой, - собирался стать геологом... Сашка Кригер должен был пойти в медицинский институт, потому что врачом был его отец. Витька Аникин хотел стать учителем: при Витькином терпении и доброте лучшую профессию трудно было придумать».

Но им, как лучшим, предлагают военное училище. «Речь идёт о большой чести, — объясняет им секретарь горкома комсомола Алёша Переверзев, — о великом доверии, которая партия и комсомол готовы оказать вам, мальчишкам, ещё не сдавшим экзамены за среднюю школу»: «Алёша назвал нас “лучшими из лучших", в нас нуждались партия и государство. Даже мы, привыкшие к похвалам, такого не ожидали. Мне никогда не приходилось принимать такое важное решение.
- Предположим, я скажу “да". Приду домой, а мои папа и мама скажут “нет"?.. - это сказал Сашка.
- Какой же ты комсомолец, если не умеешь убедить родителей?
- Я говорю “да", - сказал Сашка. - А моих родителей мы будем убеждать вместе.
Алёша посмотрел на меня, я сказал:
- Согласен.
- Твоё слово, Аникин, - сказал Алёша.
Витька покраснел. И на лбу его выступили
капли пота.
- Я тоже согласен, - сказал Витька».

Ребята нисколько не жалеют о своём решении, уверены, что помогут стране завершить техническое перевооружение армии: «Никаких сомнений не было: будущее армии — это мы».
Всё говорит об этом поколении такое признание героя: «Утром я проснулся с тревожным ощущением перемены в своей судьбе. Все устраивалось, но не так, как мнехоте- лось. Потом, в армии, мне часто приходилось приносить личные желания в жертву требованиям службы. Это постепенно вошло в привычку. Мне со временем стало нравиться подчинять свою жизнь присяге и долгу: каждый раз при этом я острее чувствовал свою нужность и значительность. Когда через много лет я был уволен из армии и спросил полковника, в чьё распоряжение меня отправляют, полковник ответил: в ваше собственное. Ничего страшнее этих слов я не слышал».

Кажется, что легче жить не по собственной воле, а по чужим указаниям. Но здесь не тот случай. Это не жертва собой, как кто-то подумает. Это осознанный выбор поколения. Свою «нужность и значительность» они видят в служении там, где в этот час ты более всего нужен Родине. И служат достойно, без громких слов.

На наш взгляд, поколение 1930-х, каким его показал Балтер, сильнее чувствовало связь со своей страной, дружба их была прочнее, надёжнее, без самовлюблённости и эгоизма. Может быть, сильнее и возвышеннее была в их время и любовь.

Предоставляем слово третьей группе, осмысливающей время в повести Балтера.
— С высоты своей сорокалетней жизни, в которой было уже две войны, герой повести вспоминает время своей юности — середины 1930-х годов. Этому времени молодости, надежд, поиска идеала, осмысления жизни посвящена, по сути, вся повесть. Но из него проглядывает и будущее, которое тоже входит в воспоминания и тоже становится прошлым: совсем скорое начало войны; летом приморский город видел, как «на открытый рейд приходила из Севастополя эскадра. Она приходила неожиданно: утром в море, напротив пляжей, стояли корабли, которых накануне не было. Целый месяц в море слышались орудийные раскаты, похожие на отдалённый гром. По воскресеньям город заполняли белые форменки моряков. И город отдавал им всё лучшее, что у него было».

Катя, как и её любимый Саша, хочет стать врачом, чтобы во время войны, «когда кого- нибудь из вас обязательно ранят», лечить.
Мы понимаем, что не зря в школу на встречу со старшеклассниками приезжал командующий Черноморской эскадрой, почему лучших выпускников агитируют поступать в военное училище. В газетной статье «Подвиг молодых патриотов» героя смущает слово «подвиг»: «По мнению автора статьи, наш подвиг заключался в том, что мы, как и молодые строители Комсомольска, отказывались от спокойной и удобной жизни и по зову партии и комсомола шли туда, где были нужней. По совести говоря, я ни от чего не отказывался. Просто поступить в училище мне казалось заманчивей. Но, наверное, комсомольцы первой пятилетки чувствовали то же самое».

Мама спрашивает сына, который принял решение стать не геологом, как мечтал, а военным («первый раз в жизни я по-настоящему нужен комсомолу»):
«- Надеюсь, ты понимаешь, что происходит в мире?..
- Конечно, понимаю. Я же сам делаю политинформации, - сказал я».

В повесть входит и время революции и Гражданской войны. Оно связано с судьбой родных Володи и жителями приморского города. Мечтая о будущем, он был уверен, что для него «уготованы все радости жизни: ради моего счастья мама отбывала ссылку, а Серёжа (муж сестры) убивал и был сам дважды ранен в Гражданскую войну». Серёжа стал для Володи примером: «Я полюбил Серёжу прежде, чем он стал мужем Нины. В восемнадцать лет он уже командовал эскадроном, а за бой под Оренбургом его наградили орденом Красного Знамени. Потом он учился на рабфаке, кончил Профакадемию и уехал в Заполярье строить новый город... Для меня Серёжа был героем прочитанных книг». Серёжа — геолог и любит своё дело, он отказался от работы секретаря горкома партии нового заполярного города, за что его осудила Володина мама, потому что «партия считала нужным использовать» его на этой работе. «Товарищи из крайкома ошибались, — отвечает он на это. — Секретарём горкома выбрали другого инженера. Инженер он неважный. Зато организатор каких поискать. При нём за год сделали столько, что за пять лет не сделать».

Володя гордился мамой, её известностью в городе, «гордился тем, что она вступила в партию ещё до революции, сидела в царской тюрьме и даже отбывала ссылку». Она всегда много работала, несла множество общественных нагрузок, была депутатом городского Совета, организовала Дом санитарного просвещения и какое-то время заведовала им бесплатно, она гордилась этим своим детищем, но Серёжа жёстко говорит: «И никому не нужную ерунду можно делать с размахом».

Время, в которое живут герои, одновременно счастливое и противоречивое, вызывающее вопросы и раздумья. «Бригада Витькиного отца была первой стахановской бригадой в нашем городе... До этого в каждой бригаде один грузил лопатой тачки, а пятеро отвозили их на баркас. Пока грузилась тачка, простаивал тачечник, а когда тачку увозили, “загорал” лопаточник. В день рекорда в бригаде Витькиного отца на каждого человека было по две тачки: пока отвозили одну - другая нагружалась». Городская газета проводила дискуссию: можно ли считать такой труд стахановским? Ведь стахановское движение — это высокая механизация, а здесь — мускульный труд. «Лучше всех выступила моя мама. Она сказала: стахановский труд — это не только механизация, а и хорошая организация производственных процессов. После этого большинство членов бюро решило признать бригаду Витькиного отца достойной высокого звания».

Загадкой для ребят был владелец собственной парикмахерской Тартаковский, служивший когда-то в бригаде Котовского. На видном месте в его заведении висела «Почётная грамота», выданная красному кавалеристу Тартаковскому «за мужество и высокую революционную сознательность в борьбе с сыпным тифом. За грамоту, подписанную Ко- товским, мы готовы были любить и уважать Тартаковского. Но, к сожалению, Тартаковский при всех своих революционных заслугах был позорной отрыжкой нэпа». Парикмахер задаёт ребятам вопрос, на который у них нет ответа: «Так скажите мне, зачем надо было стрелять полковников в семнадцатом году?» А не имея ответа, проще сказать: «.вы не понимаете азбучных истин».

Время осуждало Вертинского и Бабеля. Комсомольский секретарь Алёша призвал «оберегать молодёжь от тлетворного влияния буржуазного декаданса, а проходя мимо его дома, мальчишки услышали с пластинки голос Вертинского.
Сашке завуч вручает на выпускном вечере книгу Бабеля, но при этом говорит: «Только понимая, что ты достаточно подготовлен, чтобы понять пороки этой книги, и что ты очень любишь этого талантливого, но чуждого нам по идеологии писателя, я согласилась, чтобы тебя премировали “Первой конной”».

И всё-таки этому времени поколение автора благодарно. Став взрослым, пройдя войны, он оценивает его и себя в нём довольно жёстко, но и признаёт его положительное влияние: «Разумный мир, единственно достойный человека, был воплощён в стране, где я родился и жил. Вся остальная планета ждала освобождения от человеческих страданий. Я считал, что миссия освободителей ляжет на плечи мои и моих сверстников. Я готовился и ждал, когда пробьёт мой час. В пределах этого представления о мире - я думал. Самые сложные явления жизни я сводил к упрощённому понятию добра и зла. Я жил, принимая упрощения за непреложные истины. У меня было много разных обязанностей - мелких и крупных, но я не чувствовал их тяготы: всё, что я делал, было для меня естественно, как дыхание».

Слушаем четвёртую группу.
— Лиризм входит в повесть Балтера прежде всего в рассказе о любимом городе и о любви. Балтеру удаётся глубоко, искренне передать все оттенки этого чувства, которое переполняет душу Володи Белова: без его Инки пустеет город, без неё в душе появляется «пустота, которую никем и ничем нельзя было заполнить». Его любовь к Инке становится важнейшей ценностью в жизни. В сознании Володи остался тот идеал взрослого мужчины, о котором говорила Инка: «В папином отряде есть лётчик. Он
каждое утро пьёт коньяк и душится после бритья “Красной маской”. Я буду поить тебя по утрам коньяком. Папиросы я тебе буду покупать тоже душистые.» Но уже в 1939 году на финском фронте, вспомнив любимую девушку («Где ты, Инка? С кем ты?»), Володя пьёт не коньяк, а водку, поминая своих погибших товарищей, а «Красной маской», запах которого так ей нравился, он будет пользоваться каждый день, пока будут выпускать этот одеколон: «Всю жизнь я хотел быть похожим на того лётчика, которого никогда в глаза не видел. Это в память о тебе, Инка».
« - Инка, почему ты меня любишь?..
- Я не знаю. А ты почему?
Я тоже не знал. Этого, наверно, никто не знает. Но я хотел знать.
- Ты такая красивая, а я тебя всё время ругаю...
- Правда, красивая? - я почувствовал тепло Инкиной щеки у себя на плече.
- Очень красивая. На бульваре все на тебя оглядывались.
- Я знаю...
Я положил ладонь на Инкины пальцы: она по-прежнему сжимала мой локоть. Так мы шли и молчали и уже не знали, сколько времени шли. Я убирал руку, только когда мы проходили под фонарем, а потом снова брал Инкины пальцы, и они были такие нежные и тонкие, что мне становилось больно, когда я их сжимал».

В этом диалоге героев, как и в других, ни одной фальшивой фразы, все слова просты и искренни. Им и в молчании хорошо, потому что они любят. Володя не раз говорит: «Моя Инка». «Бесталанная», не отличница, мечтающая, чтобы всегда было лето, а она оставалась всегда красивою, радующаяся тому, что учиться в военном училище ему предстоит не пять, а только три года, она ему очень дорога, потому что «она была такой, какой была», его Инкой.

Повесть не случайно и кончается прощанием героев на вокзале:
«Пробило три звонка, и пассажиры бросились к вагонам. Мы прошли до второго тамбура. Я остался в тамбуре... За станцией горячий ветер ворвался в отворённую дверь. По глазам ударило море - густо-синее, в белых барашках. На пустой дороге я увидел маленькую фигурку, и на таком расстоянии не понять было, идёт она или стоит на месте. Я спустился на последнюю ступеньку и провис на поручнях. Ветер рвал на мне рубашку, близко под ногами пролетала назад земля.
- Инка, моя Инка!..»

Однако первая любовь закончится трагически: прощаясь с Инкой, Володя не знает, что они больше никогда не увидятся. Именно любовь будет вести героя через все грядущие испытания войной и через всю жизнь.
Так соединяются в повести лирическое и трагическое. «До свидания, мальчики!» — это не просто лирическая повесть писателя ХХ века, прошедшего всю Великую Отечественную войну, а его исповедь, сплав мыслей, чувств, ощущений, воспоминаний, своеобразного дневника. Ни в одном слове писатель не допустил фальши, проза его проникновенная, тёплая, искренняя, чистая.

— Повесть называется «До свидания, мальчики!» Что стоит для вас за этим названием?
Вспоминаем песню Окуджавы, строка из которой стала названием книги:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите вы...
И всё-таки постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!

1958

В прощании «До свидания, мальчики!» звучит надежда на их возвращение. Но вернулся только один. «Будьте высокими.» значит будьте достойными. Такими они были, такими остались в памяти писателя и в памяти читателей, мальчики, умевшие любить, защитившие Родину.
Самый важный результат уроков по повести Балтера в признании одного из учеников:
«Повесть “До свидания, мальчики!” для меня — лучшая книга, которую я читал».


ЛИТЕРАТУРА

1. БАЛТЕР Б. До свидания, мальчики! —
М.: Советский писатель, 1965.
2. БАЛЬБУРОВ Э. Поэтика лирической прозы. — Новосибирск: Наука, 1985.
3. МАЯКОВСКИЙ В. Евпатория. — [Электронный ресурс] — URL: интернет-ресурс http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/m- stih414.html
4. МИРОНОВ А.В. Романтический реализм «юношей стального поколения» // Детская книга в системе патриотического воспитания. — Нижний Тагил, 2010.
5. ЭЛЬЯШЕВИЧ А. О лирическом начале в прозе // Звезда. — 1961. — № 8.

 

ПОДГРУШНЯЯ Ольга Станиславовна
учитель высшей категории ГБОУ СОШ № 1912 г. Москвы, аспирант кафедры филологического образования Московского института открытого образования