Савкова Н. А., Северина Л.В. Система библиотечных каталогов: организация в школьной библиотеке. Систематический каталог


При общении со школьными библиотекарями зачастую приходится слышать о том, что каталоги и картотеки в маленькой школьной библиотеке не нужны, библиотекарь знает фонд, читатели приходят только за учебниками и т.п. Безусловно, хороший библиотекарь великолепно знает фонд библиотеки, легко ответит на любой запрос читателя... Но не секрет, что читатель не всегда знает, о чем и как надо спросить, а спросить о том, чего сам не знаешь, - довольно сложно! Его реальные потребности могут быть намного шире, так как осознанное знание, позволяющее задать вопрос и сформулировать что необходимо, не всегда возможно. Не каждый современный посетитель библиотеки готов подойти с вопросом, многие хотят «побродить» по полкам, «покопаться» в привлекательных картотеках, посмотреть выставки, полистать указатели и списки литературы. Таким образом, любое представление библиотечного фонда, позволяющего «остановить взгляд», «поймать» интересную книгу, стимулирует читателя к проявлению и осознанию интереса, повышает информационную грамотность. Поэтому нам представляется разумным и полезным потратить время на создание и ведение каталогов и картотек, в т.ч. в электронном виде, и приучение использованию их читателями библиотеки.

В систематическом каталоге (СК) описания документов располагаются в соответствии с их содержанием по отраслям знания.
В системе каталогов принято выделять несколько видов СК в зависимости от возраста пользователей и дифференциации кругов чтения:

• систематический каталог для читателей младшего школьного возраста;
• систематический каталог для читателей среднего и старшего возраста, включающий литературу для возрастной группы 10-17 лет;
• систематический каталог научно-педагогической и методической литературы для учителей.

Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию и отвечает на вопрос «какие документы по определенной теме есть в библиотеке?»
Школьные библиотеки для систематизации изданий и составления систематического каталога используют «Таблицы библиотечно-библиографической классификации для детских и школьных библиотек (ББК)» [1].

Систематический каталог для читателей младшего школьного возраста

Литература для возрастной группы 5-7 лет не систематизируется и расставляется на полках в общем алфавите, выделяются только отдельные темы: «Сказки», «Книги о домашних животных» и т.д. Книги этого фонда получают условное обозначение «Д», которое проставляется над авторским знаком в шифре книги.
Для учащихся 8-9 лет литература систематизируется и расставляется на полках в соответствии с сокращенным вариантом таблиц с упрощенными формулировками (Приложение 1 к Таблицам ББК для детских и школьных библиотек). Для выделения этой группы перед шифром ставится обозначение «Мл».
Отличительная особенность систематического каталога этой группы заключается в том, что все разделители имеют свой цвет (по основным делениям классификации), цвет разделителя соответствующего деления классификации совпадает с полочными разделителями этого отдела на стеллажах. Данный способ оформления каталога и фонда облегчает поиск нужной информации и ребёнку и учителю.
В систематическом каталоге для этой возрастной группы сравнительно широко применяются тематические рубрики без индекса. Например: сказки, русские писатели, домашние животные и ряд других рубрик.

Систематический каталог для читателей среднего и старшего возраста, включающий литературу для возрастной группы 10-17 лет

Систематическому каталогу для учащихся среднего и старшего школьного возраста отводится в библиотеке большая воспитательная и образовательная роль. Требования, предъявляемые к структуре, оформлению, наполнению рубрик и расстановке карточек в систематическом каталоге для учащихся среднего и старшего возраста совпадают с теми требованиями, которые предъявляются к каталогу, предназначенному для взрослых читателей.
В систематическом каталоге описания изданий и книги на полках располагаются в соответствии с основными таблицами, которые имеют более дробную структуру, чем для учащихся младшего возраста. Для выделения фонда этой литературы используется условное обозначение «Ст».

Систематический каталог научно-педагогической и методической литературы для учителей

В каждой школьной библиотеке есть фонд научно-педагогической и методической литературы для учителей. Для этого фонда создается отдельный систематический каталог. Структура каталога приведена в Приложении 3. к Таблицам ББК для детских и школьных библиотек. Возможен вариант объединения систематического каталога и картотеки статей на фонд научно-педагогической и методической литературы, который позволяет одновременно предоставить учителю информацию по теме и в книге и в периодических и продолжающихся изданиях.

Оформление систематического каталога

Оформление систематического каталога, как и алфавитного, подразделяется на внешнее и внутреннее.
К внешнему оформлению СК относятся ярлыки с указанием номера ящика, надписи на этикетках каталожных ящиков и методические рекомендации по поиску в систематическом каталоге. На этикетках указывается индекс и наименование отраслевого деления, а ниже - первый и последний индексы карточек, включённых в данный ящик.

• систематический каталог для читателей среднего и старшего возраста, включающий литературу для возрастной группы 10-17 лет;
• систематический каталог научно-педагогической и методической литературы для учителей.

Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию и отвечает на вопрос «какие документы по определенной теме есть в библиотеке?»
Школьные библиотеки для систематизации изданий и составления систематического каталога используют «Таблицы библиотечнобиблиографической классификации для детских и школьных библиотек (ББК)» [1].

Систематический каталог для читателей младшего школьного возраста

Литература для возрастной группы 5-7 лет не систематизируется и расставляется на полках в общем алфавите, выделяются только отдельные темы: «Сказки», «Книги о домашних животных» и т.д. Книги этого фонда получают условное обозначение «Д», которое проставляется над авторским знаком в шифре книги.

Для учащихся 8-9 лет литература систематизируется и расставляется на полках в соответствии с сокращенным вариантом таблиц с упрощенными формулировками (Приложение 1 к Таблицам ББК для детских и школьных библиотек). Для выделения этой группы перед шифром ставится обозначение «Мл».
Отличительная особенность систематического каталога этой группы заключается в том, что все разделители имеют свой цвет (по основным делениям классификации), цвет разделителя соответствующего деления классификации совпадает с полочными разделителями этого отдела на стеллажах. Данный способ оформления каталога и фонда облегчает поиск нужной информации и ребёнку и учителю.
В систематическом каталоге для этой возрастной группы сравнительно широко применяются тематические рубрики без индекса. Например: сказки, русские писатели, домашние животные и ряд других рубрик.

Систематический каталог для читателей среднего и старшего возраста, включающий литературу для возрастной группы 10-17 лет
Систематическому каталогу для учащихся среднего и старшего школьного возраста отводится в библиотеке большая воспитательная и образовательная роль. Требования, предъявляемые к структуре, оформлению, наполнению рубрик и расстановке карточек в систематическом каталоге для учащихся среднего и старшего возраста совпадают с теми требованиями, которые предъявляются к каталогу, предназначенному для взрослых читателей.
В систематическом каталоге описания изданий и книги на полках располагаются в соответствии с основными таблицами, которые имеют более дробную структуру, чем для учащихся младшего возраста. Для выделения фонда этой литературы используется условное обозначение «Ст».

Систематический каталог научно-педагогической и методической литературы для учителей

В каждой школьной библиотеке есть фонд научно-педагогической и методической литературы для учителей. Для этого фонда создается отдельный систематический каталог. Структура каталога приведена в Приложении 3. к Таблицам ББК для детских и школьных библиотек. Возможен вариант объединения систематического каталога и картотеки статей на фонд научно-педагогической и методической литературы, который позволяет одновременно предоставить учителю информацию по теме и в книге и в периодических и продолжающихся изданиях.

Оформление систематического каталога

Оформление систематического каталога, как и алфавитного, подразделяется на внешнее и внутреннее.
К внешнему оформлению СК относятся ярлыки с указанием номера ящика, надписи на этикетках каталожных ящиков и методические рекомендации по поиску в систематическом каталоге. На этикетках указывается индекс и наименование отраслевого деления, а ниже - первый и последний индексы карточек, включённых в данный ящик.

Внутреннее оформление включает формирование отделов каталога на основе индексов, присвоенных в процессе систематизации.
Важную роль в оформлении выполняют разделители, которые возглавляют каждый раздел СК. Каждой ступени классификации соответствует своя форма разделителей:

• центральные;
• левосторонние;
• правосторонние.

На центральных разделителях указывается основной отдел таблиц ББК, также перечисляются основные деления, относящиеся к этому отделу.
На левосторонних и правосторонних разделителях указываются более дробные деления.

Правила систематизации книг

В процессе систематизации библиотекарь должен при помощи таблиц установить для каждой книги индекс шифра хранения, полный индекс и каталожный индекс. Индекс шифра хранения (полочный индекс) - это индекс отдела фонда, в который нужно поместить книгу, вместе с авторским знаком он составляет шифр книги - место книги на полке в фонде.

Полный индекс книги показывает, в каком отделе (или отделах) систематического каталога эта книга отражена. Если у книги несколько индексов, они соединяются знаком плюс «+». На первом месте указывается индекс отдела, в котором книга находится на полке, а потом все остальные. Полный индекс необходим для детального отражения содержания книги. По нему библиотекарь может найти все карточки на эту книгу в каталоге при внесении изменений или при списании книги из фонда. Полный индекс проставляется в правом нижнем углу основной карточки каталога.

Каталожный индекс указывает, в каком отделе систематического каталога расположена карточка с описанием документа. Если в полном индексе присутствует знак «+», то кроме основной карточки делаются дополнительные на каждый следующий индекс.
Полочный индекс указывает, на каком месте в библиотечном фонде расположена книга физически. Полочный индекс соответствует первому индексу в полном индексе.

Расстановка в систематическом каталоге

Карточки в систематическом каталоге расставляются по каталожному индексу, который указывается в левом нижнем углу карточки. В отдел каталога, соответствующий первому индексу, помещается основная карточка, в остальные отделы - дополнительные карточки. Полнота библиографического описания на основной и дополнительной карточках - одинаковая, различаются они только индексами (на основной карточке на месте каталожного индекса ставится первое значение из полного индекса, на дополнительных - последовательно второе и последующие).

Как правило, в библиотеках используется разная дробность деления на книжных полках и в каталоге. Например, на полке все книги о спорте будут стоять в разделе 75 в общем алфавите авторов и заглавий, а в каталоге можно, при необходимости, выделить различные деления.

Библиографические описания документов внутри разделов можно располагать по алфавиту или в обратнохронологическом порядке (документы последних лет расставляются первыми). Обратнохронологический способ расстановки экономит время библиотекаря на пополнение каталога и облегчает отбор устаревшей литературы. При использовании алфавитной расстановки внутри разделов, обратнохронологическая расстановка используется для расстановки карточек на законы, постановления, учебные программы, а также повторные издания.

Алфавитно-предметный указатель

Для обеспечения поиска необходимой литературы в СК следует обращаться к алфавитнопредметному указателю (АПУ). АПУ - ключ к систематическому каталогу. Само название указателя говорит об алфавите предметов или вопросов.

АПУ включает:
• предметные рубрики;
• каталожные карточки.

Предметные рубрики составляются из имён существительных или в сочетании с прилагательными. Рубрики алфавитно-предметного указателя могут быть простыми или сложными.
Простые рубрики - это, когда дано одно понятие и один индекс. Сложные рубрики включают разные понятия и несколько индексов.

На каждой карточке указателя выделены наименование предмета или вопроса и обозначения индекса систематического каталога, в котором можно найти издания по этому предмету или вопросу. Карточки расположены в алфавитном порядке наименований.

Как и СК, АПУ постоянно пополняется. Если в нём отсутствует предметная рубрика, соответствующая содержанию вновь поступившей книги, то она формулируется и включается в АПУ одновременно с включением библиографической записи в СК.
Организация рубрик в АПУ происходит с помощью разделителей, на которых указывают буквы и слоги. За каждым разделителем находится примерно 60 карточек.

Картотеки как элемент СБА

Важной составной частью СБА школьной библиотеки является система картотек. Это наиболее подвижная часть СБА. Картотеки раскрывают содержание периодических и продолжающихся изданий, а также непериодических сборников.
Ведущее место среди библиографических картотек любой библиотеки занимают: систематическая картотека статей и краеведческая картотека.
Картотеки служат дополнением к систематическому каталогу и помогают всестороннему раскрытию библиотечного фонда.

Систематическая картотека статей (СКС)

Структура систематической картотеки статей аналогична структуре систематического каталога. В отличие от систематического каталога, здесь оперативно отражаются новые публикации в журналах, газетах, периодических и продолжающихся сборниках. Постоянно вводятся новые рубрики на актуальные для каждого года темы (например, «70-летие Победы в Великой Отечественной войне», «2015 год - Год литературы в России») или связанные с запросами читателей.

Сроки для обновления содержания СКС зависят от отрасли знаний. Материалы по общественным наукам хранятся в картотеке 3-4 года, по естествознанию и техническим наукам - 4-5 лет, по литературоведению и искусствоведению - 7 и более лет.
Для облегчения поиска, создаётся единый АПУ к систематическому каталогу и СКС.
В СКС используется обратнохронологическая расстановка карточек внутри разделов СКС. Такая расстановка позволяет читателям знакомиться с новейшими публикациями по интересующей их теме.

Краеведческая картотека включает описания как книг, так и газетно-журнальных статей о родном крае, а также произведения местных писателей. Краеведческая картотека обычно включает следующие разделы: история территории в целом, географические и экономические особенности региона, экология, особенности развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.п., сведения демографического характера, сведения о культуре, науке, искусстве и религии региона, фольклор.

В пределах разделов часто выделяются рубрики персонального характера, касающиеся жизни и творчества выдающихся деятелей науки, культуры, литературы, общественных движений и т. д.

Тематические картотеки

Тематические картотеки создаются школьными библиотеками для удовлетворения запросов читателей на литературу по актуальным темам, которые часто носят комплексный характер и отражены в разных отделах СК и СКС. Тематическая картотека может быть как временного, так и постоянного характера - в зависимости от темы.
Часто выбор темы связан с приближающимся юбилеем исторического события или известной личности.
В тематических картотеках отражаются разные виды документов и книги, и статьи, и иллюстративные материалы. Нередко включаются художественные произведения, посвящённые данной теме картотеки.
Карточки группируются в зависимости от темы и объёма картотеки по разделам. Наиболее интересные или значимые книги и статьи рекомендуется снабдить краткими аннотациями. Внешнее оформление картотеки должно соответствовать ее содержанию, рекомендуется дать пояснения о составе картотеки и отсылки к отделам СК и СКС.

В практике работы школьных библиотек используются картотеки стихов, цитат и заглавий, загадок, пословиц и т.п., которые окажут помощь библиотекарю и учителю при подготовке массового мероприятия.
В картотеке стихов собираются стихи по определённым темам из сборников, периодических изданий. Если стихотворение небольшое, его можно поместить на карточке полностью. Можно использовать вырезки из газет и журналов, календарей и т.п. Карточки внутри рубрик расставляются по алфавиту авторов.

Картотека цитат и заглавий может быть полезна как читателям-детям, так и библиотечным специалистам при разработке мероприятий, книжных выставок. Карточки внутри рубрик располагаются в алфавите цитат.

Картотека загадок популярна среди детей младшего школьного возраста. В нее включаются как сами загадки, подобранные по темам, так и библиографические записи на различные источники.

Специальные картотеки

К специальным картотекам принято относить те картотеки, которые создаются в помощь работе библиотечным специалистам.
В детских и школьных библиотеках создаются картотеки заглавий произведений художественной литературы, рецензий, сценариев массовых мероприятий и другие.
Картотека заглавий произведений художественной литературы помогает найти произведение, если читатель не помнит автора произведения. Карточка картотеки, как правило, содержит заглавие и имя автора, шифр документа и заглавие книги, в том случае, если произведение опубликовано не в авторском сборнике. Карточки расставляются в алфавитном порядке заглавий произведений.

Картотека сценариев массовых мероприятий создаётся при наличии в библиотеке периодических изданий, отражающих материал по данной теме. Она может применяться как библиотекарями, так и рекомендоваться учителям.
Картотека художественных произведений, напечатанных в журналах, ведется в том случае, если в библиотеке нет СКС. В нее включают карточки на художественные произведения, напечатанные в журналах (романы, повести, рассказы, пьесы, подборки стихотворений). Внутри картотеки карточки расставляют по алфавиту авторов произведений. Картотека будет полезна учителям литературы, так как новинки художественной литературы, как правило, публикуются сначала в журнале. Кроме того, в библиотеке может не оказаться книги с интересующим читателя художественным произведением, а в художественном журнале оно было опубликовано и читатель может воспользоваться журнальной публикацией.

Учителям литературы также будет полезна Картотека рецензий на художественные произведения. В нее включают рецензии на произведения художественной литературы, изданные отдельно или помещенные в журналах, сборниках и многотомных изданиях. Картотека содержит сведения о рецензиях, которые опубликованы в журналах, имеющихся в фонде библиотеки. Материал картотеки размещается в порядке алфавита авторов и названий рецензируемых произведений.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Библиотечно-библиографическая классификация: Табл. для дет. и шк. б-к. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Либерия, 1998. - 320 с.
2. Библиотечные каталоги и картотеки: организация, применение, пропаганда : метод. пособие / ГБУК РХ «Хакасская РДБ ; [сост. Н.И. Куюкова]. - Абакан, 2012. - 45 с.

Надежда Анатольевна Савкова, зам. директора по учебной работе, преподаватель высшей категории

Лариса Викторовна Северина, зам. директора по научно-методической работе, преподаватель высшей категории Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий