Шапкина В.П. Мировые природные ресурсы



Вера Павловна Шапкина - учитель высшей квалификационной категории, ее педагогический стаж - 25 лет, из них 24 года она работает в гимназии № 13 г. Новосибирска.
Вера Павловна - талантливый учитель, умеющий постигать культуру разных народов мира через географическую карту. Она активно использует в своей практике технологию комплексного планировния, проектную деятельность обучающихся и современные направления научно-педагогических исследований.
Развитие коммуникативной культуры - основной принцип работы с детьми разных возрастов, удачно используемый учителем. Вера Павловна уделяет внимание практической направленности обучения, это находит отражение в интересных научно-исследовательских работах гимназистов и выступлениях на научно-практических конференциях.
Важнейшая составляющая педагогического процесса - личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Вера Павловна учитывает потенциальные возможности ребенка, развивает, совершенствует, обогащает. Успех учителя - глубокое разностороннее знание предмета, требовательность к себе, творческий подход к педагогическим ситуациям, ориентир на современные инновационные технологии.


 

В.П. Шапкина

"Мировые природные ресурсы"

Урок географии в 10 классе

"Ученик - это не сосуд, который нужно наполнять,
а факел, который надо зажечь,
а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит".

(Древняя мудрость)
 
 
Цели урока:
формировать у обучающихся навыки установления причинно-следственных связей, умение видеть проблему в целом;
продолжить формирование знаний о водных и лесных ресурсах, как части мировых природных ресурсов;
способствовать развитию самостоятельности мышления обучающихся в процессе работы с учебно-познавательными заданиями.

Задачи:

1. Совершенствовать умения анализировать статистические данные;
2. Формировать приемы работы с различными источниками географической информации;
3. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Используемые методы:  проблемно-исследовательский, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, эвристический.

Оборудование: карта природных ресурсов, атлас 10 класса, атлас 7 класса, учебник (автор В.П .Максаковский), рабочая тетрадь (автор Сиротин), раздаточный материал( статистический материал и учебные карточки), мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач к уроку. Продолжаем знакомится с мировыми природными ресурсами. Объектом нашего внимания сегодня будут водные ресурсы, мы должны дать им оценку, выяснить особенности их размещения и определить ресурсообеспеченность отдельных стран. Это наши общие задачи, а ваши личные указаны в учебной карточке.
3. Изучение нового материала.

1. Деятельность учителя 
Беседа с учащимися, вводящая в изучение нового материала
Что такое природные ресурсы?
Какие типы природных ресурсов вы знаете?
Что такое ресурсообеспеченность?
Деятельность обучающихся. Участие в беседе

2. Деятельность учителя. Задание классу: "Проанализировать данные таблицы по топливным ресурсам и возможно,  спрогнозировать развитие ТЭК .  
Деятельность учащихся. Ответы по опережающему заданию и работа класса с раздаточным материалом. Анализ статистического материала.

3. Деятельность учителя. Рассказ о проблемах пресной воды и структуре ее потребления 
Деятельность учащихся. Выполнение задания "Построить столбчатую диаграмму по структуре потребления"

4. Деятельность учителя. Задание классу: "Выявить закономерность распределения водных ресурсов по территории Земли"
Деятельность учащихся. Работа с картой "Распределение водных ресурсов" стр33 рис.8 в учебнике и выполнение заданий в учебной карте

5. Деятельность учителя. Постановка проблемной задачи: "Определите пути решения водной проблемы". Предложение возможных вариантов: опреснение воды, создание водохранилищ,  использование новых технологий, транспортировка айсбергов.
Сообщение ученицы о современной методики транспортировке айсбергов.

6. Деятельность учителя. Использование информационных  технологий (мультимедийная презентация) при выполнении практического задания 
Деятельность учащихся. Выбор рационального пути транспортировки айсбергов из Гренландии.

7. Деятельность учителя. Инструктаж к самостоятельному изучению темы "Лесные ресурсы" по тексту  и  таблицам учебника. Учащиеся по карточке следят за последовательностью выполнения заданий.

8. Индивидуальные консультации. Выполнение работы

9. Подведение итогов урока, оценка деятельности обучающихся , инструктаж по выполнению домашнего задания. 



Карточка-инструкция к уроку "Минеральные и земельные ресурсы Земли"

1. Вспомните, что такое ресурсообеспеченность и определите по таблице на сколько лет хватит запасов нефти, угля и железной руды в мире.
 
Минеральные ресурсы
Запасы
Добыча
Количество лет
уголь, в млн. тонн
1 038 462
4568
 
нефть, в млн. тонн
148 893
2949
 
железная руда
63 400
527
 
 
2. Проанализируйте данные рис. 4 стр. 29 и таблицы 2 (стр. 62). Рассчитайте, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Щемли на душу населения в разные годы.
 
3. Ознакомьтесь со структурой земельного фонда (рис. 6, стр. 32).
 
4. Изучите обеспеченность земельными ресурсами (рис. 7, стр. 32):
определите среднемировой показатель,
назовите самые обеспеченные страны по этому показателю,
назовите самые малообеспеченные пашней страны,
запишите данные в тетрадь.
 
5. Заполните показатели в рабочей тетради, стр. 8, таблица 5.
 


Карточка-инструкция

1. Построить столбчатую диаграмму "Структура потребления воды". Масштаб в 1 см - 20%, ширина столбика - 1 см.
 
2. По рис. 8, стр. 33 определить:
мировой показатель обеспеченности водными ресурсами,
выделить наиболее обеспеченные страны,
выделить наименее обеспеченные страны.
 
3. В рабочую тетрадь (стр. 8) занести данные, таблица 5.
 
4. Определить по рис. 9 стр. 33:
мировой показатель обеспеченности лесными ресурсами на душу населения,
наиболее обеспеченные страны,
наименее обеспеченные страны.
 
5. В рабочую тетрадь стр. 8, таблица 5 занести данные по выбранным страницам.
 
6. По таблице 8 (страница 385) определить страны с высокими и низкими показателями лесистости (в %)
 
7. Дополнительные задания:  нанести на контурную карту (стр. 33) крупные водохранилища, источник информации - атлас, стр. 8; выполнить в обычной тетради задание 51, стр. 7