Распопин В.Н. Литература Древней Греции. Очерки истории зарубежной литературы Боги и люди (От Миноса до Эзопа). ИЛИАДА


Иллюстрации "Древняя Греция"

Действие поэмы укладывается примерно в пятьдесят дней на исходе десятого года осады. Гибель Трои предрешена роком, которого боятся и боги и люди. 
Не только завязка, но и общее содержание "Илиады" определяется в первых же стихах поэмы:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, 
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: 
Многие души могучие славных героев низринул 
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным 
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), - 
С оного дня, как воздвигшие спор, воспылали враждою 
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный. 

(Здесь и далее "Илиада" и "Одиссея" цитируются в переводах соответственно Н.И. Гнедича и В.А. Жуковского по изданию: Гомер. Илиада. Одиссея. - М., Худож. лит., 1967 ("Библиотека всемирной литературы"). Илиада, I, 1-7. )   

Это обращение к Музе со времен Гомера станет характернейшим средством зачина поэтических произведений у многих и многих авторов. Приведу здесь только один пример. Советский поэт Евгений Евтушенко начинает лучшую свою поэму "Братская ГЭС" с обращения, правда, не к самой Музе, но к великим ее русским избранникам: 

Дай, Пушкин, мне свою певучесть, 
свою раскованную речь, 
свою пленительную участь - 
как бы шаля, глаголом жечь.
Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд, 
своей презрительности яд 
и келью замкнутой души, 
где дышит, скрытая в тиши, 
недоброты твоей сестра - 
лампада тайного добра...

Но из-за чего же возникла ссора в стане ахейцев? Из-за пленницы, которую не поделили между собой Агамемнон и Ахиллес. 
В десятом году осады Трои, при разделе добычи с завоеванного ахейцами города, пленная дочь Аполлонова жреца Хриса, Хрисеида, была присуждена Агамемнону. Хрис пришел в ахейский стан, предлагая выкуп за дочь; Агамемнон отказал, но Аполлон заставил его уступить, наслав чуму на ахейское войско. Почувствовавший себя обесчещенным, Агамемнон на ахейском собрании потребовал себе возмещения за счет других богатырей - а вследствие гневного возражения Ахилла, именно за его счет, пригрозив отнять у него его пленницу Брисеиду... Тогда Ахилл объявил, что отказывается от дальнейшего участия в войне (земная мотивировка поражения ахейцев). Агамемнон отнял у него Брисеиду; он же через свою божественную мать Фетиду упросил Зевса даровать победу троянам впредь до получения им от Агамемнона удовлетворения (небесная мотивировка поражения ахейцев...) 
(Статья о Гомере Ф.Ф. Зелинского в кн: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Биографии. Т. 4. - М: Большая Российская Энциклопедия, 1993. С. 221.)   

В первой песне, таким образом, дается завязка эпоса сразу и с точки зрения человеческой, земной, и с позиции небесной, олимпийской. "Ссора царей" не переросла в междоусобную войну только благодаря вмешательству Афины. 
Таково вкратце содержание первой песни поэмы. Кстати, разбивку на песни (или главы) обеих поэм осуществили все те же александрийские ученые еще в III в. до н.э., и с тех пор она повторяется во всех изданиях. 
Вторая песнь повествует о том, как Агамемнон, которому во сне явился Зевс и подтолкнул его к началу активных военных действий, решил сначала проверить настроение воинов и предложил им вернуться на родину. К его негодованию воины с радостью бросаются исполнять повеление начальника. Не забудем: осада Трои длится уже десять лет, и, конечно, походная, полная лишений жизнь, уже изрядно утомила осаждающих. Лишь мудрое вмешательство Одиссея заставляет ахейцев опомниться и вернуться к своим воинским обязанностям. 
Вторая песнь завершается описанием войска ахеян, тем самым списком кораблей, который О. Мандельштам "прочел до середины" и который Ф.Ф. Зелинский называет "золотой книгой греческой знати". 

Ныне поведайте, Музы, живущие в сенях Олимпа: 
Вы, божества, - вездесущи и знаете всё в поднебесной; 
Мы ничего не знаем, молву мы единую слышим: 
Вы мне поведайте, кто и вожди и владыки данаев; 
Всех же бойцов рядовых не могу ни назвать, ни исчислить, 
Если бы десять имел языков я и десять гортаней, 
Если б имел неслабеющий голос и медные перси; 
Разве, небесные Музы, Кронида великого дщери, 
Вы бы напомнили всех, приходивших под Трою ахеян. 
Только вождей корабельных и все корабли я исчислю. 
( Илиада, II, 484 - 493.) 

Объем этого "списка" занимает добрых полтора десятка страниц, поэтому цитировать его здесь не представляется возможным. 
В третьей песни троянцы выступают против греков под предводительством Гектора, но Парис предлагает заменить общее сражение единоборством. На время поединка между воюющими сторонами заключается перемирие. Против Париса выходит оскорбленный его вероломством Менелай и почти побеждает противника, однако Афродита спасает до смерти перепуганного Париса. 
Четвертая песнь рассказывает о том, как Зевс предлагает богам возвратить Елену Менелаю. Афина, желая гибели троянцам, побуждает Пандара пустить стрелу в Менелая. Тот наносит ему легкую рану, тем самым нарушая перемирие. Вновь вспыхивает сражение, в котором боги распаляют противников своим подстрекательством. 
Пятая песнь - апофеоз ( Здесь - прославление, возвеличение воина.) греческого героя Диомеда, убивающего не только нарушителя перемирия Пандара, но и многих других троянских воинов. В их числе мог бы оказаться и Эней, если бы ему не оказала помощь мать - Афродита, которую в пылу ярости Диомед ранит в руку. Более того, он наносит ранение и самому богу войны Аресу. 
Шестая песнь посвящена Гектору, сильнейшему бойцу троянского стана. Понимая, что для дальнейшей борьбы одних человеческих сил недостаточно, он отправляется в город, чтобы просить мать помолиться Афине об отвращении гибели от родины, а попутно и пристыдить Париса за трусость и побудить его вернуться в ряды защитников Трои. 
В качестве эпизода в эпизоде здесь есть замечательная сцена побратимства двух соперников - троянца Главка с ахейцем Диомедом, прекращающих поединок сразу же после того, как они узнают, что их отцы связаны между собою узами гостеприимства. 

Главк между тем, Гипполохид, и сын знаменитый Тидея 
Между фаланг на средину сходились, пылая сразиться. 
Чуть соступились герои, идущие друг против друга, 
Первый из них взговорил Диомед, воеватель могучий: 
"Кто ты, бестрепетный муж от земных обитателей смертных? 
Прежде не зрел я тебя на боях, прославляющих мужа; 
Но сегодня, как вижу, далёко ты мужеством дерзким 
Всех превосходишь, когда моего копия нажидаешь. 
Дети одних злополучных встречаются с силой моею! 
Если бессмертный ты бог, от высокого неба нисшедший, 
Я никогда не дерзал с божествами Олимпа сражаться... 
Если же смертный ты муж и воскормлен плодами земными, 
Ближе предстань, да к пределу ты смерти скорее достигнешь".

Быстро ему отвечал воинственный сын Гипполохов: 
"Сын благородный Тидея, почто вопрошаешь о роде? 
Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков: 
Ветер одни по земле развевает, другие дубрава, 
Вновь расцветая, рождает, и с новой весной возрастают; 
Так человеки: сии нарождаются, те погибают. 
Если ж ты хочешь, тебе и о том объявлю, чтобы знал ты 
Наших и предков и род; человекам он многим известен. 
Есть в конеславном Аргосе град знаменитый Эфира; 
В оном Сизиф обитал, препрославленный мудростью смертный, 
Тот Сизиф Эолид, от которого Главк породился. 
Главк даровал бытие непорочному Беллерофонту...

Рек, - и наполнился радостью сын благородный Тидеев; 
Медную пику свою водрузил в даровитую землю 
И приветную речь устремил к предводителю Главку: 
"Сын Гипполохов! ты гость мне отеческий, гость стародавний! 
Некогда дед мой Иней знаменитого Беллерофонта 
В собственном доме двадцать дней угощал дружелюбно. 
Оба друг другу они превосходные дали гостинцы... 
Храбрый! отныне тебе я средь Аргоса гость и приятель. 
Ты же мне - в Ликии, если приду я к народам ликейским. 
С копьями ж нашими будем с тобой и в толпах расходиться. 
Множество здесь для меня и троян, и союзников славных; 
Буду разить, кого бог приведет и кого я постигну. 
Множество здесь для тебя аргивян, поражай кого можешь. 
Главк! обменяемся нашим оружием; пусть и другие 
Знают, что дружбою мы со времен праотцовских гордимся".

Так говорили они - и, с своих колесниц соскочивши, 
За руки оба взялись и на дружбу взаимно клялися. 
(Илиада, VI, 119-129, 142-155, 212-218, 224-233.) 

Меж тем в этой же песни происходит еще одна сцена, которую следовало бы ожидать гораздо позднее, к моменту решительного поединка двух главных героев поэмы, - сцена прощания Гектора с женой его Андромахой. 
В общем ходе событий "Илиады" это пауза, передышка, - пишет М.Л. Гаспаров, - обо всем этом можно было бы и совсем не рассказывать, но Гомер вмещает сюда и трагический контраст грозной военной и мирной семейной жизни, и - в словах Андромахи - эпизод из начальных лет Троянской войны, и - в предвиденье Гектора - грядущий исход войны, и долг тех, кто со щитом, и долю тех, кто за щитом. 
( М.Л. Гаспаров. Занимательная Греция. С. 16.)   

Вот эта прославленная в мировой литературе сцена. 

Он ( Гектор )приближался уже, протекая обширную Трою, 
К Скейским воротам (чрез них был выход из города в поле); 
Там Андромаха супруга, бегущая, в встречу предстала, 
Отрасль богатого дома, прекрасная дочь Этиона... 
...За нею одна из прислужниц 
Сына у персей держала, бессловного вовсе, младенца, 
Плод их единый, прелестный, подобный звезде лучезарной. 
Гектор его называл Скамандрием; граждане Трои - 
Астианаксом: единый бо Гектор защитой был Трои. 
Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына. 
Подле него Андромаха стояла, лиющая слезы; 
Руку пожала ему и такие слова говорила: 
"Муж удивительный, губит тебя твоя храбрость! ни сына 
Ты не жалеешь, младенца, ни бедной матери; скоро 
Буду вдовой я, несчастная! скоро тебя аргивяне, 
Вместе напавши, убьют! а тобою покинутой, Гектор, 
Лучше мне в землю сойти: никакой мне не будет отрады, 
Если, постигнутый роком, меня ты оставишь: удел мой - 
Горести! Нет у меня ни отца, ни матери нежной! 
Старца отца моего умертвил Ахиллес быстроногий, 
В день, как и град разорил киликийских народов цветущий, 
Фивы высоковоротные. Сам он убил Этиона, 
Но не смел обнажить: устрашался несчастия сердцем; 
Старца он предал сожжению вместе с оружием пышным. 
Создал над прахом могилу; и окрест могилы той ульмы 
Нимфы холмов насадили, Зевеса великого дщери. 
Братья мои однокровные - семь оставалось их в доме - 
Все и в единый день преселились в обитель Аида: 
Всех злополучных избил Ахиллес, быстроногий ристатель, 
В стаде застигнув тяжелых тельцов и овец белорунных. 
Матерь мою, при долинах дубравного Плака царицу, 
Пленницей в стан свой привлек он с другими добычами брани, 
Но даровал ей свободу, приняв неисчислимый выкуп; 
Феба ж и матерь мою поразила в отеческом доме! 
Гектор, ты всё мне теперь - и отец, и любезная матерь, 
Ты и брат мой единственный, ты и супруг мой прекрасный! 
Сжалься же ты надо мною и с нами останься на башне, 
Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою; 
Воинство наше поставь у смоковницы: там наипаче 
Город приступен врагам и восход на твердыню удобен: 
Трижды туда приступая, на град покушались герои, 
Оба Аякса могучие, Идоменей знаменитый, 
Оба Атрея сыны и Тидид, дерзновеннейший воин. 
Верно, о том им сказал прорицатель какой-либо мудрый, 
Или, быть может, самих устремляло их вещее сердце".

Ей отвечал знаменитый, шеломом сверкающий Гектор: 
"Всё и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный 
Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой, 
Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя. 
Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным, 
Храбро всегда меж троянами первыми биться на битвах, 
Славы доброй отцу и себе самому добывая! 
Твердо я ведаю сам, убеждаясь и мыслью и сердцем, 
Будет некогда день, и погибнет священная Троя, 
С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама. 
Но не столько меня сокрушает грядущее горе 
Трои, Приама родителя, матери дряхлой, Гекубы, 
Горе тех братьев возлюбленных, юношей многих и храбрых, 
Кои полягут во прах под руками врагов разъяренных, 
Сколько твое, о супруга! тебя меднолатный ахеец, 
Слезы лиющую, в плен повлечет и похитит свободу! 
И, невольница, в Аргосе будешь ты ткать чужеземке, 
Воду носить от ключей Мессеиса или Гиперея, 
С ропотом горьким в душе; но заставит жестокая нужда! 
Льющую слезы тебя кто-нибудь там увидит и скажет: 
Гектора это жена, превышавшего храбростью в битвах 
Всех конеборцев троян, как сражалися вкруг Илиона! 
Скажет - и в сердце твоем возбудит он новую горечь: 
Вспомнишь ты мужа, который тебя защитил бы от рабства! 
Но да погибну и буду засыпан я перстью земною 
Прежде, чем плен твой увижу и жалобный вопль твой услышу!"

Рек - и сына обнять устремился блистательный Гектор; 
Но младенец назад, пышноризой кормилицы к лону 
С криком припал, устрашася любезного отчего вида, 
Яркою медью испуган и гребнем косматовласым, 
Видя ужасно его закачавшимся сверху шелома. 
Сладко любезный родитель и нежная мать улыбнулись. 
Шлем с головы немедля снимает божественный Гектор, 
Наземь кладет его, пышноблестящий, и, на руки взявши 
Милого сына, целует, качает его и, поднявши, 
Так говорит, умоляя и Зевса, и прочих бессмертных: 
"Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет 
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан; 
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно. 
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя: 
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью 
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!"

Рек - и супруге возлюбленной на руки он полагает 
Милого сына; дитя к благовонному лону прижала 
Мать, улыбаясь сквозь слезы. Супруг умилился душевно, 
Обнял ее и, рукою ласкающий, так говорил ей: 
"Добрая! сердце себе не круши неумеренной скорбью. 
Против судьбы человек меня не пошлет к Аидесу; 
Но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный 
Муж, ни отважный, ни робкий, как скоро на свет он родится. 
Шествуй, любезная, в дом, озаботься своими делами; 
Тканьем, пряжей займися, приказывай женам домашним 
Дело свое исправлять; а война - мужей озаботит 
Всех, наиболе ж меня, в Илионе священном рожденных".

Речи окончивши, поднял с земли бронеблещущий Гектор 
Гривистый шлем, и пошла Андромаха безмолвная к дому, 
Часто назад озираясь, слезы ручьем проливая. 
Скоро достигла она устроением славного дома 
Гектора мужегубителя; в оном служительниц многих, 
Собранных вместе, нашла и к плачу их всех возбудила: 
Ими заживо Гектор был в своем доме оплакан. 
Нет, они помышляли, ему из погибельной брани 
В дом не прийти, не избегнуть от рук и свирепства данаев. 
( Илиада, VI, 392-394, 399 - 502.) 

В седьмой песни "Илиады" успех, кажется, начинает склоняться на сторону троянцев. Возвратившийся в стан бойцов Гектор вызывает ахейцев на единоборство. По жребию против него выходит Аякс, сын Теламона. Он ранит троянца, но битва их прерывается приходом ночи. Греки считают Аякса победителем и празднуют успех. Тем временем стороны заключают перемирие для погребения убитых. 
Восьмая и девятая песни описывают тяжелое положение ахейского лагеря и военный успех троянцев. Агамемнон отправляет посольство к Ахиллу, надеясь склонить его к примирению. Самолюбивый герой, однако, на все просьбы Аякса, Одиссея и старца Феникса отвечает отказом. Сверх того, он заявляет послам, что наутро вместе со своей дружиной возвращается на родину. 
Этот отказ, - пишет А. Боннар, - от первоначально избранного жребия - от славы - во имя сохранения жизни опозорил бы его, если бы он смог остаться верным своему решению. 
( А. Боннар. Указ. соч. С. 47.)   

Десятая песнь поэмы рассказывает о том, как в ту же ночь два ахейских героя Диомед и Одиссей отправляются в разведку и захватывают троянского лазутчика Долона. Узнав у него расположение троянских сил и новость о прибытии на помощь осажденным фракийского царя Реса, обладающего чудесными конями, греки проникают в троянский стан, уничтожают Реса и на его конях возвращаются в свой лагерь. 
Одиннадцатая песнь возвращает нас к истинному положению дел. Какие бы чудеса храбрости не выказывали ахейцы, противник наступает. Ранены и покидают поле сражения Диомед, Одиссей, Агамемнон. Ахейцы окружены и вынуждены защищаться в своем лагере. 
Двенадцатая и тринадцатая песни рассказывают о том, как Гектор валуном пробивает ворота и врывается в лагерь противника. На помощь грекам приходит Посейдон, действуя в тайне от требующего сохранять нейтралитет Зевса. 
Четырнадцатая и пятнадцатая песни рассказывают о делах олимпийцев. Пока Зевс спит, усыпленный уговорами Геры, Посейдон ободряет греков, и Аякс поражает Гектора камнем. Друзьям удается вынести героя с поля. Пробудившийся Зевс дает троянцам возможность получить решительный перевес. 
С шестнадцатой песни начинается кульминация. Пока Патрокл рассказывает Ахиллу о положении дел, Гектор врывается в лагерь ахейцев и поджигает один из кораблей. 

Ныне поведайте, Музы, живущие в сенях Олимпа, 
Как на суда аргивян упал истребительный пламень. 
Гектор, нагрянувши, изблизи ясенный дрот у Аякса 
Тяжким ударил мечом, и у медяной трубки копейной 
Ратовье махом рассек; бесполезно Аякс Теламонид 
Взнес, потрясая, обрубленный дрот: далеко от Аякса 
Острая медь отлетела и о землю звукнула, павши. 
Сын Теламонов познал по невольному трепету сердца 
Дело богов, и, познав, что его все замыслы в брани 
Зевс громоносный ничтожит, даруя троянам победу, 
Он отступил; и троянцы немедленно бросили шумный 
Огнь на корабль: с быстротой разлилося свирепое пламя. 
Так запылала корма корабля. 
(Илиада, XVI, 112 - 124.) 

Патрокл добивается у Ахилла разрешения вступить в бой и переодевается в его доспехи, один вид которых устрашает врагов. Ахилл наказывает своему любимому другу не увлекаться в бою и не рисковать понапрасну своей жизнью. 
Песни семнадцатая и восемнадцатая повествуют о героизме и гибели Патрокла в единоборстве против Гектора. Вокруг тела павшего героя разгорается борьба. Гектор снимает с убитого доспехи, но друзья Патрокла не отдают ему тела. Сын Нестора Антилох приносит Ахиллу весть о смерти Патрокла. 

Горе мне, храбрый, любезный Пелид! От меня ты услышишь 
Горькую весть, какой никогда не должно бы свершиться! 
Пал наш Патрокл! и уже загорелася битва за тело; 
Он уже наг; совлек все оружие Гектор могучий! 
( Илиада, XVIII, 18 - 21.) 

Страшное отчаяние охватывает Ахилла: 

... Пелида покрыло мрачное облако скорби. 
Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла, 
Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный; 
Риза его благовонная вся почернела под пеплом. 
Сам он, великий, пространство покрывши великое, в прахе 
Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая. 
( Илиада, XVIII, 22 - 27.) 

Мать утешает его, но Ахилл безутешен. Он оплакивает своего друга так же, как оплакивал Гильгамеш Энкиду: горе его невыносимо. Но к горю этому примешивается еще и гнев. 

... Его из друзей всех больше любил я; 
Им, как моею главой, дорожил; и его потерял я! 
Гектор убийца похитил с него и доспех тот огромный, 
Дивный, богами дарованный, дар драгоценный Пелею 
В день, как, богиню, тебя на смертного ложе повергли. 
О, почто не осталась ты нимфой бессмертного моря! 
О, почто и Пелей не избрал себе смертной супруги! 
Должно теперь и тебе бесконечную горесть изведать, 
Горесть о сыне погибшем, которого ты не увидишь 
В доме отеческом! ибо и сердце мое не велит мне 
Жить и в обществе быть человеческом, ежели Гектор, 
Первый, моим копием пораженный, души не извергнет 
И за грабеж над Патроклом любезнейшим мне не заплатит!"

Матерь, слезы лиющая, снова ему говорила: 
"Скоро умрешь ты, о сын мой, судя по тому, что вещаешь! 
Скоро за сыном Приама конец и тебе уготован!"

Ей, тяжело воздохнув, отвечал Ахиллес быстроногий: 
"О, да умру я теперь же, когда не дано мне и друга 
Спасть от убийцы! Далеко, далеко от родины милой 
Пал он; и, верно, меня призывал, да избавлю от смерти! 
Что же мне в жизни? Я ни отчизны драгой не увижу, 
Я ни Патрокла от смерти не спас, ни другим благородным 
Не был защитой друзьям, от могучего Гектора падшим: 
Праздный сижу пред судами, земли бесполезное бремя, 
Я, которому равного между героев ахейских 
Нет во брани, хотя на советах и многие лучше. 
О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею 
Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит. 
Он в зарождении сладостней тихо струящегось меда, 
Скоро в груди человека, как пламенный дым, возрастает! 
Гневом таким преисполнил меня властелин Агамемнон. 
Но забываем мы всё прежде бывшее, как ни прискорбно; 
Гнев оскорбленного сердца в груди укрощаем, по нужде. 
Я выхожу, да главы мне любезной губителя встречу, 
Гектора! Смерть же принять готов я, когда ни рассудят 
Здесь мне назначить ее всемогущий Кронион и боги! 
Смерти не мог избежать ни Геракл, из мужей величайший, 
Как ни любезен он был громоносному Зевсу Крониду; 
Мощного рок одолел и вражда непреклонная Геры. 
Так же и я, коль назначена доля мне равная, лягу, 
Где суждено; но сияющей славы я прежде добуду!.. 
В бой выхожу; не удерживай, матерь; ничем не преклонишь!" 
(Илиада, XVIII, 81 - 126.) 

Безоружный, ведь доспехи его были на павшем Патрокле, Ахилл выходит на вал и громким криком устрашает троянцев. Пользуясь этим, греки уносят тело Патрокла с места битвы. 
Фетида отправляется к Гефесту за новыми доспехами для Ахилла. За ночь хромой бог сооружает их. Подробное описание доспехов и особенно щита, занимает несколько страниц поэмы. Мы, однако, не поскупимся на цитаты, ведь здесь Гомер рассказывает о быте своего времени, о жизни той самой Древней Греции, которую мы теперь и представляем себе именно из его стихов. 

И в начале работал он щит и огромный и крепкий, 
Весь украшая изящно; кругом его вывел на обод 
Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый. 
Щит из пяти составил листов и на круге обширном 
Множество дивного бог по замыслам творческим сделал. 
Там представил он землю, представил и небо, и море, 
Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц, 
Все прекрасные звезды, какими венчается небо: 
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона, 
Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый; 
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона 
И единый чужается мыться в волнах Океана.

Там же два града представил он ясноречивых народов: 
В первом, прекрасно устроенном, браки и пиршества зрелись. 
Там невест из чертогов, светильников ярких при блеске, 
Брачных песней при кликах, по стогнам градским провожают. 
Юноши хорами в пляске кружатся; меж них раздаются 
Лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены 
Смотрят на них и дивуются, стоя на крыльцах воротных. 
Далее много народа толпится на торжище; шумный 
Спор там поднялся; спорили два человека о пене, 
Мзде за убийство; и клялся один, объявляя народу, 
Будто он все заплатил; а другой отрекался в приеме. 
Обв решились, представив свидетелей, тяжбу их кончить. 
Граждане вкруг их кричат, своему доброхотствуя каждый; 
Вестники шумный их крик укрощают; а старцы градские 
Молча на тесаных камнях сидят и средь священного круга; 
Скипетры в руки приемлют от вестников звонкоголосых; 
С ними встают и один за другим свой суд произносят. 
В круге пред ними лежат два таланта чистого злата, 
Мзда для того, кто из них справедливее право докажет.

Город другой облежали две сильные рати народов, 
Страшно сверкая оружием. Рати двояко грозили: 
Или разрушить, иль граждане с ними дожны разделиться 
Всеми богатствами, сколько цветущий их град заключает. 
Те не склонялись еще и готовились к тайной засаде. 
Стену стеречь по забралам супруг поставив любезных, 
Юных сынов и мужей, которых постигнула старость, 
Сами выходят; вождями их идут Арей и Паллада, 
Оба златые, одетые оба златою одеждой; 
Вид их прекрасен, в доспехах величествен, сущие боги! 
Всем отличны они; человеки далёко их ниже. 
К месту пришедшие, где им казалась удобной засада, 
К брегу речному, где был водопой табунов разнородных, 
Там заседают они, прикрываясь блестящею медью. 
Два соглядатая их, отделясь, впереди заседают. 
Смотрят кругом, не узрят ли овец и волов подходящих. 
Скоро стада показалися; два пастуха за стадами, 
Тешась цевницею звонкой, идут, не предвидя коварства. 
Быстро, увидевши их, нападают засевшие мужи; 
Грабят и гонят рогатых волов и овец среброрунных: 
Целое стадо угнали и пастырей стада убили. 
В стане, как скоро услышали крик и тревогу при стаде, 
Вои, на площади стражей стоящие, быстро на коней 
Бурных вскочили, на крик поскакали и вмиг принеслися. 
Строем становятся, битвою бьются по брегу речному; 
Колют друг друга, метая стремительно медные копья. 
Рыщут и Злоба, и Смута, и страшная Смерть между ними: 
Держит она то пронзенного, то не пронзенного ловит, 
Или убитого за ногу тело волочит по сече; 
Риза на персях ее обагровлена кровью людскою. 
В битве, как люди живые, они нападают и бьются, 
И один пред другим увлекают кровавые трупы. 
Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню, 
Рыхлый, три раза распаханный пар; на нем землепашцы 
Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь; 
И всегда, как обратно к концу приближаются нивы, 
Каждому в руки им кубок вина, веселящего сердце, 
Муж подает; и они, по своим полосам обращаясь, 
Вновь поспешают уйти до конца глубобраздного пара. 
Нива, хотя и златая, чернеется сзади орющих, 
Вспаханной ниве подобясь: такое он чудо представил.

Далее выделал поле с высокими нивами; жатву 
Жали наемники, острыми в дланях серпами сверкая. 
Здесь полосой беспрерывною падают горстии густые; 
Там перевязчики их в снопы перевязлами вяжут. 
Три перевязчика ходят за жнущими; сзади их дети, 
Горстая быстро колосья, одни за другими в охапах 
Вяжущим их подают. Властелин между ними, безмолвно, 
С палицей в длани, стоит на бразде и душой веселится, 
Вестники одаль, под тению дуба, трапезу готовят; 
В жертву заклавши вола, вкруг него суетятся; а жены 
Белую сеют муку для сладостной вечери жнущим.

Сделал на нем отягченный гроздием сад виноградный, 
Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись; 
И стоял он на сребряных, рядом вонзенных подпорах. 
Около саду и ров темно-синий, и белую стену 
Вывел из олова; к саду одна пролегала тропина, 
Коей носильщики ходят, когда виноград собирают. 
Там и девицы и юноши, с детской веселостью сердца, 
Сладостный плод носили в прекрасных плетеных корзинах. 
В круге их отрок прекрасный по звонкорокочущей лире 
Сладко бряцал, припевая прекрасно под льняные струны 
Голосом тонким; они же, вокруг его пляшучи стройно, 
С пеньем, и с криком, и с топотом ног хороводом несутся. 
Там же и стадо представил волов, воздымающих роги: 
Их он из злата одних, а других из олова сделал. 
С ревом волы из оград вырываяся, мчатся на паству, 
К шумной реке, к камышу густому по влажному брегу. 
Следом за стадом и пастыри идут, четыре, златые, 
И за ними следуют девять псов быстроногих. 
Два густогривые льва на передних волов нападают, 
Тяжко мычащего ловят быка; и ужасно ревет он. 
Львами влекомый; и псы на защиту и юноши мчатся; 
Львы повалили его и, сорвавши огромную кожу, 
Черную кровь и утробу глотают; напрасно трудятся 
Пастыри львов испугать, быстроногих псов подстрекая. 
Псы их не слушают; львов трепеща, не берут их зубами: 
Близко подступят, залают на них и назад убегают.

Далее - сделал роскошную паству Гефест знаменитый: 
В тихой долине прелестной несчетных овец среброрунных 
Стойла, под кровлей хлева, и смиренные пастырей кущи.

Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный, 
Оному равный, как древле в широкоустроенном Кносе 
Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой. 
Юноши тут и цветущие девы, желанные многим. 
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками. 
Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы 
Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют; 
Тех - венки из цветов прелестные всех украшают; 
Сих - золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых. 
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся, 
Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной, 
Если скудельник его испытует, легко ли кружится; 
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими. 
Купа селян окружает пленительный хор и сердечно 
Им восхищается; два среди круга их головоходы, 
Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине.

Там и ужасную силу представил реки Океана. 
Коим под верхним он ободом щит окружил велелепный. 

Девятнадцатая песнь рассказывает о примирении Ахилла с Агамемноном и вступлении героя в бой. Один из коней в колеснице Ахилла предвещает ему близкую смерть ( Не правда ли, с этим мотивом в литературе вы уже встречались? Где? Конечно, В "Песни о вещем Олеге" А.С. Пушкина!), но это не останавливает идущего отомстить врагам за смерть друга. 

Крикнул он голосом грозным на быстрых отеческих коней: 
"Ксанф мой и Балий, Подарги божественной славные дети! 
Иначе вы постарайтеся вашего вынесть возницу 
К ратному сонму данаев, когда мы насытимся боем; 
Вы, как Патрокла, его на побоище мертвым не бросьте!"

Рек он, - как вдруг под упряжью конь взговорил бурноногий, 
Ксанф; понуривши морду и пышною гривой своею, 
Выпавшей вон из ярма, досягнув до земли, провещал он 
(Вещим его сотворила лилейнораменная Гера): 
"Вынесем, быстрый Пелид, тебя еще ныне живого; 
Но приближается день твой последний! Не мы, повелитель, 
Будем виною, но бог всемогущий и рок самовластный, 
Нет, не медленность наша, не леность дала сопостатам 
С персей Патрокла героя доспех знаменитый похитить: 
Бог многомощный, рожденный прекрасною Летой, Патрокла 
Свергнул в передних рядах и Гектора славой украсил. 
Мы же, хотя бы летать, как дыхание Зефира, стали, 
Ветра быстрейшего всех, но и сам ты, назначено роком, 
Должен от мощного бога и смертного мужа погибнуть!" 
С сими словами Эринии голос коня перервали.

Мрачен и гневен к коню говорил Ахиллес быстроногий: 
"Что ты, о конь мой, пророчишь мне смерть? Не твоя то забота! 
Слишком я знаю и сам, что судьбой суждено мне погибнуть 
Здесь, далеко от отца и от матери. Но не сойду я 
С боя, доколе троян не насыщу кровавою бранью".

Рек - и с криком вперед устремил он коней звуконогих. 
(Илиада, XIX, 400 - 424.) 

В двадцатой и двадцать первой песнях поэмы рассказывается, как в новом бою Зевс позволяет принять участие и богам. Ахилл, сея смерть налево и направо, везде ищет Гектора, но Аполлон защищает троянского героя и уводит его от решительной встречи. Троянцы, сокрушаемые Ахиллом, бегут к городу и к реке Ксанфу. Там и настигает их Ахилл, заваливая трупами ее русло. Оскорбленный бог реки поднимается против Ахилла, но на помощь тому приходит Гефест и своим огнем заставляет Ксанфа отступить. Так вспыхивает битва и среди богов. 

В двадцать второй песни наступает развязка поэмы. Несмотря на то, что отец и мать умоляют Гектора уклониться от боя с Ахиллом, честь не позволяет ему сделать этого. Однако при виде приближающегося героя Гектора охватывает ужас. Он бежит. Ахилл преследует его. Так они трижды пробегают вокруг стен Трои. И тут Зевс бросает на весы два жребия. 

Зевс распростер, промыслитель, весы золотые; на них он 
Бросил два жребия Смерти, в сон погружающей долгий: 
Жребий один Ахиллеса, другой - Приамова сына. 
Взял посредине и поднял: поникнул Гектора жребий, 
Тяжкий к Аиду упал... 
(Илиада, XX, 209 - 213.)

Согласно этому решению, защитник Гектора Аполлон должен покинуть его, Афина же, благоволящая грекам, может прийти на помощь Ахиллу. Приняв вид Деифоба, Гекторова брата, она уговаривает героя вступить в поединок. Ахилл первым 
...послал длиннотенную пику. 
В пору завидев ее, избежал шлемоблещущий Гектор; 
Быстро приник он к земле, и над ним пролетевшая пика 
В землю вонзилась; но, вырвав ее, Ахиллесу Паллада 
Вновь подала, невидима Гектору, коннику Трои. 
Гектор же громко воскликнул к Пелееву славному сыну: 
"Празден удар! и нимало, Пелид, бессмертным подобный, 
Доли моей не узнал ты от Зевса, хотя возвещал мне; 
Но говорлив и коварен речами ты был предо мною 
С целью, чтоб я, оробев, потерял и отважность и силу. 
Нет, не бежать я намерен; копье не в хребет мне вонзишь ты, 
Прямо лицом на тебя устремленному, грудь прободи мне, 
Ежели бог то судил! Но копья и сего берегися 
Медного! Если бы, острое, в тело ты все его принял! 
Легче была бы кровавая брань для сынов Илиона, 
Если б тебя сокрушил я, - тебя, их лютейшую гибель!"

Рек он - и, мощно сотрясши, копье длиннотенное ринул, 
И не проникнул: в средину щита поразил Ахиллеса; 
Но далеко оружие щит отразил.. Огорчился 
Гектор, узрев, что копье бесполезно из рук излетело, 
Стал и очи потупил: копья не имел он другого. 
Голосом звучным на помощь он брата зовет Деифоба, 
Требует нового дротика острого: нет Деифоба. 
Гектор постиг то своею душою, и так говорил он: 
"Горе! к смерти меня всемогущие боги призвали! 
Я помышлял, что со мною мой брат, Деифоб нестрашимый; 
Он же в стенах илионских: меня обольстила Паллада. 
Возле меня - лишь Смерть! и уже не избыть мне ужасной! 
Нет избавления! Так, без сомнения, боги судили, 
Зевс и от Зевса родившийся Феб; милосердные прежде 
Часто меня избавляли; судьба наконец постигает! 
Но не без дела погибну, во прах я паду не без славы; 
Нечто великое сделаю, что и потомки услышат!"

Так произнес - и исторг из влагалища нож изощренный, 
С левого боку висящий, нож и огромный и тяжкий; 
С места, напрягшися, бросился, словно орел небопарный, 
Если он вдруг из-за облаков сизых на степь упадает, 
Нежного агнца иль зайца пугливого жадный похитить, - 
Гектор таков устремился, махая ножом смертоносным. 
Прянул и быстрый Пелид, и наполнился дух его гнева 
Бурного; он перед грудью уставил свой щит велелепный, 
Дивно украшенный; шлем на главе его четверобляшный 
Зыблется светлый, волнуется пышная грива златая, 
Густо Гефестом разлитая окрест высокого гребня. 
Но, как звезда меж звездами в сумраке ночи сияет, 
Геспер, который на небе прекраснее всех и светлее, - 
Так у Пелида сверкало копье изощренное, коим 
В правой руке потрясал он, на Гектора жизнь умышляя, 
Места на теле прекрасном ища для верных ударов. 
Но у героя все тело доспех покрывал медноковый, 
Пышный, который похитил он, мощь одолевши Патрокла. 
Там лишь, где выю ключи с раменами связуют, гортани 
Часть обнажалася, место, где гибель душе неизбежна: 
Там, налетевши, копьем Ахиллес поразил Приамида; 
Прямо сквозь белую выю прошло смертоносное жало; 
Только гортани ему не рассек сокрушительный ясень 
Вовсе, чтоб мог, умирающий, несколько слов он промолвить; 
Грянулся в прах он, - и громко вскричал Ахиллес, торжествуя: 
"Гектор, Патрокла убил ты - и думал живым оставаться! 
Ты и меня не страшился, когда я от битв удалялся, 
Враг безрассудный! Но мститель его, несравненно сильнейший, 
Нежели ты, за судами ахейскими я оставался, 
Я, и колена тебе сокрушивший! Тебя для позора 
Птицы и псы разорвут, а его погребут аргивяне".

Дышащий томно, ему отвечал шлемоблещущий Гектор: 
"Жизнью тебя и твоими родными у ног заклинаю. 
О! не давай ты меня на терзание псам мирмидонским; 
Меди, ценного злата, сколько желаешь ты, требуй; 
Вышлют тебе искупленье отец и почтенная матерь; 
Тело лишь в дом возврати, чтоб трояне меня и троянки, 
Честь воздавая последнюю, в доме огню приобщили".

Мрачно смотря на него, говорил Ахиллес быстроногий: 
"Тщетно ты, пес, обнимаешь мне ноги и молишь родными! 
Сам я, коль слушал бы гнева, тебя растерзал бы на части, 
Тело сырое твое пожирал бы я, - то ты мне сделал! 
Нет, человеческий сын от твоей головы не отгонит 
Псов пожирающих! Если и в десять, и в двадцать крат мне 
Пышных даров привезут и столько ж еще обещают; 
Если тебя самого прикажет на золото взвесить 
Царь Илиона Приам, и тогда - на одре погребальном 
Матерь Гекуба тебя, своего не оплачет рожденья; 
Птицы твой труп и псы мирмидонские весь растерзают!"

Дух испуская, к нему провещал шлемоблещущий Гектор: 
"Знал я тебя; предчувствовал я, что моим ты моленьем 
Тронут не будешь: в груди у тебя железное сердце. 
Но трепещи, да не буду тебе я божиим гневом 
В оный день, когда Александр и Феб стреловержец, 
Как ни могучего, в Скейских воротах тебя ниспровергнут!"

Так говорящего, Гектора мрачная Смерть осеняет: 
Тихо душа, из уст излетевши, нисходит к Аиду, 
Плачась на долю свою, оставляя и младость и крепость.

Но к нему, и к умершему, сын быстроногий Пелеев 
Крикнул еще: "Умирай! а мою неизбежную смерть я 
Встречу, когда ни пошлет громовержец и вечные боги!" 

(Илиада, ХХ, 273 - 366.) 

Привязав тело Гектора за ноги к своей колеснице, Ахилл волочит его по полю боя. Троянцы видят это с городской стены. Вопли отца и матери героя достигают слуха Андромахи. Песнь заканчивается ее плачем, сценой тоже достаточно распространенной в мировой литературе (вспомним хотя бы знаменитый плач Ярославны из нашего "Слова о полку Игореве"). Вот этот знаменитый плач Андромахи. 

Гектор, о горе мне, бедной! Мы с одинакою долей 
Оба родилися: ты в Илионе, в Приамовом доме, 
Я, злополучная, в Фивах, при скатах лесистого Плака, 
В доме царя Этиноя; меня возрастил он от детства, 
Смертный несчастный несчастную. О, для чего я родилась! 
Ты, о супруг мой, в Аидовы домы, в подземные бездны 
Сходишь навек и меня к неутешной тоске покидаешь 
В доме вдовою; а сын, злополучными нами рожденный, 
Бедный и сирый младенец! Увы, ни ему ты не будешь 
В жизни отрадою, Гектор, - ты пал! - ни тебе он не будет! 
Ежели он и спасется в погибельной брани ахейской, 
Труд беспрерывный его, бесконечное горе в грядущем 
Ждут беспокровного: чуждый захватит сиротские нивы. 
С днем сиротства сирота и товарищей детства теряет; 
Бродит один с головою пониклой, с заплаканным взором. 
В нужде приходит ли он к отцовым друзьям и, просящий, 
То одного, то другого смиренно касается ризы, - 
Сжалясь, иной сиротливому чару едва наклоняет, 
Только уста омочает и нёба в устах не омочит. 
Чаще ж его от трапезы счастливец семейственный гонит, 
И толкая рукой, и обидной преследуя речью: 
- Прочь ты исчезни! не твой здесь отец пирует с друзьями! - 
Плачущий к матери, к бедной вдовице дитя возвратится, 
Астианакс мой, который всегда у отца на коленях 
Мозгом лишь агнцев питался и туком овец среброрунных; 
Если же сон обнимал, утомленного играми детства, 
Сладостно спал он на ложе при лоне кормилицы нежном, 
В мягкой постели своей, удовольствием сердца блистая. 
Что же теперь испытает, лишенный родителя, бедный 
Астианакс наш, которого так называют трояне, 
Ибо один защищал ты врата и троянские стены, 
Гектор; а ныне у вражьих судов, далеко от родимых, 
Черви тебя пожирают, раздранного псами, нагого! 
Наг ты лежишь! а тебе одеяния столько в чертогах, 
Риз и прекрасных и тонких, сотканных руками троянок! 
Все их теперь я, несчастная, в огненный пламень повергну! 
Сделал ты их бесполезными, в них и лежать ты не будешь! 
В сонме троян и троянок сожгу их, тебе я во славу!"
Так говорила, рыдая; и с нею стенали троянки. 
(Илиада, XXII, 477-515.) 

По существу, здесь конец поэмы. Но перед нами - эпос, свод народных песен. И значит, полагается эпилог. Что же сталось с телом Гектора? Как закончилась война? На первый вопрос "Илиада" отвечает. На второй, как ни странно, нет. Ответ на него - в следующей поэме, в "Одиссее". 
В двадцать третьей песни "Илиады" к Ахиллу во сне является тень Патрокла и просит о погребении. Эта песнь и описывает погребение Патрокла с жертвоприношением троянских пленников и спортивными состязаниями в память погибшего. 
Наконец двадцать четвертая песнь поэмы. Приам, отец Гектора, наущаемый богами и в сопровождении самого Гермеса, отправляется ночью в ахейский лагерь, чтобы выкупить тело сына. Сцена свидания Приама с Ахиллом требует цитирования, поскольку относится к сильнейшим в мировой литературе. 

Старец, никем не примеченный, входит в покой и, Пелиду 
В ноги упав, обымает колена и руки целует, - 
Страшные руки, детей у него погубившие многих! 
Так, если муж, преступлением тяжким покрытый в отчизне, 
Мужа убивший, бежит и к другому народу приходит, 
К сильному в дом, - с изумлением все на пришельца взирают, - 
Так изумился Пелид, боговидного старца увидев; 
Так изумилися все, и один на другого смотрели. 
Старец же речи такие вещал, умоляя героя: 
"Вспомни отца своего, Ахиллес, бессмертным подобный, 
Старца, такого ж, как я, на пороге старости скорбной! 
Может быть, в самый сей миг и его, окруживши, соседи 
Ратью теснят, и некому старца от горя избавить. 
Но, по крайней он мере, что жив ты, и зная и слыша, 
Сердце тобой веселит и вседневно льстится надеждой 
Милого сына узреть, возвратившегось в дом из-под Трои. 
Я же, несчастнейший смертный, сынов возрастил браноносных 
В Трое святой, и из них ни единого мне не осталось! 
Я пятьдесят их имел при нашествии рати ахейской: 
Их девятнадцать братьев от матери было единой; 
Прочих родили другие любезные жены в чертогах; 
Многим Арей истребитель сломил им несчастным колена. 
Сын оставался один, защищал он и град наш и граждан; 
Ты умертвил и его, за отчизну сражавшегось храбро, 
Гектора! Я для него прихожу к кораблям мирмидонским; 
Выкупить тело его приношу драгоценный я выкуп. 
Храбрый! почти ты богов! над моим злополучием сжалься, 
Вспомни Пелея отца: несравненно я жальче Пелея! 
Я испытую, чего на земле не испытывал смертный: 
Мужа, убийцы детей моих, руки к устам прижимаю!" 
(Илиада, XXIV, 477 - 506.) 

Гнев Ахилла смиряется. Он отдает Приаму труп Гектора и обещает троянцам перемирие на двенадцать дней для того, чтобы они могли достойно похоронить своего героя. Поэма заканчивается сценой погребения Гектора. 
Рано, едва розоперстая вестница утра явилась, 
К срубу великого Гектора начал народ собираться. 
И, лишь собралися все (неисчетное множество было), 
Сруб угасили, багряным вином оросивши пространство 
Всё, где огонь разливался пылающий; после на пепле 
Белые кости героя собрали и братья и други, 
Горько рыдая, обильные слезы струя по ланитам. 
Прах драгоценный собравши, в ковчег золотой положили, 
Тонким обвивши покровом, блистающим пурпуром свежим. 
Так опустили в могилу глубокую и, заложивши, 
Сверху огромными частыми камнями плотно устлали; 
После курган насыпали; а около стражи сидели, 
Смотря, дабы не ударила рать меднолатных данаев. 
Скоро насыпав могилу, они разошлись; напоследок 
Все собралися вновь и блистательный пир пировали 
В доме великом Приама, любезного Зевсу владыки.
Так погребали они конеборного Гектора тело. 
(Илиада, XXIV, 788 - 804.) 


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 

1. Каков зачин "Илиады"? Подумайте, встречались ли вам подобные зачины в произведениях других авторов. 
2. Вспомните, каковы "земная" и "небесная" мотивировки поражения ахейцев, предшествовавшего основным событиям "Илиады" (по Ф.Ф. Зелинскому). 
3. Кто и когда осуществил разбивку поэмы на песни (главы)? 
4. Сколько лет длилась осада Трои? 
5. Какова роль Одиссея в "Илиаде"? 
6. Что такое апофеоз? 
7. Чем отличается поведение Гектора от поведения Ахилла? Какой из героев ближе лично вам? 
8. Из какой песни мы узнаём о высоком личном благородстве противоборствующих воинов? 
9. В первой и второй книжках "Очерков..." мы не раз говорили о сходстве Гильгамеша и Ахилла. Какие сцены "О все видавшем" и "Илиады" особенно это сходство подчеркивают? 
10. В каком произведении русской литературы вы встречались с мотивом коня, предвещающего своему хозяину смерть? 
11. Есть ли, по вашему мнению, что-то общее между "Илиадой" и "Словом о полку Игореве"? 
12. Как вы думаете, какую роль в целом, благовидную или нет, выполняют в "Илиаде" боги? Можно ли понять из текста, каково отношение к этой роли сказителя?