Распопин В. Н. Бедный Эраст (О книге Б. Акунина Черный город)
Акунин, Борис. Черный город: роман / ил. И. Сакурова. - М.: Захаров, 2012. - 368 с., ил. - (Новый детективъ)
Беллетрист Б. Акунин "родился" в 1998 году, когда в издательстве "Захаров" повестью "Азазель" открылась авторская серия "Новый детективъ", повествующая о приключениях сыщика Эраста Петровича Фандорина. Борисом Б. Акунин стал несколько позже - говорят, тогда, когда "Азазель" приобрел популярность, а его автору пришлось давать многочисленные интервью. Довольно скоро раскрылась и тайна имени "Б. Акунин" ("акунин" - на японском языке значит "негодяй, злодей"): под таким псевдонимом стал публиковать свои детективы давно известный читающей стране филолог, японист, переводчик с японского и английского Григорий Шалвович Чхартишвили (род. в 1956 г.), много лет возглавлявший большой отдел в "Иностранной литературе" - одном из лучших советских журналов.
Включив станок, с 1998 года Григорий Чхартишвили поставил беллетристическое дело, так сказать, на поток, к сегодняшнему дню опубликовав десятки романов, повестей и рассказов. Только о первом (и, наверное, лучшем) своем герое, Эрасте Фандорине, он написал уже 14 книг и вряд ли остановится на этой цифре, несмотря даже на то, что в "Черном городе" его сыщик без страха и упрека погибает. Но, учитывая, что Эраст Петрович есть не что иное как российская пародия на Шерлока Холмса, мы с полной уверенностью можем предположить, что через год-другой автор своего героя непременно оживит, как оживил и Конан Дойл надоевшего ему Холмса. Говорят, что по требованию читателей. Мы не пытаемся не верить, но...
Впрочем, я сильно забежал вперед. Помимо историй про Эраста Фандорина, Г.Ш. Чхартишвили, то есть Б. Акунин, написал еще три романа о монашенке Пелагее, также весьма симпатичной сыщице из позапрошлого литературного столетия, ряд романов о приключениях Николаса Фандорина - иностранного потомка Эраста Петровича (они разворачиваются или в наше время, или действие в них происходит в разные эпохи, как бы отображающиеся друг в друге), а также отдельных произведений почти во всех жанрах остросюжетной беллетристики, причем не только под именем Б. Акунина, но и под другими псевдонимами, как мужскими - Анатолий Брусникин, так и женскими - Анна Борисова. А некоторые свои книги он издает под двумя именами - Г. Чхартишвили и Б. Акунин.
В целом же, надо сказать, что лучшие его вещи (а это переводы с японского, историко-литературные книги и публицистика) подписаны все-таки собственным именем, за ними по уровню следуют акунинские книжки (прежде всего об Эрасте Фандорине, Пелагее и наследнике Эраста Петровича – Николасе фон Дорне), ну а остальное, видимо, и не претендует ни на что, кроме гонораров.
Я не стану здесь перечислять названия детективно-приключенческих романов и повестей Акунина, поскольку, во-первых, полные списки можно легко найти в сети, открыв или авторский сайт писателя, или заглянув в "Википедию", а во-вторых, вряд ли кто-то из вас никогда не читал ничего акунинского, а если и не читал, то уж наверняка видел экранизации его "фандоринских" приключений - телефильм "Азазель", кинофильмы "Турецкий гамбит" и "Статский советник", а также небольшой сериал по первому роману про Пелагию. К сожалению, все эти экранизации оставляют желать лучшего, даже и фильм "Статский советник", где главные роли исполняли лучшие актеры нашего времени - Н. Михалков и О. Меньшиков. Впрочем, об упадке современного кино - нашего и не нашего - мы сейчас говорить не будем, вернемся к Акунину.
Самое существенное отличие его детективов от всей без исключения сегодняшней жанровой беллетристики не в том, что она куда как талантлива или оригинальна в собственно литературном плане. Да, конечно, как стилист (если вообще можно говорить об авторах детективов как о стилистах) он лучше большинства, но, например, Дашкова пишет не хуже, а Лукьяненко когда-то и лучше писал. Дело в другом. Акунин пишет умнее, тоньше, литературнее. Мы - и я не раз говорил об этом - живем в эпоху постмодернизма, когда просто так хорошую историю никто уже рассказывать не будет, да, пожалуй, никто не будет и читать. Нам теперь подавай хорошую историю непременно в красивой многослойной обертке. Вот это качество - очень красиво и сложно упаковывать свой товар - и отличает многомудрого автора от конкурентов. Григорий Чхартишвили знает литературу изнутри, любит классику, причем не только первого ряда, причем не только русскую - и сообщает все это своему псевдониму, который водит откровенно пародийных персонажей по городам и улицам, но не настоящим, а литературным. То по достоевским улицам, то по лесковским, то по конан-дойлевым... А начал-то свой квест Эраст Петрович Фандорин, о чем свидетельствует уже само его имя, конечно, с карамзинской улицы, ведь именно ею и начинается русская художественная литература.
К концу десятых годов XIX века она, по большому счету, кончилась, в лице отдельных представителей лишь доживая свой век, и то по большей части в эмиграции. А что делать в эмиграции русскому сыщику? Потому, вероятно, и привел Б. Акунин своего главного героя прямиком в 1914 год, и оставил (остановил) перед дверью в мировую войну, в русскую революцию – за которыми, конечно, совсем другая жизнь и совсем другая история. Потому и гибнет его герой в «черном городе» нефти, сумасшедшей наживы и, что, может быть, очень важно – на Востоке, но совсем другом Востоке, нежели тот, который породил и воспитал этого и самурая и джентльмена.
В романе "Черный город" множество действующих лиц - очень похожих на тех, что описаны русскими классиками, и на тех, кого мы сегодня чуть не каждый день видим по телевизору. Персонажи эти весьма колоритны и по большей части весьма неприятны, как и те, что помянуты выше. Но вот что забавно, а, может, так и задумано (и тогда - еще один большой плюс автору!): на их фоне если не теряются, то стушевываются не только герои книги - плохие и хорошие - но, пожалуй, и сам Эраст Петрович. Дело в том, что он - порождение другой эпохи, и, в общем-то, в ХХ веке ему делать нечего. Даже больше того: все персонажи романы - и плохие, и хорошие - как бы размываются на фоне самого азиатско-европейского города Баку, одновременно загадочного и примитивного, как бы символизирующего не только наступающую эпоху мировых и российских катастроф, но и нахрапистое, бесстыдное безвременье начала века XXI. Этому-то городу, черным зеркалом отражающему надвигающееся цунами, против которого не устоит и самый сильный, самый тренированный, самый мудрый супермен, и проигрывает свой последний и решительный бой Эраст Петрович Фандорин, а не большевистским террористам и их подручным.
Так что, как видите, или, точнее, увидите, когда сами прочитаете, в "Черном городе" все со всем рифмуется. Б. Акунин вообще очень любит рифмовать. Именно всё со всем, так, чтоб всё во всём отсвечивало и порождало множество литературных ассоциаций. Наверное, трудно было удержаться и не убить Эраста Петровича, коего где только не пытались убить злые и нехорошие враги, в "черном городе". В БАКУ Б.АКУнин с ним и покончил. Скорее всего, не навсегда. Но пока: "Прощай, Баку, тебя я не увижу", - как писал Есенин.
И то, ведь на сей раз противником великого сыщика стал не хитрый маньяк, не безжалостный иностранный шпион, даже не всеобщий российский пофигизм. Противником гениального человека в "Черном городе" стала революция, масса, стихия (хоть и всего лишь в двух лицах). А против стихии, как известно, не попрешь... Честное слово, мне не было жаль Фандорина - он погиб достойно, и хорошо, если погиб окончательно. Ведь, согласитесь, четырнадцать книг - не рассказов, как у Конан Дойля, а повестей и романов, - это слишком много для одного героя и для одного писателя. Да и для читателя, ежели он, конечно, читает, а не глотает. Притупилась уже острота всеобщих чувств, и, читая иные из очередных историй про Фандорина, порой ловишь себя, да и автора на том, что всем как-то скучновато.
С другой стороны, что-что, а фандоринские книжки Акунин прорабатывает тщательнее прочих своих сочинений, и те из них, где историко-литературоведческая игра превалирует над собственно детективным сюжетом, без сомнения можно не только читать, но и перечитывать. А это и есть показатель качества художественного текста.
Я думаю, достаточно на сегодня. У вас впереди зимние каникулы, много свободного времени, так что вы успеете за эти недели прочитать всего Фандорина, а может, и Пелагию тоже. Это симпатичное чтение, читайте с удовольствием, а если взгляд ваш остановится на чем-то очень и очень знакомом, не торопитесь читать дальше, а попытайтесь разгадать акунинскую загадку: где в литературе это знакомое вам уже встречалось? И когда разгадаете, получите гораздо большее удовольствие, нежели от тех разгадок, которые предлагают вам готовенькими Борис Акунин и Эраст Фандорин.