Распопин В. Н. Любимые книжки наших пра... Или что читали наши прабабушки (Олкотт, Луиза Мэй. Маленькие женщины)
Олкотт, Луиза Мэй. Маленькие женщины : роман / пер. с англ. И. Бессмертной. - СПб.: Азбука, 2018. - 384 с.
Сегодня мы начнем - только начнем, а продолжим его несколько позднее - разговор о творчестве американской писательницы XIX века Луизы Мэй Олкотт, во многом заложившей основы литературы для девочек-подростков в своем романе «Маленькие женщины» (1868) и его продолжениях. Разумеется, ни Олкотт, ни последовавший за ней десятилетием позже Марк Твен, создавший основополагающие повести для мальчишек о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна, не впервые в истории мировой литературы обращались к юным читателям. Можно думать, что и вполне «взрослые» авторы, такие, как Чарльз Диккенс, в «Оливере Твисте» и «Лавке древностей», или Шарлотта Бронте, в «Джейн Эйр», предполагали, что среди читателей их романов непременно будут и тинейджеры. Так оно и было, так оно и остается по сей день, хотя теперь во всем мире, к сожалению, читают значительно менее интенсивно, чем двести лет назад.
Что же касается «Маленьких женщин» Луизы Олкотт, этот роман имел оглушительный успех в англоязычных странах еще при жизни писательницы. Не забыт он и сегодня, о чем свидетельствуют постоянные переиздания, все новые и новые его переводы, в том числе и на русский язык, а также более десятка экранизаций для кино и ТВ. Достаточно сказать, что британское телевидение не далее как в прошлом году сделало добротную трехчасовую его постановку, голливудская картина Гиллиан Армстронг 1994 года оказалась едва ли не лучшей в карьере Вайноны Райдер, а фильм Джорджа Кьюкора 1933 года, с великой Катрин Хепбёрн в главной роли, является подлинной классикой кинематографа.
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Марка Твена экранизируются еще чаще, но не думаю, что успешней. Причина, конечно, не только в том, что Твен - великий писатель, коего труднее экранизировать, но и в том, что мальчишескую литературу читают и девочки, чего не скажешь о литературе девичьей.
Тем не менее, я совершенно уверен в том, что «Маленькие женщины», если вдруг мальчики решатся втайне прочесть эту книжку, тоже не отпустят их внимания до самого конца, а то и подвигнут читать продолжения. Хотя бы уже потому, что один из самых ярких героев книжки про девочек и для девочек - мальчишка, от поступков которого нередко зависят судьбы многих героинь.
Луиза Олкотт была не только популярной писательницей, но и суфражисткой и феминисткой, то есть общественной деятельницей, ратовавшей и за освобождение женщин, и за установление для них равных прав с мужчинами. Она жила в эпоху Гражданской войны в США, работала в эти годы в госпитале, но и ранее, вследствие бедственного положения семьи ее отца, трудилась не покладая рук - швеёй, гувернанткой, учительницей. Время от времени ей удавалось опубликовать рассказы в газетах, но признание пришло к ней только после выхода в свет романа «Маленькие женщины», то есть в конце 60-х годов. Прообразами ее замечательных героинь, сестер Марч, стали родные сестры писательницы, главную же героиню Олкотт, разумеется, списала с самой себя, с той лишь разницей, что сама она никогда не выходила замуж, а лишь в последние годы жизни воспитывала свою осиротевшую племянницу. Впрочем, прожила Луиза Олкотт совсем недолго, 55 лет, скончавшись от многолетнего отравления ртутью, которой тогда лечили брюшной тиф, перенесенный писательницей (по другой версии, она скончалась от менингита).
Эта борьба женщин за свои права в той или степени отражается и в «Маленьких женщинах», по крайней мере, в настроениях и поступках трех сестер. Но и четвертая, самая «домашняя» девочка, Бет, - личность совсем даже не линейная, просто ее героизм не так ярок, а стремление к свободному самовыражению проявляется не в бунте, а в самоотверженном служении ближним. И при этом она талантлива ничуть не менее литературно одаренной Джо и превосходно рисующей Эми. Недаром старый джентльмен именно ей дарит пианино, подобно Санта Клаусу исполняя затаенную мечту маленькой музыкантши.
Несмотря на популярность и других вещей Олкотт, которые в большинстве своем примыкают к «Маленьким женщинам», этот роман остался самым главным ее произведением. Благодаря чему?
Прежде всего, думаю, благодаря четырем тонко прописанным, очень разным и ярким характерам сестер Марч, старшей из которых в романе 16-17 лет, младшей - 12-13. Среди них есть и принцесса, и поэт, и Золушка, и маленькая счастливица.
Далее - благодаря тому, что главная героиня, Джозефина (Джо) Марч - несомненное альтер эго автора, и оттого повествование, в принципе ведущееся от третьего лица, зачастую становится как бы дневником героини, то есть показано ее глазами. Сама же она являет собой не только тип правдивой, сильной, порывистой девушки, но и будущей писательницы, обладающей острым внимательным взором и ироничной, подчас язвительной речью, но, как и все подростки, при всей присущей ей доброте, еще не умеет сдерживаться, отчего нередко совершает необдуманные поступки.
И наконец - благодаря, пусть второстепенным, однако очень важным персонажам романа - взрослым, изображенным с не меньшей живостью, хотя порой и излишне дидактичным в своих педагогических нотациях. Это, впрочем, вполне соответствует духу той эпохи, как, кстати, и разнообразная, зачастую неправильная речь персонажей. Такое речевое разнообразие нередко присуще романам воспитания, и «Маленькие женщины», вне всяких сомнений, представляют для подростков именно этот жанр «взрослой» литературы. Основная же тема романов воспитания - рост человеческой души, становление личности героя, который может проходить как душевные, так и физические испытания. Олкотт сосредоточена главным образом на испытаниях душевных, приключений в ее книге почти нет, и тем не менее читается она легко и с тем же удовольствием, с каким читаются книги о взрослении неугомонных мальчишек Марка Твена или Чарлза Диккенса.
В общем же, история маленьких женщин семьи Марч - о том, как вырастают эти живые садовые и луговые цветы, как выращивают их заботливые руки старших, но и о том, как растят они сами себя и друг друга. И, поверьте, читать это очень интересно, ведь, рассказывая об американских девочках, живших двести лет назад, писательница рассказывает читателю и о нем самом. Всмотритесь только повнимательнее в зеркало книги - и вы непременно узнаете свои черты, ведь психология человека меняется далеко не так быстро, как техника или мода.
Особенно хорошо удались Луизе Олкотт, на мой взгляд, образы соседей героинь - богатого, но щедрого и очень гуманного пожилого джентльмена и его озорного и преданного своим подружкам внука. Они, да и все взрослые в этой книге, являют собой как бы зеркало, ярко и правдиво отражающее жизнь и поступки девочек, но в то же время и сами, в свою очередь, отражаются в чистых зеркалах девичьих глаз.
События романа охватывают только один год из жизни персонажей книги - от Рождества до Рождества, - очень важный, прежде всего, для старших сестер, ведь это время интенсивного роста человеческой души, когда подросток переходит в пору юношества. Но, может быть, ничуть не менее важен этот год и для младших сестер, ведь именно сейчас приходится им взвалить на свои хрупкие плечи тяжелый груз ответственности за свою семью, ибо мир, в котором они живут, охвачен гражданской войной.
«Маленькие женщины» заканчиваются хэппи-эндом, однако в книге уже звучат, и не единожды, ассонансные аккорды, предвещающие новые, гораздо более серьезные и трагические испытания для полюбившейся читателям семьи, как, наверное, и для всего мира, в котором живут и взрослеют эти замечательные девочки.
Прочитайте роман Луизы Уолкотт, друзья мои, и непременно посмотрите экранизации 1933 и 1994 годов - они помогут вам лучше представить и его героинь, и их жизнь, а также расскажут о некоторых событиях «Хороших жён» - романа-продолжения, к которому, а равно и к его продолжению, «Маленьким мужчинам», мы с вами обратимся в ближайшем будущем.