Распопин В.Н. XVI век. Эпоха Ренессанса. Англия. Лекции по истории зарубежной литературы


Альбом иллюстраций "Эпоха Ренессанса. Англия"


1. Томас Мор (1478 - 1535)

Великий мыслитель-гуманист родился в семье ученого-юриста, получившего от короля рыцарское звание. После окончания мальчиком школы Св. Антония отец отдал Томаса на воспитание в дом к архиепископу и лорду-канцлеру королевства Мортону. В 1492 г. лорд-канцлер определил своего питомца в Оксфордский университет. Отец Мора не поддержал его занятий греческой философией и литературой и отказал сыну в помощи. Лишения студенческой жизни закалили характер Мора и выработали в нем почти аскетическую нетребовательность, которой он никогда не изменял, даже и достигнув положения одного из первых лиц в государстве.

Мор по требованию отца закончил высшую юридическую школу. Одно время он жил в картезианском монастыре и изучал патристику, был уже готов принять сан, когда познакомился с жизнеописанием Пико делла Мирандолы и перевел его на английский. "Речь о достоинстве человека" Пико, подлинный символ веры Возрождения, потрясла Мора и отвратила его церкви и от реформации. Девизом жизни Мора стали слова Пико: "Не довольствуясь заурядным, страстно стремиться к высшему".

В 1504 г. Мор был избран в парламент и сразу же показал себя и бесстрашным, и бескорыстным человеком, не желающим идти на компромиссы с властью. Впервые он поплатился за то, что выступил с речью, в которой призывал отказать королю в финансировании личных нужд. После смерти Генриха VII Мор получает место помощника шерифа Лондона. До 1509 г. он занимается адвокатской практикой и состоит лектором юридической школы, служит судьей по гражданским делам. Весь досуг отдает литературе. В молодости пишет стихи и комедии. В 1509 г. вместе с другом, жившим тогда в его доме, Эразмом Роттердамским, переводит диалоги Лукиана. Вероятно, эта совместная работа и долгие беседы и побудили Эразма написать "Похвалу глупости", как помните, посвященную именно Мору.

В течение 1509 - 1519 гг. Мор сочиняет многочисленные эпиграммы на всевозможные темы. Такие как, например, следующее двустишие:

Некто, жену потеряв, вторично спешит к Гименею -
После крушенья моряк в море выходит опять.


В общем, перед нами - талантливый и образованный латинский поэт.

В 1513 г. Мор создает жизнеописание Ричарда III, произведение, насыщенное пафосом тираноборчества, причем сперва он написал книгу по-латыни, а затем и по-английски. Именно этот текст послужил источником для великой трагедии Шекспира. В 1510 г. Мор начал работу над основным своим произведением - "Утопией". Мор жил в эпоху великих географических открытий, мир его стремительно менялся, расширялся. И Мор помещает созданную его воображением модель совершенной цивилизации на одном из вновь открытых островов, затерянных в океане. Сначала он пишет вторую часть - описание счастливого и процветающего государства утопийцев, а затем создает диалог-обрамление, где действующими лицами становятся он сам, кардинал Мортон, покровитель Мора и Эразма, голландский гуманист Петр Эгидий и, наконец, вымышленный герой - бывалый путешественник, который и ведет рассказ.

В общем, в "Утопии" так тонко сочетаются художественный вымысел и фактические жизненные реалии, что книга эта не только предвосхитила возможность кругосветного плавания, впервые совершенного Магелланом четыре года спустя (1520), но и заставила многих читателей поверить в реальность нового острова Утопии, причем один английский клирик даже просил автора посодействовать ему занять в Утопии епископскую кафедру. Кстати, литературный жанр Утопии, родоначальником коего был именно Томас Мор, достиг значительного развития в последующие века и благополучно дожил до наших дней, примером чему могут служить многочисленные утопии в жанре НФ, но и не только. С утопиями можно встретиться даже и в государственных документах. Смотрите, например, программу КПСС. Одновременно с развитием утопии, развивалась и антиутопия, жанр несколько более близкий к реальной жизни. Эта последняя особое распространение получила в ХХ в., превзошедшем все предыдущие столетия по массовой жестокости.

Любопытно само греческое слово "утопия", состоящее из отрицания "у" и термина "topos", то есть "место". Слово, таким образом, означает "нигде".

Любопытна игра слов: если "утопия" значит "нигде", получается, что "антиутопия" означает "везде".

Итак, о чем же книга? Как уже понятно, об острове Утопия с идеальным общественным устройством, то есть в конечном счете - перед читателем критика современного автору государства и общества. Главной причиной общественных конфликтов Мор считал частную собственность, порождающую ненасытную алчность и жалкую нищету. Второй причиной он считает презрение к труду и наличие целой армии тунеядцев и бездельников, то есть аристократию, военных, монахов, попов. "Где только есть частная собственность, - пишет Мор, - там вряд ли когда-либо возможно успешное ведение государственных дел". Это сказано в эпоху, когда власть денег только еще набирала силу. Кстати, мы теперь можем сказать, что успешное ведение государственных дел невозможно и в отсутствии частной собственности.

Книга Мора, во всяком случае, первая ее часть, представляет собой как бы спор автора с самим собой - гуманиста, мечтающего об осуществлении смелых проектов переустройства общества, и политика, твердо стоящего на почве реальной действительности начала XVI в. Отсюда и горькое восклицание: "Не выступлю ли я проповедником перед глухими?"

Итак, на острове Утопии все трудятся, отсутствуют религиозные распри, для создания изобилия достаточно 6-часового рабочего дня. Быт утопийцев прост, рационален, денег они не знают, распределение чисто коммунистическое, земледелие - почетная обязанность всех. Живут большими семьями в благоустроенных домах, питаются в общественных столовых-дворцах, молодежь воспитывают совместно, особо одаренных освобождают от сельскохозяйственных и ремесленных работ и обучают наукам. Вообще все желающие после рабочего дня посещают общеобразовательные лекции, если же интеллектуальный досуг превалирует, то человек может стать ученым; не оправдывающих надежды работников умственного труда переводят в ремесленники. Мораль утопийцев чужда любым крайностям, счастье человека состоит в разумном чередовании труда и удовольствий, в гармоническом развитии личности всех граждан. Утопийцы исповедуют мир и всеми ухищрениями дипломатии избегают войны. Однако при необходимости все как один защищают свой остров, для чего все юноши и девушки проходят гимнастическую и военную подготовку.

Все должностные лица в Утопии выбираются на краткие сроки, таким образом к управлению привлекаются наиболее достойные и уважаемые труженики. Пожизненно избирается только король, который, впрочем, в быту ничем не выделяется из остальных.

Должно, конечно, оговориться: Мор хоть и считается родоначальником жанра утопии, но фактически таковым не является, ибо первые утопии создавал еще Платон.

И вот у Платона-то Мор и перенимает некоторые принципы социального устройства. Понятно, что Платон решал проблему утопии в пределах опыта рабовладельческой формации. А Мор вслед за ним вводит рабство в свою Утопию. Зачем? А затем, чтобы заменить им смертную казнь преступникам, полагая, что "лучше карать пороки, чем самого человека" и давая ему трудом загладить и искупить вину.

В общем, первый в мире если не утопист, то коммунист, Томас Мор не мог не восхищать социалистов и коммунистов всех мастей и поколений, и Маркс, скажем, считал анализ экономического состояния Англии, данный Мором в "Утопии", образцовым.

За три года (с 1516 по 1518) "Утопия" выдержала четыре издания, популярность ее автора на родине и за границей чрезвычайно возросла, помимо того, что он совершил две успешных дипломатических миссии, и в 1521 г. Генрих VIII назначил его заместителем государственного казначея, наградив писателя золотой рыцарской цепью.

В 1523 г. Генрих рекомендует Мора в спикеры парламента, затем Мор становится канцлером герцогства Ланкастерского и, наконец, в 1529 г. канцлером королевства.

В 1532 г. силы оставили Мора, и он отказался от канцлерства, став таким образом частным лицом, к тому же еще и подозрительным, ибо одной из причин ухода Мора с государственной службы было несогласие с новой политикой короля в отношении Реформации, которой Мор, как и Эразм, не сочувствовал. Генрих же давно хотел прибрать к рукам церковные богатства.

В 1533 г., после того как папа Климент VII отказал королю в разводе с Екатериной Арагонской, Генрих по примеру немецких князей объявил себя главой церкви и потребовал от духовенства присяги на верность. Мор не признал короля главой церкви и отказался подписать новый закон о престолонаследии. 17 апреля 1534 г. сэр Ричард Кромвель, прадед будущего лорда-протектора и племянник нового госсекретаря арестовал Мора и заключил в Тауэр. Его содержали в очень тяжелых условиях, пытаясь склонить к новой политике, но Мор оставался непреклонен. 5 июля 1535 г. он написал последнее письмо к любимой своей старшей дочери Маргарет. На следующий день его казнили во дворе Тауэра.

Английская культура второй половины XVI в. развивалась в условиях укрепления абсолютизма, в жестокой схватке между феодальной католической Европой и ее противниками. В 1588 г. долголетнее соперничество Англии с Испанией закончилось разгромом Великой Армады, испанского флота, посланного, чтобы усмирить английский протестантизм. Из тяжелого испытания Англия вышла окрепшей и уверенной в своих силах. На конец века приходится ряд крестьянских бунтов, восстаний ремесленников в городах. Обостряется ссора королей с парламентом, намечается антиабсолютистская оппозиция среди дворян. Подняли голову католические заговорщики, в ответ государство ужесточило внутреннюю политику, цензуру. И все же продолжается активный рост светской культуры.

Посмотрим теперь на то, как развивается художественная литература Англии: проза после Мэлори, поэзия после Чосера, театр. И на этом закончим наш беглый обзор европейской литературы эпохи Возрождения. 2. Английская проза XVI в.

Начнем с того, что гениев среди английских прозаиков XVI в. не было. Огромную работу для создания собственно английского литературного прозаического языка проделали гуманисты Вильям Тиндал, Томас Кранмер, Роджер Эсшем, Джон Фокс, Ричард Гукер.

Теперь собственно писатели, о которых следует иметь представление образованному человеку.

Уолтер Рэли (Ралей), моряк, недурной поэт, автор книги путешествий "Открытие Гвианы" (1596); Ричард Хакмот, автор книги "Об открытиях и плаваниях, совершенных английским народом" (1600)... Ниболее значительный писатель - Джон Лили (1554 - 1606), автор романов "Эвфус. Анатомия ума" и "Эвфус и его Англия". Это в своем роде романы воспитания и размышления, предшествующие жанру, пик популярности которого в Европе придется на XVIII - XIX вв. В своих книгах Лили ставит проблему: что есть человек? Вершина творения или последняя степень праха? То есть, в общем, гамлетовский вопрос.

В историю литературы имя Лили вошло вместе с понятием "эвфуизм", обозначавшим вычурный стиль. Конечно, не Лили его создал. Он пришел в Англию из Испании и Италии вместе с творчеством маньеристов, однако прочно закрепился именно за Лили. Литераторы-последователи однако высоко ценили этого автора, филологи не перестают твердить о его решающем влиянии на стиль Шекспира и Бена Джонсона. Соперником Лили - да и то лишь в некоторой степени - был лишь Филипп Сидни, поэт и автор романа "Аркадия" (1580). Уже из названия ясно, что это за роман - английская идиллия.

Наиболее значительные среди последователей Лили и Сиднея авторы - Томас Лодис (роман "Розалинда" - если можно так выразиться, авантюрно-пасторальное повествование; роман "Американская Маргарита", материалом которого воспользовался Шекспир в комедии "Как вам это понравится"); Роберт Грин, автор "Любовных памфлетов", один из которых "Пандосто" также дал материал Шекспиру для "Зимней сказки". Грин создал много исповедальных, пасторальных, авантюрных и сатирических повестей.

Очень интересно творчество Томаса Нэша (1567 - 1601?). Главное произведение его - плутовской роман "Злополучный путешественник", кое в чем предвосхитивший литературные открытия Сервантеса и В. Скотта.

Томас Делони (1543? - 1600) в своих романах "Джек из Ньюбери" и "Томас из Рединга" описывает жизнь ремесленников. Фигуры Делони через столетия станут персонажами книг Дефо.

Наиболее же значительна в Англии того времени проза не художественная, а эссеистская: "Опыты и наставления" Френсиса Бэкона, "Размышления" Джона Донна, "Леса для постройки" Бена Джонсона.

Книга "Опытов..." Бэкона (1561 - 1626) была его любимым детищем, детищем его философского досуга, ибо помимо "Опытов...", помимо неустанной государственной и политической деятельности, он создал еще грандиозный труд "Великое восстановление наук", утопическое сочинение "Новая Атлантида", "Историю правления Генриха VII", "Историю Англии". Родословие своих "Опытов..." Бэкон выводит из Сенеки и Луциллия, не называя при этом Монтеня, хотя совершенно ясно, что, несмотря на собственную форму эссе, искрой вдохновения для английского ученого послужили "Опыты" французского писателя. У них есть принципиальное различие. Оно исходит из положения и позиции автора: Монтень - частное лицо, Бэкон - человек государственный. Поэтому и обращается Бэкон не к Монтеню, но к Макиавелли и Мору, видит будущее государства и человека в мудрой политике, развитии науки и техники, рисует будущее общество этаким технократическим и, пожалуй, суховатым. 3. Английская поэзия XVI в. Поэзия английского Возрождения эволюционировала от подражания к соперничеству и параллельному движению, естественно, с итальянскими образцами.

После Чосера поэтическое хозяйство англичан как бы разладилось на полтора столетия. Огромное количество производимых стихов подпадало под чосеровское определение "доггерея" - "собачьи стихи", то есть стихи, напоминающие неровную собачью побежку. Это были скорее даже и не стихи, а рифмованная проза.

Задача подъема английской метрики на высоту поэзии была решена Томасом Уайеттом (1503 - 1543), Генри Серреем (1517 - 1547) и их последователями, составившими школу наподобие французской "Плеяды". Оба родоначальника прожили удручающе мало: Серрей 30 лет был казнен, Уайетт скончался сорокалетним - через год после выхода из тюрьмы.

Все то, что было присуще европейской ренессансной поэзии: воспевание личности, земной любви, петраркизм, патриотический энтузиазм, - все это присуще и новой английской поэзии.

Филипп Сидни (1554 - 1586) - гений и воплощение героизма эпохи: образованный гуманист, государственный деятель, воин. Он был не только блистательным поэтом, но едва ли и не первым критиком поэзии. Литературная позиция Сидни отражена в его "Защите поэзии", написанной в 1580-х гг. и увидевшей свет в 1595 г., уже после гибели автора на войне. В ней он отстаивает принцип национальной традиции и высокого мастерства. Сидни - автор прекрасных сонетов, любовных песен и пасторального романа в прозе и стихах "Аркадия". Гармония приключений, подвигов, неизменных побед любви и благородства - суть творчества этого автора.

В 1552 г. родился "поэт поэтов" Эдмунд Спенсер, сын лондонского портного, выдвинувшийся исключительно благодаря личному гению. Он многое воспринял от Сидни и символически признал это, посвятив ему свой "Пастуший календарь", первое его значительное произведение, состоящее из 12 эклог, по числу месяцев в году. Второе важнейшее произведение Спенсера - поэма "Королева фей", этакий ренессансный рыцарский эпос из 60 песен на материале английской поэтической традиции по примеру Боярдо и Ариосто, с использованием тем Мэлори. Для этой поэмы он создал особую девятистрочную строфу, к которой впоследствии не раз обращались английские поэты. Она так и называется "спенсеровой строфой". Умирал Спенсер, в свое время бывший секретарем лорда Грея, губернатора Ирландии, всеми забытый и в совершенной нищете.

Известный английский писатель только что ушедшего столетия Ричард Олдингтон, составитель антологии английской поэзии и замечательный романист, писал о Спенсере: "К этому источнику припадали все от Шекспира до Мильтона и Драйдена, от Кольриджа, Вордсворта и Китса до Арнольда и Суинберна".

Именно в это время в Англии совершается поэтический взрыв, охвативший все культурное общество: стихи пишут все, и половина - печатает. Естественно, что в конце концов эпоха дает двух титанов: Шекспира и Донна, которые завершают в Европе эпоху Ренессанса и открывают эпоху Барокко.

В заключение обзора - несколько поэтических шедевров.

Филипп Сидни

Из романа "Аркадия"

С любимым обменялись мы сердцами:
Он взял мое и дал свое взамен;
Не может лучшей сделки быть меж нами,
И нас обоих радует обмен.
С любимым обменялись мы сердцами.


И сердце милого во мне стучит,
Мое - его умом повелевает;
Мое - теперь ему принадлежит,
Его - теперь со мною пребывает.
С любимым обменялись мы сердцами.
(Перевод В. Рогова)

Эдмунд Спенсер

***

Любимая в театре мировом
На все бесстрастно устремляет взгляд.
Участвую в спектакле я любом,
Меняя облики на разный лад.
Найдя на свете повод для отрад,
Я машкеру комедии беру,
Когда же горести отяготят,
Я делаю трагедией игру.
Но, радостный ли, в страстном ли жару
Явлюсь на сцене я - ей все равно:
Я засмеюсь - от строгих глаз замру,
Заплачу - ей становится смешно.
Она, стенай пред нею иль смеши,
Не женщина, а камень без души.
(Перевод В. Рогова)

Уолтер Рэли

***

Что жизнь? Комедия страстей,
А наши радости - антракты в ней.
Во чреве матери мы, как в гримерной,
Готовимся для пьесы смехотворной.
Нам небо - строгий зритель: с вышины
Ему все наши промахи видны.
В финале от жестокого светила,
Как занавес, укроет нас могила.
Так мы спешим на отдых, а потом
Всерьез, не лицедействуя, умрем.

(Перевод В. Рогова)