История усадьбы и музея Мураново

 

Музей-усадьба "Мураново" - одно из немногих "дворянских гнезд", не разоренных ветрами истории. Он связан с именами двух русских поэтов-философов Е.А.Боратынского и Ф.И.Тютчева. Дом, построенный Боратынским, сохраненные семейные реликвии, а также старый усадебный парк и окрестности пейзажа составляют вместе уникальный историко-культурный и литературно-мемориальный памятник кон.18-пер.четв. 20 вв.
Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева – уникальный памятник русской культуры XIX – начала XX веков и одновременно замечательное явление музейного дела 1920–30-х годов.
В прошлом Мураново было среднепоместной усадьбой, включавшей главный дом, церковь, жилые и хозяйственные постройки, сад и парк. Усадьба органично вписывалась в природный ландшафт, составляя с ним единый архитектурно-пейзажный ансамбль.
С 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.
Достопримечательностью усадьбы является главный дом, построенный в 1842 году Е.А. Боратынским. В нем постепенно сложился комплекс литературных и бытовых меморий гениальных русских поэтов Е.А.Боратынского и Ф.И.Тютчева. Здесь же были сосредоточены материалы И.С.Аксакова (поэта, публициста, издателя и первого биографа Тютчева), Н.В.Путяты (литератора и друга Е.А.Боратынского), Н.В.Сушкова (литератора, хозяина литературного салона в Москве) и Л.Н.Энгельгардта (автора исторических мемуаров).

История Муранова как «литературного гнезда» складывалась на протяжении целого столетия. В 1816 г. эта небольшая подмосковная усадьба была приобретена Е.П.Энгельгардт, женой отставного генерал-майора Л.Н.Энгельгардта. Участник военных походов, он стал известен как автор воспоминаний о временах Екатерины II, Павла I и Александра I.

В 1826 г. поэт Евгений Абрамович Боратынский женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне, а в 1837 г. его друг литератор Николай Васильевич Путята стал мужем младшей – Софьи Львовны.
Впервые Боратынский посетил Мураново в 1826 г. Начиная с 1828 г. он почти ежегодно жил здесь с семьей в летнее время. В стихотворении «Есть милая страна, есть угол на земле...», написанном в начале 1830-х годов, запечатлен мурановский пейзаж со всеми его характерными особенностями:  С 1841 г. Боратынский был погружен в хозяйственную деятельность. В 1842 г. он занимался устройством пильной мельницы, сводом, продажей и посевом леса; по своим архитектурным планам строил новый двухэтажный дом. В том же году вышла книга его философской лирики «Сумерки». Осенью 1843 г., поэт с женой и детьми отправился в заграничное путешествие, оказавшееся для него роковым. 29 июня 1844 г. Е.А.Боратынский внезапно умер в Неаполе.

В 1850 г. имение по разделу имущества между сестрами А.Л.Боратынской и С.Л.Путятой отошло во владение к последней.

Путяты бережно хранили наследие Боратынского: портреты, письменный стол, предметы, связанные с литературным трудом и последним путешествием. Для них Мураново всегда оставалось «страной поэта».

В 1859 г. Н.В.Путята опубликовал «Записки» своего тестя Л.Н.Энгельгардта, а в 1867 г. напечатал письма Е.А.Боратынского, снабдив их подробными комментариями. Широкие литературные связи Путяты определили круг его мурановских гостей. Здесь бывали Н.В.Гоголь, С.Т. и К.С. Аксаковы, кн. В.Ф.Одоевский, кн. Е.П.Ростопчина, С.А.Соболевский, С.Д.Полторацкий и другие.

В 1869 г. дочь Путят Ольга Николаевна стала женой Ивана Федоровича Тютчева, младшего сына поэта Ф.И.Тютчева. Эта семья продолжила работу по собиранию, хранению и обнародованию культурных ценностей мурановского «литературного гнезда». Семейное предание гласит, что Ф.И.Тютчев однажды навестил семью своего сына в Муранове. Лишь после смерти поэта этому месту суждено было стать хранилищем его наследия. В разное время сюда были привезены автографы, книги, портреты, вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии.

В 1879 г. И.Ф.Тютчев построил в Муранове для своей овдовевшей матери Эрнестины Федоровны флигель для ее летних приездов. Здесь она готовила к печати сочинения мужа, включавшие его стихотворения и политические статьи. В Муранове неоднократно бывал Иван Сергеевич Аксаков, женатый на старшей дочери поэта Анне Федоровне. В 1874 г. он опубликовал первую биографию Тютчева. Его труд вобрал в себя как семейные предания, так и документальные свидетельства, хранившиеся в родственном окружении поэта. После кончины И.С.Аксакова его вдова передала в Мураново часть рукописей, книг и портретов мужа, а также обстановку его московского кабинета. Здесь же оказалось и наследие Николая Васильевича Сушкова, который был женат на Дарье Ивановне Тютчевой, сестре поэта. В 1850-х гг. он публиковал стихи Ф.И.Тютчева в своем альманахе «Раут». В Москве в доме Сушковых жила Екатерина Федоровна Тютчева, дочь поэта, не чуждая литературному труду. Ее сестра Дарья Федоровна Тютчева вместе с братом И.Ф.Тютчвым в 1900 г. осуществила второе, дополненное, издание сочинений отца. После смерти обеих сестер в Мураново было доставлено множество портретов, документов, книг и вещей из принадлежавшей им усадьбы Варварино Владимирской губернии. Так семья И.Ф. и О.Н. Тютчевых оказалась хранительницей культурного наследия двух поэтов Е.А.Боратынского и Ф.И.Тютчева и их родственного окружения.

Мураново – редкий пример неразоренного родового гнезда, где семейные культурные традиции не прерывались даже в музейный период.
 
 История музея

В 1918 году О.Н.Тютчева, последняя владелица усадьбы, и ее сын Н.И.Тютчев приняли решение о передаче Муранова государству. В этом же году Ольга Николаевна получила от нового правительства Охранную грамоту на усадьбу. В августе 1920 года в Муранове открылся музей имени Ф. И. Тютчева.
К этому времени здесь были сосредоточены автографы, книги, портреты и вещи Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.С.Аксакова, Н.В.Путяты, Н.В.Сушкова, Л.Н.Энгельгардта. В архиве музея хранились биографические и хозяйственные документы, многолетняя переписка мурановских обитателей и лиц из родственного окружения поэтов. В то же время Мураново обладало прекрасным собранием изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В него входили произведения живописи и графики, фотографии и даггерротипы, старинные часы и мебель,а также изделия из фарфора, фаянса и стекла.
Инициатор музея - внук поэта Н. И. Тютчев в 1920-22г. создал первую мемориальную экспозицию, а с 1924 года стал пожизненным хранителем и директором мурановского музея.
Вся жизнь Н.И.Тютчева была связана с Мурановым. Здесь он родился 27 октября 1876 года, получил блестящее домашнее образование. Затем учился на юриста в Демидовском лицее в Ярославле.
Николая Ивановича Тютчева с детства отличали врожденное чувство красоты и любовь к художественным вещам. Как знаток истории искусств и собиратель произведений живописи, старинного фарфора, автографов и редких книг, он был широко известен среди московских коллекционеров.
Прекрасно зная историю Муранова, он успешно решил сложнейшую задачу, сделав музеем жилой дом. Созданная им экспозиция на протяжении многих десятилетий восхищала посетителей живой атмосферой дворянского гнезда. Не случайно М.В.Нестеров, неоднократно здесь бывавший, писал о Муранове: "Оно поражает меня тем, что в нем все дышит подлинной жизнью."
В музейной работе Н. И. Тютчеву помогали члены семьи: брат Ф.И.Тютчев, сестры С. И. и Е. И. Тютчевы, племянник К.В.Пигарев. Они водили экскурсии, восстанавливали цветники, мостики и дорожки в саду и парке; организовали широкую и разнообразную работу с местным населением.
При Николае Ивановиче в музее были открыты отделы, посвященные жизни и творчеству Е.А. Боратынского и Ф.И. Тютчева, действовали временные выставки, приуроченные к знаменательным и юбилейным датам (к ним издавались иллюстрированные каталоги). Николаем Ивановичем написаны и первые путеводители по музею. В то время к мурановскому архиву многократно обращались русские и зарубежные исследователи поэтов.
За особые заслуги в области культуры Н. И. Тютчев получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он скончался в Муранове 26 августа 1949 года и был похоронен возле домовой церкви рядом с могилой отца.
Дело Н. И. Тютчева продолжил правнук поэта К.В.Пигарев, который после смерти Н.И.Тютчева сменил его на посту директора музея-усадьбы "Мураново".
Кирилл Васильевич родился в Москве 13 апреля 1911 года. Его мать Екатерина Ивановна, в замуж. Пигарева, была внучкой поэта Ф.И.Тютчева. Детские годы Кирилла Васильевича прошли в Муранове. Его наставниками и учителями были, кроме матери, дядя Н.И.Тютчев, художник М.В.Нестеров, искусствовед и литературовед С.Н.Дурылин.
В 24 года К.В.Пигарев стал научным сотрудником мурановского музея. В 1928 году он опубликовал свои первые литературоведческие статьи. В 1944 г. К.В.Пигарев защитил по книге "Солдат-полководец. Очерки о Суворове" диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, а в 1954 году - докторскую диссертацию по теме «Творчество Фонвизина».
Перу К.В.Пигарева принадлежат книги и статьи о Рылееве, Батюшкове, Жуковском, Боратынском, С.Аксакове и других писателях. Но главным трудом Пигарева стала его монография «Жизнь и творчество Тютчева» (М., 1962). Рецензенты называли эту книгу «энциклопедией по Тютчеву», «путеводителем по сложному миру» поэта.
Под редакцией Пигарева дважды выходил двухтомник «Лирика» Ф.И.Тютчева (1965 и 1966 годы), а также «Сочинения Ф.И.Тютчева» (1980). Он же был инициатором и участником Тютчевского «Литературного наследства» в двух книгах (изданного в 1988, 1989 гг.).
При Н.И.Тютчеве и К.В.Пигареве Мураново становится центром научных исследований жизни и творчества Е.А.Боратынского и Ф.И.Тютчева. Сюда приезжают русские и зарубежные ученые из Англии, ГДР, Норвегии, США и Венгрии.
Кирилл Васильевич – автор трех путеводителей по Муранову. Возглавляя музей (с 1949 по 1980 гг.), он успешно продолжал работу по усовершенствованию мемориальной экспозиции., которую обогатил многочисленными, хранившимися у него ранее, семейными реликвиями. В 1973 году за многолетнюю и плодотворную деятельность К.В.Пигареву было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР.
19 мая 1984 года К.В.Пигарев скончался в Москве и был похоронен в Муранове у домовой церкви, рядом с Иваном Федоровичем и Николаем Ивановичем Тютчевыми.
1983 года в Муранове проводились реставрационные работы. В декабре 1996 года музей был вновь открыт для посетителей.

 
Гоголевская комната
 
 В августе 1849 года Мураново посетил Н.В.Гоголь, возвращаясь из соседней усадьбы Абамцево. Он останавливался в верхней комнате по южному фасаду, которая с тех пор и стала называться Гоголевской. С памятью великого писателя здесь связан его литографированный портрет 1852 г. и игра домино с изображениями персонажей из «Ревизора» и «Мертвых душ».
 В Гоголевской комнате находятся портреты других гостей Боратынских и Путят – Д.В.Давыдова, С.Т. и К.С. Аксаковых, С.Д.Полторацкого. На рисунке К.Брюллова, выполненном в духе дружеского шаржа, изображен близкий друг Пушкина С.А.Соболевский. Будучи человеком из окружения Боратынского и Путят, он вполне мог быть гостем Мурановского дома.
 В Гоголевской комнате висят многочисленные акварели Д.В.Путяты, брата Николая Васильевича - хозяина усадьбы. Профессиональный военный, склонный к художественному творчеству, он любовно и с большим старанием запечатлел в своих работах уютные уголки цветущей мурановской усадьбы, какой она была при Путятах и Тютчевых.

Аксаковская комната

Это северная угловая комната второго этажа, где находится обстановка московского кабинета писателя и публициста Ивана Сергеевича Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения в России. Кабинетная мебель, часть библиотеки и личных вещей Аксакова были привезены сюда по желанию его вдовы А.Ф.Тютчевой.
На конторке и письменном столе размещены чернильница, колокольчик в форме Царь-колокола, бювар, портмоне и другие предметы, принадлежавшие Ивану Сергеевичу.
В комнате несколько изображений, где писатель предстает как человек благородной внешности, внутренней чистоты и высокой духовности.
Здесь же фотографии Анны Федоровны - жены, друга и помошницы И.С.Аксакова. До замужества она служила фрейлиной Его Величества Императорского двора и выполняла, в частности, обязанности воспитательницы вел. княжны Марии Александровны. Оказавшись свидетельницей эпох царствования Николая I и Александра II, она написала интереснейшие мемуары "При дворе двух императоров".
Об общественной деятельности Аксакова, направленной на сохранение культуры славянских народов, красноречиво свидетельствуют две фотографии. На одной из них запечатлены русские и зарубежные гости, приезжавшие на открытие Славянской Этнографической выставки в Москве в 1867 году и принявшие участие в работе Славянского съезда.
На другой – выдающийся полководец, участник русско-турецкой войны 1877–1879 гг. М.Д.Скобелев, собственноручно подаривший свою фотографию И.С.Аксакову.
В книжном шкафу хранятся различные славянофильские издания. Среди них – отдельные номера журнала «Русская беседа», газеты «День» и «Москва», издателем которых был И.С.Аксаков. В них публиковались стихотворения Ф.И.Тютчева. Интересно что многие передовицы и статьи Аксакова были написаны под его влиянием.
На акварели О.А.Петерсона (1878 г.) изображена терраса в усадьбе Е.Ф.Тютчевой Варварино. Сюда в 1878 году Аксаков был выслан за речи, направленные против внешней политики правительства. Здесь он написал ряд стихотворений, в том числе, «Среди цветов поры осенней...». Автограф его хранится в Мурановском музее.

Библиотека

Библиотека – одна из самых уютных и приветливых комнат мурановского дома с камином и выходом на балкон. Здесь хранится основная часть мемориального фонда, который сложился благодаря стараниям не одного поколения обитателей усадьбы и их родственников.
Украшением библиотеки являются тяжелые фолианты знаменитой французской Энциклопедии, составленной деятелями эпохи Просвещения Д.Дидро и Ж.Д’Аламбером.
Особую ценность представляют книги первого русского Энциклопедического лексикона Плюшара.
В библиотеке хранится множество книг русской и зарубежной художественной литературы. Имеются здесь и особо редкие экземпляры. Это, например, первое издание сатир А.Д.Кантемира (1762 г.), «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева в лондонском издании Герцена (1858 г.), несколько первых посмертных собраний сочинений Пушкина, а также первые издания романов Гончарова, Достоевского, Толстого и других писателей.
Наряду с классической литературой в библиотеке встречается немало русских и переводных романов и повестей. Таковы, например, «Абейлард и Элоиза, или Драгоценное собрание писем сих нещастных любовников» (1816 г.), «Две невесты, или Любовь, верность и терпение» Августа Лафонтена (1818 г.), «Юлия, или Подземелье Мадзини» Анны Радклиф (1819 г.) и многие другие.
Широко представлены в библиотеке ставшие сегодня антиквариатом, редкие поваренные книги, собрания карточных пасьянсов, домашние лечебники.
Здесь хранится также немало книг по истории и географии, генеалогии и юриспруденции, педагогике и искусству. Особый раздел библиотеки составляет духовная литература и книги по истории религии.
Личных книг Е.А.Боратынского практически не сохранилось. Единственный экземпляр его сборника «Сумерки» с дарственной надписью автора М.Глинке находится в Мемориальном архиве музея.
От библиотеки Ф.И.Тютчева сохранилось 44 наименования. В целом они дают представление о читательских интересах поэта.
Интерьер библиотеки дополняют гравюры и литографии с историческими и жанровыми сценами. Здесь же находятся портреты некоторых исторических деятелей. Среди них – изображение Н.С.Мордвинова. Он был членом Верховного уголовного суда над участниками восстания 14 декабря, подавшим единственный голос против смертной казни декабристов. К редким гравюрным листам относится изображение несостоявшегося русского императора Константина (1825 г.).
 Имеются в библиотеке такие оригинальные предметы как телескоп XVIII века, шкаф-бюро того же времени со множеством ящичков и потайных замков и большие напольные часы с календарем. Они изготовлены мастером Августином Мартэном и принадлежали Ф.И.Тютчеву.

Боратынский в Муранове
 
Новый отдел не случайно назван «Боратынский в Муранове». Волею судеб этот дом стал практически единственным местом, где хранится наследие Боратынского. На протяжении многих лет в нем собирались различные материалы, связанные с жизнью и творчеством Евгения Абрамовича, но особое значение приобретает здесь именно мурановский период жизни поэта.
 Первый раздел знакомит посетителей с предками поэта, его детскими и отроческими годами, периодом обучения в Пажеском корпусе.
 Евгений Абрамович принадлежал по отцу к старинному дворянскому роду. Один из его предков Дмитрий Божедар, полководец, казначей в Королевстве Польском, построил в XIV веке в Галиции замок Боратын («Божья оборона»). Сын его, унаследовавший замок, стал зваться Боратынский. Со второй половины XVII века Боратынские приняли русское подданство.
 На большом портрете неизвестного художника изображен дед поэта Андрей Васильевич. Четверо его сыновей сделали блестящую карьеру при Павле I. Младший из них – Илья Андреевич, контрадмирал, был прадедом Н.А.Обуховой.
 На левой стене представлены портреты других дядюшек поэта: Богдана и Петра. Оба они принимали большое участие в судьбе горячо любимого племянника.
 Братьям Боратынским Павел I пожаловал огромное поместье Вяжля в Тамбовской губернии. Здесь и родился первенец Абрама Андреевича Боратынского и его жены, Александры Федоровны, рожденной Черепановой, – Евгений.
 Привлекает внимание портрет мальчика с задумчивыми глазами – самое раннее из дошедших до нас изображений Е.А.Боратынского кисти К.Барду. В этом детском образе уже угадывается черты будущего поэта философа, «певца пиров и грусти томной».
 Портрет Боратынского, как и миниатюры с изображением его родителей, были привезены в 1989 г. из Калифорнии – эти реликвии вернулись на родину по завещанию праправнука поэта Ник.Дм.Боратынского (1915–1989).
 В Маре, центральной усадьбе тамбовских владений Боратынских, безоблачно и счастливо протекало детство будущего поэта. После смерти отца в 1810 г. Боратынский зачисляется в Пажеский корпус Его Императорского Величества. Осенью 1812 г. он становится «пансионером на своем содержании».
 Приехав в Петербург благонравным и благовоспитанным мальчиком, Боратынский под влиянием неблагоприятных внешних обстоятельств все чаще сбивается на поведение «дурное», бывает «под штрафом» и, наконец, совершает проступок слишком значительный по своей тяжести. С 1 марта паж Боратынский в корпусе уже не числится.
 Поэта целиком захватывает чувство «болезни и печали», теперь «злой рок» будет неотступно преследовать его в течение многих лет. Евгений вынужден поступить на военную службу рядовым солдатом.
 Осенью 1818 г. Боратынский переезжает в Петербург. Познакомившись «с некоторыми молодыми стихотворцами», которые сообщили ему «любовь свою к поэзии», он сам предпринимает попытки «стать автором». В витринах можно видеть первые печатные стихотворения поэта.
 Особенно близкие отношения установились у Боратынского с А.Дельвигом, который познакомил его с Пушкиным.
 Следующий раздел знакомит посетителей с годами пребывания поэта в Финляндии (1820–1825 гг.). В этот край Боратынский попал унтер-офицером, будучи переведенным из гвардии в Нейшлотский пехотный полк. В Финляндии Боратынский создал такие значительные произведения, как элегия «Финляндия», «Уныние», «Родина» и две поэмы.
 Величественная природа Финляндии способствовала развитию поэтических наклонностей Боратынского. «Лучшая мечта моей поэтической гордости, – писал он, – состояла бы в том, чтобы в память мою посещали Финляндию будущие поэты».
 На акварельном портрете неизвестного художника изображен Н.В.Путята, с которым познакомился поэт в 1824 г. Он стал задушевным другом, а позже и родственником Евгения Абрамовича.
 В судьбе поэта немалую роль сыграли люди, чьи портреты представлены здесь: генералгубернатор А.А.Закревский, Д.Давыдов и, особенно, В.А.Жуковский. В витрине – знаменитое письмо к нему, написанное в декабре 1823 г. Благодаря хлопотам друзей Боратынскому был, наконец, присвоен офицерский чин.
 Став офицером, Боратынский обрел долгожданную свободу – вышел в отставку.
 Из Финляндии он уезжает поэтом, имя которого ставится рядом с Пушкиным. В одной из витрин лежит издание первых поэм Боратынского – «Эды» и «Пиров». (Отрывки из «Эды» печатались в «Мнемозине» и «Полярной звезде» на 1825 г.)
 С осени 1825 г. Е.А.Боратынский – московский житель. В июне 1826 г. поэт женился на дочери отставного генерал-майора Л.Н.Энгельгардта. С оригинала Ж.Вивьена сделана копия портрета Е.А.Боратынского здесь же и фотография Анастасии Львовны с несохранившегося рисунка.
 Портреты тестя Боратынского Л.Н.Энгельгардта, его свояченицы Натальи Львовны (умершей в 1826 г.), созданный ею портрет старшего брата Петра – напоминают о тесных дружеских отношениях поэта с членами его новой семьи.
 Экспозиция первой комнаты отдела завершается темой «Е.Боратынский и литературная Москва 1830х годов». Здесь представлены портреты З.Волконской, П.Вяземского, А.Мицкевича. Дружбой с П.Плетневым Боратынский особенно дорожил в последние годы жизни.
 В начале 1835 г. Боратынский купил двухэтажный каменный дом на Спиридоньевской улице.
 Подмосковное имение жены поэта Мураново стало для него своеобразным убежищем от невзгод бытия, где «в счастливой глуши он стремился обрести душевный покой, насладиться счастьем семейственным». В Муранове Боратынский поглощен хозяйственными заботами, главной из которых было строительство в 1841–1842 гг. нового дома.
 Во второй комнате отдела висят мурановские акварели Д.В.Путяты 1860–1880х гг., на которых изображены «Дом и луг во время сенокоса», «Домик мельника возле мурановской плотины», а также дубы, посаженные, очевидно, рукой поэта, – «поэзии таинственных скорбей могучие и сумрачные дети».
 Весной 1842 г. вышла в печати последняя поэтическая книга Боратынского «Сумерки». Осенью того же года семья переезжает в новый дом, завершение строительства которого было итогом многих заботливых стараний его создателя. По словам поэта, дом получился «красивый и удобный», «очень тепел». Казалось бы, теперь только «наслаждаться обладанием плодами своих трудов». Но рок сулил иное.
 В сентябре 1843 года вся семья покинула Мураново, Боратынский, как оказалось, – навсегда. Их путь лежал через Европу в Италию. Зиму Боратынские проводят в Париже.
 Весной 1844 г. они отправились через Марсель в Италию. На стенах справа – виды Неаполя и его окрестностей. Эти гуаши были приобретены Боратынским в Италии для мурановского дома. Виллы дель Галло, Пестум. Курящийся Везувий – «здешние чудесные окрестности» воскрешали в воображении поэта «были золотые». Под лучезарным небом Италии Боратынский воскресает душой: обновленный, полный творческих планов и надежд поэт устремляется мыслями в будущее. Но будущего уже не было. 29 июня (11 июля по новому стилю) Е.А.Боратынский скоропостижно скончался на вилле Reale.
 На столике между окон лежит гипсовая маска с лица умершего поэта (ее сформовали по инициативе художника А.Иванова). Позже, в России, по этой маске был выполнен бюст Боратынского.
 В последней витрине – фотографические портреты потомков Евгения Абрамовича: сыновей Льва и Николая; дочери Юлии, в замужестве Салтыковой, Александры и Зинаиды с мужем И.П.Геркеном и детьми.


Парковый ансамбль

В семейной переписке Путят и Тютчевых парком называлась лесистая часть за изгородью, пересеченная оврагами, поросшая орешником и папоротниками. Прилегавшая к дому территория с плодовыми деревьями и кустарниками именовалась садом. Ряды яблонь перемежались крыжовником, севернее росли малина, черная смородина; клубничные плантации располагались ближе к церкви.
При Боратынском на усадьбе существовали две фруктовые оранжереи и ананасовая теплица, а также оранжерея цветочная. В парке сохранилось несколько деревьев, относящихся ко времени Боратынского, в возрасте до 160 лет. Совсем недавно украшением парка служила раскидистая вековая береза у дорожки, ведущей к флигелю.
Еще во времена Энгельгардтов в Муранове была персиковая оранжерея, перестроенная потом в 1869 г. (до наших дней она не сохранилась.) В персиковую оранжерею можно было пройти по розовой аллее, начинавшейся у северного фасада усадебного дома и продолжавшейся аллеей из плакучих берез. Северный и южный партеры дома украшали прекрасные цветники. На южном балконе, где раньше был зимний сад, стояли кадки с растениями и цветами. Усадебный дом утопал в цветущих кустарниках сирени, жимолости и жасмина.

Характерная для дворянской усадьбы XIX в. липовая аллея, была посажена в 1880-ые гг. при И.Ф.Тютчеве. Рядом с ней стоит маленький Детский домик, построенный Иваном Федоровичем для своих детей. Газон за Детским домиком в конце XIX в. был занят кегельбаном – здесь развлекалась молодежь.
Направо от оврага стоит домовая церковь, построенная в 1878 г. на фундаменте старинного амбара. Церковь освящена во имя Спаса Нерукотворного (престольный праздник 16/29 августа).
Икону с образом Спаса Нерукотворного, помещенную в наружном киоте, заказал И.Ф.Тютчев. Эрнестина Федоровна, его мать, писала в своем дневнике от 14 июня 1879 г.: «...маленькая церковь очаровательна... Имеется священник, живущий здесь на средства Ивана...» Все постройки в усадьбе и вне ее обязательно освящались. В домовой церкви часто служили архиереи. Особые службы происходили в царские дни и дни именин обитателей Муранова. После литургии и молебна, которых звучал хор из крестьянских мальчиков, устраивались чаепития в главном доме или во флигеле с раздачей подарков деревенским детям.
Ежегодно 15 июля, в день смерти Ф.И.Тютчева, в церкви справлялись заупокойные службы с панихидой. 1 июня 1910 г. в ней венчалась Е.И.Тютчева, внучка поэта, с В.Е.Пигаревым.
У восточной стены церкви – могилы сына и внука поэта: Ивана Федоровича (ум. в 1909 г.) и Николая Ивановича (ум. в 1949 г.). В 1984 г. здесь же был похоронен последний директор Муранова из династии Тютчевых, правнук поэта, Кирилл Васильевич Пигарев.
В 1879 г. И.Ф. Тютчев построил в северо-восточной части парка деревянный флигель для своей матери, Эрнестины Федоровны. В нем она регулярно проводила летние месяцы, приезжая в Мураново из Петербурга. Эрнестина писала брату Карлу Пфеффелю о своем новом, «прелестном деревянном доме на кирпичном фундаменте, оборудованном прекрасными печами, украшенном балконами и в самом деле очень комфортабельном».
На своей Мурановской даче вдова поэта работала над подготовкой к изданию первого посмертного собрания сочинений Тютчева, переводила на французский язык биографию мужа, написанную И.С. Аксаковым.
Рядом с флигелем была выстроена небольшая избушка, служившая при нем кухней.
С западной стороны от главного усадебного дома располагался хозяйственный двор, хорошо завуалированный живой изгородью из боярышника и глухим забором. На нем в свое время были хозяйственные постройки: Кучерская, Амбар, Каретный сарай, Гладилка.
С южной стороны от усадебного дома открывается живописный вид на пруд и холмы (через средний шла раньше дорога на Москву).
 
Источник:  сайт музея-усадьбыhttp://www.museum.ru/muranovo/