В. Н. Распопин Литературный памятник титану советской культуры (Иван Ефремов)
Еремина, Ольга, Смирнов, Николай. Иван Ефремов. – М.: Молодая гвардия, 2013. – 682 с. – (Жизнь замечательных людей)
Существуют биографии романизированные и научные, биографии объективные и субъективные, точные, как фотография, и глубокие, как мастерский живописный портрет, а кроме того, честные или, напротив, заидеологизированные до полной неузнаваемости героя. Старейшая книжная серия ЖЗЛ за столетие существования скопила в своей огромной библиотеке все названные и неназванные, мыслимые и немыслимые их образчики. В прошлом году она пополнила свою «золотую» полку – ту, на которой стоят капитальные биографии, книгой об Иване Ефремове – великом ученом и крупнейшем писателе-фантасте середины ХХ века. Авторы биографии – историк и писательница – работали над ней много лет, тщательно собирая, осмысливая и обрабатывая материалы, здесь впервые вводимые в культурный оборот. Чтение этой книги – тоже труд, и немалый. Но это радостный труд, от которого не хочется отрываться.
В сети, к сожалению, уже появилось немало негативных откликов на книгу, прежде всего, полагаю, от тех, кто не сумел ее прочитать, поскольку быстро соскучился. А соскучились эти горе-читатели потому, что не научились трудиться над книгой, воспринимая ее исключительно как развлечение. Но без труда невозможно прочесть не то что книгу о Ефремове, но и книги самого Ефремова, работавшего вроде бы в легком жанре – фантастики и исторических приключений. Разве только половину пропуская… Как раз ту половину, что возвышает Ефремова над всеми его современниками, даже над Стругацкими, даже – страшно сказать – над самим Лемом.
И так на самом деле. Обладая огромным литературным талантом, постоянно развивающимся, хватким интеллектом активно работающего ученого, Ефремов превосходил своих главных литературных (да и в науке дело обстояло так же) соперников масштабом личности и – что для эпохи безвременья особенно важно – устойчивостью душевных и духовных привязанностей, если можно так выразиться, имея в виду его верность коммунистической мечте. Добавлю – верность только мечте, ибо за то, что он думал о реальности, его книгам, не смея их запретить, втихомолку старались не давать ходу, а сразу после смерти писателя явились к его вдове с обыском и начали кампанию по дискредитации имени и книг автора, известного и уважаемого во всем мире.
Ефремов прожил, а лучше сказать – проработал сравнительно недолгую жизнь – 64 года, последнюю четверть отпущенных ему судьбой лет тяжело болея. Он был огромным человеком во всех смыслах – физическом и духовном, и это понимали, разумеется, все – не только друзья, но и враги. Можно представить себе, как последних это понимание бесило. Родившись в семье состоятельного купца в 1908 году под Петербургом, во время братоубийственной гражданской войны, он добавил себе год, подобно тому, как его отец сменил простонародное имя Антип на казавшееся ему более благородным Антон; оказавшись в Крыму, потерял близких и стал сыном красноармейского полка, освоил профессию механика, затем вместе с младшим братишкой сумел добраться до Питера, чтобы найти отца и учиться, учиться и работать – тяжело, часто по ночам, ибо за учение надо платить. В случае Ефремова точнее сказать - расплачиваться. Он и расплачивался за свой вдохновенный творческий труд – здоровьем, которого ведь только в молодости человеку не занимать.
В молодые годы Иван Ефремов освоил множество профессий: моряка, шофера, историка, биолога, палеонтолога, добавив к ним в зрелости профессии писателя и философа. Последняя, называемая в писательском случае «мыслитель», для большого русского литератора обязательна и совершенно естественна, но далеко не у каждого выражена столь ярко и своеобразно, как у Ефремова. А ведь он, повторюсь, работал в считающемся легким жанре, в жанре, который никогда (и сегодня тоже) не интересовал ни филологов, ни толком даже критиков.
Впрочем, о Ефремове даже литературоведы в большинстве своем высказываются уважительно, не посвящая его творчеству, однако, специальных исследований, как зачитанным ими до дыр классикам.
А ведь Иван Ефремов – подлинный классик. И в науке, практической и теоретической (он руководил несколькими крупнейшими геологическими и палеонтологическими экспедициями в СССР и Монголии, совершившими множество открытий, практически создал Палеонтологический музей, мало того – новую науку, тафономию, занимающуюся изучением закономерности процессов захоронения ископаемых остатков организмов. И в литературе (автор десятков рассказов, написанных по большей части во второй половине 40-х – начале 50-х годов и десятков же высказанных в них научных идей, большая часть из которых уже подтверждена на практике, а те, что еще не подтвердились, без сомнения, будут подтверждены; создатель изумительной по вдохновению научной утопии и не менее изумительной по бесстрашию социальной антиутопии, а также ряда приключенческих романов, насыщенных философской, этической, эстетической серьезнейшей проблематикой, в немалой степени перекликающейся с учением Рерихов, а в чем-то и предвосхищающей его, если учесть, что ко многим выводам Ефремов приходил самостоятельно, не имея возможности познакомиться с опубликованными на Востоке трудами русских религиозных мыслителей).
Обо всем этом, а также о личной жизни писателя и ученого, о великой его творческой и человеческой любви к Женщине и великой любви женщины к нему, о той, кто была Таис и о той, кто стала Таис, очень подробно, можно сказать, дотошно, с цитированием романов Ефремова и его до сих пор неопубликованной переписки, с цитированием томов Живой Этики и соответствующих параллелей из ефремовских романов «Туманность Андромеды», «Час быка» и «Таис Афинская», повествует эта книга – самый настоящий памятник гениальному писателю и ученому, чья личность, смело утверждаю это, адекватна личностям титанов Возрождения, и его прекрасной спутнице, Таисии Иосифовне Ефремовой, замечательному человеку, чья жизнь продолжается служением памяти мужа, его литературному и научному наследию. В частности, и этой книгой, в создании которой, можно думать, она принимала самое живое участие.
Не имея никаких серьезных читательских претензий к авторам и издателям капитальной биографии Ивана Антоновича Ефремова, будучи давним и верным почитателем его творчества, выраставшим на нелегко, а порой и с боем достававшихся в 70-е годы даже для торопливого знакомства книгах, ныне, слава Богу, опубликованных без купюр и доступных в любое время – как в магазинах, так и в библиотеках, в бумажных и электронных версиях, хочу, завершая свой отклик, сердечно поблагодарить всех, кто причастен к этому огромному и полезному для российской культуре труду. И всемерно рекомендовать его молодым людям, не боящимся радостного труда чтения.