Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Е.О.Шацкий (Москва)

    Повести Л.А. Чарской как источник формирования личности

    Ключевые слова: детская литература, система ценностей, тендерные ориентиры, проблемы женской эмансипации, самореализация личности, эмоциональное сопереживание.

    Насколько тема предлагаемой статьи отвечает рубрике, под которой она публикуется? Если судить по оценке автора, Л. Чарская снова вошла в ряд писателей, читаемых нашими детьми, особенно девочками. Правда, кажется, прежде всего тех детей, чьи бабушки и прабабушки обнаруживали ее книжки в домашних библиотеках. Но, так или иначе, в последние годы Чарская переиздается и читается. При всем том, что ее книги, ее герои, вернее, героини, сама писательница неразрывно связаны с ее временем, несут на себе печать этого времени. Нам кажется, что в наши дни интерес к Чарской во многом инициирован как бы извне. Он восходит к женскому взгляду на мир, утверждению не просто равноправного женского мировоззрения, но к приоритетности женского начала в так называемой женской литературе, в творчестве Л. Улицкой, Т. Толстой и многих-многих других. И пусть наши юные читательницы не знакомы с книгами Улицкой и Толстой, но они живут сегодня в мире, предсказанном Чарской в начале XX века. Поэтому ее мужественные героини (да простится мне этот невольный оксюморон!) сегодня созвучны настроениям наших школьниц. Поэтому книги ее расходятся большими тиражами.

    Л.И. Чарская (1878-1937) - автор более 80 книг -- один из самых популярных писателей, работавших для детей в России начала XX века. Эмоциональная окрашенность доверительного повествования, жизненный смысл содержания и одновременно занимательность сюжета предопределяли доступность произведений Л.А. Чарской, интерес к ним детей разных возрастов. В последние двадцать лет многие из книг Л.А. Чарской были переизданы. Сегодня они — одно из нравственно и эстетически значимых звеньев детского чтения.

    Уже в начале XX века особенно популярна писательница была среди читателей-девочек. Педагог З.И. Масловская еще в 1911 году писала: «Не было писательницы, к которой девочки относились бы с такой любовью». «В восьми женских гимназиях (I, II, III, IV кл.) в сочинении, заданном учительницей на тему — «любимая книга», девочки почти единогласно указали на произведения Чарской»1.

    Современный исследователь творчества Л.А. Чарской кандидат филологических наук Н.С.Агафонова отмечает, что оглушительный успех Л.А. Чарской был бы невозможен, если бы она не предложила девочкам новых тендерных ориентиров, связанных с современной жизнью2. Вопрос об изменениях понятия женственности сложен и различен в разные периоды истории.  В переломные годы в обществе с особой остротой встают проблемы материнства, семьи, назначения женщины.

    Ведущий сотрудник Института этнологии и антропологии РАН проф. Н.Л. Пушкарева доказывает: в современном российском обществе остаются актуальными вопросы признания женского взгляда на мир и проблема самореализации женской личности. Если формальное равноправие давно получено, то на практике статусные места в обществе занимают мужчины. Мужские ценности: карьера, политика, дипломатия — в мире превалируют, женские ценности: домохозяйство, воспитание детей, эмоциональная сфера жизни — считаются менее серьезными3. Проблемы назначения женщины, очевидно, значимы уже и в ранние возрастные ступени. В условиях совместного обучения, именно в школьные годы, закладываются основы тендерных отношений, стереотипов, установок, формируется система ценностей и будущих мужчин, и женщин.

    В России начала XX века «женский вопрос» вызывал особенный интерес общества. Идеалы женственности, в сравнении с XIX веком, трансформировались. Если в XIX веке женщина должна была быть нежной, красивой, ласковой и, главное, зависимой, то в XX веке идеал женственности основывали не на слабости и наивности, а на духовной силе — развитом разуме и чувстве, тонко и изящно переплетающихся с женской нежностью. В женском самосознании появились новые черты — образованность и энергичность, участие в общественной жизни4.

    Бесспорно, что те же черты немаловажно воспитывать в девочке и в современной жизни. В современных экономических условиях женщина, как правило, вынуждена работать наряду с мужем. Женщина принимает активное участие в социальной и общественно-политической жизни. К будущей жизни детей готовят и семья, и школа, где женщина отнюдь не наблюдатель, а активный участник целостного педагогического процесса.

    Об образовании как обязательном условии самореализации личности девочки Л.А. Чарская писала во многих повестях. Талантливая арфистка в повести «Джаваховское гнездо» откладывает арфу, говоря: «Я вернусь к ней не раньше, как кончу учиться у тети Люды, выдержу экзамен в гимназии, поступлю в музыкальную школу — в консерваторию. И вот тогда, тогда, подготовленная знанием к жизни, я отдамся карьере артистки. Но не раньше, не раньше»5. Талантливую девочку-актрису в повести «Тайна старого леса» ее мать наставляет: «Девочка должна прежде всего учиться, закончить свое образование. Ведь и актрисе нужны знания!.. Те, у которых их нет, — это жалкие, ничтожные существа, которые могут пользоваться только искусственным, временным, мишурным успехом...»6. Л.А. Чарская убеждает своими произведениями, что знание готовит к жизни, задает основу для развития личности, без которого невозможно добиться успеха ни в какой области человеческой деятельности.

    Л.А. Чарская использовала особый художественный прием, чтобы показать, что женщина не обязательно должна быть зависимой от мужчины — прием перемены традиционных мужских и женских ролей. Писательница рисует образы физически слабых, нервных, боязливых мальчиков рядом с сильными, спокойными, смелыми девочками. Девочки часто исполняют традиционную мужскую роль в сюжетах повестей Л.А. Чар-ской. В повестях «Люда Влассовская» и «Княжна Джаваха» героиня заступается за героя. В повести «Смелая жизнь» — спасает ему жизнь, а в «Сибирочке» — спасает из заточения. В повести «Тайна старого леса» сильная духом девочка вступает в физический «поединок» со злодеем и одерживает верх. Подобная ситуация есть и в повести «Сибирочка». Автор убежденно и «заразительно» передает реальное усиление значимости женщины в обществе. Показывает, что женщине по силе активная роль в самых различных социальных ситуациях.

    Интересны жизненные ситуации: «сильная девочка» — «слабый мальчик». «Сильная девочка» изображается способной сохранять спокойствие, силу духа в стрессовых ситуациях, принимать решения. Антагонистом выступает нервничающий, возбужденный представитель противоположного пола. Возьмем для примера повесть «Тайна старого леса»: при скандале в семье мальчик «трясся, как в лихорадке», издал «истерический вопль», «а Ксаня была спокойна». Во время ссоры другой мальчик издал «крик ярости», а «она спокойна. О, она спокойна!». В повести «Смелая жизнь» можно сравнить описание женоподобного мальчика: «лицо его <...> носило теперь печать необычайного раздражения» — с описанием главной героини в мужском костюме: «спокойный, с серьезным сосредоточенным взором». Следовательно, эмоциональность не всегда отличает героинь Л.А. Чарской. Писатель показывала, что женщины могут оказаться и более уравновешенными, чем иные мужчины. Следовательно, женщины способны к активной социальной роли.

    Было бы ошибкой думать, что Л.А. Чарская считала, что эмоциональность должна быть исключена из традиционных женских черт. Художник раскрывает сложность внутреннего мира человека. Показывает, что нового внесет женская активность в общество. Присущие женщине интуиция, эмоциональность делают ее незаменимой там, где требуется сформировать межличностные отношения. В коллективе женщины больше, чем мужчины, уделяют времени и душевной теплоты созданию хороших отношений и атмосферы взаимопомощи, взаимоподдержки, подлинного взаимопонимания.

    Не случайно эмоциональные переживания занимают в мире героев Л.А. Чарской особое значимое место. Писатель рассматривала эмоции не с традиционной мужской точки зрения, требующей скрывать слезливость, но в интонации особой открытости. В повести «Записки маленькой гимназистки» показано, что слезы необходимы героиням, чтобы освободиться от негативного переживания. Дружелюбно настроенные к маленькой героине взрослые либо дают ей «выплакаться хорошенько», либо даже плачут вместе с ней. Если девочка не плачет из-за обиды, то это оказывается дурным симптомом, показывающим равнодушие, привычку к дурному обращению. В искренних слезах, как их изображает художник, нет ничего постыдного. Это — механизм, заложенный природой для защиты челове-* ческой психики. Он сберегает силы. Это и способ сопереживания чужой душе, действующий на человека и женского и мужского пола. Это — сопереживание. Его нельзя рассматривать как суррогат, как замену реальной помощи. Сочувствие и сопереживание не менее необходимы человеку, чем помощь «физическим делом». Готовя девочек к активной роли в современном мире, повести Л.А. Чарской показывают им сильные стороны подлинной женственности.

    Предлагая чтение произведений Л.А. Чарской, есть основание ориентироваться на девочек. Однако не игнорировать и представителей «сильного» пола. Важно обращать внимание на жизненную активность героинь. Почувствовать это ценно и для мальчиков. Увидеть самостоятельность, самосовершенствование девочек-подростков означает способствовать нравственному сближению, взаимоуважению подростков. В наше время с телеэкранов, со страниц книг-ужастиков на детское сознание обрушивается поток насилия, жестокости, агрессии... Чтение Л.А. Чарской — противостоит этому злу. В нем господствуют добро, сочувствие, эмоциональное сопереживание другим людям — необходимый духовно-нравственный эликсир. Что и составляет силу художественного творчества Л.А. Чарской.

    1Масловская З.И. Наши дети и наши педагоги в произведениях Чарской // Русская школа. — 1911. — № 9. — С. 104.
    2 Агафонова Н.С. Проза А. Вербицкой и Л. Чарской как явление массовой литературы: Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. - Иваново, 2005. - С. 129
    3 Пушкарева Н.Л. У россиянок собственная гордость — особый социальный темперамент // Гудок. — 2002. — 7 марта. — № 41.
    4 Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц: Книга для учителя. — М., 1990. — С. 20.
    5 Чарская Л.А. Джаваховское гнездо. — М., 2006. Чарская Л.А. Княжна Джаваха. — М., 2007. Чарская Л.А. Сибирочка. Записки маленькой гимназистки. — М., 2008. Чарская Л.А. Смелая жизнь. - М, 2007.
    6Чарская Л.А. Тайна старого леса. — М., 2007.

    «Русская словесность» . – 2010 . - № 2 . – С. 77-79.

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование