Шевченко Л.А. Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» (викторина)

 

Людмила Александровна Шевченко
литературовед, преподаватель Центральных подготовительных курсов МГУ им. М. В. Ломоносова

Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Нередко оказывается справедливой ироническая фраза о том, что как только начали изучать литературное произведение, то перестали его читать.
Между тем без знания текста невозможно понять художественное произведение, «вступить в диалог» с его автором. Иногда для того чтобы запомнить все детали, нужно перечитать его не один раз да еще обратиться к литературным комментариям или толковым словарям. Предлагаю вам, дорогие читатели, проверить, хорошо ли вы помните текст повести Н.Лескова «Очарованный странник» (1873).

Повесть — небольшая по объему, но отнюдь не простая для восприятия читателя, она насыщена экзотическими событиями из жизни главного героя Ивана Северьяновича Флягина (мытарства в «татарском» плену, побег с помощью фейерверка, любовь к цыганке Груше и ее убийство и т.п.). И только осмысление всей суммы этих событий, пристальное внимание к изображенным характерам и художественным деталям помогут постичь глубинный смысл повести. Так что давайте проверим, все ли вы запомнили и поняли в рассказанной Лесковым истории.


1. Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Здесь и далее выделите все правильные ответы.
1) Иван Северьянович Флягин;
2) отец Измаил;
3) Илья Муромец;
4) Голован;
5) Петр Сердюков.

2. Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?
1) лекарь;
2) форейтор;
3) крепостной;
4) рясофор (послушник);
5) землепашец;
6) чиновник в адресном столе;
7) кучер;
8) нянька;
9) солдат;
10) офицер;
11) пленник;
12) конокрад;
13) арестант;
14) нищий;
15) актер;
16) конэсер.

3. В каких географических пунктах разворачивается действие повести?
1) Ладожское озеро на пути к Соловкам — северная окраина Российского государства;
2) степи в низовьях Волги, «Рынь-пески» — юго-восточная окраина;
3) Кавказ — южная окраина России;
4) Петербург — центр западного влияния в России;
5) Москва — сердце страны;
6) Персия — экзотическая страна Востока.

4. В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами1.
1) поединок с Савакиреем и уход в степь;
2) наказание, порка и бегство от графа К.;
3) солдатская служба;
4) спасение Флягиным семьи графа К.;
5) служба в «няньках» и бегство с матерью ребенка и ее любовником;
6) жизнь в монастыре;
7) скитания и приход в монастырь;
8) служба при князе, история с Грушенькой;
9) возвращение в Россию.

5. Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев — графа и графини К.?
1) коня;
2) «вольную» (отпускной вид);
3) гармонь.

6. За что герой был наказан графом К. и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?
1) опрокинул коляску с графом и графиней;
2) отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини;
3) за пьянство;
4) за кражу коня у графа.

7. Какое животное не принимает участия в событиях повести?
1) коза;
2) голуби;
3) собака;
4) кони;
5) корова;
6) кошка.

8. С помощью чего главный герой усмирил коня-людоеда?
1) инструкций укротителя-профессионала англичанина Рарея;
2) нагайки и горшка с тестом;
3) стальных наколенников и кнута.

9. За обладание каким животным герой боролся «наперепор» с «азиатом
Савакиреем»?
1) кобылицей Дидоной;
2) караковым жеребенком;
3) белой кобылкой;
4) конем-людоедом.

10. Почему герой попал в степь к «татарам»?
1) из-за кражи коня;
2) взят в плен за убийство Савакирея;
3) чтобы избежать наказания по российским законам за убийство Савакирея.

11. Как удерживали главного героя в степи от побега?
1) держали в яме;
2) надели колодки на ноги;
3) «подщетинили» пятки.

12. Кто произносит восходящую к новозаветному тексту фразу: «...а во Христе нет ни еллин, ни жид...», подчеркивающую несущественность национальных различий для христиан?
1) главный герой;
2) русские миссионеры в «Рынь-песках»;
3) князь;
4) буддистский миссионер.

13. Кого герой называет татарами?
1) людей татарской национальности;
2) всех мусульман;
3) жителей степей, «Рынь-песков».

14. Каков основной критерий оценки человека для главного героя в «Рынь-песках», среди чужого народа?
1) личные качества;
2) национальность;
3) принадлежность к определенному вероисповеданию.

15. По каким признакам главный герой, убежав из плена, узнал, что добрался до русских?
1) услышал русскую речь;
2) так как пили водку и крестились;
3) по военной форме.

16. Как встретили героя на родине после побега из плена?
1) граф К. дал «вольную»;
2) граф К. приказал высечь и отправил на оброк;
3) отец Илья на три года отлучил от причастия.

17. Кто из персонажей повести за угощение водкой ел стеклянные рюмки?
1) главный герой;
2) цыган-конокрад;
3) барин-«магнетизер»;
4) крестьянин Петр Сердюков.

18. О ком думает и говорит главный герой?
«Вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется... это совсем не то, что в лошади, в продажном звере».
«А так, — отвечаю, — и понимаю, что краса, природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть... даже радость!»
1) о цыганке Груше;
2) о своей молодой жене Наташе;
3) о невесте князя.

19. Чей это портрет?
«Дивная была красавица; головка хорошенькая, глазки пригожие... а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках легкие, и она их мечет, как играет...»
1) невесты князя;
2) Наташи — жены главного героя;
3) кобылицы Дидоны;
4) цыганки Груши.

20. Чей это портрет?
«...Точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем...»

1) невесты князя;
2) Наташи — жены главного героя;
3) кобылицы Дидоны;
4) цыганки Груши.

21. Кому принадлежат слова? «Груша любила его, злодея, всею страстной своею любовью цыганскою, каторжной, и ей было то не снесть и не покориться, как Евгенья Семеновна сделала, русская христианка, которая жизнь свою перед ним, как лампаду, истеплила».
1) автору-повествователю;
2) главному герою.

22. О ком говорится?
«...Был он души доброй, но переменчивой. Чего он захочет, то ему сей час во что бы то ни стало вынь да положи — иначе он с ума сойдет, и в те поры ничего он на свете за это не пожалеет, а потом, когда получит, не дорожит счастием».
1) о главном герое;
2) о хане Джангаре;
3) о князе;
4) о Петре Сердюкове.

23. Взаимоотношения каких персонажей наиболее напоминают отношения между князем, Грушей и главным героем?
1) Печорин, Бэла, Максим Максимыч;
2) Онегин, Ольга, Ленский;
3) Обломов, Ольга, Штольц;
4) Гринев, Маша Миронова, Швабрин;
5) Чацкий, Софья, Молчалин.

24. Почему главный герой убил Грушу?
1) из ревности к князю;
2) от обиды за неразделенную любовь;
3) чтоб спасти ее душу от греха убийства невесты князя;
4) чтобы устранить помеху для женитьбы князя.

25. Кто, по мнению главного героя, гнался за ним после убийства Грушеньки?
«...Ужасно какой большой и длинный, и бесстыжий, обнагощенный, а тело все черное и голова малая, как луковочка, а сам, весь обростенький, в волосах, и я догадался, что это...»
1) леший;
2) бес;
3) разбойник-цыган.

26. Кого считал герой своим ангелом-хранителем?
1) Николая Чудотворца;
2) Ивана Предтечу;
3) святого Петра.

27. Грех убийства каких людей лежал на главном герое?
1) цыганки Груши;
2) старого монаха;
3) «азиата Савакирея»;
4) невесты князя;
5) графа К.

28. Кто являлся главному герою в пророческих снах и видениях?
1) мать;
2) Иван Предтеча;
3) старый монах;
4) священник отец Илья.

29. Чем объясняет главный герой свою удачу во время войны на Кавказе (он под непрерывным обстрелом переплыл через реку Койсу с канатом для наведения моста)?
1) личной храбростью;
2) Божьим благословением;
3) своей греховностью, из-за которой его не принимают ни вода, ни земля.

30. Один «совершенный старец» в монастыре научил героя, как победить беса: «У Якова-апостола сказано: "Противустаньте дьяволу, и побежит от вас..."». Каким именно способом, по рассказу героя, ему это удалось?
1) принял обет молчания;
2) бил земные поклоны до изнеможения и изнурял себя постом;
3) удалился от людей в отдельный скит и вел аскетический образ жизни.

31. За что герой, живя в монастыре, был посажен в погреб?
1) за пьянство;
2) за то, что рассыпал свечи в церкви;
3) за пророчество близкой войны и призыв к всеобщему ополчению.

32. Что читал герой, сидя в погребе?
1) газеты;
2) житие Сергия Радонежского;
3) житие Тихона Задонского.

33. Одобряет или порицает герой «попика — прегорчайшего пьяницу», который молится за самоубийц, за тех, «что жизни борения не переносят», и уверен, что Создатель должен будет их простить?
1) одобряет;
2) порицает.

34. Как вы думаете, судьба главного героя повести подтверждает мнение пассажиров корабля, его спутников, что «есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы»?
1) да;
2) нет.

35. Кого характеризует герой в разговоре с ханом Джангаром такими словами: «...слабодушные и немужественные, и сила их самая ничтожная... они без денег ничего не могут»?
1) чувашский народ;
2) «татар» из враждебной Джангару орды;
3) русских дворян.

36. Какие черты Лесков считал свойственными простому русскому
человеку и воплотил в характере главного героя?
1) расчетливость;
2) страстность натуры;
3) чувство чести;
4)тяга к хвастовству;
5) наивная искренность;
6) точное следование церковным порядкам и правилам;
7) патриотизм;
8) способность к самопожертвованию;
9) храбрость;
10) пассивная терпеливость;
11) мужественная выдержка;
12) фатализм — вера в судьбу;
13) «добродушная» жестокость;
14) склонность к пьянству;
15) совестливость, честность;
16) трудолюбие;
17) народная религиозность, которой не свойственно полное осуждение и отвержение грешников;
18) необразованность;
19) бескорыстие.

37. Кому принадлежат слова: «Русский человек со всем справится»?
1) барину-«магнетизеру»;
2) главному герою;
3) чиновнику-поляку, отцу грудной девочки;
4) индийскому миссионеру;
5) хану Джангару.

38. Кого напоминает главный герой? ,
1) былинного богатыря;
2) героя жития;
3) героя фольклорных лирических песен;
4) героя приключенческого романа;
5) героя русской народной сказки.

39. Кто не является персонажем «Очарованного странника»?
1) возлюбленная князя Евгения Яковлевна;
2) цыганка Груша;
3) «магнетизер»;
4) дочь князя Людмила;
5) сын князя Володя;
6) родители Петра Сердюкова.

40. Как строится повествование «Очарованного странника»?
1) последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя;
2) рассказ о событиях от лица главного героя;
3) состоит из основного сюжета (рассказ от лица героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя);
4) сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.

41. Как сам автор в тексте «Очарованного странника» определяет
жанр рассказа о жизни главного героя?
1) повесть;
2) «житейская драмакомедия»;
3) рассказ;
4) житие.

42. Какие слова и выражения не принадлежат главному герою, хотя используются в рассказе от его лица?
1) воспитомка;
2) мой почти полупочтеннейший и премногомалозначащий;
3) лебеди (сторублевые ассигнации);
4) изумруд мой яхонтовый;
5) статуй;
6) выходы (запои);
7) рукомесло.

43. Кто такой игумен?
1) священник, наблюдавший за несколькими приходами;
2) управляющий мужского монастыря;
3) народное наименование приходского священника.

44. На вопрос спутников, какой сан он имеет в монастыре, главный герой отвечал: «...я еще просто в рясофоре». Что значит рясофор?
1) дьякон в монастыре;
2) носящий монашескую одежду без пострижения;
3) священник в монастыре.

45. «...На пестрой кошме сидит тонкий, как жердь, длинный степенный татарин...» На чем сидел хан Джангар?
1) ковер из козьей шерсти;
2) плотная плетенка из камыша;
3) большой кусок войлока из овечьей шерсти.

46. «Лошади были жестокие, не то что нынешние какие-нибудь кавалерийские, что для офицеров берут. Мы этих офицерских кофишёнками звали, потому что на них нет никакого удовольствия ехать...» Кофишёнок (нем.) — придворная должность смотрителя за кофе и чаем. На основе какого тропа создано это ироническое название смирных офицерских лошадей?
1) метонимия;
2) гипербола;
3) метафора;
4) синекдоха.

47. «Что ж это такое, мол, верно, опять продулись по-анамеднишнему?» (от намедни). Что значит слово намедни?
1) сегодня;
2) сегодня утром;
3) вчера;
4) на днях.

48. Действие повести происходит в России XIX в., и в ней упоминаются старинные меры веса, длины, просторечные и устаревшие наименования денежных единиц:
1) «...цыган дает мне всего один серебряный целковый...»;
2) «крепкая татарская нагайка» со свинцовой головкой весом около двух фунтов;
3) «Ах... пропал мой двугривенный...»;
4) «...шел Христовым именем без грошика медного»;
5) лошадиные барышники, чтобы придать товарный вид вислоухому коню, вырезали «кожицы на вершок в затылке».

Выберите из данных ниже определений подходящие и обозначьте их соответствующими цифрами:
1)... — русская мера длины, равная 4,4 см;
2)... — сумма денег или монета в двадцать копеек;
3)... — просторечное «рубль»;
4)... — русская мера веса, равная 409,5 грамма;
5)... — медная монета в полкопейки (ранее в две копейки).

ОТВЕТЫ

1.1); 2); 4); 5). 2.1); 2); 3); 4); 6); 7); 8); 9); 10); 11); 12); 13); 14); 15); 16). 3. 1); 2); 3); 4); 5). 4.1) поединок с Савакиреем и уход в степь (4); 2) наказание, порка и бегство от графа К. (2); 3) солдатская служба (7); 4) спасение Флягиным семьи графа К. (1); 5) служба в «няньках» и бегство с матерью ребенка и ее любовником (3); 6) жизнь в монастыре (9); 7) скитания и приход в монастырь (8); 8) служба при князе, история с Грушенькой (6); 9) возвращение в Россию (5). 5. 3). 6. 2). 7. 3). 8. 2). 9. 2). 10. 3). 11. 3). 12. 2). 13. 2). 14. 3). 15. 2). 16. 2); 3). 17. 3). 18. 1). 19. 3). 20. 4). 21. 2). 22. 3). 23. 1). 24. 3). 25. 2). 26. 2). 27. 1); 2); 3). 28. 3). 29. 3). 30. 2). 31. 3). 32.1); 3). 33.1). 34. 2). 35. 3). 36. 2); 3); 4); 5); 7); 8); 9); 11); 12); 13); 14); 15); 16); 17); 18); 19). 37. 3). 38. 1); 2); 4); 5). 39. 5). 40. 3). 41. 2). 42. 2); 4). 43. 2). 44. 2). 45. 3). 46. 3). 47. 4). 48. 1) вершок — русская мера длины, равная 4,4 см (5); 2) двугривенный — сумма денег или монета в двадцать копеек (3); 3) целковый — просторечное «рубль» (1); 4) фунт — русская мера веса, равная 409,5 грамма (2); 5) грошик — медная монета в полкопейки (ранее в две копейки) (4).

 

«Русский язык и литература для школьников» . – 2012 . - № 6 . – С. 44-52.