Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Людмила Александровна Шевченко
    литературовед, преподаватель Центральных подготовительных курсов МГУ им. М. В. Ломоносова

    Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник»

    Нередко оказывается справедливой ироническая фраза о том, что как только начали изучать литературное произведение, то перестали его читать.
    Между тем без знания текста невозможно понять художественное произведение, «вступить в диалог» с его автором. Иногда для того чтобы запомнить все детали, нужно перечитать его не один раз да еще обратиться к литературным комментариям или толковым словарям. Предлагаю вам, дорогие читатели, проверить, хорошо ли вы помните текст повести Н.Лескова «Очарованный странник» (1873).

    Повесть — небольшая по объему, но отнюдь не простая для восприятия читателя, она насыщена экзотическими событиями из жизни главного героя Ивана Северьяновича Флягина (мытарства в «татарском» плену, побег с помощью фейерверка, любовь к цыганке Груше и ее убийство и т.п.). И только осмысление всей суммы этих событий, пристальное внимание к изображенным характерам и художественным деталям помогут постичь глубинный смысл повести. Так что давайте проверим, все ли вы запомнили и поняли в рассказанной Лесковым истории.


    1. Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Здесь и далее выделите все правильные ответы.
    1) Иван Северьянович Флягин;
    2) отец Измаил;
    3) Илья Муромец;
    4) Голован;
    5) Петр Сердюков.

    2. Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?
    1) лекарь;
    2) форейтор;
    3) крепостной;
    4) рясофор (послушник);
    5) землепашец;
    6) чиновник в адресном столе;
    7) кучер;
    8) нянька;
    9) солдат;
    10) офицер;
    11) пленник;
    12) конокрад;
    13) арестант;
    14) нищий;
    15) актер;
    16) конэсер.

    3. В каких географических пунктах разворачивается действие повести?
    1) Ладожское озеро на пути к Соловкам — северная окраина Российского государства;
    2) степи в низовьях Волги, «Рынь-пески» — юго-восточная окраина;
    3) Кавказ — южная окраина России;
    4) Петербург — центр западного влияния в России;
    5) Москва — сердце страны;
    6) Персия — экзотическая страна Востока.

    4. В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами1.
    1) поединок с Савакиреем и уход в степь;
    2) наказание, порка и бегство от графа К.;
    3) солдатская служба;
    4) спасение Флягиным семьи графа К.;
    5) служба в «няньках» и бегство с матерью ребенка и ее любовником;
    6) жизнь в монастыре;
    7) скитания и приход в монастырь;
    8) служба при князе, история с Грушенькой;
    9) возвращение в Россию.

    5. Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев — графа и графини К.?
    1) коня;
    2) «вольную» (отпускной вид);
    3) гармонь.

    6. За что герой был наказан графом К. и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?
    1) опрокинул коляску с графом и графиней;
    2) отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини;
    3) за пьянство;
    4) за кражу коня у графа.

    7. Какое животное не принимает участия в событиях повести?
    1) коза;
    2) голуби;
    3) собака;
    4) кони;
    5) корова;
    6) кошка.

    8. С помощью чего главный герой усмирил коня-людоеда?
    1) инструкций укротителя-профессионала англичанина Рарея;
    2) нагайки и горшка с тестом;
    3) стальных наколенников и кнута.

    9. За обладание каким животным герой боролся «наперепор» с «азиатом
    Савакиреем»?
    1) кобылицей Дидоной;
    2) караковым жеребенком;
    3) белой кобылкой;
    4) конем-людоедом.

    10. Почему герой попал в степь к «татарам»?
    1) из-за кражи коня;
    2) взят в плен за убийство Савакирея;
    3) чтобы избежать наказания по российским законам за убийство Савакирея.

    11. Как удерживали главного героя в степи от побега?
    1) держали в яме;
    2) надели колодки на ноги;
    3) «подщетинили» пятки.

    12. Кто произносит восходящую к новозаветному тексту фразу: «...а во Христе нет ни еллин, ни жид...», подчеркивающую несущественность национальных различий для христиан?
    1) главный герой;
    2) русские миссионеры в «Рынь-песках»;
    3) князь;
    4) буддистский миссионер.

    13. Кого герой называет татарами?
    1) людей татарской национальности;
    2) всех мусульман;
    3) жителей степей, «Рынь-песков».

    14. Каков основной критерий оценки человека для главного героя в «Рынь-песках», среди чужого народа?
    1) личные качества;
    2) национальность;
    3) принадлежность к определенному вероисповеданию.

    15. По каким признакам главный герой, убежав из плена, узнал, что добрался до русских?
    1) услышал русскую речь;
    2) так как пили водку и крестились;
    3) по военной форме.

    16. Как встретили героя на родине после побега из плена?
    1) граф К. дал «вольную»;
    2) граф К. приказал высечь и отправил на оброк;
    3) отец Илья на три года отлучил от причастия.

    17. Кто из персонажей повести за угощение водкой ел стеклянные рюмки?
    1) главный герой;
    2) цыган-конокрад;
    3) барин-«магнетизер»;
    4) крестьянин Петр Сердюков.

    18. О ком думает и говорит главный герой?
    «Вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется... это совсем не то, что в лошади, в продажном звере».
    «А так, — отвечаю, — и понимаю, что краса, природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть... даже радость!»
    1) о цыганке Груше;
    2) о своей молодой жене Наташе;
    3) о невесте князя.

    19. Чей это портрет?
    «Дивная была красавица; головка хорошенькая, глазки пригожие... а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках легкие, и она их мечет, как играет...»
    1) невесты князя;
    2) Наташи — жены главного героя;
    3) кобылицы Дидоны;
    4) цыганки Груши.

    20. Чей это портрет?
    «...Точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем...»

    1) невесты князя;
    2) Наташи — жены главного героя;
    3) кобылицы Дидоны;
    4) цыганки Груши.

    21. Кому принадлежат слова? «Груша любила его, злодея, всею страстной своею любовью цыганскою, каторжной, и ей было то не снесть и не покориться, как Евгенья Семеновна сделала, русская христианка, которая жизнь свою перед ним, как лампаду, истеплила».
    1) автору-повествователю;
    2) главному герою.

    22. О ком говорится?
    «...Был он души доброй, но переменчивой. Чего он захочет, то ему сей час во что бы то ни стало вынь да положи — иначе он с ума сойдет, и в те поры ничего он на свете за это не пожалеет, а потом, когда получит, не дорожит счастием».
    1) о главном герое;
    2) о хане Джангаре;
    3) о князе;
    4) о Петре Сердюкове.

    23. Взаимоотношения каких персонажей наиболее напоминают отношения между князем, Грушей и главным героем?
    1) Печорин, Бэла, Максим Максимыч;
    2) Онегин, Ольга, Ленский;
    3) Обломов, Ольга, Штольц;
    4) Гринев, Маша Миронова, Швабрин;
    5) Чацкий, Софья, Молчалин.

    24. Почему главный герой убил Грушу?
    1) из ревности к князю;
    2) от обиды за неразделенную любовь;
    3) чтоб спасти ее душу от греха убийства невесты князя;
    4) чтобы устранить помеху для женитьбы князя.

    25. Кто, по мнению главного героя, гнался за ним после убийства Грушеньки?
    «...Ужасно какой большой и длинный, и бесстыжий, обнагощенный, а тело все черное и голова малая, как луковочка, а сам, весь обростенький, в волосах, и я догадался, что это...»
    1) леший;
    2) бес;
    3) разбойник-цыган.

    26. Кого считал герой своим ангелом-хранителем?
    1) Николая Чудотворца;
    2) Ивана Предтечу;
    3) святого Петра.

    27. Грех убийства каких людей лежал на главном герое?
    1) цыганки Груши;
    2) старого монаха;
    3) «азиата Савакирея»;
    4) невесты князя;
    5) графа К.

    28. Кто являлся главному герою в пророческих снах и видениях?
    1) мать;
    2) Иван Предтеча;
    3) старый монах;
    4) священник отец Илья.

    29. Чем объясняет главный герой свою удачу во время войны на Кавказе (он под непрерывным обстрелом переплыл через реку Койсу с канатом для наведения моста)?
    1) личной храбростью;
    2) Божьим благословением;
    3) своей греховностью, из-за которой его не принимают ни вода, ни земля.

    30. Один «совершенный старец» в монастыре научил героя, как победить беса: «У Якова-апостола сказано: "Противустаньте дьяволу, и побежит от вас..."». Каким именно способом, по рассказу героя, ему это удалось?
    1) принял обет молчания;
    2) бил земные поклоны до изнеможения и изнурял себя постом;
    3) удалился от людей в отдельный скит и вел аскетический образ жизни.

    31. За что герой, живя в монастыре, был посажен в погреб?
    1) за пьянство;
    2) за то, что рассыпал свечи в церкви;
    3) за пророчество близкой войны и призыв к всеобщему ополчению.

    32. Что читал герой, сидя в погребе?
    1) газеты;
    2) житие Сергия Радонежского;
    3) житие Тихона Задонского.

    33. Одобряет или порицает герой «попика — прегорчайшего пьяницу», который молится за самоубийц, за тех, «что жизни борения не переносят», и уверен, что Создатель должен будет их простить?
    1) одобряет;
    2) порицает.

    34. Как вы думаете, судьба главного героя повести подтверждает мнение пассажиров корабля, его спутников, что «есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы»?
    1) да;
    2) нет.

    35. Кого характеризует герой в разговоре с ханом Джангаром такими словами: «...слабодушные и немужественные, и сила их самая ничтожная... они без денег ничего не могут»?
    1) чувашский народ;
    2) «татар» из враждебной Джангару орды;
    3) русских дворян.

    36. Какие черты Лесков считал свойственными простому русскому
    человеку и воплотил в характере главного героя?
    1) расчетливость;
    2) страстность натуры;
    3) чувство чести;
    4)тяга к хвастовству;
    5) наивная искренность;
    6) точное следование церковным порядкам и правилам;
    7) патриотизм;
    8) способность к самопожертвованию;
    9) храбрость;
    10) пассивная терпеливость;
    11) мужественная выдержка;
    12) фатализм — вера в судьбу;
    13) «добродушная» жестокость;
    14) склонность к пьянству;
    15) совестливость, честность;
    16) трудолюбие;
    17) народная религиозность, которой не свойственно полное осуждение и отвержение грешников;
    18) необразованность;
    19) бескорыстие.

    37. Кому принадлежат слова: «Русский человек со всем справится»?
    1) барину-«магнетизеру»;
    2) главному герою;
    3) чиновнику-поляку, отцу грудной девочки;
    4) индийскому миссионеру;
    5) хану Джангару.

    38. Кого напоминает главный герой? ,
    1) былинного богатыря;
    2) героя жития;
    3) героя фольклорных лирических песен;
    4) героя приключенческого романа;
    5) героя русской народной сказки.

    39. Кто не является персонажем «Очарованного странника»?
    1) возлюбленная князя Евгения Яковлевна;
    2) цыганка Груша;
    3) «магнетизер»;
    4) дочь князя Людмила;
    5) сын князя Володя;
    6) родители Петра Сердюкова.

    40. Как строится повествование «Очарованного странника»?
    1) последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя;
    2) рассказ о событиях от лица главного героя;
    3) состоит из основного сюжета (рассказ от лица героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя);
    4) сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.

    41. Как сам автор в тексте «Очарованного странника» определяет
    жанр рассказа о жизни главного героя?
    1) повесть;
    2) «житейская драмакомедия»;
    3) рассказ;
    4) житие.

    42. Какие слова и выражения не принадлежат главному герою, хотя используются в рассказе от его лица?
    1) воспитомка;
    2) мой почти полупочтеннейший и премногомалозначащий;
    3) лебеди (сторублевые ассигнации);
    4) изумруд мой яхонтовый;
    5) статуй;
    6) выходы (запои);
    7) рукомесло.

    43. Кто такой игумен?
    1) священник, наблюдавший за несколькими приходами;
    2) управляющий мужского монастыря;
    3) народное наименование приходского священника.

    44. На вопрос спутников, какой сан он имеет в монастыре, главный герой отвечал: «...я еще просто в рясофоре». Что значит рясофор?
    1) дьякон в монастыре;
    2) носящий монашескую одежду без пострижения;
    3) священник в монастыре.

    45. «...На пестрой кошме сидит тонкий, как жердь, длинный степенный татарин...» На чем сидел хан Джангар?
    1) ковер из козьей шерсти;
    2) плотная плетенка из камыша;
    3) большой кусок войлока из овечьей шерсти.

    46. «Лошади были жестокие, не то что нынешние какие-нибудь кавалерийские, что для офицеров берут. Мы этих офицерских кофишёнками звали, потому что на них нет никакого удовольствия ехать...» Кофишёнок (нем.) — придворная должность смотрителя за кофе и чаем. На основе какого тропа создано это ироническое название смирных офицерских лошадей?
    1) метонимия;
    2) гипербола;
    3) метафора;
    4) синекдоха.

    47. «Что ж это такое, мол, верно, опять продулись по-анамеднишнему?» (от намедни). Что значит слово намедни?
    1) сегодня;
    2) сегодня утром;
    3) вчера;
    4) на днях.

    48. Действие повести происходит в России XIX в., и в ней упоминаются старинные меры веса, длины, просторечные и устаревшие наименования денежных единиц:
    1) «...цыган дает мне всего один серебряный целковый...»;
    2) «крепкая татарская нагайка» со свинцовой головкой весом около двух фунтов;
    3) «Ах... пропал мой двугривенный...»;
    4) «...шел Христовым именем без грошика медного»;
    5) лошадиные барышники, чтобы придать товарный вид вислоухому коню, вырезали «кожицы на вершок в затылке».

    Выберите из данных ниже определений подходящие и обозначьте их соответствующими цифрами:
    1)... — русская мера длины, равная 4,4 см;
    2)... — сумма денег или монета в двадцать копеек;
    3)... — просторечное «рубль»;
    4)... — русская мера веса, равная 409,5 грамма;
    5)... — медная монета в полкопейки (ранее в две копейки).

    ОТВЕТЫ

    1.1); 2); 4); 5). 2.1); 2); 3); 4); 6); 7); 8); 9); 10); 11); 12); 13); 14); 15); 16). 3. 1); 2); 3); 4); 5). 4.1) поединок с Савакиреем и уход в степь (4); 2) наказание, порка и бегство от графа К. (2); 3) солдатская служба (7); 4) спасение Флягиным семьи графа К. (1); 5) служба в «няньках» и бегство с матерью ребенка и ее любовником (3); 6) жизнь в монастыре (9); 7) скитания и приход в монастырь (8); 8) служба при князе, история с Грушенькой (6); 9) возвращение в Россию (5). 5. 3). 6. 2). 7. 3). 8. 2). 9. 2). 10. 3). 11. 3). 12. 2). 13. 2). 14. 3). 15. 2). 16. 2); 3). 17. 3). 18. 1). 19. 3). 20. 4). 21. 2). 22. 3). 23. 1). 24. 3). 25. 2). 26. 2). 27. 1); 2); 3). 28. 3). 29. 3). 30. 2). 31. 3). 32.1); 3). 33.1). 34. 2). 35. 3). 36. 2); 3); 4); 5); 7); 8); 9); 11); 12); 13); 14); 15); 16); 17); 18); 19). 37. 3). 38. 1); 2); 4); 5). 39. 5). 40. 3). 41. 2). 42. 2); 4). 43. 2). 44. 2). 45. 3). 46. 3). 47. 4). 48. 1) вершок — русская мера длины, равная 4,4 см (5); 2) двугривенный — сумма денег или монета в двадцать копеек (3); 3) целковый — просторечное «рубль» (1); 4) фунт — русская мера веса, равная 409,5 грамма (2); 5) грошик — медная монета в полкопейки (ранее в две копейки) (4).

     

    «Русский язык и литература для школьников» . – 2012 . - № 6 . – С. 44-52.

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование