Малые города России. Валдай. Малые города России

 

Имя город получил от озера, на берегу которого он уютно расположился. В переводе с финноугорских языков его название означает «светлый, белый», а также «область, округ, владение, волость». Но, посетив город в разные сезоны, хочется принять первое толкование названия. Даже в осенние пасмурные и ветреные дни он светел и притягателен.

Город изобилует перепадами высот. Недаром в гербе города «на левой стороне щита, в серебряном поле, — гора зеленая, показывающая гористое местоположение окруженных мест».

Первое упоминание о селении найдено в «Писцовой книге Деревенской пятины Новгородской земли» от 1481 г. По преданию, здесь, на Валдае, разбился новгородский вечевой колокол, у которого был вырван язык-било, а сам он был отправлен в ссылку, в Сибирь, великим князем Иваном III. Разлетелись осколки, превратившиеся в валдайские колокольчики и бубенцы под дугами русских троек.

До 1654 г. Валдай — дворцовое село, которое вскоре было переименовано в Богородицкое и отдано Иверскому монастырю, владевшему им до 1764 г. С 1770 г. это уездный город Новгородской губернии. В 1781 г. герб города был высочайше утвержден, город получил регулярный план, по которому шла его застройка.

Первый толчок к развитию селение получило в XVII в., когда посетивший эти места митрополит Новгородский Никон облюбовал здесь место для строительства монастыря, воздвигнутого затем на острове Рябиновом. Став Патриархом всея Руси, Никон обращал на Иверский монастырь особое внимание. Его тонкое умение выбирать места, щедро одаренные природой, с особой аурой, отмечалось многими современниками. Борясь за приоритет духовной власти над светской, Никон стремился создать в своих монастырских и церковных постройках величественные и оригинальные сооружения, превосходящие царские. Опыт монашеского пребывания на Соловках позволил патриарху, неоднократно проезжавшему из Новгорода в Москву по повелению царя Алексея Михайловича, отметить острова на Валдайском озере для будущего монастырского строительства. Своей суровой красотой оно напоминало Соловецкое Беломорье. Никон рассказал о своем желании царю и получил одобрение.

Валдайский Иверский монастырь

Вскоре патриарх послал на Валдай группу строителей для поиска места под строительство монастыря. Их выбор пал на средний остров небольшого размера - «не зело велик, но зело красен и рыбными ловлями окружен». Без промедления, тотчас же, начали вырубать на острове лес, ставить временные деревянные постройки. К осени 1653 г. были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборная церковь была освящена в честь чудотворной иконы Иверской Божьей Матери.

В Иверском монастыре Никон задумал каменный собор «с папертями на подклетах», как в Соловецком монастыре. Монастырские власти «радели» — наладили на месте производство кирпича, заготовку извести и обучение ремеслу набранных для строительства «работных людей». Из Торжка приехал кузнец Васька Головня «для церковного, связного и всякого кузнечного дела». Зимой по льду Валдайского озера на санях местные крестьяне, приписанные к монастырским владениям, возили камень и дубовые сваи. Весной пришли кирпичники и обжигальщики, а вместе с ними приехали «подмастерья каменных дел» Калязинского Троице-Макарьевского монастыря и Аверкий Мокеев. С той поры, как весеннее солнце пригревало и до заморозков, возводили под руководством Мокеева Успенский собор, трапезную, патриарший корпус и колокольню. Одаренный природой не только умением строить, но и даром зодчества, Мокеев создал в своих сооружениях образы большой силы, отвечающие представлениям о Русском государстве, его величии и силе.

Центром монастырского ансамбля был Успенский собор. Он стоял на возвышенном месте, словно высеченный из огромной монолитной глыбы. Маленькие башенки подчеркивали его высоту и величие форм. Можно до бесконечности любоваться сооружениями монастыря.

Древняя живопись собора, как и всех монастырских храмов, практически не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII—XIX вв. Во время пожара «великого и непомерного» (1704 г.), исходная живопись, выполненная монастырским живописцем, сильно пострадала, но вскоре была восстановлена. В советское время был утрачен изразцовый декор.

В 1919 г. монастырь был преобразован в трудовую артель. Множество оскорбительных действий было произведено по отношению к монастырю и монахам. «Реквизировали» все, что находилось в монастырской ризнице, были осквернены публичным вскрытием и «освидетельствованием» мощи св. Иакова Боворичского. Позже они были утрачены, скорее всего, сокрыты монахами. В 1922 г. в монастырь явился отряд милиционеров и арестовал настоятеля. Вскоре он был отпущен и доживал дни в г. Валдае.

В 1927 г. Иверскую трудовую артель закрыли. Монастырские помещения использовали под разные нужды: вначале здесь располагался музей, потом - мастерские. В военное время - госпиталь, после войны — дом инвалидов — участников войны, местная школа для детей, а с 70-х гг. - база отдыха одного из Новгородских заводов.

В 1991 г. монастырь был передан Новгородской епархии. Ходатайством и большими усилиями Владыки Льва и при поддержке главы администрации г. Валдая А. С. Бойцова началось восстановление монастырской жизни. В 1991 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II и отслужил молебен.

Во второй половине XVIII в. Валдай поднялся как торгово-ремесленный центр. Планировка городских улиц и площадей была тщательно продумана. Бухта-залив Валдайского озера углубляется в берег там, где наиболее возвышен рельеф. На этой естественной оси, образованной бухтой и возвышенностью, у ее пересечения с трассой Москва — Петербург в проекте была намечена обращенная к озеру административная площадь с церковью посередине. Рядом, на берегу озера, на месте древнего торга, была запланирована торговая площадь, связанная в перпендикулярном направлении с основной магистралью, в диагональном — с административной площадью.

Однако рельеф обрамления озера — озерные плоские террасы и склон горы - внес коррективы в первоначальную планировку. Торговая площадь была уменьшена и, в основном, вытянулась вдоль берега, а по оси бухты, на наиболее высокой и живописной части города, сформировалось ядро центра с развитием площади в глубину и с включением в ансамбль парка на склоне горы важнейших сооружений.

Ротонда при въезде в город

В конце XVIII в. на самой высокой точке был возведен Путевой дворец, а на бровке высокой террасы была поставлена церковь-ротонда, талантливого русского архитектора Н.А. Львова, величественная и изысканная. Она стала доминантой архитектурного ансамбля. Первая, как приветливая хозяйка-красавица, встречает она путешествующих из Москвы в Петербург. На той же архитектурно-планировочной оси, на узкой озерной террасе, было построено квадратное здание часовни с обращенными к озеру и ротонде портиками. Таким образом, пространственная ось, созданная природой-ладшафтом была закреплена системой архитектурных сооружений. Она взаимодействовала с построенным в XVII в. на острове Рябиновом ансамблем Иверского монастыря, который с высокой площадки ротонды и Путевого дворца воспринимался как центр панорамы, где рукотворные сооружения украшали естественный ландшафт. При взгляде на берег со стороны Иверского монастыря, в городском ландшафте выделялись бухта и холм, мастерски выделенные архитекторами Средневековья. Дорога в те времена не была прямой, она следовала древней трассе, легко обходившей холм на уровне средней озерной террасы, откуда были видны ротонда с Путевым дворцом на заднем плане, часовня и панорама бухты с монастырем. От главной «столичной» трассы ответвлялась дорога и приводила к торговой площади.

Петр I посетил Валдай, побывал на службе в Иверском монастыре, затем катался на лодке и стрелял дичь. При расформировании стрелецких полков царь направил некоторые из них вместе с семьями жить на Валдай. Память о них сохранена в названии улицы — Стрелецкая.

Екатерининское время внесло множество изменений в облик города, было построено пять домов для присутственных мест, вокруг площади, поименованной в честь Екатерины II, возвели несколько церковных зданий.

В 1773 г. Валдай сильно пострадал от пожара. Сгорело множество старинных деревянных зданий и часть новых построек.

Расположение города на важнейшей трассе Москва-Петербург способствовало его торгово-ремесленному развитию. В конце XVIII - начале XIX в. развиваются: ямская гоньба, извоз, содержание постоялых дворов. Особое место заняли кузнечное и литейное дело, в том числе изготовление знаменитых валдайских колокольчиков, начатое в конце XVIII в. На колокольнолитейном заводе братьев Усачевых наряду с крупными церковными колоколами, которые поставлялись во многие города России, выпускали ямщицкие колокольчики, которые отвлекали на тряской дороге от навалившегося сна.

«Вот мчится тройка почтовая
По Волге-матушке зимой.
И колокольчик — дар Валдая —
Гремит уныло под дугой...»

Так пелось в русской песне, сопровождающейся частым перебором копыт лихих троек, мчавшихся по дорогам России.

Прославился город художественной строчкой на одежде и выпечкой вкусных кренделей. Копченая и свежая рыба была частым гостем на столах постоялых дворов и в трактирах. В советское время в городе были построены небольшие заводы - «Юпитер», механический, металлоизделий и другие.

Ныне Валдай — популярный центр туризма. В городе построена гостиница «Валдайские зори», несколько баз отдыха в городе и его окрестностях.

В 1990 г. в окрестностях Валдая создан Валдайский национальный парк для охраны озерно-лесного природного комплекса Валдайской возвышенности.

Прогуливаясь по уютным улицам города, можно посетить музей уездного города или подняться к Путевому дворцу, в котором расположен краеведческий музей. Со смотровой площадки современной трассы, обходящей город по предместьям, интересно взглянуть на озеро и монастырь, полюбоваться четкой сеткой улиц.

Город Валдай невелик, но притягателен. В нем родились знаменитый ученый и путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай, «человек с Луны», как его называли в Новой Гвинее, и известный востоковед Ю. Н. Рерих. Сюда любили приезжать художники, композиторы, поэты и писатели: И. И. Левитан, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, Н. С. Гумилев, В. С. Соловьев, Ф. А. Абрамов. Вдохновляющие пейзажи, неспешность бытия, ритмика природы и ее собственная жизнь привлекли в эти края следопыта, натуралиста, писателя В. В. Бианки.

В центре города пока нет современной застройки, но кое-где на его окраинах появились солидные коттеджи. В советское время современная застройка велась вне исторической части города. Город, на счастье, разрастался не сильно, население его медленно увеличивалось и к 90-м гг. XX в. достигло 20 тыс. человек.

На окраине города расположена железнодорожная станция, на линии Бологое-Псков. От нее протянута железнодорожная ветка до поселка городского типа Клинцы, некогда примечательного города.

Не только туристы, но и православные паломники стремятся сюда. Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, возвращенный в 90-е гг. XX в., – центр их устремлений.

 

Олег Анатольевич Борсук,
кандидат географических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова,
заместитель главного редактора журнала «Живописная Россия»