Щербаненко О.Н. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА (на примере города Новосибирска)
Ведущие направления в развитии образования, определенные Концепцией модернизации российского образовани могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей, педагогов, воспитателей образовательных учреждений различных типов и видов.
В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта.
В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы и к организации методической работы на всех уровнях.
Методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.
В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта.
В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы и к организации методической работы на всех уровнях.
Методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.
В системе непрерывного образования педагогов, руководителей образовательных учреждений значительное место занимают муниципальные методические службы, численность которых в России к началу 2006 г. – около 2500. Особенности в развитии системы образования как в Российской Федерации в целом, так и в регионах привели в последнее десятилетие к появлению различных моделей методических служб.
В содержании работы методических служб, наряду с выполнением традиционных видов работы (образовательной, методической, консультативной, организаторской и др.), все большее место стала занимать информационная, диагностическая, аналитическая, организационно- и учебно-методическая, экспериментальная, прогностическая, научно-исследовательская, инновационно-внедренческая, экспертная, издательская деятельность.
В последние годы в образовательных учреждениях приоритетной становится инновационная деятельность, развивается опытно-экспериментальная работа, связанная с широкомасштабным экспериментом по различным направлениям модернизации образования.
Муниципальные методические службы принимают участие в проведении и анализе результатов мониторинга эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования, в анализе результатов участия выпускников школ района, города.
В крупных городах Российской Федерации в результате преобразования районных, городских методических кабинетов получили развитие научно-методические центры (городские центры развития образования). Наряду с традиционной работой, которой занимается любой методический кабинет, научно-методические центры обеспечивают научно-методическое сопровождение педагогических инноваций. Научно-методические центры Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Курска, Красноярска, Новосибирска, Иркутска, Перми и др. участвуют в анализе состояния, прогнозировании и планировании развития образования в районе, городе, округе; оказывают научно-методическую помощь педагогам, руководителям образовательных учреждений в проведении опытно-экспериментальной работы, в экспертной оценке авторских материалов; принимают участие в разработке районных (городских) целевых программ «Одаренные дети», «Специальное образование», «Коррекционно-развивающее образование», «Инфраструктура образовательной системы», «Информатизация образования» и др.; организуют методическую работу с педагогами, руководителями инновационных образовательных учреждений; участвуют в разработке проектов, программ развития образовательных учреждений на основе сотрудничества с научными консультантами, вузами; работают с экспериментальными площадками района (города); проводят экспертизу проектов (программ, концепций) развития образовательных учреждений, авторских программ, методических разработок учителей, образовательных инноваций.
Для организации этой работы научно-методические центры устанавливают тесные связи с вузами, научными учреждениями. В Новосибирске совместным решением управления образования мэрии и Новосибирского государственного педагогического университета на базе Городского центра развития образования создан «Институт управления развитием образования».
Мэрией Новосибирска, городским управлением образования предпринят ряд последовательных организационных мер, призванных не только сохранить, но и дать возможность развития муниципальной методической службы в условиях вступления в силу с 01.01.2005 года новой редакции Закона РФ «Об образовании».
Для организации этой работы научно-методические центры устанавливают тесные связи с вузами, научными учреждениями. В Новосибирске совместным решением управления образования мэрии и Новосибирского государственного педагогического университета на базе Городского центра развития образования создан «Институт управления развитием образования».
Мэрией Новосибирска, городским управлением образования предпринят ряд последовательных организационных мер, призванных не только сохранить, но и дать возможность развития муниципальной методической службы в условиях вступления в силу с 01.01.2005 года новой редакции Закона РФ «Об образовании».
В структуре ГЦРО созданы 6 научно-практических лабораторий: «Организационно-методической деятельности», «Педагогическое проектирование», «Прогнозирование развития образования», «Развитие информационных технологий», «Современные игровые технологии в образовании», «Развитие редакционно-издательской деятельности в образовании» и модульная лаборатория «Информационная поддержка инновационных процессов в образовании». С января 2005 года в структуре ГЦРО функционируют филиалы (во всех 10 районах Новосибирска).
В каждой лаборатории, в каждом районном филиале определены цели, задачи, направления деятельности, имеется перспективный и календарный план работы.
Профессиональную аудиторию (целевые категории) лабораторий составляют руководители учреждений образования (школ, гимназий, лицеев, дошкольных образовательных учреждений), заместители директоров по научно-методической и учебно-воспитательной работе, заведующие и методисты районных методических служб, учителя всех специальностей, педагоги общего, дошкольного и дополнительного образования.
В кадровом составе ГЦРО 10 научных консультантов (из них 1 доктор педагогических наук, 1 доктор психологических наук, 4 кандидата педагогических наук, 2 кандидата биологических наук, 1 кандидат социологических наук, 1 кандидат физико-математических наук). Ведущими направлениями деятельности ГЦРО являются:
? научно-методическая деятельность;
? научно-исследовательская деятельность;
? информационно-аналитическая деятельность;
? образовательная деятельность;
? консультационная деятельность;
? редакционно-издательская деятельность.
Постановлением мэра Новосибирска (№ 1489 от 31.12.2004г.) районные методические центры, кабинеты были преобразованы в филиалы Городского Центра развития образования. Штатное расписание районных методических служб было не только не уменьшено, но и по целому ряду районов существенно увеличено. За филиалами Городского Центра развития образования были закреплены занимаемые помещения и оборудование.
В каждой лаборатории, в каждом районном филиале определены цели, задачи, направления деятельности, имеется перспективный и календарный план работы.
Профессиональную аудиторию (целевые категории) лабораторий составляют руководители учреждений образования (школ, гимназий, лицеев, дошкольных образовательных учреждений), заместители директоров по научно-методической и учебно-воспитательной работе, заведующие и методисты районных методических служб, учителя всех специальностей, педагоги общего, дошкольного и дополнительного образования.
В кадровом составе ГЦРО 10 научных консультантов (из них 1 доктор педагогических наук, 1 доктор психологических наук, 4 кандидата педагогических наук, 2 кандидата биологических наук, 1 кандидат социологических наук, 1 кандидат физико-математических наук). Ведущими направлениями деятельности ГЦРО являются:
? научно-методическая деятельность;
? научно-исследовательская деятельность;
? информационно-аналитическая деятельность;
? образовательная деятельность;
? консультационная деятельность;
? редакционно-издательская деятельность.
Постановлением мэра Новосибирска (№ 1489 от 31.12.2004г.) районные методические центры, кабинеты были преобразованы в филиалы Городского Центра развития образования. Штатное расписание районных методических служб было не только не уменьшено, но и по целому ряду районов существенно увеличено. За филиалами Городского Центра развития образования были закреплены занимаемые помещения и оборудование.
Приказом управления образования мэрии (№ 14 от 20.01.2005г.) был определен перечень организационных мер по открытию филиалов и утверждено «Положение о территориальном (районом) филиале Городского Центра развития образования, где определены цели, задачи, основные направления деятельности, принципы и условия функционирования, структура и штатное расписание.
Определен функционал основных и привлеченных сотрудников филиала, закреплены ответственные по следующим направлениям:
1. Методист по дошкольному образованию.
2. Методист по начальному образованию.
3. Методист по библиотечному фонду.
4. Методист по специальному образованию.
5. Методист по информационным технологиям и мониторингу.
6. Методист по психолого-социально-педагогической работе.
7. Методист по воспитательной работе, организация интеллектуальных игр.
8. Методист по инновационной деятельности, олимпиадному движению, городским конкурсам, УчСибу.
9. Методисты по образовательным областям.
10. Методист по аттестации педагогических кадров.
11. Ответственный за планирование деятельности филиала ГЦРО.
12. Ответственный за организацию профильного обучения.
13. Ответственный за работу с научными консультантами в учреждениях образования района.
14. Ответственный за развитие редакционно-издательской деятельности в учреждениях образования района.
15. Координатор курсовой подготовки (НИПКиПРО, ФПКиППРО, ГЦРО).
Ведущими направлениями деятельности филиала ГЦРО являются:
• Аналитическая деятельность:
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
- создание базы данных педагогических работников образовательных учреждений района (города);
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;
- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
- сбор и отработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений района (города);
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
• Информационная деятельность:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
- ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
- информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
• Организационно-методическая деятельность:
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки и аттестации, в межаттестационной и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация работы районных, городских методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
- участие в разработке содержания регионального компонента, компонента образовательного учреждения образовательных стандартов, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений;
- участие в разработке программ развития образовательных учреждений;
- организация методического сопровождения профильного обучения в образовательных учреждениях;
- методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
- обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
- определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений;
- подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников образовательных учреждений;
- организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;
- взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования;
• Консультационная деятельность:
- организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
- организация консультативной работы для педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.
Определен функционал основных и привлеченных сотрудников филиала, закреплены ответственные по следующим направлениям:
1. Методист по дошкольному образованию.
2. Методист по начальному образованию.
3. Методист по библиотечному фонду.
4. Методист по специальному образованию.
5. Методист по информационным технологиям и мониторингу.
6. Методист по психолого-социально-педагогической работе.
7. Методист по воспитательной работе, организация интеллектуальных игр.
8. Методист по инновационной деятельности, олимпиадному движению, городским конкурсам, УчСибу.
9. Методисты по образовательным областям.
10. Методист по аттестации педагогических кадров.
11. Ответственный за планирование деятельности филиала ГЦРО.
12. Ответственный за организацию профильного обучения.
13. Ответственный за работу с научными консультантами в учреждениях образования района.
14. Ответственный за развитие редакционно-издательской деятельности в учреждениях образования района.
15. Координатор курсовой подготовки (НИПКиПРО, ФПКиППРО, ГЦРО).
Ведущими направлениями деятельности филиала ГЦРО являются:
• Аналитическая деятельность:
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
- создание базы данных педагогических работников образовательных учреждений района (города);
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;
- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
- сбор и отработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений района (города);
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
• Информационная деятельность:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
- ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
- информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
• Организационно-методическая деятельность:
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки и аттестации, в межаттестационной и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация работы районных, городских методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
- участие в разработке содержания регионального компонента, компонента образовательного учреждения образовательных стандартов, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений;
- участие в разработке программ развития образовательных учреждений;
- организация методического сопровождения профильного обучения в образовательных учреждениях;
- методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
- обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
- определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений;
- подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников образовательных учреждений;
- организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;
- взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования;
• Консультационная деятельность:
- организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
- организация консультативной работы для педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.
В настоящее время управлением образования мэрии принимаются ежегодные планы мероприятий по реализации «Концепции модернизации муниципальной системы образования», где большое значение отводится проблемам совершенствования методической деятельности по уровням: учреждение образования – район – город.
Проведен мониторинг по всем учреждениям образования города по вопросу содержания консультационной деятельности и научного руководства. Составлена база данных по научным руководителям.
В настоящее время в учреждениях образования города работает 164 представителя педагогической науки, представляющие НГПУ, НИПКиПРО, СибАГС, НГУ, НГМА, ИЭПМСО РАО, НГТУ, ГЦРО, ГЦОиЗ «Магистр» и другие учреждения высшего и дополнительного педагогического образования.
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной – не могут не затрагивать систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем.
Понимание необходимости реформирования системы образования привело на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы. Реализация Концепции модернизации образования влечет за собой принципиальные изменения в деятельности школ: начиная с изменения принципов организации учебного процесса и заканчивая изменениями в мотивации учебной деятельности школьников.
Проведен мониторинг по всем учреждениям образования города по вопросу содержания консультационной деятельности и научного руководства. Составлена база данных по научным руководителям.
В настоящее время в учреждениях образования города работает 164 представителя педагогической науки, представляющие НГПУ, НИПКиПРО, СибАГС, НГУ, НГМА, ИЭПМСО РАО, НГТУ, ГЦРО, ГЦОиЗ «Магистр» и другие учреждения высшего и дополнительного педагогического образования.
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной – не могут не затрагивать систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем.
Понимание необходимости реформирования системы образования привело на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы. Реализация Концепции модернизации образования влечет за собой принципиальные изменения в деятельности школ: начиная с изменения принципов организации учебного процесса и заканчивая изменениями в мотивации учебной деятельности школьников.
Развитие школы невозможно без новых идей, подходов, моделей, педа¬гогических технологий, без совместной работы ученых, педагогов-практиков, родителей, учеников. Создание нового опыта, поиск оптимальных решений осуществляются в ходе экспериментальной и инновационной деятельности.
Развитие экспериментальной и инновационной деятельности является одним из стратегических направлений современной образовательной политики. В настоящее время в муниципальной системе образования Новосибирска работают около 40 экспериментальных площадок (федеральных, областных, городских), целью деятельности которых является апробация эффективных механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, разработку и апробацию нового содержания образования, современных педагогических технологий.
В августе 2005 года Управлением образования мэрии и Городским Центром развития образования был издан первый выпуск информационного сборника «Экспериментальные площадки в системе образования г. Новосибирска». Целью данного издания является распространение в образовательной среде города информации о деятельности образовательных учреж¬дений, имеющих статус федеральной, областной, городской экспери¬ментальной площадки. Представленные в сборнике образовательные учреждения раскрывают содержание эксперимента, результа¬тивность деятельности, делятся опытом работы, результатами мониторинговых исследований и перспективами дальнейшего развития, дают предложения по распространению и внедрению результативной деятельности экспериментальной площадки. В настоящее время вышел выпуск № 2 названного сборника.
Из анализа деятельности экспериментальных площадок следует, что экспериментальная работа в муниципальной системе образования Новосибирска направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников. Достижение положительных результатов практической деятельности возможно на основе современных концептуальных подходов к управлению образования, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, использования новых учебно-методических комплексов, повышения профессионализма и продуктивности деятельно¬сти педагогических кадров, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом существующих психолого-педагогических и социально-экономических аспектов жизнедеятельности детей и подростков.
Одной из ведущих задач экспериментальной и инновационной деятельности является поиск таких способов организации образовательного процесса, которые соответствуют возрастным психофизическим и социальным нормам развития обучающихся, способствуют устранению перегрузок и сохранению здоровья.
Важно подчеркнуть, что успешная реализация целей эксперимента, результативность деятельности экспериментальных площадок во многом зависят от управленческой позиции руководителя образовательного учреждения и качественной подготовки педагогических кадров, способных перестроить свою систему работы в соответствии с задачами эксперимента.
В ряде школ основной идеей эксперимента является внедрение в массовую практику технологии информатизации образовательного процесса. Целью экспериментальной работы таких площадок является выявление эффективных методов и приёмов внедрения информационных технологий в образовательный процесс, различных форм организации учебной деятельности школьников (гимназистов, лицеистов) на всех этапах обучения с использованием электронных учебных материалов в образовательном процессе и внеурочной деятельности.
Одна из основных инноваций последнего времени – это профильное обучение, которое определяется как система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. В ходе эксперимента в образовательных учреждениях нашего города разрабатываются и апробируются наиболее эффективные механизмы сетевой организации профильного обучения; выявляются, теоретически обосновываются и на практике проверяются педагогические основы интеграции культурных практик, как одного из условий предпрофильного и профильного обучения. В течение года продолжал свою работу Координационный совет по профильному обучению. В условиях модернизации российского образования работа методических центров должна соотносится с новыми требованиями к системе образования. В современных условиях социальный спрос на педагогические услуги опережает развитие возможностей городской методической службы, которая должна иметь следующие черты:
- максимально удовлетворять социальному спросу на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;
- полностью отвечать за возможность выбора учителем содержания, форм и методов методической работы, способствующих его профессиональному росту;
- обеспечивать тесное сотрудничество учителя и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
- организовывать рекламу социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений учителей, педагогических коллективов и их руководителей.
Новое содержание образования, новые педагогические и управленческие технологии, развитие педагогического творчества вызвало необходимость приведения методической службы в соответствие с требованиями времени, изменившейся ситуацией в образовании, действующего законодательства, в целях развития системы городского образования, координации научно-методической деятельности, создания единого информационного пространства, оказания адресной помощи педагогам и педагогическим коллективам, повышения результативности и эффективности их работы.
Уже сегодня можно говорить об обновлении содержания образования в старшей школе, где обучение строится на основе профильной дифференциации, с учетом социального заказа. Также учитываются реальные потребности рынка труда, в рамках которого отрабатывается гибкая система профилей и кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В школах Новосибирска накоплен богатый опыт работы по данному направлению: разрабатываются и внедряются новые организационные и образовательные модели, открыты специализированные классы, установлены договорные отношения с ВУЗами города. В 2005-2006 учебном году в образовательных учреждениях города открыто около 130 классов различных профилей: социально-экономический, физико-математический, социально-гуманитарный, информационно¬-технологический и другие. Профильное обучение позволит установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации, более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений к высшему профессиональному образованию.
Образовательная деятельность занимает важное место в работе Городского Центра развития образования, так как ГЦРО является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования взрослых. Эта деятельность представлена, прежде всего, курсами повышения квалификации для руководителей и педагогов учреждений образования по 12 программам дополнительного профессионального образования.
На право осуществления образовательной деятельности по этим программам ГЦРО имеет лицензию Администрации НСО №012451 от 16 декабря 2003 года.
В соответствии с решением комиссии Управления науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий Администрации НСО, кадровое, учебно-методическое, материально-техническое, нормативно-правовое и организационное обеспечение образовательного процесса ГЦРО соответствует требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям в сфере дополнительного профессионального образования Российской Федерации. В ГЦРО налажено делопроизводство по образовательному процессу: имеются журналы регистрации слушателей, занятий и выдачи документов; приказы о зачислении слушателей на курсы; учебные планы для всех категорий слушателей; анкеты слушателей курсов повышения квалификации; расписание учебных занятий; документы установленного образца о повышении квалификации соответствующего уровня (удостоверения при продолжительности обучения 72 часа с очно-заочной формой обучения и справки при продолжительности обучения 9, 18 и 36 часов с очной формой обучения), изданные типографским способом.
Анализ результатов проведённого анкетирования и отзывов слушателей на итоговых круглых столах позволяет констатировать, что курсы повышения квалификации в ГЦРО проводятся организованно, они содержательны, интересны, ориентированы на решение актуальных проблем образования в условиях модернизации; преподавательский состав высококвалифицирован; слушатели курсов получают хорошую теоретическую и практическую подготовку в сфере управления ОУ, педагогического проектирования, компьютерных технологий, что, несомненно, способствует повышению профессионального мастерства руководителей и педагогов ОУ г. Новосибирска. Также образовательная деятельность ГЦРО осуществляется через проведение обучающих семинаров в соответствии с профилями лабораторий.
Развитие экспериментальной и инновационной деятельности является одним из стратегических направлений современной образовательной политики. В настоящее время в муниципальной системе образования Новосибирска работают около 40 экспериментальных площадок (федеральных, областных, городских), целью деятельности которых является апробация эффективных механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, разработку и апробацию нового содержания образования, современных педагогических технологий.
В августе 2005 года Управлением образования мэрии и Городским Центром развития образования был издан первый выпуск информационного сборника «Экспериментальные площадки в системе образования г. Новосибирска». Целью данного издания является распространение в образовательной среде города информации о деятельности образовательных учреж¬дений, имеющих статус федеральной, областной, городской экспери¬ментальной площадки. Представленные в сборнике образовательные учреждения раскрывают содержание эксперимента, результа¬тивность деятельности, делятся опытом работы, результатами мониторинговых исследований и перспективами дальнейшего развития, дают предложения по распространению и внедрению результативной деятельности экспериментальной площадки. В настоящее время вышел выпуск № 2 названного сборника.
Из анализа деятельности экспериментальных площадок следует, что экспериментальная работа в муниципальной системе образования Новосибирска направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников. Достижение положительных результатов практической деятельности возможно на основе современных концептуальных подходов к управлению образования, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, использования новых учебно-методических комплексов, повышения профессионализма и продуктивности деятельно¬сти педагогических кадров, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом существующих психолого-педагогических и социально-экономических аспектов жизнедеятельности детей и подростков.
Одной из ведущих задач экспериментальной и инновационной деятельности является поиск таких способов организации образовательного процесса, которые соответствуют возрастным психофизическим и социальным нормам развития обучающихся, способствуют устранению перегрузок и сохранению здоровья.
Важно подчеркнуть, что успешная реализация целей эксперимента, результативность деятельности экспериментальных площадок во многом зависят от управленческой позиции руководителя образовательного учреждения и качественной подготовки педагогических кадров, способных перестроить свою систему работы в соответствии с задачами эксперимента.
В ряде школ основной идеей эксперимента является внедрение в массовую практику технологии информатизации образовательного процесса. Целью экспериментальной работы таких площадок является выявление эффективных методов и приёмов внедрения информационных технологий в образовательный процесс, различных форм организации учебной деятельности школьников (гимназистов, лицеистов) на всех этапах обучения с использованием электронных учебных материалов в образовательном процессе и внеурочной деятельности.
Одна из основных инноваций последнего времени – это профильное обучение, которое определяется как система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. В ходе эксперимента в образовательных учреждениях нашего города разрабатываются и апробируются наиболее эффективные механизмы сетевой организации профильного обучения; выявляются, теоретически обосновываются и на практике проверяются педагогические основы интеграции культурных практик, как одного из условий предпрофильного и профильного обучения. В течение года продолжал свою работу Координационный совет по профильному обучению. В условиях модернизации российского образования работа методических центров должна соотносится с новыми требованиями к системе образования. В современных условиях социальный спрос на педагогические услуги опережает развитие возможностей городской методической службы, которая должна иметь следующие черты:
- максимально удовлетворять социальному спросу на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;
- полностью отвечать за возможность выбора учителем содержания, форм и методов методической работы, способствующих его профессиональному росту;
- обеспечивать тесное сотрудничество учителя и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
- организовывать рекламу социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений учителей, педагогических коллективов и их руководителей.
Новое содержание образования, новые педагогические и управленческие технологии, развитие педагогического творчества вызвало необходимость приведения методической службы в соответствие с требованиями времени, изменившейся ситуацией в образовании, действующего законодательства, в целях развития системы городского образования, координации научно-методической деятельности, создания единого информационного пространства, оказания адресной помощи педагогам и педагогическим коллективам, повышения результативности и эффективности их работы.
Уже сегодня можно говорить об обновлении содержания образования в старшей школе, где обучение строится на основе профильной дифференциации, с учетом социального заказа. Также учитываются реальные потребности рынка труда, в рамках которого отрабатывается гибкая система профилей и кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В школах Новосибирска накоплен богатый опыт работы по данному направлению: разрабатываются и внедряются новые организационные и образовательные модели, открыты специализированные классы, установлены договорные отношения с ВУЗами города. В 2005-2006 учебном году в образовательных учреждениях города открыто около 130 классов различных профилей: социально-экономический, физико-математический, социально-гуманитарный, информационно¬-технологический и другие. Профильное обучение позволит установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации, более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений к высшему профессиональному образованию.
Образовательная деятельность занимает важное место в работе Городского Центра развития образования, так как ГЦРО является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования взрослых. Эта деятельность представлена, прежде всего, курсами повышения квалификации для руководителей и педагогов учреждений образования по 12 программам дополнительного профессионального образования.
На право осуществления образовательной деятельности по этим программам ГЦРО имеет лицензию Администрации НСО №012451 от 16 декабря 2003 года.
В соответствии с решением комиссии Управления науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий Администрации НСО, кадровое, учебно-методическое, материально-техническое, нормативно-правовое и организационное обеспечение образовательного процесса ГЦРО соответствует требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям в сфере дополнительного профессионального образования Российской Федерации. В ГЦРО налажено делопроизводство по образовательному процессу: имеются журналы регистрации слушателей, занятий и выдачи документов; приказы о зачислении слушателей на курсы; учебные планы для всех категорий слушателей; анкеты слушателей курсов повышения квалификации; расписание учебных занятий; документы установленного образца о повышении квалификации соответствующего уровня (удостоверения при продолжительности обучения 72 часа с очно-заочной формой обучения и справки при продолжительности обучения 9, 18 и 36 часов с очной формой обучения), изданные типографским способом.
Анализ результатов проведённого анкетирования и отзывов слушателей на итоговых круглых столах позволяет констатировать, что курсы повышения квалификации в ГЦРО проводятся организованно, они содержательны, интересны, ориентированы на решение актуальных проблем образования в условиях модернизации; преподавательский состав высококвалифицирован; слушатели курсов получают хорошую теоретическую и практическую подготовку в сфере управления ОУ, педагогического проектирования, компьютерных технологий, что, несомненно, способствует повышению профессионального мастерства руководителей и педагогов ОУ г. Новосибирска. Также образовательная деятельность ГЦРО осуществляется через проведение обучающих семинаров в соответствии с профилями лабораторий.
Ведущим изданием ГЦРО является информационный вестник «Педагогическое обозрение». Целями выпуска данного издания являются:
? Освещение событий в образовательном пространстве города, области, региона.
? Распространение информации, нацеленной на развитие педагогического сообщества города.
? Ознакомление с документами, мероприятиями Управления образования мэрии в качестве поддержки управленческой политики.
? Освещение текущих дел ГЦРО.
? Ознакомление читателей с событиями в образовательных учреждениях города.
«Педагогическое обозрение», как периодическое издание, несет в себе функции: информационную, инициирующую процессы развития, пропагандирующую, коммуникативную, рекламно-имиджевую.
В вестнике практикуется жанровое разнообразие публикаций: сообщения, информационные заметки, репортажи, документы; концептуальные, методологические, теоретические статьи; презентации, интервью, дискуссии; циклы материалов, описательные статьи, поздравления, награждения, трибуна открытой дискуссии; колонка редактора, графика, фотографии.
В «Педагогическом обозрении» работают рубрики: «Тема номера», «Актуальные вопросы образования», «Официальная хроника», «Обсуждаем педагогические проблемы», «Дискуссионная трибуна», «Проблемы воспитания», «Здоровье как критерий качества образования», «Новости образования», «Из опыта работы», «Городской Центр развития образования», «УЧСИБ».
? Освещение событий в образовательном пространстве города, области, региона.
? Распространение информации, нацеленной на развитие педагогического сообщества города.
? Ознакомление с документами, мероприятиями Управления образования мэрии в качестве поддержки управленческой политики.
? Освещение текущих дел ГЦРО.
? Ознакомление читателей с событиями в образовательных учреждениях города.
«Педагогическое обозрение», как периодическое издание, несет в себе функции: информационную, инициирующую процессы развития, пропагандирующую, коммуникативную, рекламно-имиджевую.
В вестнике практикуется жанровое разнообразие публикаций: сообщения, информационные заметки, репортажи, документы; концептуальные, методологические, теоретические статьи; презентации, интервью, дискуссии; циклы материалов, описательные статьи, поздравления, награждения, трибуна открытой дискуссии; колонка редактора, графика, фотографии.
В «Педагогическом обозрении» работают рубрики: «Тема номера», «Актуальные вопросы образования», «Официальная хроника», «Обсуждаем педагогические проблемы», «Дискуссионная трибуна», «Проблемы воспитания», «Здоровье как критерий качества образования», «Новости образования», «Из опыта работы», «Городской Центр развития образования», «УЧСИБ».
Прошедшая реорганизация методических служб города, приведение их статуса в соответствие с действующим законодательством за счёт организации районных филиалов позволили укрепить управляемость системы образования, усилить влияние городского звена управления на формирование и процесс реализации муниципальной политики в сфере образования, дало возможность создавать в городе реально действующий научно-методический комплекс.
Важно отметить, что многообразие функций и задач методической работы в современных условиях, постоянно обновляющийся характер её содержания, а также конкретные особенности ОУ в муниципальной системе образования г. Новосибирска требуют от коллектива ГЦРО достаточного разнообразия форм работы, постоянного обогащения и повышения эффективности традиционных форм и применения новых форм методической работы. Сотрудники ГЦРО эффективно используют в своей деятельности разнообразные формы научно-методической работы: научно-практические конференции, научно-методические семинары и семинары-практикумы, педагогические мастерские, мастер-классы, круглые столы, конкурсы, выставки, презентации и др.
Важно отметить, что многообразие функций и задач методической работы в современных условиях, постоянно обновляющийся характер её содержания, а также конкретные особенности ОУ в муниципальной системе образования г. Новосибирска требуют от коллектива ГЦРО достаточного разнообразия форм работы, постоянного обогащения и повышения эффективности традиционных форм и применения новых форм методической работы. Сотрудники ГЦРО эффективно используют в своей деятельности разнообразные формы научно-методической работы: научно-практические конференции, научно-методические семинары и семинары-практикумы, педагогические мастерские, мастер-классы, круглые столы, конкурсы, выставки, презентации и др.
В 2005 году научными сотрудниками ГЦРО и методистами районных филиалов было проведено около 600 семинаров, круглых столов и других мероприятий научно-методической направленности (на базе ГЦРО и его филиалах, модельных площадках, базовых ОУ), в которых приняли участие более десяти тысяч педагогов и руководителей школ, гимназий, лицеев, дошкольных образовательных учреждений, заведующих и методистов районных филиалов. Тематика проводимых мероприятий актуальна, отвечает современным потребностям педагогической общественности: «Образовательный мониторинг», «Педагогическое проектирование как ресурс развития образования», «Управление инновационными процессами в ОУ», «Маркетинг в методической службе», «Педагогическое моделирование», «Тесты и мониторинг», «Обновления содержания образования», «Информационно-коммуникативные технологии в образовании», «Метод проектов в дошкольном образовании», «Современные игровые технологии в образовании» и другие.
В настоящее время из представителей педагогической науки и практики создана рабочая группа по разработке «Концепции развития муниципальной методической службы на период 2006 – 2010 годов».
В настоящее время из представителей педагогической науки и практики создана рабочая группа по разработке «Концепции развития муниципальной методической службы на период 2006 – 2010 годов».
О.Н. Щербаненко, директор Городского Центра развития образования г. Новосибирска