Крючкова Е.А. Особенности работы с ценностным компонентом исторической информации в V—IX классах

 
Ключевые слова: оценивание, ценностный компонент исторической информации, оценочная деятельность.
Keywords: assessment, value component of historical information, assessment activities.
 
 
При определении процедуры оценивания использовалось философское толкование оценивания как процесса познания реальности через сравнение свойств находящихся в них объектов с ценностными ориентациями субъекта (М.С. Каган и др.).
Таким образом, в самом процессе оценивания исторической реальности заложено противоречие между системой ценностей изучаемой эпохи и формирующейся системой ценностей познающего субъекта (ученика). Важно подчеркнуть, что ученики должны понимать историчность ценностей как категории познания.
 
Необходимо уточнить, какие элементы исторической информации могут быть осмыслены с оценочно-ценностной точки зрения. В историко-аксиологическом ключе невозможно оценить хронологию, географию, многие конкретные факты явлений, процессов, событий, причинно-следственные связи в русле «исторический объект - исторический объект». В ценностном отношении речь идет о социальных, культурно-исторических, общественно-политических последствиях событий разного масштаба, их характере и значении, направлении деятельности исторических лиц, характере государства и общества, содержании форм общественного и индивидуального сознания как характеристиках общества и индивида, личности, и соотношении в рамках историко-культурных обществ и эпох, ментальности и др.
 
Содержание ценностей истории как школьного предмета напрямую связано с видами оценочной деятельности (выявление и объяснение материала ценностной направленности, работа с точками зрения и ценностными подходами и пр.).
 
Ценности, которые были приоритетны для советского общества, в большинстве ушли в прошлое, либо обрели иной смысл и значение. Например, классовая борьба, классовый враг, шовинизм, национализм, интернационализм, альтруизм, взаимопомощь, коллективизм, патриотизм. На первый план вышли такие ценности, как толерантность, неприятие и активное противодействие ксенофобии, неприятие социоцида (преследование по социальному признаку), социальная и гражданская солидарность, права человека, гражданское общество, правовое государство, правовое общество, ценность человеческой жизни, экология человека и общества. Остались актуальными и вновь заявили о себе в полную силу такие ценности, как борьба с фашизмом, геноцидом, расизмом, защита Отечества и государственности, гордость за свершения предков, уважение к героям и защитникам Отечества, уважение к труду и трудовым подвигам; ценности науки, культуры, образования.
 
Ученики V кл., приступающие к изучению систематического курса истории, должны обладать сформированными ценностными установками, помогающими им выстраивать отношения в социуме на основе гуманистических представлений об окружающем мире; ориентироваться в значениях норм морали и нравственности в жизни общества; быть знакомы со светской этикой, традиционными религиями России, первоначальными представлениями об истории Отечества, свершениями наших предков.
 
Избежать трудностей при оценивании значимости явления, процесса, события поможет сам принцип отбора материала при формировании содержания школьных курсов. Это особо значимые явления в той или иной области исторического развития (например, культурное наследие человечества). Как правило, анализируемое явление существует и сегодня (быть может, в преобразованном или усовершенствованном виде). В этом случае принцип соотнесения личностных ценностей субъекта с ценностным характером оцениваемого субъекта будет выполнен. Например, при осмыслении вопроса о значимости изобретения книгопечатания будет логичнее выстроить типологический ряд по нисходящей и восходящей линии: рукописные книги - первопечатные - электронные.
 
Определенную трудность для учащихся V и VI кл. представляет осмысление значения деятельности исторического лица. Если значимость творений выдающихся скульпторов, архитекторов, художников, писателей, поэтов, открытий и изобретений ученых у школьников не вызывает сомнений, то оценка деятельности полководцев, государственных и политических деятелей может вызвать затруднения, т. к. она в большинстве случает неоднозначна. В этом случае уместнее всего обратить внимание на следующие моменты:
- последствия деятельности исторического лица;
- отношение к нему современников;
- каким остался в памяти потомков. Учитывая, что примерные программы по истории в V-IX кл. указывают в качестве рекомендации минимальное количество персоналий для составления портрета исторического деятеля, то можно давать подобное задание в качестве индивидуального, расширяя ряд изучаемых исторических личностей.
 
Ниже приведены вопросы и задания по всеобщей истории для работы с ценностным компонентом исторической информации, формирующие оценочные умения.
В зависимости от вопроса, ученики должны привести и дать обоснование своему мнению, высказать оценочное суждение или дать личную оценку и примеры. Учащиеся могут пользоваться всеми доступными информативными источниками, включая Интернет.
 
 
V класс
 
1. Почему художники, поэты, писатели прошлых времен часто обращались в своем творчестве к сюжетам и героям Библии? Какое значение в развитии мировой культуры имеет Библия?
2. Почему в Афинах дни побед в Саламинской битве и в Марафонском сражении были объявлены праздниками? Какую роль в Афинском государстве играли такие праздники?
3. Можно ли назвать Сократа патриотом Афин, ведь он был обвинен в безбожии и казнен по приговору Афинского суда.
4. Подумайте, почему Перикл пользовался авторитетом и уважением у своих современников? Какие его качества руководителя полиса и человека ценили граждане Афин?
5. Привлекают ли вас такие люди, как Франсуа Шампольон и Генрих Шлиман? Чем? В чем заключается вклад исследователей XIX в. в развитии исторической науки о древности?
6. Почему имя Гая Юлия Цезаря стало нарицательным? За какие деяния этот человек остался в истории? Кого сегодня называют Цезарем?
7. Как в Древних Афинах относились к поэтам, философам, скульпторам, архитекторам в отличие от Древнего Рима?
8. Подумайте, какая роль в обучении и воспитании юных афинян отводилась изучению поэм Гомера. Какие герои и почему могли пленять воображение афинских мальчиков? Кому они хотели бы подражать? Какие качества они воспитывали у будущих афинских граждан?
9. Подумайте, каким представляли себе идеального гражданина древние афиняне, древние спартанцы?
10. Какие занятия считались в Древнем Риме более достойными гражданина, политического и государственного деятеля, полководца или писателя, поэта, живописца?
11. Приведите (по вашему выбору) примеры справедливых и несправедливых войн из истории Древнего мира. Какие войны считали справедливыми ассирийцы, афиняне, римляне?
12. Почему необходимо изучать историю первобытности и Древнего мира?
13. Приведите примеры патриотического поведения, известные вам из истории древности. Оцените эти поступки.
14. Если вы читали сочинения Плутарха «Знаменитые греки» и «Знаменитые римляне» в переложении для детей, выскажите мнение о том, кого считали выдающимися людьми в античном мире.
15. Раскройте нравственный смысл выражения «разделяй и властвуй».
16. Почему именно в Древнем Риме появилось христианство. Можно ли назвать справедливым устройство древнеримского общества? Какие слои населения в него входили? Чем они различались между собой?
17. Подумайте, отличались ли любимые развлечения и проведение свободного времени древними римлянами от развлечений и свободных занятий древних афинян? В чем это выражалось? Какие из них вы считаете достойными, а какие нет?
18. Почему имя «Нерон» стало синонимом подлости и жестокости?
19. Какой труд считался достойным свободных граждан в Древних Афинах? В Древнем Риме?
20. Какой труд считался недостойным свободных граждан в Древних Афинах? В древнем Риме?
21. Какие семейные ценности существовали в Древнем Риме?
22. Какой смысл вкладывается в понятие «античность, античный мир»? О какой сфере жизни мы сразу вспоминаем: о политике, экономике, военном деле, культуре?
23. Какой сюжет из истории Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима вы считаете особенно поучительным для сегодняшних дней? В чем это заключается?
 
 
VI класс
 
1. Почему в раннем Средневековье в решении спорных политических вопросов была велика роль папы Римского?
2. Какова была роль латинского языка в развитии общества и культуры ранне-средневековой Европы?
3. Какова была роль арабского языка в мусульманском мире в раннее Средневековье?
4. Подумайте, почему многие монархи и государственные деятели Средневековья подражали Юлию Цезарю и правителям эпохи Римской империи?
5. Подумайте, можно ли на примере таких правителей Средневековья, как Генрих II Плантагенет и Иоанн Безземельный, утверждать, что на итоги и результаты деятельности исторических лиц влияют их личные качества?
6. Как различались по своим правам и обязанностям сословия средневекового общества? Приведите обоснование необходимости сословий в обществе с точки зрения средневекового человека. Почему эти аргументы были справедливы для того времени?
7. Почему гуманисты придавали большое значение воспитанию гражданина?
8. Какие идеалы античности привлекали итальянских гуманистов? В чем-эти идеалы расходились со средневековыми?
9. Почему Ян Гус придавал такое значение развитию родного чешского языка? В чем это выразилось?
10. Сравните поведение Яна Гуса и императора Сигизмунда на соборе в Констанце. Кто из них показал себя образцом благородства и высокой духовности? В чем это выразилось? Можно ли назвать их антиподами (противоположностями)? В чем? Почему французский монарх Людовик IX считался своими современниками идеальным государем?
11. Почему византийское общество XIV-XV вв. долго считало невозможным заключение церковной унии с Римом даже при условии наступления на страну турок-османов? Какие события разделили общества Запада и Византии?
12. Почему византийские историки XIV-XV вв. отзывались с крайним негодованием о венецианцах и генуэзцах, обосновавшихся в Константинополе, награждая их самыми нелестными эпитетами и сравнениями? Можно ли сделать заключение, что историками-византийцами руководили патриотические чувства?
13. С каким из утверждений вы согласны?
а) Еретические учения и движения возникли в Европе в связи с перерождением церкви и церковной организации, появлением стяжательства, накопительства, тяги к светским развлечениям среди духовенства.
б) Еретические учения и движения зародились в связи с утратой церковью своего политического могущества из-за усиления европейских правителей.
Что было главным для простых мирян - утрата во многом духовного авторитета или политического влияния церкви?
14. В чем состояло значение формирования единого итальянского языка на основе флорентийского диалекта в условиях раздробленности Италии?
15. Почему картина Сандро Боттичелли «Весна» считается символом нового времени? Какие образы запечатлены на полотне? В чем их новизна для Средневековья?
16. Почему герцог Бургундии Карл Смелый и французский король Людовик XI остались в истории как антиподы? В чем это проявилось? Можно ли утверждать, что их соперничество было вызвано закономерным процессом создания единых централизованных государств в Европе?
17. Какие новые идеи воплотила портретная живопись? Когда она появилась? Кого запечатлевали на своих полотнах художники? Чем привлекают нас сегодня портреты художников XIV-XV вв.? Что они могут рассказать о своих героях и том времени?
18. Подумайте, какую роль в развитии средневековой Италии сыграла римская католическая церковь?
19. Прочтите отрывок из сочинения и выскажите свое мнение, кем по своим воззрениям являлся автор этого произведения. «Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами и такими деяниями, которые являются результатом нашей собственной воли».
 
 
VII класс
 
1. Почему Английская революция XVII в., вызванная общественными противоречиями, имела ярко выраженную религиозную окраску? Чем это было вызвано?
2. Попробуйте сравнить мировосприятие средневекового человека и человека XVII в.: ценность времени, представление о мире, других странах, виды трудовой деятельности, занятий, отношение к труду, отношение к бедности и богатству (новая протестантская этика), отношение к вероисповеданию, отношение к королевской власти, закону.
3. Почему немецкие гуманисты XVI в. часто обращались к прошлому Германии, уделяя особое внимание древним германцам, империи Карла Великого, созданию Священной Римской империи и борьбе императоров с папами? Можно ли считать их позицию патриотической?
4. Какую роль в Реформации сыграло распространение книгопечатания в Европе?
5. Что такое Контрреформация? Сформулируйте суждение: почему деятели Контрреформации уделяли особое внимание воспитанию юношества?
6. Почему мысль о свободе вероисповеданий была передовой для раннего Нового времени?
7. Согласны ли вы с утверждением, что многие протестантские церкви, борясь с догматизмом католицизма, сами действовали в духе средневекового схоластического догматизма, нетерпимости к другим религиям?
8. Подумайте, можно ли на основе изучения сюжетов и тем голландской живописи XVII в. выявить особенности быта, времяпрепровождения, интересы голландцев того времени? Какими ценностями дорожили голландцы? Привлеките дополнительные источники, в том числе и интернет-ресурсы.
9. Какие идеи выдвигал Н. Макиавелли в области политической мысли? В чем они были новыми и прогрессивными для своего времени? Подумайте, почему имя этого человека стало нарицательным?
10. Какие жанры литературы были наиболее интересны людям XVI-XVII столетия? Какие из произведений, относящихся к этим жанрам, до сих пор вызывают неподдельный интерес читателей? Чем эти произведения привлекают лично вас?
11. Что в Европе XVIII в. называли «старым порядком»? Почему он казался передовым европейцам старым и отжившим? Каким новым идеям он противоречил?
12. Какую роль в Английской революции XVII в. сыграл О. Кромвель? Можно ли на примере его деятельности утверждать, что личность может сыграть решающую роль в крупных исторических событиях? Составьте характеристику Кромвеля.
13. Почему реставрация Стюартов не означала восстановления старых дореволюционных порядков? Как изменилось английское общество и психология англичан за время революции?
14. Согласны ли вы с тем, что просветительство стало общей характерной чертой стран Западной Европы в XVIII в.? Выделите общие идеи, которые охватили умы просвещенных европейцев.
15. В чем ценность и новизна идей о естественных правах человека? Кто разделял эти идеи? Почему они коренным образом расходятся со средневековыми представлениями о месте человека в обществе? Какие перспективы для общества и государства открывали эти идеи? Оцените их актуальность для современности.
16. В каких документах XVIII в. воплотились идеи просветителей о естественных правах человека, общественном договоре, разделении властей? Когда и где они были обнародованы? Оцените эти документы с точки зрения того времени и сегодняшнего мира.
17. Объясните понятие «энциклопедисты». Каков его ценностный смысл сегодня?
18. Кого из известных вам исторических личностей вы можете назвать человеком «века Просвещения?»
19. Какие новые формы общественной жизни и общественной деятельности появились во время Великой Французской революции? Какое влияние на формирование менталитета французов они оказали?
20. Кого считали истинным патриотом и гражданином Отечества деятели Великой Французской революции разных периодов? Одобряете ли вы такие модели поведения?
21. Какую роль играли печатные издания в период революции? Какое влияние они оказывали?
22. Почему в период революции приобрели особую популярность такие слова, как «отечество», «нация», «гражданин», «общественный долг», «патриот»? Какие новые идеи и представления они отражали? Как изменились представления французов о себе в ходе Великой Французской революции? Проследите перемены в мировоззрении и социальной психологии французского общества.
 
 
VIII класс
 
1. Почему Наполеон с особой неприязнью относился к свободе слова? Чего он опасался? Какие политические традиции сложились во французском обществе во время Великой Французской революции? Как это обстоятельство характеризует Наполеона как человека, а также политического и государственного деятеля?
2. Историки считают, что наполеоновские войны и создание наполеоновской империи способствовали, с одной стороны, складыванию цивилизационного единства Европы, а с другой, вызвали взрыв патриотических чувств и помогли формированию национального самосознания жителей присоединенных стран. Согласны ли вы с этим мнением?
3. Каково было положение старого дворянства и нового имперского дворянства во Франции после реставрации Бурбонов? Какие ценности (идеологические, политические, государственные, экономические) были главными для тех и других?
4. Какие формы гражданской активности населения и методы политической борьбы сложились в Англии в XIX в.?
5. Оцените роль прессы в подготовке и ходе революций во Франции в 1830 и 1848 гг.
6. Какие ценности (экономические, политические) отстаивали европейские консерваторы в середине XIX в.?
7. Какие формы гражданской активности населения и методы политической борьбы возникли во Франции в XIX в.?
8. Почему вопрос об отношении к религии и церкви был в центре политических баталий во Франции на всем протяжении XIX в.? Как он решался и решился?
9. Что такое «викторианский век», «викторианская эпоха»? Выявите ее сущностные культурно-исторические характеристики. Какую роль сыграла эта эпоха в развитии Великобритании? Какую роль играет миф о «викторианской эпохе» истории Англии в современной Британии?
10. Объясните государственную символику Третьей республики во Франции (государственный флаг, гимн, девиз, трехцветная кокарда, орден Почетного легиона). Как это обстоятельство характеризует менталитет французов?
11. Почему во второй половине XIX в. в Европе стали широко распространяться националистические идеи?
12. Оцените дело Дрейфуса во Франции с точки зрения глубины и силы воздействия на общество. В чем его сущность? Чем оно завершилось? Можно ли на основании этого дела утверждать, что во Франции сложилось гражданское общество и правовое государство?
13. Что такое расизм? Что такое сегрегация? Можно ли утверждать, что гражданская война в США решила вопрос о равноправии афроамериканцев?
 
 
IX класс
 
1. Оцените итоги Версальского мирного договора с точки зрения реализации национальных идей и представления европейских наций о своем предназначении и роли в Европе и мире. Используйте дополнительные источники, в том числе художественную литературу.
2. Подготовьте коллективный проект: «Диктаторы XX в.: люди, идеи, методы и результаты деятельности, их образ в памяти человечества» (Франко, Гитлер, Муссолини, Пиночет). Самостоятельно сформулируйте вопросы для обсуждения результатов коллективной работы в классе. Проведите обсуждение и сделайте обобщающий оценочный вывод.
3. Попробуйте создать несколько типичных портретов политических деятелей Европы 30-х гг. XX в., используя биографии и деятельность реальных исторических лиц.
4. Работа с документами. Изучите и проанализируйте информацию источников.
 
 
Документ 1
 
Получено 4 июня 1943 г. От президента Рузвельта г-ну Сталину
(лично и строго секретно) «Основная стратегия согласно недавно принятым решениям Объединенного Штаба состоит из следующих разделов:
A. Основное внимание уделяется борьбе с угрозой, создавшейся в результате действий подводных лодок, наряду с обеспечением безопасности морских коммуникаций союзников и поддержки Советского Союза всеми возможными средствами.
B. Создание предварительных условий для участия Турции в войне либо в качестве активного, либо в качестве пассивного союзника.
C. Ослабление военной мощи Японии путем поддержания неослабного давления на нее.
D. Проведение тех признанных осуществимыми мер, при помощи которых можно удержать Китай в войне в качестве эффективной силы и в качестве базы, с которой можно проводить операции против Японии.
E. Оказание такой помощи и поддержки французским вооруженным силам в Африке, чтобы они могли быть готовыми к активному участию в наступлениях, которые должны быть предприняты на территории Европы, удерживаемой противником...
Теперь, когда Африка прочно находится в наших руках, было решено, что в настоящее время существует возможность возобновить концентрацию наземных войск в Англии...Согласно теперешним планам на Британских островах весной 1944 года должно быть сконцентрировано достаточно большое количество людей и материалов, для того чтобы позволить предпринять всеобъемлющее вторжение на континент в это время...» (1)
 
Документ 2
 
Отправлено 11 июня 1943 г. Личное и секретное послание премьера
И В. Сталина президенту г. Рузвельту
«...Как видно из Вашего сообщения, эти решения находятся в противоречии с теми решениями, которые были приняты Вами и г. Черчиллем в начале этого года, о сроках открытая второго фронта в Западной Европе.
Вы, конечно, помните, что в Вашем совместном с г. Черчиллем послании от 26 января с.г. сообщалось о принятом тогда решении отвлечь значительные германские сухопутные и военно-воздушные силы с русского фронта и заставить Германию встать на колени в 1942 г-
После этого г. Черчилль от своего и Вашего имени сообщил 12 февраля уточненные сроки англо-американской операции в Тунисе и Средиземном море, а также на западном берегу Европы...
Теперь, в мае 1943 г., Вами вместе с г. Черчиллем принимается решение, откладывающее англо-американское вторжение в Западную Европу на весну 1944 г. То есть - открытие второго фронта в Западной Европе, уже отложенное с 1942 г. на 1943 г., вновь откладывается, на этот раз на весну 1944 г.
Это Ваше решение создает исключительные трудности для Советского Союза, уже два года ведущего войну с главными силами Германии и ее сателлитов с крайним напряжением всех своих сил, и предоставляет советскую армию, сражающихся не только за свою страну, но и за своих союзников, своим собственным силам, почти в единоборстве с еще очень сильным и опасным врагом.
Нужно ли говорить о том, какое тяжелое и отрицательное впечатление в Советском Союзе - в народе и в армии - произведет это новое откладывание второго фронта и оставление нашей армии, принесшей столько жертв, без ожидавшейся серьезной поддержки со стороны англо-американских армий» (2).
 
 
Вопросы для анализа документов:
1. Обратите внимание на даты посланий. Что в это время происходило на фронтах Второй мировой войны?
2. Можно ли на основании информации источников судить о том, что было конечной целью обоих союзников в войне? Где и как велись боевые действия, какими боевыми силами, какие сроки разгрома врага предполагались?
3. Какие расхождения были между союзниками? Можно ли назвать эти противоречия принципиальными? В чем? Как эти противоречия влияли на ход военных действий?
4. Аргументы какой стороны представляются вам более убедительными? К каким доводам прибегают авторы: логике, эмоциям?
5. Кто из авторов кажется вам более искренним и правдивым? Почему?
6. Соберите по группам информацию на тему «Борьба за коллективную безопасность в Европе в 30-е гг. XX в.». Подготовьте и проведите дискуссию по этой теме, по проблемам и вопросам, выявленным самостоятельно.
7. Проведите обсуждение на тему «Актуальны ли сегодня итоги Нюрнбергского процесса? Кому выгодно искажение исторической правды?» Аргументируйте свою позицию.
8. Просмотрите кинофильмы о Второй мировой войне, созданные в разных странах. Например, «Рим - открытый город» (1945 г., режиссер Р. Росселини); «Судьба человека» (1959 г., режиссер С. Бондарчук по одноименной повести М. Шолохова); «Бункер» (2004 г., режиссер О. Хиршбигель) и др. По каким моментам совпадают, а по каким расходятся кинематографисты? В чем различны образы войны, созданные кинематографистами разных стран? Можно ли утверждать, что режиссеры отразили в своем творчестве память и образ войны, оставшиеся в историческом сознании своих народов?
9. Как можно оценить всеобщее распространение внешних примет европейской цивилизации в начале XXI в.? Унификация стиля одежды, быта, образа жизни, поведение в духе массовой культуры: одни и те же идолы киноиндустрии и шоубизнеса, увлечение массовыми видами времяпрепровождения (общение в интернете, просмотр одинаковых кинофильмов, одни и те же развлечения: электронные игры и др.)? Почему во многих странах мира возникло стремление к сохранению национальных традиций, культуры, языков?
 
 
Примечания
 
1 Переписка Председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.: В 2 т. М., 1957. Т. 2. С. 66-68.
2 Там же. - С. 69-70.
 
 
Елена Алексеевна Крючкова - кандидат педагогиче ских наук,
институт стратегии развития образования РАО (ИСРО РАО), Москва.