Е.Е. Вяземский, Е.Б. Евладова. Учителю истории о «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и педагогических подходах к ее реализации

 
 
Ключевые слова: государственная политика в сфере воспитания, стратегия развития воспитания, план мероприятий по реализации стратегии, приоритеты и задачи воспитания, основные направления развития воспитания.
Keywords: state policy in the sphere of education, education development strategy, an action plan to implement the strategy, priorities and objectives of education, the main directions of development of education.
 
 
29 мая 2015 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 99б-р утверждена «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.» В Постановлении Правительства России сказано:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (далее - Стратегия).
2. Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации; совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев (1)
 
Предлагаем педагогическое осмысление основных положений Стратегии и возможных подходов к реализации этого документа, определяющего ориентиры государственной политики в сфере воспитания.
 
 
1. Социальный заказ на разработку Стратегии. Чем определяется необходимость разработки Стратегии, ее значимость?
 
 
В нашей стране воспитание школьников, студентов отнесено к важнейшей социальной функции системы образования. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует единство процесса обучения и воспитания, а воспитательная деятельность предусмотрена как непременная компонента педагогического процесса в каждой российской школе.
Родители, педагоги, практически все думающие и ответственные члены общества заинтересованы в совершенствовании системы воспитания, определении мер, которые позволят в современных социокультурных условиях разработать действенные механизмы позитивной социализации, становления граждан России, обеспечить условия для преемственности нравственных ценностей, гражданских идеалов. Понятно, что при всеобщей заинтересованности в создании системы воспитания граждан России конкретные представления об идеалах, ценностях, способах воспитания молодежи у разных членов общества, представителей государственных и общественных организаций существенно различаются. В современном российском обществе имеется широкий спектр мнений по ключевым вопросам воспитания, включая сущность, содержание, способы и механизмы воспитания граждан России. Широкую дискуссию вызывают даже базовые ценности и цели воспитания.
Разные общественные силы выдвигают и обосновывают следующие ответы на ключевой вопрос «Кого мы воспитываем?»
Патриотов России, готовых в случае необходимости отдать жизнь за Родину.
Сторонников конфессиональных ценностей разных религий.
Самостоятельных граждан, критически мыслящих членов общества, заинтересованных в поиске путей общественного прогресса.
 
Поборников общечеловеческих ценностей, включая ценность самой жизни, ориентированных на существование в глобальном информационном мире, где государственные границы весьма условны и т. д.
Не менее острую дискуссию вызывает вопрос о том, кто может и должен обеспечить эффективность воспитания молодежи: семья, общество или специализированные общественно-государственные институты?
Необходимость разработки этого документа была вызвана множеством нерешенных проблем в сфере воспитания, потребностью поиска путей решения сложных и противоречивых проблем, с которыми сталкиваются педагоги, родители, общественные и социальные организации, все, кто взаимодействует с детьми и подростками. При этом необходимо учитывать, что современные дети существенно отличаются от прежних поколений. Они легко овладевают информационными технологиями, требуют большей самостоятельности и учета собственных интересов, но не всегда готовы к современной жизни и ответственности за свои поступки.
В этих условиях государство должно обеспечить поиск консенсуса по ключевым приоритетам системы воспитания, сформировать базовые принципы и подходы, которые должны стать основой педагогической деятельности в сфере воспитания и социализации молодежи.
 
 
2. О разработке Стратегии развития воспитания в РФ
 
 
От понимания значимости, необходимости Стратегии до разработки и утверждения ее текста как документа прошел значительный период. Об этом было заявлено еще несколько лет назад в комплексе исполнительных мер по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». Стратегия разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» (2).
 
При разработке Стратегии как основы реализации государственной политики в области детства были учтены следующие целевые приоритеты: формирование новой общественно-государственной системы воспитания, обеспечение доступности качественного воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей.
Проект Стратегии был опубликован на сайте Министерства образования и науки РФ. Обсуждение проводилось с 15 января по 28 февраля 2015 г. В процессе обсуждения Стратегии, согласно публикациям в СМИ, был выдвинут широкий спектр разных мнений, зачастую противоположных, присущих современному российскому обществу: приоритет семьи или государства в вопросах воспитания, светский или религиозный характер воспитания, гражданско-патриотическое или военно-патриотическое воспитание, ориентация на открытость и сотрудничество или на замкнутость и готовность к противостоянию. По итогам почти трехмесячного обсуждения проводилась доработка текста Стратегии. 29 мая 2015 г. было принято распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р об утверждении постановления «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.».
 
 
3. Стратегии развития воспитания в РФ: понятие, цель разработки
 
Стратегия обычно рассматривается как план или модель действий, направленные на достижение определенных целей, как способ выстраивания перспективы развития как отдельной организации, так и некого общественного или государственного института. Это перспектива, к которой надо стремиться. Ученые, изучавшие суть стратегии, считают, что она должна содержать ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела.
 
В данном случае, как можно судить из текста документа, речь идет о выработке перспективного плана действий, направленного на решение задач в сфере Воспитания нового поколения граждан России XXI в.; обоснование глобальной цели развития воспитания; выявление ресурсов этого развития; поиска механизмов общественного согласия для реализации Стратегии.
 
Таким образом, Стратегия является документом, определяющим направление развития системы воспитания, организационные основы взаимодействия субъектов воспитания в контексте приоритетов государственной политики.
При этом само воспитание детей рассматривается как общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
 
Основные положения Стратегии основываются на провозглашенных в Конституции РФ правах и свободах человека, сформулированных в Конвенции ООН «О правах ребенка»3 и других международно-правовых документах нормах действий государства в интересах детей. Стратегия основана на положениях и принципах Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (4), Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, иных нормативных правовых актах.
 
Стратегия является документом, определяющим направление развития системы воспитания, организационные основы взаимодействия субъектов воспитания в контексте приоритетов государственной политики.
Подчеркнем, что Стратегия адресована государственным и общественным структурам, на которые возложена ответственность за реализацию целей воспитания. Адресатом Стратегии являются образовательные организации, организации культуры и искусства, религиозные организации и общественные объединения, СМИ. Российская семья как общественный институт также является адресатом Стратегии.
Целью разработки Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в РФ, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
 
Стратегия предполагает консолидацию усилий семьи, общества и государства, направленных на формирование российской идентичности и духовно-нравственное становление подрастающего поколения; выход на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.
 
 
4. Стратегия о приоритетах и задачах воспитания в Российской Федерации
 
В процессе разработки Стратегии авторскому коллективу рабочей группы удалось прийти к консенсусу в отношении определения базового понятия «воспитание детей», которое рассматривается «как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».
Подчеркнем, что в документе определены приоритеты государственной политики РФ в области воспитания, которые находятся в центре внимания государства и общества.
 
В Стратегии к приоритетам государственной политики в области воспитания отнесены: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей; формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения; обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания; формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
 
Названные приоритеты могут быть реализованы через постановку и решение ряда ключевых задач. К этим задачам в Стратегии отнесены: создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения; обеспечение поддержки семейного воспитания; повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, культуры, спорта; создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты; создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях; повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
 
 
5. Стратегия об основных направлениях развития воспитания в Российской Федерации
 
Для педагогов-практиков, руководителей образовательных учреждений наиболее значим и интересен третий раздел Стратегии, в котором рассматриваются вопросы организации воспитания (основные направления развития воспитания) (5). В разделе рассматривается два приоритетных направления: развитие социальных институтов воспитания (включая развитие воспитания в системе образования); обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.
Направление Стратегии, сформулированное в форме ключевых задач, можно рассматривать как управленскую и в определенной степени методологическую основу при проектировании воспитательной деятельности в образовательной организации.
 
Развитие воспитания в системе образования, как определено в Стратегии, предполагает обновление содержания воспитания, реализацию воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов. Прямое отношение к деятельности педагогов имеет задача реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе социально-гуманитарного и естественнонаучного профилей. Вопрос о путях и конкретных способах реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин весьма сложен. 
 
В Стратегии поставлена задача разработки и реализации в образовательных организациях программ воспитания обучающихся, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности. Решение этой задачи предполагает формирование специальных педагогических условий на основе взаимодействия учителей-предметников и классных руководителей, привлечение родительской общественности. Подчеркнем, решение этой задачи возможно при условии преодоления педагогического «предметоцентризма», но это болезненная в современных реалиях тема. Понятно, что приоритеты образовательной деятельности школы связаны сегодня теснейшим образом с результатами ЕГЭ. Найти оптимальный баланс между предметными, метапредметными и личностными результатами образовательного процесса (воспитательные эффекты, как известно, отнесены к сфере личностных результатов) - сложная задача, требующая повышения профессиональной компетентности педагогического коллектива, предполагающая новую педагогическую идеологию. Для осмысления путей преподавания истории в условиях ФГОС рекомендуем педагогам наше пособие «Уроки истории: думаем, спорим, размышляем» (7).
 
Наш опыт показывает, что в педагогической практике пока еще трудно найти удачные примеры сбалансированного решения данной задачи. Как правило, педагогические коллективы и педагоги ориентируются на требования к предметным образовательным результатам.
 
Не менее сложной задачей в психолого-педагогическом, да и в управленческом планах является развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей. В практическом плане решение этой бесспорно актуальной психолого-педагогической задачи предполагает формирование особого уклада жизни школы, выдвигает приоритеты личностно-ориентированной педагогики. Однако реальная школа «живет» сегодня совсем в другом измерении.
 
Бесспорно актуальной является заявленная в Стратегии задача использования чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности. Тем не менее, следует отметить, что в условиях информационного общества объективно снижается мотивация школьников к чтению. Поэтому непросто найти педагогические подходы к решению этой задачи.
 
Не вызывает сомнения актуальность задачи совершенствования условий для выявления и поддержки одаренных детей. Развитие системы конкурсов, олимпиад для школьников - движение в правильном направлении. Разумеется, поддержка одаренных детей предполагает деликатный творческий подход со стороны всех организаторов этого процесса.
 
В Стратегии поставлена задача развития форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно- полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры. Для решения этой комплексной задачи педагогики-предметники должны взаимодействовать с организациями дополнительного образования и опираться на возможности дополнительного образования в школе. По вопросам организации дополнительного образования и внеурочной деятельности в школе рекомендуем использовать работы Е.Б. Евладовой, в которых эти проблемы получили освещение (8).
 
Серьезным ресурсом в этом плане является потенциал внеурочной деятельности по учебным предметам (истории, обществознанию и др.). Для заинтересованных педагогов-историков предлагаем наше методическое пособие, в котором раскрываются особенности внеурочной деятельности по истории, приводятся сценарии интерактивных форм внеурочной работы, дается каталог полезных интернет-ресурсов по истории (9).
 
В Стратегии поставлена задача создания условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации. Решение данной задачи предполагает формирование информационно-образовательной среды в школе и самое тесное взаимодействие с социумом. Эта проблема столь обширна и многозначна, что ее осмысление выходит за рамки данной статьи.
Организация в Стратегии знакомства обучающихся с лучшими образцами мировой и отечественной культуры рассматривается нами как ключевое направление гуманитарного образования. Заинтересованным в поиске путей решения этой задачи учителям рекомендуем обратиться к новейшей коллективной монографии ведущих ученых России «Культура и воспитание подростков в современном мире» (10).
 
В Стратегии ставится задача найти способы реализации воспитательных возможностей информационных ресурсов (в первую очередь сети «Интернет») в целях воспитания и социализации детей. Ее решение предусматривает создание педагогических условий, включая определение методов и технологий для реализации потенциала информационных ресурсов в целях воспитания и социализации детей. Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов (в первую очередь сети «Интернет») предусматривает: содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию. Заинтересованным в осмыслении этой проблемы педагогам рекомендуем книгу Е.С. Ивановой, И.М. Осмоловской по теории обучения в информационном обществе (11).
 
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала. Также отмечается необходимость поддержки ученического самоуправления, привлечения детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.
Весьма существенным представляется, что в Стратегии особо оговаривается необходимость расширения государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
 
В Стратегии помимо институциональных форм воспитания отмечается важность отдельных его направлений: гражданского и патриотического воспитания, формирования российской идентичности, развития культуры межнационального общения, духовного и нравственного воспитания, приобщения детей к культурному наследию, формирования здорового образа жизни, трудового и экологического воспитания. Подчеркнем, что формирование российской гражданской идентичности школьников является приоритетной задачей для всего педагогического коллектива образовательной организации, но особенно эта задача значима для учителей гуманитарных предметов - истории, обществознания, литературы.
 
По этой проблеме в педагогической теории уже накоплен определенный опыт (12), рассмотрение которого выходит за рамки данной статьи.
Наиболее существенными аспектами названных направлений деятельности являются:
- воспитание у детей активной гражданской позиции и ответственности, развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, предусматривающее чувство гордости за свою Родину, готовность к защите интересов Отечества, ответственность за будущее России; осознанную выработку собственной позиции по отношению к общественно-политическим процессам, происходящим в России и мире; развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма;
- духовное и нравственное воспитание детей на основе традиционных российских ценностей за счет развития нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам. Отмечается важность содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке модели поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
- приобщение детей к культурному и научному наследию, предполагающее эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Подчеркивается важность создания и поддержки производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей; повышение роли библиотек в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
- популяризация научных знаний среди детей подразумевает содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми современной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
- физическое воспитание и формирование культуры здоровья направлено на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной среде
системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом; профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; содействие профессиональному самоопределению, приобщению к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;
- экологическое воспитание, включающее развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе и экологии нашей страны.
 
 
6. О реализации Стратегии
 
 
К основным механизмам реализации Стратегии можно отнести: нормативно-правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные.
Для претворения в жизнь основных положений Стратегии разрабатывается комплекс мер по ее реализации. Разработчикам этого документа предстоит определить, конкретизировать ключевые направления и механизмы реализации Стратегии:
- нормативно-правовое обеспечение;
- научно-методическое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- развитие социальных институтов воспитания;
- меры, направленные на обновление содержания воспитания;
- организационно-управленческие механизмы реализации Стратегии.
 
Реализация каждого ключевого направления предполагает множество частных направлений и конкретных мероприятий. Например, научно-методическое обеспечение разработки Стратегии в аспекте «Развитие системы научных исследований в области воспитания и социализации детей» предполагает:
1. Исследование роли и функций различных социальных институтов воспитания, научных основ их взаимодействия; вариативных моделей развития воспитания в различных образовательных организациях общего и профессионального образования.
2. Определение воспитательного потенциала содержания общего и профессионального образования с учетом специфики конкретных учебных предметов (истории, об-ществознания, географии, русского языка, литературы и др.), внеурочной деятельности и дополнительного образования.
3. Изучение роли и возможностей образовательных, культурных, социальных институтов как базовых учреждений развития воспитания в сельских поселениях России.
4. Исследование проблем семейного воспитания.
Результатом разработки (и индикатором результативности разработки) этого направления реализации Стратегии станет создание и внедрение в педагогическую практику следующих педагогических продуктов:
— модели развития воспитания в различных социальных институтах современной России (например, в организации общего образования);
— программы и УМК по современной теории и практике воспитания (для систем общего среднего, высшего и среднего профессионального образования);
— комплексы методических пособий для учителей социально-гуманитарных и естественнонаучных предметов для организации воспитательного процесса в организациях общего образования;
- комплексы программ и методических пособий для организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, обеспечивающих реализацию воспитательных задач;
- методические рекомендации по проблемам социально-педагогического сопровождения социальной практики детей и молодежи;
- комплексы учебных и специальных программ, технологий и методик в области воспитания обучающихся в организациях общего и профессионального образования;
- научно-методические рекомендации по сетевому взаимодействию различных социальных институтов воспитания;
- материалы по обеспечению психолого-педагогической поддержки и сопровождения развития воспитания;
- концепции семейного воспитания;
- методические рекомендации по повышению эффективности воспитательной деятельности муниципальных и региональных систем образования;
- материалы по изучению и обобщению передового опыта в области воспитания.
 
 
7. Общественные ожидания от реализации Стратегии
 
 
Разработка и утверждение столь значимого государственного документа, каким является Стратегия, обусловлено потребностью российского общества в определении главных ориентиров социальной политики в сфере воспитании подрастающего поколения.
Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые обеспечат основы социального и гражданского становления личности ребенка, его духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к самоопределению, самоорганизации, непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.
Реализация Стратегии, по замыслу разработчиков, будет содействовать развитию социально значимых институтов воспитания, обновлению воспитательного процесса, в том числе в организациях общего и профессионального образования с учетом отечественных традиций и современных научно-педагогических достижений.
 
В заключение отметим, что этот важный государственный документ в условиях современной России будет сложно воплотить на практике. Это связано как с масштабом поставленных задач, так и с рядом серьезных проблем и противоречий социально-экономического, социально-культурного характера, которые сформировались в современном обществе и имеют непосредственное отношение к школе как социальной ячейке общества.
 
Среди этих противоречий нельзя не назвать значительные расхождения во взглядах на образование (цели, задачи, приоритеты) различных групп населения, представителей государственных, общественных, религиозных организаций:
- социальное расслоение общества, что, несомненно, отражается на положении и психологическом состоянии детей, принадлежащих к различным группам населения;
- фактически отсутствие социально-психологических и психолого-педагогических исследований, посвященных особенностям детей, родившихся в постсоветское время, их интересов, потребностей, ценностных ориентиров.
 
Не менее важной проблемой являются глубокие различия в социокультурном, экономическом развитии регионов России, национально-этническом многообразии субъектов Российской Федерации, условиях жизни больших и малых городов, сельских поселений, что не может не сказаться на возможностях реализации Стратегии. Вместе с тем педагогическая профессия в традициях Российского государства и общества предполагает профессиональный долг и ответственность. Эти традиции, пожалуй, единственное, что позволяют нам не терять оптимизма.
 
 
Примечания
 
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 г. «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года». URL: www.government.ru/ docs/18312/
2 Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: www.kremlin.ru/acts/bank/35418
3 Конвенция ООН «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). Вступила в силу для СССР 15.09.1990.URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_rAW_9959
4 Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». URL: www.MHHo6p-науки.рф/ документы/1705/файл/2368/98.07.24-124.pdf; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
5 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9 qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
6 Вяземский Е.Е., Синельников И.Ю. Современные подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. 2004. № 7. С. 30-36.
7 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Пособие для учителей общеобразовательных школ. М., 2012, 2014.
8 Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: в поисках смыслов и ценностей. Прак-тико-ориентированная монография. 2013; Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие. М., 2015.
9 Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе. Методическое пособие. М., 2014.
10 Культура и воспитание подростков в современном мире. Коллективная монография / Под ред. В.А. Березиной. М., 2015.
11 Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
12 Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Формирование российской гражданской идентичности личности школьника // Образование личности. 2013. №4. С. 44-53.
 
 
Евгений Евгеньевич Вяземский - доктор педагогических наук,
Московский педагогический государственный университет, профессор АПКиППРО;
Елена Борисовна Евладова - доктор педагогических наук,
«Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», Москва