Иоффе А.Н. Виртуальные образовательные ресурсы — современный формат учебных материалов по истории и обществознанию

 
Ключевые слова: виртуальные образовательные ресурсы, глобализация, идентичность, глобальные проблемы человечества.
 
Keywords: virtual educational resources, globalization, identity, global problems of mankind.
 
В продолжающихся обсуждениях о том, какими должны быть учебники по истории и обществознанию, часто упускается одна важная деталь - в современных реалиях глобального мира незаметно, но поступательно возрастает роль виртуального пространства. Причем не только как дополнительного образовательного ресурса, но и в качестве полноценной замены имеющихся учебных материалов. Существующие порталы и сайты еще несовершенны, фрагментарны и не отвечают полностью государственным требованиям и запросам педагогов. Но их развитие показывает, что в недалеком будущем ученикам и педагогам будет удобнее переходить в виртуальный формат, чем пользоваться неуспевающими за постоянными изменениями и дорогостоящими печатными учебниками. Пока об этом говорить рано -ни система профессиональной педагогической подготовки, ни практика повышения квалификации, ни существующая нормативно-правовая база не готовы к таким переменам.
 
Однако уже сегодня в виртуальном пространстве появляются материалы, имеющие потенциал будущих системных учебных форматов. Одним из них является портал по истории и обществознанию «Твоя история» www.history4you.ru На сегодняшний день здесь полностью представлена история XX в., появляются материалы по другим периодам Отечественной истории (в будущем они будут отражать все содержание преподавания истории России в школе), подробнее рассматриваются отдельные вопросы (например, реформы в истории нашей страны), есть библиотека, помещены материалы для профессионального развития учителя метапредметной направленности (в том числе по направлениям воспитательной работы и проектной деятельности). Размещен большой фонд мультимедийных ресурсов (видеофрагменты и фотографии), есть выход на социальные сети и доступно общение в виртуальном пространстве, имеется возможность создания в каждом классе собственной виртуальной группы для обсуждений, обмена мнениями, координации общей работы по проекту. Отдельной частью учебного содержания портала является наличие тренажеров для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, а также для пробы своих сил по вопросам повышенной сложности (олимпиадного уровня) по истории XX в.
 
Конечно, по точному замечанию Е.А. Ямбурга, «отсутствие готовых инструкций смущает, настораживает и пугает педагогов и руководителей» (1).
Поэтому любой виртуальный учебный продукт первоначально настораживает обилием возможностей и многообразием выбора, отсутствием жесткой парадигмы изложения учебной дисциплины и пошагового алгоритма действий (2). Однако современные требования к социально-педагогической эффективности процесса образования обращают особое внимание на баланс затрат и результатов учебной деятельности.
 
 
Эффективность в педагогических словарях определяется следующим образом.
«Степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными (дидактические, воспитательные, образовательные, управленческие и пр.), существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, определяются функциями двух переменных - затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях» (3).
 
«Степень соизмерения результатов с затратами. Применительно к сфере образования различают социальную и экономическую эффективность. Социальная эффективность проявляется в повышении уровня образования, культуры, профессиональной подготовки молодежи, устранении негативных явлений в жизни общества, формировании полезных навыков и привычек. Экономическая эффективность может быть получена за счет сокращения сроков обучения, повышения его качества, рационального размещения сети школ, снижения числа неуспевающих и т.д. в результате внедрения в практику новых методов обучения, передового педагогического опыта» (4).
 
«Степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени» (5).
 
Не вызывает сомнений, что расширение базы учебных ресурсов, дополнение ее гибким к изменениям образовательным продуктом повысит эффективность преподавания общественных дисциплин. Поэтому осенью 2015 г. на портале «Твоя история» появится учебный материал, который построен по содержанию действующих образовательных программ по обществознанию, имеющий потенциал включения дополнительных тем за счет наличия отдельного модуля «Учебные материалы по обществознанию для любознательных учащихся». Пример одного из параграфов приводится ниже. Тема глобализации является звеном, соединяющим не только формат преподавания, но и обращающимся к содержанию обществознания.
 
Современный глобальный мир
 
Основные понятия: глобализация, идентичность, антиглобалисты, транснациональные корпорации, информационное общество, Организация Объединенных Наций (ООН), виртуальное пространство, глобальные проблемы.
Жил-был один человек. Он решил построить себе дом. Этот дом должен был стать самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире. Соседи просили у него помощи, но человек не хотел отрываться от строительства. Весь мир был объят пламенем войны, но до нее человеку не было дела. Когда, наконец, настал день, и дом был построен, человек обнаружил, что не может найти планету, где этот дом мог бы находиться.
Вопросы. Какова основная мысль данной притчи? Можно ли построить свой мир в отдельности от других? Какие проблемы современного мира касаются каждого из нас?
 
 
Отношение к глобализации
 
 
В последние десятилетия заметной тенденцией в развитии человечества стала глобализация - процесс объединения в единую систему экономического, информационного, культурного пространства разных стран планеты. Споры о понимании сути и особенностей этого мирового явления продолжаются до сих пор. Можно выделить несколько существующих позиций по отношению к глобализации:
- современная цивилизация показывает уникальный и невиданный ранее уровень сплочения всех людей, перемешивания и взаимодействия культур, сближения народов и групп через создание общей потребительской культуры, тесной коммуникации и принятия общечеловеческих ценностей;
- сегодняшнее общение между странами и народами является логическим продолжением эпохи Великих географических открытий, которые привели к международной торговле, колониальным войнам и массовым перемещениям больших групп людей;
- тесное экономическое, политическое и культурное взаимодействие является инструментом для господства стран-лидеров над остальным миром, навязывания ими своих ценностей и мировоззренческих установок, усиливает конкуренцию и заставляет аутсайдеров принимать правила, определенные успешными странами и народами;
- мировое сообщество попадает под влияние транснациональных корпораций, имеющих международный характер, не подчиняющихся ни одному правительству и государству, диктующих свою волю и влияющих на массовое сознание жителей каждого континента для роста собственного могущества и экономической выгоды;
- происходит процесс несправедливого перераспределения мировых ресурсов, в результате которого меньшая часть человечества (так называемый «золотой миллиард») пользуется имеющимися запасами, обладает высоким уровнем жизни за счет обеднения и нищеты других народов и стран;
- единство человечества переоценивается, глобализация является локальным процессом и затрагивает лишь часть всех живущих на Земле людей, не является мировой тенденцией, а лишь модой и временным явлением.
 
Вопросы. Можно ли дополнить данный список? Какая из позиций близка вам? Почему? Назовите аргументы «за» и «против» по каждой из позиций, опираясь на знание современных общественных процессов.
Неудовлетворенность современными изменениями, связанными с глобализацией, привела к появлению движения антиглобалистов. К ним относятся противники глобализации, обращающие внимание на ее отрицательные стороны для человека и различных общностей: кризис общности и связанные с ним социальные конфликты, ослабление национальных культур в результате всеобщей вестернизации, усиление имущественного и ресурсного неравенства, утечка мозгов и т. п.
 
 
Глобализация и современное развитие человечества
 
Рубеж XIX и XX вв. породил эпоху открытий в разных областях деятельности человека, заложивших фундамент современного информационного общества.
 
Это интересно. 27 марта 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию, в которой провозгласила 17 мая Всемирным днем информационного общества или электросвязи. Этот день - профессиональный праздник всех программистов, системных администраторов, интернет-провайдеров, веб-дизайнеров, редакторов интернет-изданий и всех остальных людей, занятых в сфере информационных технологий. Всего за не-, сколько десятков лет информационные технологии абсолютно изменили облик цивилизации. Они > произвели настоящий прорыв в мировой экономике, предоставили человечеству невероятную прежде роскошь: главными богатствами стали информация и знания. Они открыли человечеству невиданные возможности самообразования. По решению сессии Административного совета Международного союза электросвязи этот праздник отмечается с 1969 г., но до 2006 г. он назывался Международный день электросвязи или Всемирный день телекоммуникаций. Дата выбрана в связи с тем, что 17 мая 1865 г., после двух с половиной месяцев трудных переговоров, в Париже было подписано первое международное Телеграфное Соглашение, : и был основан Международный Телеграфный Союз, с 1932 г. - Международный Союз электросвязи.
 
Коммуникация стала проще и доступнее с появлением железных дорог, телеграфа и авиасообщения, но телевидение, космические спутники связи и особенно компьютерная сеть Интернет создали принципиально новую ситуацию в общении людей и народов между собой.
 
В результате такого взаимодействия и возникло «мировое сообщество», «современная цивилизация». Часто в средствах массовой информации появляются сведения о деятельности таких организаций, как Всемирный банк или Международный валютный фонд. Они регулируют экономические отношения в масштабах всего мира. Политические отношения, конфликтные ситуации, возникающие в разных странах, рассматриваются и разрешаются Организацией Объединенных Наций и созданными ею комиссиями.
 
Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединенные Нации» было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций, подписанной 1 января 1942 г. Устав ООН был утвержден на Сан-францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 г., и подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 государств. 15 октября 1945 г. Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединенных Наций.
 
Если выделять важные смысловые составляющие современной глобализации, следует обратить внимание на следующие направления.
В экономической жизни происходит размывание национальной составляющей в производстве, распределении и потреблении. Например, одежда может быть сшита по итальянской технологии из индийской ткани на китайском оборудовании тунисскими работниками. Во многих случаях невозможно определить национальное происхождение товаров - на первое место выходит торговая марка (бренд), а не страна-производитель.
В политических отношениях происходящие события имеют сложный и многосоставной характер. Конфликты местного значения могут втягивать разные страны мира. Войны, которые ведутся с политическими или религиозными лозунгами, нередко имеют экономические корни и являются борьбой за контроль над ресурсами.
 
В социальных процессах усиливаются миграционные процессы, практически исчезают страны, где проживают представители одного народа. Границы становятся прозрачными, люди перемещаются, нередко в течение жизни несколько раз меняют страны и континенты проживания. Браки между представителями разных народов и рас становятся повсеместным явлением и не вызывают удивления. Профессии меняются очень быстро, поэтому за свою жизнь человек может переменить много разных работ. Интенсивность жизни меняет отношения внутри семьи и между родственниками, в дружеских компаниях и среди коллег по работе. Возникают новые виртуальные сообщества, состоящие из людей, которые никогда не встречались друг с другом.
 
В культурном развитии нарастает конфликт между общепризнанными стандартами поведения, внешнего облика, определяемого модой, и стремлением народов сохранить свою самобытность. Обостряется переживание идентичности, которая выражается в самоопределении человека или группы людей в сравнении с другими людьми или группами, отделении своего от чужого по ряду значимых признаков, представлении о себе, как части некоторой общности, имеющей свою культуру, историю и интересы.
 
 
Символы глобализации и современного человечества
 
Каждая эпоха и каждая страна имеет свои символы и знаки. Изобретение колеса стало одним из символов древнего мира. Пирамиды, оросительные каналы, огнестрельное оружие, письменность, книгопечатание, автомобили - все это символы разных эпох. Свои символы есть и у современной глобальной эпохи. Их много, они имеют разную значимость, поэтому рассмотрим только самые значимые и важные. Одним из них, несомненно, является компьютер и вся созданная на его основе виртуальная реальность. За короткий промежуток времени человечество шагнуло от громоздких машин к персональным компьютерам, ноутбукам и планшетам, которые хранят, передают, обрабатывают, систематизируют, ищут, сравнивают и предоставляют каждому из нас разную информацию.
 
Появилась возможность быстро найти практически любые сведения и факты, не напрягая память. Соответственно не стоит себя перегружать заучиванием, имея под рукой удобный универсальный справочник по всем вопросам. Сегодня компьютерная индустрия стала серьезным бизнесом, которым занимаются миллионы людей. Основатель компании «Microsoft» Билл Гейтс - один из самых богатых людей на Земле. Его власть в новом виртуальном мире превосходит влияние многих государственных лидеров. Пример Гейтса и его коллег доказывает, что реальные перспективы развития имеет только экономика, основанная на интеллекте, высоких технологиях, а»отнюдь не на экспорте энергоносителей.
 
Это интересно и полезно знать
 
Всемирная паутина (англ. World Wide Web) - распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web «паутина») и аббревиатуру www. Всемирную паутину образуют сотни миллионов веб-серверов. Большинство ресурсов Всемирной паутины основаны на технологии гипертекста. Гипертекстовые документы, размещаемые во Всемирной паутине, называются веб-страницами. Несколько веб-страниц, объединенных общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере, называются веб-сайтом. Для загрузки и просмотра веб-страниц используются специальные программы - браузеры (англ. browser).
 
 
Виртуальное пространство изменяет привычки и профессиональную деятельность людей. Все больше и больше россиян работают на дому, отсылая свои работы работодателю по электронной почте. Компьютер прочно вошел в жизнь многих школьников и студентов. Массовое пользование ресурсами Интернета привело к тому, что преподаватели разрабатывают специальные программы, которые позволяют определять степень самостоятельности работы ученика и студента. Компьютеризация коснулась большинства школ, создаются электронные учебники и обучающие компьютерные программы. В современных фантастических романах и фильмах часто рассказывается о приближении эпохи захвата власти компьютерами и полного подчинения людей машиной. Виртуальная зависимость человека сегодня начинает приравниваться к серьезным болезням, при которых необходимо вмешательство специалистов.
 
Вопросы. Какую роль играет компьютер в вашей жизни? Поддерживаете ли вы общение посредством компьютерных сетей со своими сверстниками? Какие компьютерные сети вы знаете? Насколько вы зависимы от компьютера и общения в виртуальном пространстве? Какие признаки виртуальной зависимости вы могли бы назвать?
 
С каждым днем человек все больше начинает вступать в тесные отношения с электронными деньгами и мировыми валютами. Нередко путешествующие за границу практически не имеют в кошельке наличных денег, а только карточки разных банков. Можно оплачивать крупные покупки на расстоянии тысяч километров, преодолевая границы стран и материков. Наличие конвертируемых валют позволяет простым гражданам хранить свои сбережения с большей независимостью от финансовых решений правительств той или иной страны, перемещать капиталы по всему миру.
 
Нередко реклама и шоу-бизнес подталкивают к тем или иным действиям, продвигают определенный имидж, влияют на ценности или даже разными способами их навязывают. Сегодня каждый человек окружен наружной, скрытой, телевизионной, печатной, электронной и другой рекламной продукцией. Лозунги и слоганы проникают в повседневный язык. «Не тормози», «не дай себе засохнуть», «шагни в мир успеха», «будь крутым» — можно найти массу подобных стандартных фраз.
Вопросы. Как лично на вас влияет реклама? Какие рекламные слоганы вам особенно запомнились? На что вы обращаете внимание в рекламе?
 
Мобильный телефон - неизбежный атрибут большинства современных людей. Без него невозможно представить нашу деловую активность. К сожалению, все чаще «живое» человеческое общение заменяется или подменяется разговорами по мобильнику или sms-перепиской. В любую минуту можно найти нужного человека и быстро поговорить, но раздражение и беспокойство переходит в истерику, если абонент по каким-то причинам не доступен или не отвечает на звонок. Современный мобильный телефон практически стал компьютером, позволяет узнавать новости, вести переписку по электронной почте и даже проводить видеоконференции.
 
Вопросы. Какие еще символы глобализации вы можете назвать? Каково их влияние на современного человека и общество? Сделайте короткие сообщения об одном из символов глобализации с сопровождением электронной презентации.
 
 
Глобальные проблемы человечества
 
Глобализация, объединив людей, приводит также и к появлению общих проблем, решение которых требует общих усилий мирового сообщества. Глобальные проблемы человечества охватывают всех землян, невзирая на их различия, касаются всех и каждого.
Глобальные проблемы современности - это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Они являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры.
 
В предыдущем параграфе говорилось об опасности экологической катастрофы, которая на сегодняшний день является одной из самых острых. Глобальное потепление, исчезновение биологических видов, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, озоновые дыры и многое другое ставят перспективы благополучной жизни человечества под угрозу. Наряду с этим сегодня остро стоит проблема военных конфликтов и столкновений между цивилизациями. Растет напряженность в отношениях между народами на расовой, религиозной, языковой, экономической и социальной почве. На политической карте постоянно есть так называемые «горячие точки» - места локальных конфликтов, каждый из которых может разрастаться и потенциально грозит превратиться в ядерное столкновение.
 
Поэтому борьба за мир стала важным направлением общественной деятельности, особенно после кровопролитной Второй мировой войны. Движение пацифистов (противников войны), сторонников ядерного разоружения, последователей мирного диалога стран и народной дипломатии в разрешении конфликтов направлено на ликвидацию военной угрозы.
 
Это интересно и полезно знать
 
Пацифик - международный символ мира, разоружения, антивоенного движения. Изначально создан для британского движения за ядерное разоружение. Он был разработан и закончен 21 февраля 1958 г. Джеральдом Холтомом, профессиональным художником и дизайнером из Британии, для марша, планируемого Комитетом прямых действий против атомной войны. Впервые Знак мира стал известен в США в 1958 г., после того как Альберт Бигелоу приплыл на своей маленькой лодке, украшенной флагом со знаком мира, на место ядерных испытаний.
Голубь мира - выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны I в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира. Первый Всемирный конгресс сторонников мира проходил в 1949 г. в Париже и Праге. Эмблема этого конгресса была нарисована Пабло Пикассо. На ней изображен белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Но и само выражение, и изображение голубя мира появились гораздо раньше. Выражение восходит к библейскому рассказу о голубе, принесшем Ною в ковчег ветвь маслины (Бытие, 8: 10-11). Существует традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений.
 
Угроза применения ядерного оружия обостряется в условиях расширения деятельности международных террористических организаций, которые уже не только проводят кровавые теракты в отдельных странах, но и развязывают войны регионального характера. В последние годы на территории Сирии и Ирака развернуло боевые действия так называемое «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), появившееся в 2006 г. Массовые  убийства, уничтожение памятников культуры общечеловеческого значения, распространение паники и страха, захват заложников и шантаж властей, торговля наркотиками и оружием, подавление любого инакомыслия -неотъемлемые спутники террористов. 2001 г. ознаменован невиданной до тех пор по масштабам террористической атакой на США. В 2004 г. Россию потрясло известие о захвате террористами детей в школе Беслана (Северная Осетия). Список можно продолжать бесконечно.
 
Современным людям необходимо понять, что нельзя решать политические проблемы на основе экстремизма, политики силы, разжигания ненависти между народами, провоцирования вражды представителей разных религиозных групп.
 
К социальным проблемам можно отнести детскую смертность, голод, нищету и неграмотность в ряде стран мира (в первую очередь в странах Африки). Прозрачность границ и постоянные перемещения людей по миру способствуют масштабным эпидемиям болезней, периодически вспыхивающим в разных точках планеты. Лихорадка Эболы, птичий грипп, СПИД и разного рода вирусы эпизодически заставляли страны мира ограничивать поток туристов и закрывать свои границы, вводить специальные медицинские кордоны и тщательно проверять всех приезжающих. Наркомания и алкоголизм в своих разных проявлениях также становятся подлинным бедствием современной цивилизации.
 
Демографические проблемы заключаются в общем неуклонном росте населения Земли, которое в экономически бедных регионах мира грозит взрывом недовольства. Уже сегодня тысячи беженцев из Африки и Азии любыми способами пытаются доплыть до берегов южной Европы, чтобы просить убежища и еды. Масса нелегальных мигрантов создает взрывоопасную обстановку и обостряет социальную напряженность в Италии, Испании и Франции, которых это коснулось в большей степени. При этом в ряде экономически благополучных стран идет старение населения и постепенное размывание коренных жителей.
 
К экономическим проблемам можно отнести истощение природных ресурсов в результате их хищнического использования, техногенные катастрофы, огромную пропасть между богатыми и бедными странами.
В духовно-нравственном отношении обесценивание жизни человека, насилие и жестокость, потеря нравственных и моральных смыслов, преобладание материального над духовным, глобальное потребительство и подверженность массовым настроениям, разрушение семейных отношений и народных традиций способно также привести людей к полной деградации.
 
Главным врагом человека нередко является он сам. Поэтому и решение проблем находится в его руках. В последние годы в России школьники стараются внести свой вклад в улучшение окружающей жизни, участвуя в социальных проектах и добровольческих акциях. Они помогают детям-сиротам, очищают рощи и реки, устраивают общие праздники, обращаются со своими гражданскими инициативами к представителям власти. Только общими усилиями и заинтересованностью мир может решать глобальные проблемы ради благополучия всех людей на планете Земля.
 
 
Вопросы
 
1. Как вы понимаете выражение «глобальные проблемы человечества»? Существовали ли глобальные проблемы до XX в.? Обоснуйте свою точку зрения аргументами и конкретными примерами.
2. Какие позиции по отношению к глобализации существуют в современном мире?
3. Как меняется коммуникация и взаимодействие людей в современном мире? Какие достижения человечества оказали на это влияние?
4. Каковы символы глобализации? Какие символы наиболее значимы и почему?
5. Что такое глобальные проблемы? Каковы их виды?
6. Какие глобальные проблемы являются сегодня наиболее острыми?
7. Почему, на ваш взгляд, возникло движение антиглобалистов?
8. Какие международные организации, решающие глобальные проблемы и играющие важную роль в современном мире, вы можете назвать? Каковы основные направления их деятельности?
 
 
Задания
1. Проведите исследование материалов современных средств массовой информации (печатных, телевизионных или электронных). Какие проблемы в них поднимаются? Насколько, на ваш взгляд, эти проблемы актуальны и остры? По какой проблеме вы бы хотели подготовить свой материал?
2. Дайте характеристику своему общению с компьютером в виде 4-5 прилагательных. Определите, сколько времени в день вы проводите в виртуальном мире. Обсудите со своими товарищами в классе, что для вас лично является положительным результатом использования компьютера, и какие вы видите опасности. Каково ваше отношение к хакерам и компьютерным пиратам?
3. Назовите положительные и отрицательные тенденции глобализации в различных областях общественной жизни.
4. Прочитайте фрагмент из книги «Отец Александр Мень отвечает на вопросы» и ответьте на вопросы. Чем можно объяснить существование национализма? Насколько в современном мире распространена ксенофобия? Как вы могли бы озаглавить данный отрывок?
Дело в том, что национализм как таковой относится к области психологии: человеку свойственно внутренне отталкиваться от чего-то непохожего, чужого. Когда человек попадает в среду, где говорят на другом языке или диалекте, его раздражает аканье, оканье, ему хочется быть в той среде, к которой он привык. Более того, животные всегда боятся чужого, чужак - это первый враг, даже если это представитель того же вида. И вот на этой почве, в борьбе против чужаков, в защите своих территорий, охотничьих угодий, и возникла такая психическая болезнь, которую мы называем «ксенофобия», то есть боязнь чужого. Во время эволюции она играла положительную роль, потому что нередко незнакомое, чужое было опасно, и поэтому если животное или какой-нибудь предок человека сторонился незнакомого, он, вероятно, поступал, правильно.
Но с развитием духовности чужое становится совсем иным - оно становится интересным. Было бы невероятно страшно и грустно, если бы весь мир стал говорить сейчас на одном и том же языке, если бы вся культура превратилась в полное однообразие, если бы мы потеряли богатства Востока, Запада, если бы мир стал монотонным. Разве можно себе представить, чтобы мы похоронили тонкость французского языка, твердость немецкого, и сколько бы потеряла культура, если бы она не знала многообразия, скажем, Древнего Египта, Древней Греции, Рима, Ассирии? Многоцветье человечества прекрасно. И вот там, где человечество поднимается высоко, там оно побеждает ксенофобию. Это симптом высокой духовности...
 
5. Вставьте пропущенные в высказываниях слова (они являются основными понятиями этого параграфа):
A. « зашла слишком далеко, происходящее в одной его части отражается на других». М. Ходорковский (глобализация).
Б. «Истолкование как такого переживания, которое позволяет человеку с полным основанием сказать: я – это Я, то есть, активный центр, организующий структуру всех видов моей реальной и потенциальной деятельности». Э. Фромм (идентичности).
B. «Ответив на вопрос "кто виноват?" - мы возлагаем ответственность, но не решаем проблемы». В. Синявский.
Г. «ООН создали не для того, чтобы помочь нам попасть на "небо", а для того, чтобы спасти нас от ада». У. Черчилль.
6. Выверите один из ответов в предлагаемых тестовых заданиях.
 
Для процессов глобализации характерно:
 
 
A. Бартерный обмен.
Б. Производственная автаркия.
B. Техническая стандартизация.
Г. Закрытость границ.
 
Для процессов глобализации характерно:
A. Забота о строгом соблюдении принципа национального суверенитета в экономике.
Б. Возрастание регулятивной роли транснациональных корпораций.
B. Свертывание миграционных процессов.
Г. Закрытость границ и ограниченность экономического пространства.
 
Процессы глобализации совпадают в современном мире с формированием следующего типа общества:
A. Индустриального.
Б. Информационного.
B. Традиционного.
Г. Авторитарного.
 
Какую из проблем можно отнести к глобальной проблеме современности?
A. Ассимиляция малых народов.
Б. Нестабильность мировых валют.
B. Рост численности населения Земли.
Г. Культ общества массового потребления.
 
Народная мудрость
 
Жить счастливо и жить в согласии с природой - одно и то же
Владеть информацией - значит владеть миром
Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе.
 
 
Примечания
 
1 Ямбург E.A. Что принесет учителю новый стандарт педагога? М., 2014. С. 4.
2 Федоров В.А. Глобализация: тенденции и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия. Политология. 2001. № 3. С. 10-19.
3 Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике / Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М., 2004. С. 431.
4 Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М, 2004. С. 173.
5 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001. С. 170.
 
 
 
А.Н. Иоффе
доктор педагогических наук, профессор АПКиППРО и НИУ «Высшая школа экономики»