Моисеев А.М. Стратегические документы школы

 
 
Почему некоторые школьные документы в последние годы стало принято называть стратегическими?
 
К стратегическим документам школы следует относить те из них, которые: имеют стратегическое значение для развития школы, ее успеха; излагают стратегические управленческие решения, планы, стратегии жизнедеятельности школы. В связи с этим приходится признать, что не все нынешние программы развития школ реально являются стратегическими документами: они весьма нередко не имеют в своем содержании никаких стратегий, не опираются на концепции, модели и методы стратегического управления.
 
Стратегические управленческие решения являются наиболее важными решениями в школе, и от степени их осмысления и принятия к исполнению всеми членами школьного сообщества, участниками образовательных отношении во многом зависит успешность жизнедеятельности образовательной организации в целом. Без фиксации таких решений в документах обеспечить это будет достаточно сложно.
Некоторые стратегические решения требуют документального оформления в обязательном порядке,что закреплено нормативными регламентирующими документами, обязывающими школы разрабатывать образовательные программы, обеспечивать открытость и публичную отчетность.
 
Как строится современная система стратегических документов школы?
 
Представление о составе такой системы в настоящее время только начинает складываться, но уже сейчас можно говорить о триаде взаимосвязанных стратегических документов образовательной организации:
• образовательная программа школы;
• программа развития школы;
• публичный доклад (отчет) школы. Образовательная программа излагает текущую, реализуемую школой образовательную стратегию. Программа развития — это главный стратегический документ школы, который предлагает перспективную среднесрочную стратегию жизнедеятельности образовательной организации на 3-5 лет, включая и стратегию перехода школы в желаемое состояние.
 
Публичный доклад (отчет) образовательной организации может давать общественности, заинтересованным сторонам школы информацию о том, как в определенный период времени школа работала по реализации своих стратегических планов, насколько успешной оказалась эта реализация. Кстати, такая стратегическая ориентация доклада на наиболее важные, приоритетные моменты в работе школы, то есть именно на стратегии, представляется важной предпосылкой его качества. В последнее время в связи с развитием общей линии на информационную открытость школы публичный отчет перестает быть единственным источником информации для общества о конкретной образовательной организации. В этом случае стратегическую роль начинает играть весь пакет документов.
Школа, естественно, может иметь и другие стратегические документы, например, отдельно взятую концепцию образования (образовательную модель школы) и др.
 
 
Как трактуется понятие «образовательная программа школы» в нормативных документах?
 
 
В статье 2 Федерального закона РФ от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» специальные определения получают термины «образовательная программа», «примерная основная образовательная программа» и «учебный план».
1. «Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
2. «Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности? планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы».
3. «Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся».
 
Статья 12 данного закона гласит:
• «...5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное»;
• «...7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ».
Статья 28 закона отмечает, что «образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».
И далее в этой статье читаем: «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
...6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации».
 
Таким образом, в законе даны четкие определения образовательных программ и закреплена высокая степень самостоятельности образовательных организаций в процессе их разработки и утверждения. Последнее предельно конкретно выражено и в статье 13 закона: «...9. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
 
 
Что может пониматься под образовательной программой школы?
 
 
Произнося словосочетание «образовательная программа школы», обычно имеют в виду документ с таким наименованием, уверен, что это толкование не только не является единственно возможным, но и не отражает самого главного в образовательной программе. Образовательная программа школы как документ (при всей ее несомненной важности) — это всего лишь инструмент осуществления реальной образовательной программы, результатом которого являются не исписанные страницы и отметки в журналах, а реальные качества выпускника школы, его обученность, воспитанность, психическое развитие, здоровье, его личность в целом. Образовательная программа школы в таком ее понимании не пишется, а реализуется, проживается,
присваивается школьником вместе с педагогами в напряженной повседневной учебной и другой деятельности, общениях и т.д. Такая образовательная программа школы есть важная составляющая самой главной образовательной программы — образовательной программы Жизни, которую каждый из нас проходит, начиная с младенчества и воспитания в семье и заканчивая последними годами жизни. Ясно, что часть жизненной образовательной программы, приходящаяся на школу, — одна из важнейших и решающих, но все более понятно, что она далеко не единственная, даже в школьные годы. И даже если сводить образование к учению, то и оно сегодня может идти вне формальной системы образования и школы: открытое и неформальное образование развивается во всем мире быстрыми темпами, равные права с образованием в школе получает семейное образование. Сможет л и школа построить и реализовать такую образовательную программу, которая поможет создать основы и стратегические ориентации личности в ходе образования через всю жизнь, — вопрос не только и не столько техники составления документа с названием «Образовательная программа школы», сколько вопрос цели и смысла работы всех педагогических коллективов.
Как же соотносятся эти два разных понимания образовательной программы школы и какие вопросы в связи с этим возникают?
Реальная образовательная программа школы намного шире, чем то, что обычно описывается в документе с таким названием. Это расширение связано с тем, что школьная жизнь намного больше, чем специально планируемые учебные занятия и воспитательные мероприятия, в ней, кстати, как вне сферы организованных образовательных воздействий, так и внутри ее, есть очень много не формализуемых, а часто и неучитываемых педагогами влияний на личность, которые тем не менее являются крайне важными и значимыми для ее (личности) образования. Могут ли все они быть включенными в текст образовательной программы школы? Видимо, нет. Это и невозможно, и не нужно. Но если эти скрытые образовательные воздействия важны,то в образовательной программе школы можно описать не только традиционный образовательный процесс, но и важнейшие характеристики школьной образовательной среды, уклада жизни, школьной организационной культуры.
 
Что не менее важно (хотя и непривычно) — раскрыть важнейшие для данной школы виды деятельности, в которые педагоги на разных возрастных ступенях намерены вовлекать учащихся для достижения заявляемых приоритетов, ценностей и целей образования через проживание соответствующего опыта. А уже из этого спектра деятельностей вывести в дальнейшем изложении образовательной программы школы те составляющие номенклатуры образовательных услуг, которые будут оказываться школой в текущем учебном году. И конечно, речь идет о том, что современному пониманию образовательной программы школы никоим образом не соответствует суженное понимание образования, образовательной деятельности только как раскрытия учебной составляющей школьной жизни.
 
 
Итак, можно говорить об образовательной программе школы на разных уровнях:
 
• образовательная программа школы на уровне усвоения школьником (выпускником) — то, что он прожил, прошел, усвоил. Пройденное, прожитое и присвоенное содержание школьного образования — основа результативности и качества образования. Ради этого, собственно, пишутся и реализуются все образовательные программы;
• образовательная программа школы на уровне осуществляемого школой в определенной образовательной среде образовательного процесса — все, что школа предлагает школьникам для усвоения;
— формальная образовательная программа школы идет через уроки и другие занятия, запланированные воспитательные мероприятия (то, что школа предполагает дать);
• неформальная образовательная программа школы идет всюду, в том числе и на уроках (то, что школа дает реально, часто даже не предполагая об этом);
• образовательная программа школы на уровне документа (документ, в котором отражены образовательные услуги, оказываемые школой).
 
 
Может ли образовательная программа школы быть инновационной?
 
Данный вопрос является, конечно, риторическим, положительный ответ на него подразумевается по умолчанию. Между тем здесь есть что комментировать. Как известно, в ходе проведения конкурсного отбора школ, ставшего одним из наиболее популярных направлений в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006-2008 гг.), эксперты отмечали некое противоречие: конкурс должен был поддержать школы, активно внедряющие инновационные образовательные программы, но оценивать экспертам рекомендовалось прежде всего их программы развития. Данное противоречие объясняется, на наш взгляд, тем, что у большинства школ на тот момент уже имелись документированные программы развития, но не было документированных образовательных программ.
Итак, образовательная программа может быть инновационной, причем это отнюдь не делает ее программой развития школы. Программа развития школы говорит о будущих инновациях, о том, что предстоит внедрить в ближайшие 3-4 года, образовательная программа школы, напротив, должна описать текущие, уже внедряемые инновации.
 
Вот некоторые возможные проявления инновационности образовательной программы:
• новые ценности образования, реализуемые в практике (в том числе подготовка инновационно мыслящих и действующих людей как ценность);
• новые цели образования и новые приоритеты и акценты в целеполагании (новые группы и новые отдельные цели, в том числе инновационность, подготовка инновационно мыслящих и действующих людей как цель);
• новые идеи, смыслы, концептуальные подходы;
• новые (более высокие по качеству в рамках имеющихся номинаций — групп результатов и новые ценные номинации) и инновационные (в области подготовки будущих инноваторов, создателей и пользователей новшеств) продукты, эффекты, результаты образования (образовательные и социальные — если их нет, не о чем говорить!);
• новое качество школьной жизни (обучающихся и взрослых);
• новые принципы образования, реализуемые в практике;
• новые свойства, характеристики, ориентации образования;
• новые возможности образования;
• новые траектории и маршруты образования;
• новые межпредметные и межпроцессные связи в образовании;
• новая структура образования;
• новое содержание образования и его новое структурирование;
• новые методы, средства, приемы, инструменты, новые технологии образования (обучения и внеурочной работы);
• новые связи — коммуникации — отношения в образовательном процессе;
• новая и инновационная образовательная среда, школьная культура, уклад и стиль школьной жизни;
• новые условия образования;
• новая организация образования;
• новые формы организации учебной деятельности;
• новые способы диагностики обученности, воспитанности;
• новые способы оценки обученности, воспитанности;
• новые способы сопровождения образования. Заметим, что возможность и желательность инновационности образовательной программы не следует понимать как ее должное и обязательное качество. Может быть инновационной — не значит должна.
 
 
Каковы сходства и различия между образовательной программой и программой развития школы?
 
Образовательная программа и программа развития школы как стратегические документы имеют ряд важных сходств, о которых не следует забывать, увлеченно ища их различия.
1. Обе программы могут пониматься не только и не столько как документы, сколько как набор необходимых действий или как некое присваиваемое культурное содержание.
2. Взятые в качестве документов и образовательная программа, и программа развития школы могут считаться стратегическим документами школы,только образовательная программа фиксирует текущую стратегию образования в ее реальном осуществлении, а программа развития школы рисует цели завтрашней школы и стратегию перехода школы от нынешней ситуации к желаемому завтра.
3. Оба документа имеют самое прямое отношение к образовательной подсистеме школы, образовательному процессу.
4. Оба документа обращены как внутрь школы, так и к ее внешнему окружению.
 
Важнейшие различия между образовательной программой и программой развития школы формулируются следующим образом.
1. Образовательная программа — это документ, отражающий текущую номенклатуру оказываемых школой образовательных услуг, а программа развития школы помимо прочего описывает завтрашние цели образования и завтрашние образовательные услуги, обеспечивающие их достижение. Оба документа имеют стратегическое значение, но один документ — текущий, другой — перспективный.
2. Образовательная программа отражает функционирование образовательной системы школы, включая и те нововведения, которые уже вошли в школьную жизнь. Программа развития школы не может не быть акцентированной на инновациях, она прежде всего содержит план осуществления будущих инноваций, приводящих школу в новое состояние. Программа развития школы — план не столько образовательной, сколько инновационной деятельности.
3. Программа развития школы имеет своим предметом целостную школу, взятую в единстве образовательной, обеспечивающей, управленческой, инновационной и иных подсистем, в то время как образовательная программа центрирована на образовательной подсистеме как самой главной и самой интересной для потребителей образовательных услуг.
4. Образовательная программа является обязательным документом школы, программа развития школы, как всегда подчеркивали разработчики ее научно-методических оснований, делается по решению школьного сообщества. Хотя уважающие себя современные школы имеют оба эти документа, причем не из-за административного принуждения, а по причине понимания их полезности.
 
 
А. М. Моисеев, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по инновационной и проектной деятельности, профессор кафедры образовательного менеджмента ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»