Михайлов И.Е. Уроки исторической географии в школе

 
Интеграция истории, географии и литературы
 
Историческая география - это география какой-либо территории на определенном временном этапе ее развития. Так, историческое землеведение изучает палеоландшафты территорий. Историческая политическая география изучает изменения политической карты и государственного строя стран на карте мира. Историческая демография изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях в прошлом, а историческая культурная география - материально-духовную культуру народов. Историко-географическое страноведение позволяет увидеть прошлое страны и соотнести его с настоящим. Прошлое - это мост в будущее, без прошлого нет настоящего.
 
Заглянуть в прошлое территории данного географического места, привить навык его реконструкции позволяет изучение следов человека на Земле. Даже ограничившись прошлым территории за последние 100 лет, мы увидим, что артефактами историко-географической реконструкции станут видимые невооруженным, но внимательным зрением несуразицы в рельефе местности. Фруктовый сад на участке соснового леса, заросшие травой железнодорожные пути, разбросанный щебень и строительный мусор там, где его, по идее, не должно быть, и так далее. Имея в руках подобные артефакты, учащиеся анализируют имеющуюся по данной местности литературу, строят предположения и выдвигают гипотезы. Итогом работы служит очерк (историко-географическое расследование), в котором с максимальной достоверностью предстает быт и характер деятельности людей, живших на этой территории в пределах изучаемого отрезка времени. Учащиеся в рамках исторической географии обращаются к прошлому человека на Земле. При этом объектами исследования выступают не далёкие и неосязаемые австралопитеки и архантропы, а реальные люди, жившие и творившие здесь всего несколько десятилетий назад.
 
Изучение следов человека чрезвычайно важно для формирования географического мировоззрения. Так, школьники должны уметь отличать песчаник от мегалита, то есть природное образование от творения рук человека. Порой пары десятилетий хватает, чтобы полностью забылось, стёрлось из памяти прошлое территории. И человек уже не понимает, например, откуда в молодом березовом лесу взялись кусочки серы или битого стекла в почве. Применяя свои знания из курса биологии, школьник учится соотносить вторичную сукцессию и строительные работы в, казалось бы, самом что ни на есть древнем лесу. Без подобного соотнесения нельзя понять прошлое территории по следам человека. Не овладев экологическим прошлым, человек не увидит его будущего, станет информационным зомби.
 
Откуда в березняке-брусничнике взялись траншеи? Эрратический валун или фрагмент бетонной массы обнаружен в лесу? Откуда в пыли грунтовой дороги взялся известняк? Почему в старом лесу имеются участки молодого леса, где деревья стоят в ряд? Старый фундамент неглубоко под землей - от чего он? Эти и подобные вопросы предлагаются учащимся в рамках проектной деятельности, нацеленной на их историко-географическое просвещение и развитие умения логически мыслить, рассуждать, анализировать, строить гипотезы, работать с литературой, общаться с людьми. Культурные следы человека - это дома и церкви, дороги и кварталы, забытые и затерянные в лесах тропы, городища и селища, курганы и могильники, заброшенные деревни и разбитые фабрики, военно-фортификационные сооружения. Сочетание следов человека на одной территории также представляет неизменный интерес при выполнении проектной работы.
Провести историко-географическое расследование местности можно в ходе похода-экскурсии.
 
 
Поход-экскурсия (фрагмент)
 
Песчаные карьеры и рекреация Цели и задачи.
 
1. Изучить особенности добычи песка на затопленных песчаных карьерах.
2. Рассмотреть прошлое территории в связи с добычей песка, рекреационные возможности территории с позиций медицинской экологии.
3. Привить навык полевой экскурсии в условиях туристического похода.
Оборудование: полевые блокноты, фотоаппараты, компасы, бинокли, гербарные папки, оберточная бумага, бумажные пакеты для сбора природного материала, топографические карты места проведения экскурсии, походные рюкзаки, атласы-определители растений, топографическая карта местности.
Место и время проведения: Московская область, Люберецкий район. В выходной день.
Продолжительность похода-экскурсии - 1 день.
 
Ход экскурсии
1. Организационный момент. Сбор у метро Кузьминки. Проезд в город Лыткарино до остановки «Волкуша». Правила безопасности жизнедеятельности в походе-экскурсии.
2. Основная часть.
Этап 1. Проход через лесопарк и выход к песчаному карьеру.
 
Остановка 1. Прошлое территории.
Рассказ учителя.
Мы находимся на территории урочища Волкуша. Озеро, которое мы видим, является искусственным, образованным на месте рекультивированного песчаного карьера, в "котором с 1935 г. велась добыча белых кварцевых песков аптского яруса мелового периода. Озеро окружено невысокими куполообразными холмами. До недавнего времени название Волкуша не было нанесено на топографические карты, как и названия окружающих рукотворное озеро холмов - Выржа, Волчиха, Долгая и Каменная.
Лыткаринские высоты, на территории которых расположено рукотворное озеро Волкуша, прославились месторождениями песчаника и кварцевого песка. В конце юрского период здесь было дно древнего моря. Впоследствии по этой местности прошел ледник, оставив в мягком песчанике глубокие шрамы и борозды. На рубеже XIX -XX вв. этот район исследовал русский геолог А. Павлов, который в своей книге «По Московскому краю» (1927) так описал окрестности деревни Волкуши: «Попробуйте в этом лесу ударить молотком или толстой палкой по земле - сейчас же раздастся глухой продолжительный гул - настолько глубоко здесь залегают чистые пески и плотные породы... Спустившись на дно, попадаешь как бы в снежную яму - настолько бел песок».
Активная разработка Волкушинского песчаного карьера началась в тридцатых годах XX в., когда здесь обнаружили богатое месторождение кварцевого песка, идеально подходящего для производства высококачественного стекла. 15 октября 1935 г. был заложен первый камень ремонтно-строительного цеха Лыткаринского завода оптического стекла. В 1939 г. Лыткаринский завод оптического стекла выпустил первую продукцию - пять прожекторных зеркал диаметром полтора метра. С тех пор 10% добываемого в СССР кварцевого стекольного песка вывозилось из окрестностей поселка Лыткарина.
Песок переправляли по р. Москве на баржах. Чтобы песок довести до р. Москвы, были построены две узкоколейные железные дороги. По всему карьеру шла вереница путей. В 19б0-х гг. узкоколейная железная дорога была закрыта, и на карьер провели линию широкой колеи.
 
Задание.
В рамках изучения следов человека найдем эти железнодорожные пути на местности, отметим их направление на топографической карте. Попытаемся найти артефакты существования здесь еще 50 лет назад деревни Волкуша.
 
Историко-географическое расследование
В том месте, где узкоколейная железная дорога пролегала по лесу, сохранилось полотно. Вдоль всей дороги можно найти рельсы, много их и на самом карьере. Там, где дорога идет по полю, следов практически не осталось, но, опять же, встречаются рельсы и костыли. На месте пристани остался лишь небольшой залив. Также сохранилась брошенная станция с путевым развитием. На грузовой станции Лыткарино в 2000 г. еще лежали местами узкоколейные пути. Сейчас на их месте построен склад. Возможно, когда-то узкоколейная железная дорога доходила непосредственно до станции. В 1974 г. месторождение истощилось, и карьер был законсервирован.
Средством обучения на уроках исторической географии в школе могут стать фрагменты художественных произведений. Например, задача учащихся может заключаться в том, чтобы показать на современной географической карте следы острова Буяна и древнерусского города Китежа. В процессе работы по заданному алгоритму школьники восстанавливают историческую картину этого географического пространства Руси.
Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, К царству славного Салтана...
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане
 
«А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору - новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевомразгроме там свежи. Укажут и "тропу Батыеву" и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор -с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый,разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, - откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских».
П.И. Мелышков-Печерский.  В лесах
 
Историко-географическое расследование
Из русского фольклора Буян известен как сказочный лубочный остров-град, наделенный чудесной силой. На нём хранятся волшебные вещи, которые помогают бороться с инфернальным миром. На острове растёт дуб, в ветвях которого спрятана смерть Кощея. Там же на острове есть священный камень алатырь, обозначающий центр мира. Кто сумеет найти этот камень - у того все желания исполняются. В XIX в. к этому народному фольклору прикоснулся великий русский поэт А.С. Пушкин. Со слов своей няни Арины Родионовны он записал несколько сказочных сюжетов, которые впоследствии переработал. Арина Родионовна была родом с русского Севера, где сохранились архаичные предания, пришедшие из русской древности. Северные области России исторически прочно связаны с балтийским регионом, откуда заимствовались многие предания.
В «Сказке о царе Салтане» поэт переложил на стихи древнее предание, повествовавшее об островном государстве и его столице, которая охранялась береговой стражей и вела международную торговлю. На Руси «буяном» именовали высокое место, холм и отвесные скалы, возвышавшиеся из моря. Напрашивается сравнение со словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок над водой. Многие народные заговоры, отражавшие суеверное мировосприятие, начинались со слов: «На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь...». Этим загадочным именем скреплялось заклинание. Причем исследователи фольклора давно заметили, что Алатырь так или иначе связан с Балтикой.
Таким образом, наибольшее сходство сказочный остров Буян имеет с реальным островом, самым крупным на Балтийском море, - островом Рюген. По мнению историков, в древности Рюген имел обширные культурные и торговые контакты с Русью. Как известно, исконным названием острова было Руян. Рюген состоит из меловых пород, и его главной достопримечательностью является белая скала «Королевский трон», возвышающаяся над морем на 180 м. По легенде, чтобы подтвердить свой титул и право на власть, будущий король должен был со стороны моря подняться от ее подножия к вершине. Отвесная скала утверждала своим незыблемым величием священное королевское право. Память о «белом камне Алатыре» с тех времен сохранилась в русской традиции. На похожей меловой скале, выдающейся в море, в древности находился город Аркона, название которого дословно означает «белая гора». Немецкий летописец Гельмольд называл Аркону главным городом, столицей острова Рюген. А датский летописец Саксон Грамматик писал о гвардии, состоявшей из 300 воинов, на плечах которых лежала обязанность охранять остров Руян и его столицу Аркону.
 
Имя Гвидон Пушкин заимствовал, по всей видимости, из древнего сказания о Бове-королевиче, которое также передала ему Арина Родионовна. Это имя широко известно и в эпосе, обращение к которому отчасти позволяет восполнить образ. Саксон Грамматик пересказывал предание о Бове, который был сыном русской королевы и правил на Балтике. Легенда о Бове повествует о добром короле Гвидоне, которого в междоусобице умертвил коварный король Додон. Гвидон правил «в великом государстве, в славном городе Антоне». Поздние пересказчики уже не помнили древнего названия Аркона и подменили его более близким и понятным - Антон. Антон - это столица королевства, вокруг которого кипела борьба за власть. Бова мстит убийце своего отца Додону и возвращает себе королевский престол.
 
Имя царя Салтана А.С. Пушкин произвел от турецкого государя Султана Султановича, которое является позднейшим вымыслом. Мы можем предположить, что в изначальном варианте древнего предания оно было другим, ведь родовое сказание всегда носит генеалогический характер и обычно помнит имена. Но в устном переложении из поколения в поколение первоначальное имя было утрачено. Так появилось имя Султан Султанович (или Салтан в пушкинской обработке). Она несет в себе важнейший исторический смысл - «мимо острова Буяна» на восток, «в царство славного Салтана», плывут сказочные купцы. Здесь перед нами описание известного торгового пути «из Варяг в Греки», начинавшегося на юге Балтики и ведшего до города Константинополя. В образе царства Салтана можно почувствовать намёк на Византийскую империю, находившуюся с 1453 г. под властью турецкого султана.
 
Няня Арина Родионовна пересказала поэту эпический цикл, в котором последовательно действовали русские короли Гвидон, Бова, и Додон, правившие на южном побережье Балтики.
 
Для выяснения местоположения города Китежа обратимся к двум историческим источникам: «Китежскому летописцу» и «Повести и взысканию о граде сокровенном Китеже». Согласно им, город отстроил некий Юрий Всеволодович, пристав «к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее он пересек реки Узолу, Санду и Керженец и нашел красивое место на берегах озера Светлояра, где решил построить Большой Китеж. Русский хан Батый узнал о Китеже и приказал его захватить. Был захвачен Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал хану о тайных тропах к озеру Светлояр. Хан преследовала Юрия, и вскоре достиг стен города. К удивлению хана, у города совсем не было никаких укреплений, его жители даже не собирались защищаться и только молились. Хан атаковал город и остановился, так как из-под земли внезапно хлынули фонтаны воды и стали затапливать город. Нападавшим пришлось отступить, и они только смогли увидеть, как город погружался в озеро. В силу этого, озеро Светлояр в наши дни называют Русской Атлантидой.
Таким образом, город Китеж находился в северной части современной Нижегородской области, на берегах озера Светлояр у рекиЛюнда.
 
 
 
И. Е. Михайлов,
учитель географии, Москва