Комиссарова Т.С. Взаимосвязь экологической культуры и духовности личности

 
«Познание души много способствует познанию всякой истины,
особенно же познанию природы»
 
Аристотель
 
 
 
Сегодня педагогическая наука активно наполняется новыми понятиями и категориями. Появились такие понятия как образовательная парадигма, компетентностный подход и т.п., которые уходят от обыкновенных толкований Д.Н. Ушакова, автора Толкового словаря русского языка. Становится популярным определение образования как приобщения к ценностям культуры и, соответственно, цели образования - культурные ценности, которые в процессе образования должен присвоить студент или учащийся.
 
Однако, цели образования по своей сути всегда остаются неизменными и диалектическое единство воспитания и обучения является педагогической константой. Ученик, студент, молодой человек должен в идеале стать стал гармонически развитой личностью. Мы позволим себе относить к таковой человека, которому присуща гармония тела, души и духа. Другими словами - это личность, дух и душа которого формируются на определенных основаниях, или как сейчас принято говорить, на определенных ценностях и обитают в здоровом теле. К сожалению, не очень много людей, которые обладают физическим и духовным здоровьем и чувствуют «датчик» духовного благополучия в виде спокойной совести, понимания смысла своей жизни.
 
 
Поворот образовательных результатов в сторону соответствия образовательным стандартам оказался неблаготворным для нравственно-воспитательной ценности образования, а на самом деле сводится к формализованному сопоставлению научной образованности и нравственной воспитанности человека в соответствии со стандартными основаниями и соответствующими критериями. (Формализация критериев - дело весьма опасное. Так, например, и пустыня, и арктическая тундра могут характеризоваться одинаково низким критерием, хотя представляют собой совершенно разные ландшафты). Заметим, что никакие стандарты в принципе не освобождают от ответственности за формирование нравственной духовной личности тех, кто избрал свой путь, связанный с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Осмелимся предположить, что именно его - воспитания - успехи определят будущее нашей страны.
 
Взаимодействие экологического и духовного контекстов в педагогической теории и практике воспитания молодого человека весьма актуально для нашего времени. Экологическая культура и духовное становление личности тесно связаны между собой, ибо и то и другое формируют отношение человека к окружающему миру, определяют основы принятия решений по взаимодействию в окружающем пространстве.
 
 
В наше время активно обсуждается наличие экологического кризиса на планете в целом, проходят экологические форумы, международные конференции, «зеленая» тематика обсуждается во всех ее ипостасях, проблемам экологического просвещения и формирования экологической культуры у подрастающего поколения посвящены многочисленные диссертации. Правда, следует признать, что педагогические успехи экологической политики несравненно малы по сравнению с прилагаемыми усилиями, но это -другая тема для обсуждения.
 
 
Понятие «экологической культуры» ввел академик Д.С. Лихачев, обративший внимание общества на важность сохранения и поддержания культурной традиции для выживания человечества. Мы рассматриваем понятие экологической культуры в широком смысле и признаем, что она включает и социально-природные взаимоотношения, и природосообразное поведение, и экологическую этику отношения к природе и друг к другу.
 
В том, что экологический кризис набирает силу, уже нет сомнений. Информации об ухудшающихся экологических условиях жизни предостаточно. Есть мнение о том, что мы живем в эпоху смены цивилизации. Индустриальная цивилизация сменяется следующей, которую предсказывал В.И. Вернадский, называя следующий этап развития биосферы ноосферным. Имеются и другие наименования переходного периода - постиндустриальный, информационный и т.п. Но как его ни назови - очевидно то, что для времени перехода необходим анализ и определение инвариантных ценностей нового периода бытия с учетом экологических приоритетов. Такая экологическая революция должна произойти прежде всего в сознании человека, «в головах».
 
О сознании, духовности в современном обществе тоже стали говорить много, часто и охотно. Термин употребляют люди в самых разных контекстах, но общее то, что духовность человека или общества воспринимается как его положительная характеристика. И вовсе необязательно, что духовность - это религиозность. Вспомните: «мы кузнецы и дух наш молод»...
 
Если обратиться к толковым словарям русского языка, то расхождения в определении понятия лишь подтверждают широту того спектра, который характерен для понимания духовности у современников в целом.
 
 
Согласно культурологическому понятию, духовная культура или духовность состоит из многих областей. Коротко - это то, что не материально, это объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные в религиозных учениях, и практиках, а также в художественных образах искусства.
 
Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовности противопоставляется бездуховность (низкая культура). Проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью.
 
Общепринятым сегодня становится понятие «духовно-нравственное воспитание». Нравственность - это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. В более узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей. А поведение каждого напрямую зависит от тех установок, тех ценностей, того культурного уровня, того воспитания, которым руководствуется человек.
 
Культурологический подход к образованию вызвал к жизни «экологию духа». Мы рассматриваем взаимосвязь экологической культуры и духовности личности в педагогическом контексте. Тогда процесс воспитания личности будет заключаться главным образом в том, чтобы создать педагогические условия для присвоения убеждений, ценностей, которые будут определять дальнейшие поступки человека, позволят сделать выбор между добром и злом.
 
 
Можно сказать, что в общем виде воспитание - это работа по сохранению и воспроизводству человеческого качества. В основании духовно-нравственного воспитания лежит идея усовершенствования человека. Идея человеческого качества как видового свойства идет от евангельской идеи изменения человека, улучшения его личных качеств.
 
Мы бы хотели декларировать некоторые дополнительные возможности, которые появляются в педагогическом процессе освоения экологической культуры у подростка, воспитанного на основе православных ценностей. Заметим, что необходимо хорошо представлять себе триединую сущность подростка, выражающуюся в единство тела, души и духа, понимать единство материального и духовного, с преобладанием духовного начала. Православный подросток знает и исповедует определенные запреты, различает добрые и злые поступки.
 
 
Еще Василий Никитич Татищев, автор труда «История Российская с самых древнейших времен, неусыпными трудами через тридцать лет собранная», главной наукой считал философию, ибо она способна ответить на главные вопросы бытия о духовном и телесном. Духовное строится на вере в Творца и обращение к сверхъестественному, которое не постигается разумом. Наука же опирается на разум, с его помощью изучает телесное в мире и человеке.
 
Некоторые ученые рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независящие друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis - двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).
 
Философы - материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей. (http://txt.rushkolnik.ru)
 
Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией.
 
Итак, некоторые философы отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Другие верят тому, что мир есть движущаяся материя, сознание является функцией мозга человека, а душа - это выдумка идеалистов и богословов.
 
 
Однако по представлениям философов всех времен и народов человек обладает душой. С позиций сегодняшнего дня видно, что в прошедшее советское время, называемое еще и «безбожным», душа оказалась под идеологическим подозрением. Она была цензурно поставлена под запрет. В этом контексте не только философия, но даже психология оказались «бездушными». Считалось в пылу атеистической борьбы, что душа - это религиозно-идеалистическое понятие. Слово «душа» оставалось лишь на бытовом уровне, а в науке ее заменили словами «психика», «сознание».
 
 
Сегодняшнее обращение к религии, позиционируемое в России, имеющей православного президента, возвращает представление о том, что Россия была и есть страной православной культуры, православной жизненной традиции, обращает нас к душе. Тем не менее, надо понимать, что хотя богоборческий период в истории нашей страны казалось бы пройден, одобрение его еще долго будет жить в умах многих людей. Наивно предполагать единодушие по отношению к религии у всех членов общества. Намного легче жить и не внимать никаким запретам, вернее, добру и злу внимать равнодушно, вкушать запретный плод, не думая о последствиях.
 
 
Однако, есть мнение ученых о том, что сегодняшний высокий уровень развития науки лишь подтверждает наличие и величие Творца, непостигаемость высшего разума. Достаточно сказать о том, что такие всемирно известные ученые и общественные деятели, как лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, лауреат Государственной премии СССР академик С/П. Филатов, академик Ухтомский, великий педагог Н/Д. Ушинский, В.И. Вернадский -автор концепции ноосферы и другие были глубоко религиозными людьми. Идея о том, что Бог разумен и лично связан с каждым, оказала глубокое влияние на таких ученых, как Коперник, Галилей, Ньютон, Паскаль и Фарадей. Эти блестящие умы искали разгадки тайн мироздания, считая его Божьим творением.
 
 
Но это было когда? Однако, наш современник, сэр Фред Хойл (1915-2001), известный английский астроном, автор термина «Большой взрыв», убежденный агностик, был поражен свидетельствами в пользу Творца. Это побудило его писать о том, что здравый смысл при интерпретации фактов подсказывает, что какой-то суперинтеллект распорядился и физикой, и химией, и биологией, и что нет смысла говорить о каких-то слепых природных силах (13). http://y-jesus.org/russ-ian/more-endnotes /science-christianity-compatible/ К такому же выводу пришел и Эйнштейн, хотя он не был религиозен и не верил в Бога. Эйнштейн задумывался о гениальном создателе Вселенной, называя его умом с таким превосходством, в сравнении с которым все систематическое мышление и действия людей меркнут в своей незначительности. (wikipedia.org/wiki/ Эйнштейн,_Альберт)
 
 
За последние полвека ученые обнаружили, что крошечная молекула, называемая ДНК, является «мозгом» каждой клетки нашего тела и всех других живых существ. На булавочной головке ДНК содержится столько информации, сколько вмещает количество книг в мягкой обложке, которым можно опоясать Землю 5000 раз (4).
 
И если известный атеист, британский философ, посвятивший 50 лет своей работы и лекций развенчанию Бога, поменял свою позицию, то это имеет огромные последствия, и особенно для материалистов.
 
Так в 2004 году абсолютным потрясением для научного мира стало выступление известного профессора философии Энтони Флю, столпа научного атеизма XX столетия, в котором он открыто признал существование Бога. Атеизму неожиданно пришел конец, когда профессор узнал о потрясающем интеллекте, лежащем в основе ДНК. Профессор Флю объясняет, почему он больше не атеист: «Думаю, что материал ДНК показывает, что за объединением всех этих чрезвычайно сложных элементов должен стоять интеллект. ..Похоже, что результаты более чем пятидесятилетнего исследования ДНК дают материал для нового и значительно веского аргумента в пользу замысла Творца». (http://wwwkpru/daily/26l 11/3007042/). Открытие невероятного интеллекта в основе ДНК убедило многих бывших агностиков и атеистов, что жизнь в нашей Вселенной не является случайностью. (7)
 
 
Именно современное развитие науки, познание законов мироздания убедили многих в том, что разумный Творец спланировал и сотворил нашу Вселенную. Главные три свидетельства в пользу такого убеждения: в первую очередь открытия в области исследования начала Вселенной и ее законов, во-вторых - удивительно точная настройка законов природы, которая делает жизнь возможной, и третье свидетельство - изощренная сложность ДНК.
 
 
Итак, Земля - дом для человека, данный ему Творцом. «Обитатель» этого дома имеет бессмертную душу и жить с ней надо по совести. Таковы очевидные, в том числе главные и экологические установки, способствующие выбору «образа» жизни, отношения к ней, к окружающему пространству, ландшафту, существованию в нем, его освоению, сбережению и поведению человека в социуме.
 
Разумеется, такие установки зависит напрямую от семейного воспитания, образования, состояния «среды обитания», моральных качеств и стремлений значимых взрослых, представлений о том, как надо жить правильно и достойно, чтобы не вступить в противоречие с самим собой.
 
Человек должен иметь собственные ответы на вопрос о том, зачем он живет, как поступать верно, кто вложил в душу властную потребность следовать в своей деятельности нормам морали и нравственности даже тогда, когда это грозит неудобствами и бедами?
 
 
«Кто внимательно наблюдает за детьми, тот согласится, что уже с ранних лет обнаруживаются не только слабость и недостаток опыта, но и беспорядочное желание удовольствий, жадность, склонность к тщеславию, к зависти и другие дурные наклонности. ...Эти ростки зла скоро и страшно размножаются, если им постоянно и твердо не противодействовать. Поэтому каким бы хорошим не казался ребенок по своим природным свойствам, необходимо, чтобы он получил должное воспитание» (Маслов Н.В., 2007, с. 412).
 
Коль существует добро и зло, свобода выбора личности, то непременным условием воспитания, на наш взгляд, является всестороннее объяснение природы зла, запрета на него как на грех и гибельные последствия для души. Именно вседозволенность, отсутствие боязни греха, отсутствие угрызений совести и ведут к катастрофам, к духовно-экологическому кризису личности, к ее гибели физической и духовной.
 
Воспитанный в православной вере человек имеет Божественное наставление - как ему жить, чем руководствоваться, во что верить. Мать - земля, кормилица,- говорили русские люди. Столыпин считал, что главное богатство России - это земля.
 
 
«Сущность православного воспитания - это воспитание благородства, благонравия и благочестия» (Маслов Н.В., 2007, с. 408). Так и хочется задать риторический вопрос: это ли не принципы экологической культуры, это ли не цели воспитания гражданина? Напрашивается вывод о том, что экологическая культура легче, осмысленнее присваивается подростком, воспитанным в духе православия, понимающим православную культуру. (Заметим, что вероисповедание - дело семейное, личное дело каждого человека, хотя общепризнано, что Россия традиционно страна православной культуры и даже имеет православного президента).
 
 
Есть мнение, что в наше время христианские, традиционные ценности вошли в противоречие с демократическими свободами....Но в большинстве случаев в педагогической реальности оказались отринутыми и религиозная, и коммунистическая духовность. Взамен гуляют аморфные общечеловеческие ценности без намека на исторически преемственную духовность.
 
 
Известный петербургский ученый -педагог, философ образования проф. Колесникова И.А. определяет наше время как эпоху глобальных перемен, которая предваряет очередной переломный период в жизни человечества. Происходит пересмотр нравственного потенциала эпохи, переоценка способности образования выполнять свою миссию в духовном и нравственном развитии общества. Наступает эпоха кризиса, свободы от того, что называют моралью. Личность разрывается на части, разламывается.
 
Внутри педагогического сообщества темой, достойной консолидации, может стать образование человека нового осевого времени. (3)
 
Очевидно, что в результате воспитания подросток должен поверить своим наставникам в «правильность» присвоения высокой нравственности, экологической ответственности, экологической культуры, понять окружающее географическое пространство как свой дом и почитать Творца через познание Его творения.
 
И последнее: что же сохраняет целостность человеческой души, человеческой личности? Святейший патриарх Кирилл отвечает, что это добродетель, которая называется целомудрием, а именно такой образ жизни, который направлен на сохранение внутренней целостности личности.
 
 
 
Литература
 
 
1. Глебов ВВ. Экологическая психология: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. - 243с.
2.Дерябо С Д., Ясвин В А Экологическая педагогика и психология,- Ростов н/Дону :199б.-47бс.
3.Колесникова И. А Педагогическая праксеология: Учеб. Пособие для студ. высш.пед. учебн. заведений / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 25бс.
4.История биологии с начала XX века до наших дней. - М.: Наука, 1975.
5.Комиссарова Т.С. Духовно-нравственное воспитание школьников в русских школах Балтии//Материалы Международной научно-практической конференции. Кохтло- Ярве: Кохтло-Ярвенская славянская гимназия Rotulus, 2003
6.Комиссарова Т.С, Макарский AM. О становлении экологического воспитания в России // Материалы междунар. практ. конф. «Русская школа: история и современность, ценности и опыт работы. -СПб.: ЛГУ, 2005. С. 22-24.
7.Лаговский В. Известный британский философ-атеист Энтони Флю: «Бог есть!/ Комсомольская правда. 26 Июля 2013, http://www.kp.ru/daily/26l 11/3007042/
8.Маслов НВ. Основы русской педагогики. М.: ООО «Самшит-издат», 2007.
9. Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в Троицком соборе Данилова монастыря в день празднования 30-летия возрождения обители, 2014.
10.Сурдин В. Миры Фреда Хойла //»3на-ние-сила», №2,2003 с.28-35.
11.Основы православной культуры и этики: Методическое пособие, Смоленск 2004.
12.Феофан Затворник. Основы православного воспитания. Киев, 2002.
13.Феофан, Вышенский Затворник. Начертание христианского нравоучениям.: 1998.
14.Хойл.Ф. Математика эволюции. М.: РХД2012.
15.Энтони Флю Бог есть: Как самый знаменитый в мире атеист поменял свое мнение. 2007.
 
 
Т.С. Комиссарова, профессор ЛГУ им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург