Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    В.С. Пажетнов, С.В. Пажетнов, С.И. Пажетнова
     
    Мохнатое чудо
     
    Фотоиллюстрации В. Пажетнова

    Уничтожение бурого медведя привело к тому, что в Западной Европе он почти исчез еще в XVIII веке.
    В настоящее время его не найти и во многих регионах России. Спасти "хозяина леса" взялись русские ученые. Более 30 лет их изучали биологи Пажетновы в Центрально-лесном государственном биосферном заповеднике "Чистый лес".

    С глубокой старины и до наших дней бурых медведей убивают ради питательного мяса, целебного жира и красивой шкуры. Со временем охота на них приобрела особое значение: они стали престижным трофеем. За красивого лесного зверя платили огромные деньги, а их чучела, стоящие на задних лапах с оскаленной пастью, экспонировали в качестве символа особого мужества и единоборства с «хозяином леса».
    Косолапые — дневные хищники. Ночью они видят плохо, поэтому предпочитают искать корм в вечерние и утренние сумерки Такой режим жизни — вынужденный, выработанный веками Но современная техника отобрала у этих лесных красавцев возможность спрятаться от человека и в темноте, так как люди стали применять карабины с прицелами ночного видения.
    Самой престижной была и остается охота на берлоге, которую отыскивают по оставленным на первом снегу следам зверя. По ним же определяют и его размер. Шансов на спасение у него практически нет, поскольку животное расстреливают в упор. Бывает, что окруженный медведь успевает кинуться на людей, поранить кого-нибудь и даже убить. Тогда человеческая молва передает это событие из поколения в поколение, оно обрастает небылицами.

    «Приоритетность» охоты на бурого медведя привела к трагическим последствиям, во многих странах Западной Европы он исчез еще в XVII-XVIII вв., сохранившись только в труднодоступных горных районах. В наши дни зверь остается промысловым на Балканах, в Беларуси — занесен в Красную книгу, возможность его восстановления рассматривается Австрией. В Скандинавии разрешен отстрел в основном упорных «охотников» на домашний скот. В нашей стране вопрос об охране «хозяина леса» не стоит, зверя повсюду безжалостно уничтожают. В результате в центральной части Европейской России наметился спад численности вида, а в некоторых регионах его вовсе не увидишь.
    Бурый медведь — животное умное. Он питается в основном растительной пищей' травой, листьями многих деревьев, кореньями, ягодами и орехами. Но если ему повезет, то не упустит случая напасть на лося или кабана, а иногда ломает и домашний скот — коров, овец и даже лошадей, громит пасеки, поскольку очень любит мед. Во все времена крестьяне считали этого крупного хищника своим врагом и старались избавиться от него всеми способами: строили в лесу специальные ловушки из бревен (кулёмы и щемихи), ставили на медвежьих тропах пудовые капканы, хитроумные заступы; при всяком случае стреляли по медведю из ружья.

    Не наученные горьким опытом общения с человеком, косолапые по-прежнему появляются на открытых местах, направляются к помойкам и идут на контакт с людьми. В охотничьих регионах такие смельчаки гибнут в первую очередь, тем самым их семейство «очищается» от «мусорщиков», «попрошаек», и не только от них... ежегодно медведя бьют прямо в берлоге, зачастую это оказывается самка, а при ней, как правило, находятся детеныши (от 2 до 5). Почти все медвежата, оставшиеся без мам, обречены на гибель. Тех же, кто выжил на руках у людей, также ждет печальная участь. Они подрастают, и из нежных попрошаек неожиданно для своих хозяев превращаются в требовательных вымогателей, а потом и в безжалостных разбойников. Звери царапают когтями и кусают своих кормильцев, требуя у них еды повкусней, переворачивают все на своем пути и рвут домашние вещи. Ошарашенные такой метаморфозой люди стараются всеми способами избавиться от хищников. Вот и приходится либо запирать их в клетку, либо выгонять в лес. Да не тут то было. Животные чрезвычайно быстро привыкают к запаху и голосу человека. Выросшие среди людей, они возвращаются в деревни и погибают.
    Значит, чтобы выжить на воле, бурый медведь должен очень бояться человека и кормиться лесной пищей. Кроме того, ему нужно научиться распознавать запахи и звуки — опасные и неопасные, находить нужную дорогу, уметь сбежать от крупного зверя.
    Вот почему проблема репатриации косолапых долгое время считалась неразрешимой. Но наши многолетние наблюдения за животными и эксперименты с медвежатами-сиротами опровергли это. В заповеднике мы начали изучать жизнь мохнатого чуда в 1970-х годах. И нам удалось узнать очень многое...

    Бурый медведь — экологически пластичный вид, обитающий в равнинных и горных лесах с различными характеристиками покрытия и составом древостоя. Это самое крупное хищное млекопитающее, мало зависящее, а в отдельных случаях и вовсе не зависящее, от своих потенциальных жертв — копытных животных, поскольку основу его питания повсеместно составляет растительность. Зимой же он спит в берлоге.
    Взрослые медведи отличаются консерватизмом во взаимоотношениях со средой обитания ввиду сложившихся в процессе их жизнедеятельности поведенческих стереотипов. На изменение внешних условий у них проявляется выраженная реакция «избежания», может возникнуть и стрессовое состояние, отражающееся на территориальном, пищевом, а возможно, и репродуктивном поведении. Например, проведение мелиоративных работ на засеваемых овсом полях отпугивает медведей от этих мест на 2-3 года. Но и после такого срока первыми сюда  приходят за кормом лишь молодые особи, не имеющие представления об изменившемся участке.
    Бурый медведь — психологически высокоорганизованный зверь с ярко выраженной индивидуальностью. Самцы в своих повадках консервативнее самок, однако на рискованные выходки способны в основном молодые особи.
    В заповедных лесах во время брачного периода самки придирчиво выбирают жениха и по запаху стараются отыскать уже им знакомого. Обычно им оказывается наиболее сильный медведь. И конечно, от такой пары рождается крепкое наследство. Там же, где разрешена охота, зверь обмельчал, ибо человек старается добыть именно крупного. Вот и приходится самке брать себе в супруги первого попавшегося самца, поэтому и малыши появляются на свет гораздо слабее, а значит, чаще умирают.
    Медведицы дают потомство в середине января (иногда в конце декабря или начале февраля). Мать кормит их молоком до конца июля, но в «большой свет» выводит в первой половине апреля. Самка охраняет свой приплод, поскольку малыши до 6-7 месяцев не способны самостоятельно уберечься от подстерегающей их опасности. Они представляют собой лакомство для волков, кабанов, рысей и даже лисиц, кроме того, убивают их сами медведи и лоси. Часто детенышам попросту приходится спасаться на деревьях, а матери — бегством. Позже она за ними возвращается или они, спустившись на землю, догоняют ее по следу.
    В ноябре медведица делает берлогу и ложится до весны вместе с приплодом. После зимовки медвежата кормятся травой, благо ее в лесу обилие. Семья держится вместе до конца мая или начала июня — периода свадеб. Движимая инстинктом размножения, медведица выходит на свежие следы самца. Как только молодые мишки почувствуют его запах, они в страхе убегают. И не напрасно: взрослый зверь может напасть на них и убить. А мать остается с партнером несколько дней. Поневоле малышам приходится начинать самостоятельную жизнь. К этому времени их возраст достигает примерно 1,5 года.
    Повадки взрослого медведя мы изучили неплохо. Но нам почти ничего не было известно о том, как растут и развиваются медвежата в дикой природе: в берлогу не заглянешь, да и после выхода семьи из нее к ним не подойдешь. Самка строго охраняет детенышей и не потерпит рядом с ними присутствия человека.
    Наши исследования заинтересовали профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Л.В. Крушинского, занимавшегося изучением поведения животных. Он предложил провести в заповеднике интересный опыт, поймать медвежат ранней весной, сразу после того, как самка выходит с ними из берлоги. С малышами в лесу  планировалось оставить только одного человека для их охраны от возможной опасности. При этом все мельчайшие детали поведения тщательно записывать в дневник Выбор пал на сотрудника заповедника В.С. Пажетнова.
    Медведица, как считалось, всегда терпеливо обучает детенышей всему, что может делать сама: и корм добывать, и зиму в берлоге зимовать. Вот и нужно было узнать, смогут ли малыши сами научиться разыскивать пищу, как они будут приспосабливаться к жизни в лесу без мамы. За одно лето и осень в присутствии человека медвежатам предстояло обучиться находить себе пропитание, ориентироваться на местности, прятаться от врагов, выбирать безопасные места для отдыха. Наконец, сделать такую берлогу, чтобы не замерзнуть в ней.
    Если подопытные медвежата благополучно перезимуют в лесу, хотелось посмотреть, как они начнут действовать без матери весной, чем будут питаться. В случае, если малышам не удастся приспособиться, мы рассчитывали прийти им на помощь, чтобы научить их способам выживания в дикой природе. Словом, вопросов было много.
    Эксперимент с медвежатами представлялся очень интересным, требовал специальной подготовки Никто не знал, как будут вести себя детеныши в лесу в сопровождении человека. При работе с ними пришли к решению: с мишками не разговаривать, руками не трогать и не позволять им прикасаться к человеку, не обучать их находить корм Короче, предстояло создать такую «семью», в которой малыши были бы предоставлены сами себе и в то же время находились под присмотром И такая возможность представилась В руки ученых попали три медвежонка в тот самый период, когда мамаша уже намеревалась вывести их после спячки Но все по порядку. В конце марта В С Пажетнов наблюдал за берлогой, в которой находилась медведица с детенышами. Рядом он вырыл в снегу яму и устроил в ней скрадок, закрыл его со стороны берлоги еловыми ветками, а палатку, в которой жил, поставил за километр.
    Валентин Сергеевич приходил к лежбищу каждое утро, наблюдал в бинокль, а к вечеру возвращался в палатку.
    До этого знавший мохнатого зверя не понаслышке, он до мельчайших подробностей представлял, что происходит в берлоге. Пока медвежата маленькие, у самки хлопот немного: пососут молока и спят на ее теле, каждый у своего соска. Подросшие устраивали активную возню: тузили друг друга, боролись, лазали по матери, цеплялись за ее морду, уши. Особенно досаждали ей во время кормления. Молоко быстро заканчивалось, детеныши начинали отталкивать друг друга от сосков, царапались, рычали, что надоедало самке, и она переворачивалась на живот. Медвежатам приходилось размещаться рядом с ней, на земле. Холодная процедура действовала на них успокаивающе, и они сразу прекращали борьбу. Это повторялось несколько раз в день. Таким образом, малышня получала закалку для будущего выхода в «большой свет».

    Последние дни марта на этот раз выдались вьюжными, вот ветер и донес до медведицы «чужой» запах. Ведь пока самка лежит с детенышами в берлоге, материнский инстинкт у нее проявляется слабо. И если человек вдруг обнаруживает ее пристанище, она тут же уходит прочь, бросая потомство, и назад уже не возвращается. Но как только мать выходит с малышней на белый свет и погуляет с ними по лесу, — картина совершенно меняется: защищая детенышей, она не останавливается даже перед человеком — самым страшным для нее существом. Такое поведение вырабатывалось столетиями. Звери, зная коварство людей, стремящихся их убить, не возвращаются на место встречи с ними. Убежав, медведица сохраняет себя, в тот же год находит нового супруга, а зимой опять рожает.
    После бегства матери, малыши не сразу выходят из берлоги. Поначалу их пугает дневной свет, и они стараются прятаться в тени. У них сразу появляется реакция следования - это особое чувство, заставляющее детенышей непременно держаться ближе к медведице после того, как они выйдут из берлоги. Стоило человеку (которого они узнали по запаху) в ярко выделяющейся куртке двинуться по снежной поляне, как медвежата, торопливо перебирая лапками, последовали за ним. Нужно было видеть, с каким упорством двигались эти комочки за нашим специалистом! Упрямо лезли вперед, проваливались в глубокие лунки, оставленные человеком, карабкались наверх, скользили и спешили догнать его. Если на пути попадались проталины, то они звонко шлепали лапами по лужам, так что вокруг разлетались брызги.
    Как только Пажетнов удалялся от детенышей, их охватывало страшное беспокойство, и они, отчаянно преодолевая все препятствия на пути, стремились приблизиться к нему и успокаивались лишь тогда, когда оказывались рядом.
    Так и появились у нас три подопытных трехмесячных медвежонка. Первые месяцы сотрудник заповедника подкармливал их коровьим молоком, однако они должны были и сами добывать себе пишу. Так для малышей началась полная открытий и опасностей жизнь в большом и суровом лесу, где с ними вместо матери постоянно находился человек.
    Чувствуя себя в безопасности, они начинали резвиться, затевали борьбу, сходились в поединке, как заправские борцы, вставали в стойку на задние лапы, отвешивали друг другу оплеухи, или, крепко обхватывая друг друга, валялись по земле, смешно кувыркались через голову, гонялись друг за другом.
    В июле медвежата питались черникой, потом малиной и интенсивно разоряли гнезда ос и муравьев. Теперь их благополучие не зависело от подкормки. Они с самого раннего детства научились защищать свой корм. Если кто-нибудь первым находил осиное гнездо, то других не подпускал: порой дело доходило до драк, но свою добычу он не отдавал никому.
    Особенно медвежатам полюбилась брусника. Когда они в первый раз напали на ягодник, то припали к нему, сопели, сочно чавкали, садились, ложились на живот, ползали от одного кустарника к другому, завороженные доступностью и сладким вкусом лесного подарка — такое обилие корма для них оказалось новостью. Насытившись, они уже не переходили с места на место и только лениво поворачивались то в одну, то в другую сторону. Вскоре сон их сморил, и они заснули.
    Интересно было наблюдать, как зверята охотились за мышами. Раскапывая норы, они долго находились на одном месте. Припадая на передние лапы, малыши нагибали голову к самой земле, замирали в неудобной, кособокой позе и напряженно прислушивались к звукам под землей. Потом мягко поворачивались в ту сторону, где им послышался подозрительный шорох. Изящно прогибаясь телом, мелкими шажками подбегали к намеченному месту и начинали быстро-быстро рыть яму. Если мышь выскакивала наружу, в медвежонке сразу просыпался азартный хищник: он устремлялся туда, где увидел свое лакомство, бил лапами по земле, подскакивал на месте на всех четырех лапах, прыгал вперед, распластываясь всем телом.
    Очень любят медвежата воду. Когда им в лесу встречаются лужи, они сначала напьются, а потом начинают бить по ней лапами, получая истинное удовольствие от разлетающихся брызг, затем валяются в жиже, превращаясь в комок грязи. Ну а если дошли до озера — то большего удовольствия для них нет. Они дружно бросаются в воду, плавают, ныряют, фыркают от наслаждения и натужно кашляют, поперхнувшись водой.
    Пажетнов пробыл со зверьками до наступления зимы. С первым снегом заметно подросшие мишки взялись за подготовку берлоги. Они упорно рыли землю, натаскивали в яму сучья и листья, выгрызали мешавшие корни. Затем мастерски маскировали свое лежбище. Наконец, устроились. Когда они впали в спячку, биолог их покинул. Вернулся к ним весной перед их пробуждением. И как только зверята вышли из берлоги после самостоятельной зимовки, Пажетнов вновь продолжил за ними наблюдение.
    Эксперимент с медвежатами продолжался 2,5 года. За это время удалось узнать многое. По нашим наблюдениям, основы поведения малышей формируются в первый год жизни, а затем корректируются еще в течение трех лет Вся же медвежья жизнь состоит из 5 периодов: ранний постнатальный — от рождения до формирования основы игрового поведения (60-75 дней); детский — до проявления оборонительного поведения (от 3 до 7 месяцев); юве-нильный — до разрыва семейных связей; подростковый — до начала участия в гоне; взрослая форма — самец после первого спаривания, самка после выращивания первого приплода.
    Кстати, выяснилось что медвежата-сироты могут сами без матери научиться всему, что позволяет им выжить. Новость эта вызвала споры среди ученых. Правда, такое поведение и сейчас еще остается невыясненным для исследователей. Многие из них до сих пор думают, что медвежата обязательно должны научиться лесной жизни у своей матери, а медведица-мать обязана терпеливо и настойчиво заниматься обучением детей.
    Эксперимент показал: малыши-сироты действительно способны без помощи матери приспособиться к жизни в дикой природе. Для этого нужно, чтобы несколько медвежат находились вместе вдали от человеческого жилья, ходили в лес и не получали еду от людей после того, как подрастут. Работа по изучению жизни взрослых медведей и развитию малышей в возрасте до двух лет в заповеднике была успешно выполнена. Однако как поведут себя подрастающие медвежата-сироты в лесу, где бывают люди, — никто не знал. Выяснилось также: поведение взрослых особей в заповеднике совсем не такое, как в местах, где на них ведется охота. Ученые решили: нужно провести аналогичные исследования с мохнатым чудом и в обычном лесу. Сейчас эксперименты продолжаются, в ходе которых мы отрабатываем методику, позволяющую репатриировать медвежат-сирот в дикую природу.

    В.С. Пажетнов, доктор биологических наук, ведущий сотрудник Центрально-лесного государственного биосферного заповедника «Чистый лес»
    С.В. Пажетнов и С.И. Пажетнова, научные сотрудника заповедника






    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование