написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    Дополнительные материалы к урокам

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА 

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Журнал "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Рефераты учащихся

    Конкурсы учащихся

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество учащихся

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика



      День за днем | Статьи |

      Статьи  



    В.А. Белецкая

    ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

    Учебно-методические материалы  элективного курса

     

    Проблема активизации познавательной деятельности школьников не нова для российской педагогической науки. Особую значимость применение результатов проведенных исследований, разработанных комплексов познавательных заданий и задач приобретает в связи с экспериментом по ЕГЭ. На экзамене по истории от учеников сегодня требуется не только умение грамотно изложить изученный материал в виде текста эссе, но и выполнить ряд разнотипных, различных по уровню сложности познавательных заданий. Происходит постепенный переход к письменным вступительным испытаниям по истории и в вузах г. Новосибирска.
    В связи с вышесказанным факультативный курс «Проблемные задания и тестовые задачи по истории России» представляется своевременным и полезным. Ввиду перегруженности программ на уроках истории у учителя не всегда достаточно времени на закрепление материала и организацию применения знаний. Факультативный курс расширяет возможности учителя.
    В.А. Белецкой предложен факультативный курс, позволяющий ученикам «отработать» усвоенный материал по основным разделам школьного курса истории в процессе выполнения познавательных заданий и задач. В своей работе учитель использует рекомендованные МО РФ сборники тестов, материалы ЕГЭ, экзаменационные материалы НГАЭиУ. В процессе выполнения познавательных заданий происходит дальнейшее пополнение знаний, их систематизация, а также развитие умений и мышления школьников, что необходимо для успешной сдачи вступительных экзаменов и дальнейшего обучения в вузе.

    О.М. Хлытина, к.п.н., доцент кафедры отечественной истории НГПУ



    Учебно-методические материалы курса «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» составлены с учётом «Обязательного минимума содержания исторического образования в X-XI классах», «Требований к уровню подготовки выпускников средней школы» (Из сборника «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории». М.: Дрофа, 2000).
    Курс предназначен для учащихся 11-го гуманитарно-юридического класса, которые готовятся к поступлению на гуманитарно-юридические факультеты высших учебных заведений.

    Цель курса - углубление специальной подготовки учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
    При этом решаются задачи:
    - формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до XX века;
    - создание у учащихся мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения на практике полученных знаний по предмету;
    - развитие у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной степени сложности.

    Занятия по курсу особенно актуальны, если учесть, что билеты вступительных экзаменов по истории России в НГАЭиУ, ТГУ и другие вузы содержат подобные задания, а также входят в экзаменационную работу по истории России в формате ЕГЭ. Большой объём фактического материала по курсу «История России» не позволяет развернуть эту работу в урочное время на востребованном уровне.
    Факультативный курс «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» рассчитан на 34 часа. В течение учебного занятия учащиеся работают в группе или парами, организуется повторение исторического материала по заявленной теме (основные даты, события, понятия, персоналии, причинно-следственные связи), совместная работа над проблемными задачами и тестовыми заданиями разноуровневого характера. Это позволяет учащимся продвигаться от простого к сложному, систематизируя знания, развивая умения анализа, сопоставления, оценки информации. Учащиеся при этом получают возможность провести своего рода исследование, осуществить самостоятельный поиск решений, обмениваться мнениями, приходя к верному решению.
    Занятия носят обучающий и развивающий характер.

    Требования к знаниям  и умениям учащихся

    По завершении курса «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» учащийся должен знать:
    основные понятия и термины, используемые в исторической науке;
    основные этапы и особенности исторического процесса в России;
    содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории;
    основные хронологические рубежи, календарные даты истории России.

    После изучения курса учащийся должен уметь:
    применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода, сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;
    осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творчески-поисковых задач;
    теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;
    совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;
    классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии, работать с картографическими источниками, генеалогическими таблицами и др.
    решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.

    Структура учебно-методического комплекса

    В работе по курсу «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» мы ориентируемся на Программу вступительного экзамена по истории России (История России: Пособие для абитуриентов / Сост. О.М. Хлытина - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2002). На её основе составлен тематический план, предусматривающий работу по истории России с древнейших времён до XX века. В учебно-методические материалы включен перечень пособий для учителя и учащихся, а также варианты проблемных задач и тестовых заданий, которые можно использовать для тематического и итогового контроля, систематизации и углубления знаний.

    Всего: 34 часа

    Раздел I. «Откуда есть пошла Русская земля».  6 часов
    Древнерусские предки народов России. 1 час
    Легендарный период. 1 час
    Развитие государственности
    Крещение Руси
    Княжеские усобицы
    Культура Киевской Руси

    Раздел 2. Период раздробленности.    5 часов
    Феодальная раздробленность
    Древнерусские княжества и земли
    Ордынское иго
    Культура второй половины XIII половины XIV веков

    Раздел III. Борьба за объединение Руси.   6 часов
    Борьба за объединение Руси. Литовская Русь
    Московская Русь
    Культура Московской Руси
    Контрольные задания к разделу «Откуда есть пошла Русская земля»
    Контрольные    задания    к    разделу    «Период раздробленности»
    Контрольные   задания   к   разделу   «Борьба   за объединение Руси»

    Россия в XVI-XVIII вв.   
    Раздел I. Московское государство.   4 часа

    Сословно-представительная монархия. Великое разорение
    Смутное время
    Культура эпохи великих потрясений

    Раздел II. Великая, Малая и Белая Россия.   4 часа
    Самодержавие с Земскими соборами. Абсолютная монархия
    Преобразования последней четверти XVII
    Новое в русской культуре XVII в.

    Раздел III. Российская империя.   5 часов
    Реформы Петра 1
    Эпоха дворцовых пере ворогов
    Екатерининская Россия
    Черты русской культуры XVIII в.
    Контрольные   задания   к   разделу   «Великая, Малая и Белая Россия»
    Контрольные  задания  к разделу  «Российская империя»

    Раздел IV. Российская империя в 19 веке.  3 часа
    Россия в I половине XIX века
    Россия во II половине XIX века
    Обобщение и повторение

    Тесты и дидактические  материалы

    Материалы для итогового контроля. Вариант I

    1. Что такое «полюдье»? Можно ли его назвать первой формой феодальной (поземельной ренты?
    2. Объясните, по какому поводу на вече одного из восточнославянских племён были произнесены слова:  «Когда повадится волк к овцам, то  перетаскает всё стадо, если не убить его...». Что было потом?
    3. С какими событиями связаны имена воевод Добрыни, Пуктши, Вышаты, Ратибора, Путяты?
    4. Какова роль Сергия Радонежского в русской истории?
    5. Какие статьи содержал Судебник 1497 г.? Как он решал вопросы о центральной и местной государственной власти, об отдельных категориях населения?
    6. Какой важный процесс в истории России характеризуется такими событиями: «Юрьев день», пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда впервые был отмечен Юрьев день?
    7. Что такое автокефальная церковь? Стала ли русская церковь автокефальной после избрания московского митрополита в обход Константинополя?
    8. Что вы знаете о крестоцеловальной записи Василия Шуйского? Какое важное политическое значение и юридическое значение имел этот документ?
    9. Что явилось основанием для характеристики, которую давали Софье Алексеевне современники: «дева великого ума... больше мужески ума исполненная»?
    10. Какие события в истории России связаны с именами С. Дежнёва. В. Пояркова, Е. Хабарова? В чём их значение?
    11. С какими событиями русской истории связаны имена Ивана Болотникова и Степана Разина? Когда они происходили? С каким из них связаны следующие названия: Путивль, Кромы, Калуга, Тула?
    12. Какие новые тенденции, отчётливо проявляющиеся во второй половине XVII в., позволяют говорить, что начинается эпоха чиновничье-дворянской монархии?
    13. По церквам разослали «память»: отныне креститься тремя перстами, земные поклоны заменить поясными. С каким событием русской истории связаны эти нововведения? Кто был противником этих мер?
    14. Какие изменения в быту россиян произошли в I половине XVIII в.? Каких слоев населения России не коснулись эти изменения?
    15. Какова история создания и прекращения деятельности Уложенной комиссии (1767 г.), о чём она свидетельствует?
    16. Что такое «самодержавно-бюрократический строй»? Что такое бюрократия? Почему иногда даже дворянство было недовольно бюрократией? Почему в царствование Николая I началось разрастание бюрократического аппарата?
    17. Какое событие должно было состояться 4 марта 1881 г? Почему оно не состоялось?
    18. Почему развитие сельского хозяйства в пореформенный период происходило не столь успешно, как промышленности? Охарактеризуйте два пути эволюции аграрного строя России. Укажите районы, где преобладал тот или иной путь.
    19. Почему распался «Союз трёх императоров»? Как образовался и против кого был направлен Тройственный союз?
    20. В докладе царю глава русской делегации канцлер А.м. Горчаков написал: «Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере». Царь пометил: «И в моей тоже». С какими событиями был связан этот эпизод?
    21. Назовите дату события, объединившего врачей Н.Ф. Склифосовского и С.П. Боткина, писателя 1 .11. Успенского, художников В.Д. Поленова. К.Н. Маковского, В.В. Верещагина. Что это было за событие?

    Материалы для итогового контроля. Вариант 2

    1. Кто:
    первым из московских князей получил от ордынского хана право собирать дань в пользу Орды;
    по преданию благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву;
    построил в Москве Покровский собор, что «на рву»?
    2. Какие факты политической истории подтверждают, что князь Дмитрий Московский, при котором началось строительство каменного Кремля, действительно был сильнейшим князем на северо-востоке Руси.
    3. Какие из названных памятников русской архитектуры были созданы в ХV-ХVI веках:
    Софийский собор в Новгороде;
    Покровский собор (Василия Блаженного) в Москве;
    Дмитриевский собор во Владимире;
    Успенский собор Московского Кремля;
    Церковь Покрова на Нерли.
    4. 21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Романова. Что решило дело в пользу этого претендента? Чем отличался собор 1613 г. от предыдущих собраний представителей сословий?
    5. Что такое приказ (для XVI века)1? Какие приказы Вы знаете? Каковы были их функции?
    6. Каким образом мог применяться наёмный труд в крепостной России XVII века? Кто выступал в роли наёмных рабочих?
    7. Какие архитектурные памятники нарышкинского барокко Вы можете назвать? Расскажите о происхождении названия этого стиля и о том, что для него характерно.
    8. В 1649 году Земский собор принял новый свод законов - Соборное Уложение. По словам патриарха Никона, собор был созван «боязни ради и междоусобий от всех чёрных людей». Какие причины обусловили необходимость обновления законодательства?
    9. На протяжении XVII века у России складывались весьма напряжённые отношения с Польшей — вплоть до «вечного мира» (1686г.). Состоялось несколько русско-польских войн, каждая из них имела свой повод и причины. Укажите наиболее общие причины взаимной вражды и недоверия Польши и России. Были ли у России и Польши общие внешнеполитические интересы, несмотря на существенные русско-польские противоречия?
    10. При патриархе Никоне (1652-1658 гг.) проводились реформы, имевшие целью устранить разночтения в церковных книгах, упорядочить церковные службы. Алексей Михайлович вначале поддерживал эти реформы. Однако вскоре между патриархом и царём возник конфликт. В чём причина этого конфликта? Чем он завершился?
    11. В русской литературе XVII века, как отмечали современники, «старина и новизна перемешались». Новизна отразилась, в частности, в таких терминах, как «обмирание», «живость», обычно применяемых для характеристики искусства того времени. О каких неведомых ранее ( до XVII в.) культурных явлениях, тенденциях в духовной жизни общества напоминают эти слова?
    12. В каком году произошло событие, в связи с которым А.С. Пушкин написал стихотворения «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина», а А.И. Герцен вспоминал: «За одну дурно скрытую слезу о Польше, за одно смело сказанное слово - годы ссылки, белого ремня, а иногда и каземат...» Какое это было событие?
    13. В статье известного публициста Д.И. Писарева говорилось: «Вот ультиматум нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то и годится, что разрушится вдребезги, то хлам: во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть». Как называлось направление русской общественной мысли, идеи которого были изложены Д.И. Писаревым? Почему это направление получило такое название? Какое литературное произведение XIX века помогает раскрыть смысл этого понятия?
    14. В чём суть противоречий славянофилов и западников'? Их называли «друзья-враги». Как Вы это понимаете?
    15. Чем объясняется тот факт, что именно Александр II, столь мною сделавший для реформирования России, «царь-Освободитель» (как его называли простые люди), стал объектом, а затем и жертвой покушения?
    16. Его обучением занимался известный русский поэт В.А. Жуковский. На его жизнь было совершено несколько покушений. А.И. Герцен, приветствуя его деятельность, тем не менее пророчески предупреждал его: «Горе Вам, если Вы остановитесь на достигнутом». О ком идёт речь? Расскажите подробнее о жизни и деятельности этого государственного деятеля.
    17. Он учился в Берлинском университете. Суды Саксонии и Австрии приговорили его к смертной казни. Однажды он сказал: «У нас нет Отечества. Наше Отечество - всемирная революция». Чей это портрет? Расскажите о жизни и политических взглядах этого человека подробнее.
    18. Он был одноклассником А.С. Пушкина. Его дипломатическая карьера началась в 19 лет. Он был послом в Лондоне, Берлине, Риме, Вене. Когда его спрашивали о методах российской внешней политики, он молча указывал на портрет Петра 1. О ком идёт речь? Каковы главные успехи его дипломатической карьеры? 
    19. Почему условия жизни русских рабочих во второй половине XIX - начале XX века были хуже, чем положение рабочих в других странах?

    Материалы для  итогового контроля. Вариант 3

    1. Культура Руси в X - XIII веках отмечается высоким уровнем, потому что: 1) получила прямое культурное наследие древнего мира; 2) на культуру Руси оказали влияние соседи - скифы и греки Причерноморья, а затем Византия;  3) купцы, посещавшие Западную Европу, восточные страны и Византию, перенимали многое из культуры других стран. Верно 1), 2) и 3); 5) верно только 2 и 3.
    2. Размер дани, взимаемой в VIII-IX веках хазарами со славянских племён, составлял от «дыма» (двора) по: 1) две меры зерна; 2) две меры зерна и одной белке; 3) одной белке и горностаю; 4) горностаю и две птицы; 5) две птицы и барану.
    3. До принятия Русской Правды за преступления судили: 1) на основе личного распоряжения князя по конкретному факту; 2) на основе решения общины; 3) по приговору волхвов; 4) на основе традиций, правил, передаваемых из поколения в поколение; 5) люди, назначаемые князем.
    4. Владимир Мономах внёс дополнения в Русскую Правду в интересах: 1) представителей княжеских и боярских родов; 2) купцов и ростовщиков; 3) смердов и холопов; 4) мелкого городского люда; 5) наёмных воинов-дружинников.
    5. Распад Руси принёс ряд преимуществ мелким княжествам, ибо: 1) ими легче управлять; 2) в них проще навести порядок и легче его поддерживать: 3) их военную защиту удобнее осуществлять; 4) верно всё указанное; 5) верно 1) и 2).
    6. На Новгородском вече избирали: 1) посадника; 2) архиепископа; 3 тысяцкого; 4) правильно всё перечисленное; 5) правильно1), 2).
    7. Когда, при каком князе завершилось образование Российского централизованного государства? 1) при Иване Калите в первой половине XIV века; 2) при Дмитрии Донском во второй половине XIV века; 3) при Иване III в конце XV века; 4) при Иване IV в XVI веке; 5) при Петре I в начале XVIII века.
    8. Когда в России оформилась сословно представительная монархия? 1) в конце XV века при Иоанне III; 2) в середине XVI века при Иване Грозном; 3) при Петре I; 4) при Александре I.
    9. Процесс складывания единого всероссийского рынка приходится на период: 1) объединения русских земель вокруг Москвы (Х^-ХУ века): 2) включения Волжского торгового пути в состав России (1552-1556); 3) XVII век; 4) выхода России к Балтийскому морю (1721); 5) появления бумажных денег (середина XVIII века).
    10. Для передовой русской культуры XVIII века характерно уважение к культуре других народов, что проявилось в: 1) стремлении овладеть богатствами культуры других народов; 2) переводах и издании сочинений зарубежных авторов; 3) обучении русских граждан в иностранных университетах; 4) верно всё указанное; 5) верно 1) и 2).
    11. Попытка государственного переворота, предпринятая в конце XVII века царевной Софьей, привела к: 1) установлению её единоличного правления; 2) отстранению её от власти; 3) заточению её в Новодевичий монастырь; 4) верно 2) и З); 5) коллегиальному правлению трёх человек (Софьи, Ивана V, Петра I).
    12. Первая серьёзная попытка реорганизовать русское войско по западно-европейскому образцу была предпринята в годы правления царя: 1) Бориса Годунова; 2) Василия Шуйского; 3) Михаила Фёдоровича; 4) Алексея Михайловича; 5) Петра I.
    13. Когда в России появились первые мануфактуры? 1) в XII веке; 2) в первой половине XVIII века; 3) в конце XVIII века; 4) В начале XIX века.
    14. Боярская дума перестала созываться: 1) уже при Михаиле Романове; 2) при Алексее Михайловиче; 3) в начале XVIII века; 4) в период двоецарствия; 5) дума просуществовала до февраля 1917 года.
    15. Северная война началась с: 1) осады крепости Штральзунд датским королём Фредериком IV; 2) осады Риги королём Саксонии Августом II: 3) осады Нарвы Петром I; 4) осады Копенгагена шведским королём Карлом XII: 5) верно всё указанное.
    16. 30 августа 1721 года в г. Ништадте со Швецией был пописан мирный договор, по которому к России отошли: 1) Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия; 2) часть Карелии и ряд островов на Балтике; 3) Россия выплатила Швеции огромную сумму денег за полученную ею Прибалтику; 4) верно лишь 1) и 2); 5) верно 1), 2) и 3).
    17. Прутский поход Петра I закончился: 1) полным разгромом впятеро превосходящих сил янычар; 2) присоединением Молдавии к России; 3) длительной блокадой русской армии; 4) потерей Россией крепости Азов; 5) миром без аннексий и контрибуций между Россией и Турцией.
    18. Какая привилегия была дарована купцам третьей гильдии по «Жалованной грамоте городам» (1785 г.)? а) подвергаться телесным наказаниям только один раз в год; б) ездить в коляске, запряжённой парой лошадей; в) содержать трактиры.
    19. Поводом к русско-турецкой войне 1787 -1791 годов послужил ультиматум Турции, которая потребовала: 1) возвращения ей Крыма; 2 признания Грузии вассальным от Турции государством; 3) досмотра всех русских судов, проходящих через Черноморские проливы; 4) верно всё указанное; 5) верно 1) и 3).
    20. Что стало поводом к началу Крымской войны? а) вход в черноморские проливы французского военного корабля «Шарлемань»; б) перехват Чёрном море английской шхуны «Виксен»; в) спор между православной католической церквами о ключах от Вифлеемского храма.
    21. Каким событием завершилось в 1864 году Кавказская война? 1) Капитуляцией Шамиля в Гунибе; 2) выводом русским войск из Чечни Дагестана; 3) взятием русскими войсками Кбааду;     4)  Туркманчайским мирным договором; 5) взятием русскими войсками Карса.
    22. Назовите основные причины русско-турецкой войны 1806-1812 гг. а) Россия вступила в этот военный конфликт в соответствии со своими обязательствами перед Францией;  б)  желание России господствовать Чёрном море; в) территориальные притязания Турции и России.
    23. Почему Россия в  1811   году ввела высокие таможенные пошлины на ввозимые   французские   товары?   а)  связи с тяжёлым экономическим положением страны; б) в ответ на нарушение Францией Тильзитских соглашений;   в) чтобы остановить французские  войска, вступившие на российскую территорию.
    24. Какое сражение известно как «битва народов» 1) при Ватерлоо в 18 году; 2) под Лейпцигом в 1813 году;   3)   при   Кунерсдорфе;   4) Аустерлицем в 1805 году.
    25. В чём состояла суть так называемого «восточного вопроса» в нам XIX века? а) борьба между европейскими государствами за влияние китайской территории; б) установление контроля на святыми мест; Иерусалима; в) взаимоотношения с Османской империей и подвластным. славянскими народами.
    26. В  1840-1841  году были заключены Лондонские конвенции,    которые устанавливали контроль над черноморскими проливами со стороны: Турции,   России,   Франции;   2)   Англии,   Пруссии,   Австрии;   3) Италии, Испании; правильно 1) и 2).
    27. Какие изменения произошли в области народного образования в годы царствования Александра III? а) упразднена университетская автономия; б) создана сеть высших учебных заведений для женщин; в) государственные дотации университетам были значительно увеличены.
    28. В чём причина ухудшения русско-германских отношений в 80-х годах XIX века? а) Россия отказала Германии в экспорте хлеба; б) России стал не выгоден импорт германских промышленных товаров; в) Германия отказалась выдать России требуемый ею заем.

    Литература

    1. История России: Пособие для абитуриентов/Сост. О.М. Хлытина -Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2002.
    2. В.М.  Кадневский.  История  России  с древнейших  времён до конца XVIII в.: Тесты. 6-7 и 10 кл.: Учеб.-метод, пособие.-М., Дрофа, 1999.
    3. А.Э. Безносов, Ю.В. Кушнерёва. История. Россия и мир: Тесты.9-11 кл.: Учеб.-метод, пособие.-М., Дрофа, 1999.
    4. Л.Н. Степанова, Г.Н. Тамбовцев. Сборник тестов по истории России.- М.: Издат. Отдел УЕЦ ДО МГУ, 1998.
    5. В.М. Кадневский. Тесты по истории России для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 2000.
    6. А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы    курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.
    7. История: Тесты для 11 кл. Варианты  и  ответы  централизованного тестирования. - М.: Центр тестирования МО РФ, 2001, 2002, 2003 гг.
    8. А.Б. Драхлер. Отечественная история с древнейших времён до наших дней.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.
    9. 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное   пособие/Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М., АСТ, 1996.
    10. Всероссийские олимпиады школьников по истории и естествознанию: Материалы и комментарии/Сост. С.И. Козленко.-М: Школьная пресса. 2003.
    11. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. М.: Изд-во АЛАДОС-ПРЕСС, 2001.



    Руководство по Ревматологии.|Как делается звездное небо на натяжном потолке.


    © 2006 - 2014 День за днем. Наука. Культура. Образование