Примм И.Р. Развитие детской одаренности через научно-исследовательскую деятельность. Из опыта работы учителя-словесника
Детская одаренность уже долгие годы рассматривается учеными как важнейшая психолого-педагогическая и социально-общественная проблема. Именно поэтому организация работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений развития современного образования в рамках НОИ «Наша новая школа». В своем послании Д.А. Медведев справедливо отмечает, что важнейшими качествами личности в современном обществе должны стать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Таким образом, главными задачами школьного образования становятся раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в современном мире. Большую роль в этом смысле играет научно-исследовательская деятельность, организуемая в образовательном учреждении. Ученик, прошедший путь учебно-научного исследования в школе, готов к получению образования в высшем учебном заведении, где данный вид деятельности является приоритетным. Тем более что потребность в исследовательской работе и способность к ней рассматриваются большинством исследователей как один из ведущих признаков одаренности.
К сожалению, как показывает специально организованный нами констатирующий эксперимент (анкетирование и беседы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса), у одаренных обучающихся зачастую отсутствует интерес к научно-исследовательской деятельности по русскому языку и культуре речи. Чем же объясняется столь печальная ситуация? Прежде всего неумением педагога-словесника организовать исследование, включить в него элементы эксперимента и «учебного открытия»! Работа школьника нередко сводится к простому конспектированию источников по теме и их обобщению, т.е. констатации ранее известных фактов. Дети и их научные руководители нередко сталкиваются с рядом типичных и широко распространенных в современной школе проблем, среди которых:
• выбор актуальной и значимой для современного социума темы;
• соблюдение основных этапов научного исследования;
• создание личностно и общественно значимых продуктов исследования.
Как же сделать так, чтобы интерес одаренного ребенка к исследовательской деятельности гуманитарного направления был устойчивым и не ослабевал, чтобы школьник ощущал нужность и важность своей работы? Для этого мы предлагаем педагогам-словесникам ряд рекомендаций из собственного опыта работы, которые позволят осуществлять руководство научно-исследовательской деятельностью одаренных школьников на высоком уровне.
Начнем с выбора темы. Напомним, что она должна быть достаточно актуальной и востребованной современными школьниками. Может быть, именно поэтому большинство педагогов сосредоточивают свое внимание на негативных явлениях современной коммуникативной культуры (сленг, «язык подонков» в Интернете, молодежный жаргон и т.д.). Из-за этого большинство работ получаются однотипными и неинтересными. Наш опыт показывает, что более увлекательными и востребованными являются школьные исследования по вопросам функционирования жанров учебно-научной коммуникации: реферативного сообщения, доклада и ответа поликодового характера. Выбор данной тематики объясняется тем, что педагоги и обучающиеся нуждаются в большом количестве жанровых моделей, которые позволяют продемонстрировать полученные знания и осуществлять контроль за их усвоением [1, 2].
Владение жанрами научно-учебной речи рассматривается нами как важнейшее условие успешности ученика в учебной и научно-исследовательской деятельности не только в школе, но и в учреждении высшего профессионального образования. Поскольку данные жанры носят публичный характер, говорящий должен адресовать свою речь широкой аудитории, пробуждать других учеников к активной мыслительной деятельности, пытаться преодолеть пассивность восприятия слушателя при помощи риторических вопросов, наглядности и других средств установления контакта и поддержания интереса к предмету речи. Таким образом, в современной коммуникации наиболее востребованы поликодовые учебные высказывания, которые воспринимаются не только на слух, но и зрительно. Наглядность в них может носить абстрактно-графический (схемы, таблицы) или иконический (изображение, слайд) характер. Она позволяет привлечь внимание слушателя, оптимизирует восприятие сложной учебной информации.
Связность вербального компонента с наглядным прослеживается в поликодовом ответе, докладе, сообщении не только на смысловом уровне, но и на уровне формальной (структурно-композиционной и языковой) организации. При этом в качестве средств связи могут выступать:
• языковые средства: фразы-скрепы (обратите внимание..., рассмотрите..., вглядитесь...) и комментирующие высказывания;
• пантомимические средства: указательные и изобразительные жесты, взгляд.
Итак, исследуя жанры учебно-научной речи, мои ученики выполняют полезное не только для себя, но и для своих сверстников дело.
Подтвердить актуальность и востребованность выбранной темы поможет констатирующий эксперимент, который предполагает анкетирование, наблюдение, беседы, опросы и т.д. При этом следует учитывать, что данный метод работы должен охватывать максимально большее количество респондентов, только в этом случае можно судить об объективности проведенной работы. В нашем случае констатирующий эксперимент лишний раз продемонстрировал, что ученики и педагоги в большинстве случаев (73 %) незнакомы с требованиями к структуре и публичной реализации поликодовых учебно-научных жанров. На уроках практически не уделяется внимания обучению данным жанрам. Отсюда и «лакуны» в знаниях наших воспитанников, а ведь от того, насколько развита учебно-научная коммуникативная культура школьника, во многом зависит учебно-научная коммуникативная культура студента.
Далее работу над научной проблемой целесообразно осуществлять в два этапа. На первом, теоретическом, этапе необходимо сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования. Так, в качестве планируемого результата мы выдвинули создание личностно и общественно значимого образовательного продукта: памяток, рекомендаций и электронных пособий, посвященных поликодовым сообщениям, докладам, ответам. Данные материалы должны были способствовать совершенствованию учебно-научной речи обучающихся.
Основными методами исследования на первом этапе могут стать изучение и обобщение научной литературы, конспектирование и анализ первоисточников, подбор образцов поликодовых учебных высказываний из реальной коммуникативной практики.
На втором, практическом этапе исследования происходит разработка памяток, рекомендаций и электронных пособий, обучаюшиеся и педагоги знакомятся с данными информационными продуктами и выносят суждения об их качестве и практической значимости.
Нами, в частности, были разработаны такие полезные учебные материалы, как памятка «Создаем поликодовый ответ», peкомендации «Требования к учебному сообщению на основе слайд-презентации», электронное пособие «Я -докладчик!».
Как уже было указано ранее, с полученными в ходе исследования продуктами необходимо познакомить широкую общественность, например, одноклассников юных «ученых», их учителей и обучающихся школ города и обязательно получить отзывы. Распространение данных материалов можно осуществлять через школьный сайт, размещение в учебных кабинетах и библиотеке.
Подвести итоги проделанной работы помогут заключительное анкетирование, беседы с педагогами и школьниками, иными словами, отсроченный эксперимент. Следует отметить, что 100 % респондентов подтвердили, что созданные нами информационные материалы востребованы, они во многом способствуют совершенствованию учебно-научной коммуникативной культуры школьников.
Как создать поликодовый ответ по предмету?
На этапе подготовки
1. Внимательно изучи учебный материал.
2. Подбери или создай сам уместное наглядное средство (схему, таблицу, график, рисунок и
т. д.) в соответствии с таблицей (см. табл.).
3. Продумай средства связи звучащей части ответа с наглядностью:
A. НА УРОВНЕ СОДЕРЖАНИЯ (ЕДИНАЯ ТЕМА).
Б. НА УРОВНЕ ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ:
• ФРАЗ-СВЯЗОК, КОТОРЫЕ ПРИВЛЕКАЮТ ВНИМАНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ К НАГЛЯДНОСТИ (например: обратите внимание на схему; посмотрите на таблицу, давайте рассмотрим рисунок и т.д.);
• КОММЕНТИРУЮЩИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, КОТОРЫЕ РАЗЪЯСНЯЮТ СОДЕРЖАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ (например: в правом столбце таблицы расположены...; второй элемент схемы выделен красным цветом, потому что...).
B. НА УРОВНЕ ПАНТОМИМИКИ ПРИ ПОМОЩИ:
• УКАЗАТЕЛЬНЫХ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ЖЕСТОВ;
• ВЗГЛЯДА.
4. Если это возможно, произнеси текст ответа вслух.
5. Во время публичного выступления используй языковые, пантомимические и ритмико-интонационные средства, которые помогут привлечь внимание слушателей.
На этапе произнесения
1. Используй возможности пантомимики:
• смотри на слушателей;
• умеренно используй жесты;
• следи за мимикой (она должна быть серьезной, спокойной и доброжелательной).
2. Применяй разнообразные языковые средства:
• риторические вопросы (например: «В чем суть этого явления?»; «Какую роль играют эпитеты в поэтическом тексте?»);
• обращения (например: уважаемые слушатели);
• глаголы повелительного наклонения, в том числе глаголы 1-го лица мн. ч. со значением совместного (например: рассмотрим, обратите внимание).
3. Следи за звучанием своего голоса, помни, что:
• темп должен быть умеренным;
• интонация должна быть разнообразной и уместной (вопросительной, восклицательной, повествовательной);
• используй логическое ударение;
• не забывай о паузах.
1. Используй возможности пантомимики:
• смотри на слушателей;
• умеренно используй жесты;
• следи за мимикой (она должна быть серьезной, спокойной и доброжелательной).
2. Применяй разнообразные языковые средства:
• риторические вопросы (например: «В чем суть этого явления?»; «Какую роль играют эпитеты в поэтическом тексте?»);
• обращения (например: уважаемые слушатели);
• глаголы повелительного наклонения, в том числе глаголы 1-го лица мн. ч. со значением совместного (например: рассмотрим, обратите внимание).
3. Следи за звучанием своего голоса, помни, что:
• темп должен быть умеренным;
• интонация должна быть разнообразной и уместной (вопросительной, восклицательной, повествовательной);
• используй логическое ударение;
• не забывай о паузах.
Таким образом, организованное вами научное исследование должно пройти все необходимые этапы:
а) обоснование актуальности выбранной темы;
б) формулирование цели, задач и гипотезы исследования;
в) констатирующий эксперимент;
г) знакомство с научной литературой и ее анализ;
д) разработка конкретного информационного продукта;
е) подведение итогов и выявление дальнейших перспектив работы.
а) обоснование актуальности выбранной темы;
б) формулирование цели, задач и гипотезы исследования;
в) констатирующий эксперимент;
г) знакомство с научной литературой и ее анализ;
д) разработка конкретного информационного продукта;
е) подведение итогов и выявление дальнейших перспектив работы.
Для получения достоверных результатов необходимо применять разнообразные методы работы: анкетирование, беседу, конспектирование, опрос, анализ образцов учебных высказываний и т.д.
Ежегодно мои ученики, научно-исследовательская деятельность которых организована в соответствии с описанной моделью, добиваются высоких результатов на конференциях различного уровня: от муниципального до международного. Число воспитанников-победителей различных научных форумов неуклонно растет. Одна из моих учениц в 2011 г. была удостоена премии Президента РФ за особые успехи в области научно-исследовательской деятельности.
Итак, организация исследовательской деятельности школьников в гуманитарном направлении может и должна быть эффективной. Это возможно при соблюдении всех необходимых этапов и методов работы и создании таких информационных продуктов, которые имеют как личностную, так и социальную значимость. При этом решаются сразу две задачи, направленные на подготовку одаренного ребенка к обучению в учреждении высшего профессионального образования:
1) совершенствование учебно-научной коммуникативной культуры;
2) формирование способности к организации и проведению научного исследования.
Список литературы
Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пос. для студентов факультетов иностранных языков вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2003.128 с.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов на/Д: Феникс, 2005. 256 с.
Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пос. по спецкурсу для студентов пед. институтов по специальности № 2101 «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1986. 127 с.
И.Р. Примм, кандидат педагогических наук, зам. директора по НМР, учитель русского языка и литературы Гимназия № 17, Новокузнецк
«Одаренный ребенок» . – 2015 . - № 1 . – С. 50-56.