Комарова Т.С. Художественные пособности и одаренность в дошкольном детстве


Проявление способностей и одаренности, их природа и возможности их развития издавна интересовали человечество. Постепенно изучение этих явлений позволило увидеть структуру способностей и одаренности, их различия.
С момента возникновения интереса к людям, проявившим более высокий уровень выполнения той или иной деятельности, превосходящий привычные нормы, которые получили название одаренных, дар Бога, прошло несколько столетий. В этот период было отмечено разными исследователями на основе анализа проявлений выдающихся людей в различных областях человеческой практики и высказываний самих этих деятелей о том, чему они обязаны своими достижениями (П.А. Федотов, П.И. Чайковский, М.В. Ломоносов и др.).
Ученые стали выделять те причины качества личности, которые необходимы для высокого уровня успеха достигаемого выдающимися людьми.

Большинство исследователей и в нашей стране и за рубежом убеждены, что способности и одаренность — это прижизненно формируемые образования и свойства человека. Но возникает вопрос: каковы условия для успешного формирования способностей и одаренности?

Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей на занятиях, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формирование у него уверенности в его возможностях, уважительное отношение взрослых к продуктам детской художественной деятельности, использование их в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитания у всех детей группы положительного, доброжелательного отношения друг к другу и т.п.

В качестве задатков и предпосылок развития способностей и одаренности мы рассматриваем органы чувств (воспринимающий аппарат младенца): зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, сенсомоторный. Их надо развивать практически с первых дней после рождения ребенка, о чем писали Я.А. Коменский, Ф. Фреблель, М. Монтессори, наши отечественные ученые Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, А.В. Запорожец, А.И. Усова, Н.И. Сакулина, Е.Ф. Архи-пова, Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина и др. Об этом — ив разработанных под нашим руководством программах: «Воспитание и обучение в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2004), «От рождения до школы» (ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, 2010), «Шаг в будущее» (ред. Т.С. Комарова, СМ. Авдеева, И.И. Комарова), определены задачи сенсорного и сенсомоторного развития детей по всем возрастным группам, начиная с первой младшей группы, и представлены во всех видах деятельности детей.

Для каждого вида способностей и одаренности необходимы интеллектуальная и творческая составляющие. Кроме того, общие для многих детей качества — трудолюбие, терпение и др.
Немецкий психолог Э. Мейман задумался над тем, почему многие дети и взрослые не умеют рисовать. Чтобы выяснить причины этого явления, он провел ряд экспериментов. Проведенные наблюдения за процессом создания рисунка позволили ученому выделить 9 причин, мешающих человеку создавать изображения.

Обобщая результаты своего исследования, автор объяснил неспособность к рисованию следующими причинами.
Не пробуждена воля к анализирующему видению и «замечанию» красок вещей.
Даже при наличии такой воли анализирующее видение дается человеку:
— неудовлетворительностью (в особенности неполнотою и неясностью) зрительных вспоминаемых образов, неудовлетворительностью памяти на формы и краски;
— отсутствием памяти на пространственные положения;
— неспособностью сосредоточивать внимание на зрительных вспоминаемых образах, особенно в течение самого акта рисования;
— неудовлетворенностью координацией зрительных вспоминаемых образов (и воспринимаемых образов) с движениями, выполняемыми при рисовании:
— вспоминаемые образы нарушаются видом возникающего рисунка и несоответствием последнего намерениям рисующего;
— полным отсутствием усвоенных схем для рисунка (здесь имеется в виду закрепившийся опыт рисования тех или иных предметов, что впоследствии Н. П. Сакулиной было названо графическими образами. — Т.К.);
— человек не понимает проецирования пространства трех измерений на плоскости;
— недостатком искусности руки.

Э. Мейман отмечал, что указанные причины могут различным образом комбинироваться у человека. Согласно его концепции, из каждого ребенка можно сделать удовлетворительного рисовальщика, если выяснить его индивидуальные недостатки и преодолеть их путем определенных формальных упражнений.
Проведенные нами исследования показали возможность формирования ряда черт у детей пятого, шестого и седьмого года жизни в процессе изобразительной и проектной деятельности, что, безусловно, способствует развитию способностей и одаренности. Подробно это раскрывается в моей книге «Детское художественное творчество» [3].

По мере расширения исследований по способностям и одаренности философы, психологи, педагоги стали выделять конкретные составляющие тех или иных способностей (рис.).
 
 

Наша работа была направлена на формирование способностей к изобразительной деятельности. Из высказываний разных ученых, деятелей культуры (В.М. Бехтерев, Д. Дидро, К. Брюллов, П. Чистяков и др.) следует, что рисование, лепка, аппликация очень важны для детей. Недаром Дени Дидро — один из ярких представителей французского просвещения XVIII в., создавший первую в мире энциклопедию всех наук, искусств и ремесел, — писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерствам». Как бы подтверждая эту мысль, исследования, проведенные под руководством В.И. Слободчикова в начале 90-х годов, показали, что большое значение для формирования предпосылок к учебной деятельности имеют образные представления, которые складываются в процессе занятий изобразительной деятельностью, главным образом в рисовании и конструировании, которые, в свою очередь, способствуют формированию умения учиться.

На каждом возрастном этапе развития ребенка от рождения до окончания школы могут проявляться способности, имеющие приоритетное значение для конкретного ребенка. Так, на этапе дошкольного детства могут ярче проявиться художественно-творческие способности: к изобразительной, проектной деятельности и др. Это не значит, что именно они и станут основой последующей жизни, но то, что дети приобретут, занимаясь интересной для них деятельностью, ляжет в основу той способности, которая определит направление его взрослой жизни. Из этого также не следует, что к детским увлечениям надо относиться как судьбоносносным, они могут изменяться.

Проведенные нами исследования позволили представить структуру способностей к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Принципы, на которых строилась программа нашей работы:
— построение программы на научных основах;
— учет индивидуальных психологических особенностей детей, их интересов;
— системность и последовательность в решении задач воспитания и обучения детей;
— взаимосвязь педагогов и родителей как главных институтов обучения, воспитания и развития детей и подготовка их к последующему обучению в школе;
— интеграция всего содержания образовательных областей как средства прочного и целостного знания о мире, формирования ассоциативных связей, способствующих образованию обобщенных представлений, творчества;
— уважение к детям и их деятельности, ее результатам.

Разрабатывая нашу систему формирования у детей художественно-творческих способностей, мы опирались на следующие положения.
1. В основе формирования художественно-творческих способностей лежит сенсорное и сенсомоторное развитие детей, развитие образного восприятия, образных представлений.
2. Овладение изобразительной деятельностью основывается на развитии психических процессов, необходимых для создания образа в рисунке, лепке, аппликации, игре — драматизации разнообразных объектов и явлений, вызвавших у детей интерес, желание передать свои впечатления в значимой для них деятельностях.
3. Основываясь на работах отечественных и зарубежных ученых, а также наших многолетних исследованиях, мы выделили ведущие психические процессы, без формирования которых ребенок не сможет успешно овладевать художественно-творческой деятельностью и без развития которых не удастся сформировать способности детей. К ним мы отнесли восприятие, образные представление и мышление, воображение, эмоциональное положительное отношение к искусству, окружающей деятельности, овладение способами художественной деятельности, а также внимание, память и волю. Все названные психические процессы формируются в разнообразных видах художественной деятельности. Но не сами по себе, а при условии руководства педагога.
4. Опытно-экспериментальная работа с детьми по подготовленной научно-исследовательской программе, которая осуществлялась не отдельными педагогами, а всем коллективом дошкольного учреждения.

По разработанной нами концепции исследования наиболее эффективными методами и приемами формирования художественных способностей нам представляется система методов и приемов, созданная отечественными дидактами И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, основанная на содержании образования, направленная на его усвоение и соответствующая интеллектуально-художественному и эмоциональному развитию ребенка-дошкольника. Ученые исходили из положения о том, что ребенок развивается путем усвоения общественно-исторического опыта многих поколений людей. Этот опыт включает такое содержание, которое представлено авторами в схеме. В ней выделены такие содержательные стороны опыта, как знания, навыки и умения, творчество, опыт эмоционального отношения к окружающему. Каждому содержанию определяются свои методы.

Детей от рождения до школы надо учить, развивать.  Счастье детей дошкольного возраста в том, что они любят учиться, им нравится овладевать разнообразными знаниями и умениями.

В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста, в том числе и у детей четырех-пяти лет, лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, движения кистей обеих рук (или пальцев) поочередно, чтобы образ движения рук закреплялся и на основе его ребенок мог создавать изображение. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах. Необходимо сенсорное и сенсомоторное развитие детей «ум ребенка на кончиках пальцев».

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям (движениям рук для создания изображений разнообразных форм, сначала простым, а затем более сложным). Это позволит им изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе сформировавшихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, возникает в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательного — осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке — массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (по силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы рассматриваем каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно.

Итак, на основе анализа различных классификаций способностей к изобразительной деятельности, компонентов, выделенных исследователями, и собственного экспериментального изучения одного из компонентов мы определили четыре группы способностей к изобразительной деятельности. Конечно, не все авторы исследований выделяют компоненты, относящиеся к каждой из намеченных групп, однако у разных авторов мы находим компоненты, относящиеся к двум-трем или ко. всем четырем группам.

К первой группе мы относим способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств: формы, цвета, цветовых отношений, величины и пропорций. Сюда же относится и восприятие иллюстрации. При этом восприятие должно быть эмоционально окрашено, вызывать у детей яркие чувства и образы.

Вторую группу составляют двигательные способности, или, как мы их называем, умелость руки, включающая умение правильно держать карандаш, кисть и т.п. и координацию движений руки под контролем зрения. Эта группа способностей формируется достаточно рано и успешно при условии упражнений, в процессе которых осуществляется овладение детьми различными перцептивными действиями.

В третью группу включены способности, которые можно определить как образное мышление.

Четвертая группа — это способности воображения. Эта группа требует дальнейших специальных исследований непосредственно применительно к детям дошкольного возраста.
Все выделенные группы успешнее формируются при условии их взаимосвязи.

Таким образом, под художественно-творческими способностями мы понимаем такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества. Художественно-творческие способности характеризуются проявлением художественно-творческой активности индивида, направленной на создание прекрасного в любом виде художественной деятельности и отражающейся в стремлении как можно более полно выразить задуманное содержание и точнее передать образ; эти способности характеризуются интересом к художественной деятельности (или к нескольким деятельностям), увлеченностью ею, эмоционально положительным отношением к объектам эстетического характера (включая и процесс художественного творчества, который приносит радость, вызывает гедонистическое чувство). Говоря о художественных способностях, мы выделяем общие психические процессы, необходимые для успешного осуществления любого вида художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, литературной и другие, а также специальные, важные только для какого-то конкретного вида деятельности).

Мы определили условия успешного развития способностей и одаренности детей. 
Роль педагога в обучении, воспитании, развитии очень велика. Учителя, воспитателя никем и ничем заменить не возможно. Чтобы воспитывать, обучать и развивать ребенка, педагог должен сам учиться и развиваться. И для этого необходимо педагогизировать окружающую среду. Об этом писали СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский. В произведениях А.П. Чехова убедительно показано, что учитель тесно связан с окружающим его обществом, которое влияет на формирование его интересов, образ жизни, содержание свободного времени педагога и определяет его культурный и профессиональный уровень Об этом писал К.Д. Ушинский.

Проблема формирования и развития способностей и одаренности детей, с нашей точки зрения, может и должна решаться в двух направлениях: первое — развитие потенциальных возможностей у малышей в первые же дни после рождения. В качестве потенциальных возможностей мы рассматриваем органы чувств и нервно-проводящие пути, по которым импульсы от органов восприятия передаются в соответствующие центры головного мозга.

Этот путь связан с сенсомоторным развитием младенцев, что описано в зарубежной и отечественной педагогике, в том числе как в наших исследованиях, так и наших учеников, по проблемам воспитания и развития детей от рождения до трех лет и далее до школы, а затем и в школе. При этом необходимо учитывать интересы детей, которые проявляются очень рано. Это можно обнаружить уже в один-два года от рождения.

Второе направление — выявление одаренных детей и разработка пути их дальнейшего сопровождения с целью развития одаренности.

Для формирования способностей необходимо развитие психических процессов и качеств для успешного осуществления приоритетной деятельности ребенком:
• ощущения, восприятия качеств предметов: форма, цвет, величина, основной части предмета и составляющих частей; пропорций, положения в пространстве и др., включение операций сравнения, установления сходства и различий;
• формирование образных представлений;
• формирование воображения;
• развитие памяти, интеллекта;
• формирования творчества (развитие творческих черт);
• эмоциональное положительное отношение к создаваемым изделиям, рисункам, конструкциям;
• овладение простыми способами деятельности, а затем и более сложными и обобщенными;
• развитие самостоятельности;
• развитие дисциплинированности;
• стремление заканчивать начатое дело;
• желание усовершенствовать результаты своей деятельности и дополнять созданные изображения и проекты новыми деталями.

Анализ трудов зарубежных и отечественных психологов и педагогов, а также результатов как моих исследований, так и моих учеников позволил выделить три обязательных составляющих способностей и одаренности любого направления. Это — интеллектуальный компонент, трудолюбие и чувство ритма, которое необходимо для осуществления любой деятельности, особенно же двигательной, музыкальной, изобразительной, создания комплексных проектов, коллективных композиций.

Важнейшие условия, обеспечивающие развитие способностей и одаренности у детей в разные возрастные периоды:
— бережное, уважительное отношение к детям, проявляющим более высокий уровень развития, постоянно растущий интерес к тому или иному направлению деятельности, области знания;
— поощрение любознательности детей, развитие интереса к поиску ответов на возникающие у детей вопросы;
— индивидуальный подход к каждому ребенку, создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей в приоритетном для каждого направления в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования;
— включение родителей в совместную работу по развитию одаренности и способностей;
— повышение квалификации педагогов всех уровней образования в направлении работы по выявлению одаренных детей и формирования способностей от рождения и на всем протяжении обучения.

В нашем исследовании разработана и опробована диагностика уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста[4].

Трудно переоценить и роль среды как многокомпонентного образования. Среда многофункциональна: она позволяет ребенку приобретать жизненный опыт, увидеть взаимосвязь разных предметов в эстетической развивающей среде (мебель, игрушки, произведения искусства и др.), направлена на интеллектуальное, нравственное, эстетическое (формирование эстетического восприятия, эстетического вкуса) воспитание и развитие детей. Среда способствует развитию творчества (организация среды для разнообразных творческих деятельностей), удовлетворяет потребности ребенка: в красоте, общении, удобстве, в деятельности (все необходимое под рукой и т.д.), — позволяет устанавливать содержательные контакты с людьми.

Большое значение в решении задач эстетического воспитания, формирования художественно-творческих способностей мы придаем интеграции всей воспитательно-образовательной работы с искусством и разнообразными видами художественно-творческой деятельности. При этом мы понимаем интеграцию как глубокую и разностороннюю взаимосвязь и взаимопроникновение содержания окружающей жизни разнообразных видов деятельности и искусства. Цель интеграции — способствовать разностороннему развитию ребенка, который благодаря интеграции познает объект с разных сторон. Это обеспечивает возникновение и развитие ассоциаций на основе эстетического восприятия, сравнения, выделения средств выразительности каждого вида искусства и художественной деятельности, обогащается художественный и эстетический опыт детей, развивается воображение, творчество. Этим не ограничиваются условия, но об этом мы напишем в следующей статье.
 
 
Список литературы
 
1. Бехтерев В.М. Объективное исследование нервно-психической сферы в младенческом возрасте // Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. труды / Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой. М.; Воронеж, 1997.
2. Савенков А.И. Психология детской одаренности: Учеб. пос. М.: Генезис, 2010, 442 с. (Сер. «Учебник 21 века»).
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 160 с.
4. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 144 с.
5. Карпова СИ. Проблема детской одаренности на современном этапе развития образования. Одинцово, 2008. 151с.
 
 
Т.С. КОМАРОВА
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель РФ,
заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий
MГГУ М.А. Шолохова, академик МАНПО

"Одаренный ребенок" . - 2014 . - № 4 . - С. 6-15.