Воронцова И.А. Содержательная основа программы образовательного учреждения по выявлению и развитию одаренных детей


Главной составляющей государственной политики в настоящее время является развитие научного и профессионального творчества молодежи, опирающегося на систему взаимодействия общеобразовательных школ, вузов, научных институтов, предприятий, что позволяет привлекать молодых людей, начиная со школьной скамьи, к исследовательской деятельности, а следовательно, к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Как известно, человек начинает исследовать и углублять свои знания в той области, которая ему наиболее интересна, в которой его усилия приобретают наибольший успех. Таким образом, методически выстроенная программа развития исследовательских способностей школьников может являться системой по выявлению и развитию направленности мышления одаренного школьника.

В современном российском обществе во всех сферах жизни востребованы профессионализм, ответственность, самостоятельность, инициатива и творчество, а не пассивное исполнительство. Эти социально значимые качества следует формировать у подрастающего поколения непосредственно в процессе учебной деятельности. Исследование в школе является не только формой организации деятельности ученика, которая в существенной степени способствует формированию и развитию его способностей, но и средством для выявления и развития уровня одаренности ребенка в определенной области знаний. Именно поэтому в системе непрерывного образования наблюдается повышенный интерес к организации  исследовательской  деятельности обучающихся и студентов на каждой ступени обучения, что является одним из приоритетных направлений в работе и общеобразовательных, и высших учебных заведений. Анализируя многочисленные труды известных ученых (В.И. Гинецинского, В.И. Журавлева, И.А. Зимней, A.M. Новикова, М.Г. Ярошевского и др.), можно сделать вывод, что исследовательская деятельность обучающихся и студентов в учебно-воспитательном процессе есть действенное средство, способствующее выявлению и развитию направленности мышления в определенной области знаний и уровня одаренности человека в этой предметной области. И. А. Зимняя в своих работах отмечает, что, учитывая общую цель образования — развитие личности обучающегося, — усиление его исследовательской деятельности реализует тем самым принцип гуманизации, согласно которому задача интеллектуального и собственно личностного (в таких проявлениях, как способности, творчество, самостоятельность, ответственность и т.д.) развития человека, его духовный рост являются ведущей идеей в процессе обучения.

Каждая ступень и уровень общего и профессионального образования решают цель развития личности разными средствами, в вариативных формах, разными (соответствующими возрастным особенностям) способами.

Развитие личности обучающихся общеобразовательной школы на современном этапе развития общества предполагает изменение структуры учебной деятельности исходя из возрастных и индивидуальных особенностей и с учетом преемственности: самостоятельная прежде деятельность может превращаться в действие и входить в качестве структурного элемента в более сложную деятельность, к которой можно отнести исследовательскую деятельность и в будущем определить направление профессиональной деятельности.

И. А. Зимняя в своих работах отмечает, что исследовательская деятельность — специфическая форма активности субъекта, где достаточно полно и системно развиваются его индивидуально-психологические (личностные) особенности как исследователя. Здесь важен вывод о том, что в процессе исследовательской работы познавательная активность субъекта имеет избирательный характер, т.е. налицо предрасположенность и активность субъекта к работе с материалом определенной предметной области.

Познавательная мотивация и исследовательская активность выражаются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследуемому новому, в его предпочтении к цветам, звукам, формам и т.п. Устойчивая избирательность, возможно, составляет одно из оснований развития предметных и далее специальных способностей, одаренности и таланта в этом направлении. Источником предметных способностей выступает предметная избирательность. Выраженность предметной избирательности является критериальным показателем предметных способностей.

Экспериментально подтверждено (Е.И. Горбачева, Е.А. Богомолова, И.А. Воронцова), что уровень умственного развития в конкретной области предметного содержания хотя и является важным показателем, характеризующим развитие предметных способностей, но сам по себе не определяет динамику их развития. Уровень умственного развития необходимо рассматривать в сочетании с таким критерием предметных способностей, как избирательная активность обучающихся. Избирательность к предметно-специфичному содержанию указывает на то направление, в котором концентрируются мыслительные усилия ученика, очерчивает ту предметную область, в которой его умственные ресурсы могут реа-лизовываться с максимальной эффективностью, в которой возможны позитивные изменения в развитии предметных способностей.

С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей обучающихся в общеобразовательной школе — как реализацию их индивидуальности. Принцип педагогики индивидуализации стал концептуальным обоснованием Программы развития интеллектуально-творческих, исследовательских способностей в Областном центре образования.

Цель: формирование личности обучающегося, сочетающей в себе нравственные и духовные качества, творческую индивидуальность, высокий интеллектуальный уровень развития, способность к самореализации и самоопределению в обществе.
 
Задачи:
1. Создание банка данных обучающихся, имеющих высокий и повышенный уровень развития учебно-познавательной деятельности.
2. Изучение потребностей обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной мотивации.
3. Психолого-педагогическое сопровождение развития способностей школьников, их предметной направленности мышления.
4. Развитие способностей школьников через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, учебно-исследовательской и экспериментальной деятельности.
5. Развитие личности учителя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы.
6. Использование передовых технологий для реализации различных методик, способствующих развитию творчества, интеллекта, индивидуальных способностей обучающихся.
 
Содержательная основа программы развития способностей школьников
 
Направление деятельности:
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с повышенным уровнем умственного развития, одаренных детей.
Целевая установка: формирование личности обучающегося, сочетающей в себе нравственные и духовные качества, творческую индивидуальность, высокий интеллектуальный уровень развития, способность к самореализации и самоопределению в обществе.
 
Основные задачи:
1. Создание банка данных обучающихся, имеющих высокий и повышенный уровень развития учебно-познавательной деятельности.
2. Изучение потребностей обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной мотивации.
3. Развитие способностей школьников через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, учебно-исследовательской и экспериментальной деятельности.
4. Развитие личности учителя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы.
5. Использование передовых технологий для реализации различных методик, способствующих развитию творчества, интеллекта, индивидуальных способностей учащихся.

Содержание деятельности по направлениям (система целесообразных мероприятий:
1. Организационно-управленческая деятельность. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с обучающимися по развитию учебно-исследовательской деятельности и повышению уровня умственного развития:
• семинары с приглашением специалистов вузов (основные направления):
— методологические основы исследования (принципы, проблема, гипотеза, научные подходы в исследовании и т.д.);
— общие требования к оформлению работ. Компиляция рабочего варианта текста. Особенности подготовки к защите письменных работ;
• обучение педколлектива на курсах повышения квалификации, магистратуре;
• подбор и накопление в библиотечном фонде литературы для самообразования учителей;
• обмен опытом, научно-методические разработки по данному направлению;
• участие учителей в научно-практических конференциях, публикации, методические разработки и т.д.
2. Информационно-аналитическая и организационная деятельность педагогического коллектива (деятельность предметных М/О, воспитателей и М/О кл. руководителей) по развитию способностей школьников:
• проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся по выявлению детей, склонных к научно-исследовательской работе и показывающих высокие результаты по предметам определенного цикла;
• знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения.
3. Совершенствование психолого-педагогического мониторинга развития способностей школьников и склонности к исследовательской деятельности (совместная деятельность МО и социально-психологической службы). Развитие системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
• выявление детей с повышенной мотивацией к учению (создание системы диагностики познавательных стилей деятельности обучающихся);
• развитие и совершенствование когнитивных функций обучающихся в соответствии с предметной направленностью мышления;
• знакомство учителей на семинарах и индивидуальных консультациях с имеющимся опытом работы по данному направлению.
4. Организационно-содержательная деятельность обучающихся по развитию учебно-исследовательских способностей под руководством преподавателей вузов Калужской области:
• образовательная деятельность школьников в рамках системы предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников;
• работа обучающихся Областного центра образования с научным руководителем и овладение методами и формами по развитию самостоятельного мышления, инициативы и творчества;
• проведение обучающих элективных курсов и развивающих занятий для школьников по развитию творческих и предметных способностей по предметам:
— химия (руководитель доктор химических наук);
— русский язык (руководитель доктор филологических наук);
— история (руководитель кандидат педагогических наук);
— биология (руководитель кандидат педагогических наук);
— математика (руководитель старший преподаватель кафедры математики и информатики).
5. Деятельность программы ШНОО «Додекаэдр» по развитию индивидуальных способностей обучающихся Областного центра образования.
6. Создание системы развивающих занятий на развитие мыслительных навыков предметной ориентации мышления и проведение первых профессиональных проб в условиях общеобразовательного учреждения (деятельность развивающих элективных курсов по профсамоопределению школьников, экскурсионно-практическая деятельность в учреждения профессиональной подготовки кадров и на предприятия Калужской области).
7. Участие школьников в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах.
8. Деятельность летних интеллектуальных лагерей, профильных интеллектуальных смен (совместно с вузами и учреждениями дополнительного и профессионального образования, организациями и предприятиями города и области).

Ожидаемые результаты:
1. Высокая познавательная активность обучающихся Областного центра образования (повышение качества знаний школьников; увеличение количества победителей олимпиад; городских, областных, всероссийских конференций; увеличение количества обучающихся — членов НОО).
2. Преобладание положительной учебно-познавательной мотивации школьников (по результатам диагностики).
3. Сформированность исследовательской культуры мышления обучающихся, исследовательских умений: постановка реальной цели, умение планировать, проводить исследование, анализировать и оформлять результаты исследования, оценивать работу (показатели психолого-педагогической диагностики, данные мониторинга).
4. Грамотная работа обучающихся с информацией: умение собирать необходимые факты, анализировать их и выдвигать гипотезы решения проблем, проводить эксперименты, устанавливать причинно-следственные связи и отношения, формулировать аргументированные выводы, рецензировать и оценивать.
5. Изменение профессионально-личностной позиции педагогов, позволяющей:
• не столько успешно реализо-вывать традиционный тип обучения для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность, профессионально учитывать индивидуальные особенности ребенка;
• не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться, свободу выбора индивидуальной образовательной траектории;
6. Изменение отношений «учитель — ученик», «учитель — учитель» в сторону активного сотрудничества и обмена опытом.
7. Увеличение количества педагогов, включенных в научно-экспериментальную, исследовательскую деятельность (участие педагогов в профессиональных конкурсах и проектах, выпуске печатных изданий и методических разработок и т.д.).
8. Совершенствование дидактико-методического обеспечения процесса формирования учебно-исследовательской культуры школьников на уроке:
• выделение учебных проблем из содержания учебного предмета;
• разбивка учебной темы на блоки уроков по стержневым исследовательским проблемам;
• составление тематического планирования уроков с учетом исследовательской деятельности.
 
Исследовательская деятельность обучающихся — это, прежде всего, процесс отражения и преобразования объективной действительности под руководством преподавателя. При этом исследовательская работа как средство организации учебного или научного познания диагностирует высокую избирательность обучающихся к учебному заданию определенной предметной
области знаний (объект деятельности обучающего) и показывает формы проявления обучаемым определенных способов выполнения задания, творческие варианты его выполнения, тем самым определяя и развивая индивидуальные способности школьников.
 
 
Список литературы

1. Воронцова ИЛ. Развитие предметных способностей школьников в условиях профильного обучения: Дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2004.
2. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и понимание // Вопросы психологии. 1994. № 5. С.78-85.
3. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления: сущность, механизмы, условия развития. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001.
4. Эйдюсон Б.Т. Психологические аспекты выбора профессиональной карьеры ученых-исследователей (реферат О.В. Захаровой) // Личность ученого (социально-психологический портрет): Реферат, сб. / Ред. кол. A.M. Кулькин (гл. ред.) и др. М., 1983. С.108.
5. Холодная МЛ. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2002.
 
 
И.А. Воронцова, кандидат психологических наук, доцент, учитель лицея-интерната «Областной центр образования», г. Калуга

"Одаренный ребенок" . - 2014 . - № 1 . - С. 39-45.