Бобырь Дарья. Столыпинская аграрная реформа в судьбах моей семьи
Научный руководитель: Шилкова Марина Сергеевна, учитель истории второй квалификационной категории
I.Введение
Прямыми участниками этих событий, в 1907 году, стали мои прапрабабушка и прапрадедушка. На примере их семьи рассмотрим Столыпинскую аграрную реформу, проанализируем некоторые вопросы, которые заинтересовали меня в процессе изучения этой темы. Мне очень интересно было узнать кто мои предки, почему они переселились, и какие семейные традиции у нас были.
Я считаю, что отношение к нашим предкам – это залог нашего будущего, без которого невозможно себя представить. Каждое поколение вкладывало частичку своего сердца и своей души в наше будущее, прямыми потомками, которого являемся мы.
Летопись в моей семье, к сожалению, не ведётся, поэтому свой рассказ я буду составлять из воспоминаний моих бабушек. К своей работе прилагаю фотографии своих прапрабабушки и прапрадушки, с которых началось переселение в Сибирь.
Цель работы: проследить, как моя семья пережила аграрную реформу П. А. Столыпина, почему переселились? Как обстроились на новом месте?
Задачи:
1. Проследить пути внедрения Столыпинской аграрной реформы в жизнь.
2. Как столыпинская аграрная реформа отразилась в судьбах моей семьи.
II.Основная часть «Столыпинская аграрная реформа в судьбах моей семьи».
II. 1. Столыпинская аграрная реформа.
II.1.а. Биография Петра Аркадьевича Столыпина.
Начало образования Столыпин получил в Виленской гимназии, где в основном тяготел к естественнонаучным дисциплинам. По окончании Виленской гимназии, Столыпин поступил на физико-математических факультет Петербургского университета. Самыми привлекательными науками для него были химия, геология, ботаника, зоология и агрономия. Среди преподавателей, которые обучали и экзаменовали Столыпина был великий химик Д.И. Менделеев.
Петр рано женился. Его женой стала Ольга Борисовна Нейдгарт, бывшая прежде невестой его брата, погибшего на дуэли.
П.А. Столыпин отличался большой внутренней самодисциплиной: не курил, хотя его дипломная работа была о табаке, почти не употреблял спиртного. Столыпин был типичным представителем законопослушного, практического поколения 80-х годов XIX века и никогда не имел недоразумений с полицией.
Блестяще окончив физико-математический факультет Петербургского университета, он в 1885 г. поступил на службу в Министерство государственных имуществ. В 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел и вскоре стал самым молодым в России губернатором - в Гродно, а затем в Саратове. В 1906 г. 44-летний Столыпин принимает портфель министра внутренних дел, а с 8 июля 1906 г. он совмещает этот пост с должностью председателя Совета Министров.
Назначение Столыпина на столь высокую должность не прошло незамеченным. Даже самые непримиримые оппоненты были вынуждены признать, что на этот раз российское правительство возглавил одаренный, сильный, незаурядный человек.
В основу своей государственной деятельности П. А. Столыпин положил принцип: "Либеральные реформы и сильная власть". Официально было объявлено о следующем курсе преобразований: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие в, преобразование местных судов, реформа средней и высшей школы, полицейская реформа, преобразование земства, подоходный налог, аграрная реформа.
Помимо аграрных реформ Столыпин разрабатывал очень интересные законопроекты в политической, социальной и культурной областях. Именно он от имени правительства внес на рассмотрение III Государственной думы законопроект о страховании рабочих по инвалидности, старости, болезни и от несчастных случаев, об оказании медицинской помощи рабочим за счет предприятий, ограничении длительности рабочего дня для малолетних и подростков.
Мало кому известно то, что Столыпин был инициатором введения всеобщего бесплатного начального образования в России. С 1907-го по 1914 г. постоянно росли расходы государства и земств на развитие народного образования.
Столыпин стремился повысить образовательный и культурный уровень государственных чиновников и именно с этой целью предлагал увеличить зарплату учителям, служащим почт, железных дорог, священникам, чиновникам госаппарата.
Следует отметить, что Столыпин никогда не допускал высказываний, унижавших и оскорблявших национальные чувства малых народов. По своим глубоким убеждениям он был русским патриотом, он понимал необходимость развития национального самосознания, достоинства, сплочения нации.
1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре, в присутствии царя Николая II и его дочерей, в Столыпина дважды выстрелил из револьвера Дмитрий Богров. Во время покушения Столыпин стоял, прислоняясь, к рампе, охраны у него не было. В театре громко говорили и выстрелы слыхали немногие, но когда в зале раздались крики, все взоры устремились на П.А. Столыпина, и на несколько секунд все замолкло. Петр Аркадьевич как будто не сразу понял, что случилось. Он наклонил голову и посмотрел на свой белый сюртук, который с правой стороны, под грудной клеткой, уже заливался кровью. Медленными и уверенными движениями он положил на барьер фуражку и перчатки, расстегнул сюртук и, увидя жилет, густо пропитанный кровью, махнул рукой, как будто желая сказать: "все кончено!". Затем он грузно опустился в кресло и ясно и отчетливо, голосом, слышным всем, кто находился недалеко от него, произнес: "Счастлив умереть за Царя", - так описал убийство Петра Аркадьевича Столыпина очевидец - бывший губернатор Киева - А. Гирс.
Когда Столыпина отнесли в одну из комнат театра и наскоро перевязали, выяснилось, что от мгновенной смерти его спас крест святого Владимира, в который попала первая пуля. Она раздробила крест и ушла в сторону от сердца. Но все же этой пулей была пробиты грудная клетка. Другое ранение было не столь опасным - пуля пронзила кисть левой руки.
Врачи распорядились поместить раненого премьера в клинику доктора Маковского. Агония Столыпина длилась четыре дня. 5 сентября врачи констатировали смерть.
Столыпин скончался. Похоронен он был в Киево-Печерской лавре, поскольку в свое время завещал похоронить его там, где его настигнет смерть.
II.1.б. Суть аграрной реформы.
Правительство считало необходимым изменение земельных отношений, т. е. закрепление за крестьянами земли в их личную собственность, полагая, что это положит конец аграрным волнениям, поскольку мелкие земельные собственники будут более привязаны к земле и в любых ситуациях, будут отстаивать свои земельные интересы, свою земельную собственность. Изменение форм землевладения должно было, по мнению П. А. Столыпина, сопровождаться разрушением общины и передачи земли крестьянам в частную собственность.
9 ноября 1906 г. проект «Особого журнала» Совета министров был доложен царю, который написал резолюцию: «Согласен с мнением председателей и 7 членов» . Столыпинской аграрной реформе был дан зеленый свет.
Для реализации намеченных целей Столыпин провел через Государственную Думу ряд законопроектов, основным из которых является ВЫСОЧАЙШИЙ Указ 9 ноября 1906г. «О крестьянском землепользовании» . Характеризуя его, Столыпин отмечал: «В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община ставит преграду для самодеятельности, там необходимо дать крестьянину свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью: надо дать ему власть над землёю, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя.… Нельзя забывать, что мы призваны освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия» .
Указ объявлял общину «принудительным союзом, в котором личность крестьянина совершенно бесправна». Какие же обвинения выдвигал Столыпин против общины?
Во – первых, общину обвиняли в том что она не признает гражданских прав личности. Равные переделы, как и равное право крестьян на получение земли, круговая порука, бытовавшая в общине и покрывающая ленивого хозяина, считались самыми отрицательными сторонами общинного землепользования.
Во – вторых, в общине начинали и завершали полевые работы одновременно все, что лишало трудолюбивого и старательного хозяина возможности использовать на своей полосе личный опыт и вести хозяйство так, как он считал нужным и полезным.
В – третьих община сохраняла раздробленность земельных участков, а также «длинноземелье» (удаленность угодий от жилья), что мешало развитию интенсивных форм земледелия. Такое положение ведет к напрасной трате сил и времени, не принося удовлетворение хозяину и пользу земле.
Главный недостаток общины виделся в том, что коллективная форма земельной собственности и связанные с ней переделы земли мешали крестьянам по хозяйски относиться к земле. Для них земля оставалась «чужой», поскольку в результате переделов она меняла своих хозяев.
Общая идея, которая была положена в основу Указа 9 ноября 1906 года; заключалась в том, что «только там, где земля свободна, то есть, доступна каждому по его состоянию и способностям, может развиться самостоятельное владение, а вместе с тем и сельское хозяйство в той степени, чтобы способствовать общему народному благосостоянию» .
Основное содержание Указа значило, что каждый домохозяин – общинник может укрепить за собой в собственность надельный участок, который отходит от общины и становиться личной собственностью одного лица. При этом, если надел соответствовал числу членов семьи, он во всех случаях закреплялся за хозяином бесплатно.
Как же сказался на положении крестьян ход столыпинской реформы?
Доходность сельского хозяйства определяется тремя важными факторами: количеством обрабатываемой земли; урожайностью полей и продуктивностью скотоводства; уровнем цен на сельскохозяйственные продукты.
Наиболее простым способом борьбы с малоземельем является увеличение их земельной собственности. Правительство пошло двумя путями: освоением новых земель и созданием Крестьянского банка.
Политика освоения новых земель Сибири, Алтая и т. д. не оправдала себя. В 1895 – 1900 гг. В Сибирь переселилось всего 1.207.653 человека, или 6,06 %естественного прироста населения за эти годы. Из 4 миллионов переселенцев 2,2 миллиона осели в западных областях Сибири. С переселенческой волной в Сибири не могли управиться: землю не успевали нарезать, и толпы переселенцев, не находя себе дела, бродили без места и двигались в обратном направлении. К 1910 г. Фонд удобных земель был исчерпан. Для освоения оставался только дремучий Север с его непроходимыми лесами, болотами и южные безводные степи. Таким образом, и переселение на новые земли не могло разрядить переживаемую русскими крестьянами «земельную тесноту», еще более обострившуюся из – за крайне низкого развития крестьянского земледелия.
Для облегчения покупки крестьянами земли Александром III в 1883 г. Был создан Крестьянский банк. Крестьянский банк, хотя и созданный для борьбы с малоземельем, оставался, прежде всего, кредитным учреждением, отдававшим предпочтение более платежным клиентам. Банк продавал землю и выдавал ссуду тем, кто способен был купить её. Однако такие доплаты были доступны далеко не всем нуждающимся в земле и поэтому служили препятствием для малоземельных в покупке земли у банка или через банк.
По положению 1906 г. только крестьяне – общинники имели право приобретать земли по цене 1861 г., но во – первых, не все крестьяне были в состоянии купить достаточно земли, и , во – вторых, имея минимальные средства на обустройство хуторского хозяйства, крестьяне в первые 3 – 4 года терпели убытки, влезали в долги, и в конечном счете, не имея достаточно средств для погашения долга и процентов по нему, вынуждены были продавать землю. Недоимки крестьян по платежам Крестьянскому банку возросли. Таким образом, признав землю товаром, правительство оставило крестьян без всяких средств к удержанию земли, что привело к многочисленнейшего слоя крестьянского населения. Право частной собственности на землю превратило землю в предмет купли – продажи, в товар, который в условиях неравной конкуренции постепенно переходил в руки богатых, тогда как обезземелевшие и обездоленные массы крестьян пополняли ряды батраков и пролетариев.
Крестьянин, испытывая постоянную нужду, не мог технически оснастить свое хозяйство.
Закон 10 марта 1906 года давал полную свободу перевелени. А так же следующие льготы:
1. Первые пять лет право не платить налогов
2. Прощались недоимки, и долги в том месте, откуда уезжали
3. Крестьянам выдавали беспроцентные ссуды (100-400 руб. на одно крестьянское хозяйство)
4. Денежные пособия до 200 рублей без возврата
5. Дешевые железнодорожные билеты.
Возрождение России П. А. Столыпин связывал с поднятием производительности земли, ради чего и осуществлялась экономическая часть его реформы. Но программа не удалась.
Нарушив право общины распоряжаться надельной землёй, правительство одним махом решило изменить существующие устои, на которых стояла Россия в течение последних двухсот лет. В результате реформы начался процесс обезземеливания экономически слабого и беззащитного крестьянина.
Разрешение выхода из общины, завершая процесс обезземеливания крестьян, раскололо крестьянство на две группы: на сильное меньшинство и слабое большинство, причем большинство было отдано в жертву меньшинству. Таким образом, страна вернулась к одному из худших форм крепостного права.
II.2. Условия переселения моей семьи.
II.2.а. Причины и условия переселения моей семьи.
Моя прапрабабушка Арина и прапрадедушка Макар жили в Белоруссии в Могилевском районе. Когда случилась эта история, которую я описываю мои бабушка Арина и дедушка Макар были женаты и имели троих детей. Жили они дружно, но бедность сказывалась на их быте. Была одна коровенка и лошадь, много земли не было. Урожая хватало только на прокорм семьи, и продавать было нечего. И вот когда в 1906 г. Опубликовали Указ о Столыпинской аграрной реформе бабушка Арина и дедушка Макар с опаской отнеслись к этому событию. Но потом доходили слухи от людей, которые уехали за землей в собственность и являются хозяевами надела земли. Но дорога, по слухам, была тяжкой и многие не добирались до заветных земель. В то время, ездили так называемые «Столыпинские вагоны», проезд в которых был бесплатным. Вагоны были переполнены людьми, в них было душно и тесно. Еще была неизвестность, куда они приедут и как обустроят свой быт. Поэтому было решено не продавать лошадь и корову, поскольку можно было надеяться, что коровье молоко не даст детям умереть с голоду в дороге, а детей было не много немало – трое, и они все вместе доберутся до назначенной цели. Так и порешили. Собрали свои нехитрые пожитки и отправились в путь.
II.2.б. Переезд.
Дорога была долгой и тяжелой, всего и не описать. Корова, которую они взяли с собой, давала немного молока детям. В момент остановок для отдыха, лошадь распрягали и отпускали пастись, ноги связывали «путами», чтобы лошадь далеко не ушла. «Переселенцы» разводили огонь, варили картошку, предусмотрительно взятую с собой. По дороге рвали ягоды, грибы, ели траву – лебеду.
II.2.в. На новом месте.
Вообще, по воспоминаниям бабушки Веры жизнь в деревне была дружной. В суровые зимние вечера собирались в одной избе и занимались хозяйством: мужчины делали коромысло, кухонную утварь; девушки – самотканые дорожки, вязали или шили.
Наконец наступила весна, и с новыми силами они принялись работать на своей долгожданной земле. Вспахали небольшой участок и засеяли его пшеницей и картошкой, семенами, которые привезли с Белоруссии. Все лето они занимались благоустройством своего жилища. Старшие дети смотрели за маленькими, помогали бабушке Арине по дому. Дед Макар занимался хозяйством. Дела спорились, оправдывались их надежды на долгожданный урожай. Большую часть урожая оставили на семена на будущий год, а часть поменяли с соседями, которые к тому времени построили дома рядом с ними. Жили дружно. Люди были из разных уголков России: Украины, Подмосковья и т. д.
II.2.г. Эпизоды из жизни.
Моя бабушка Вера вспоминала о тяжелом физическом труде: «Все делали сами своими руками. Пол в доме мазали кизяком (смесь навоза лошади и соломы). Нужно было это делать раз в неделю. Стирали одежду на руках, в холодной воде. Готовили еду, сами пекли хлеб. В дишку* (Большая кадка) заводили тесто, потом выливали в специальную форму для хлеба и выпекали в печи. Доили корову, из молока делали творог, взбивали масло, делали ряженку. Изредка ходили в магазин за сахаром, если он там был. Ведь семью из семи человек надо было прокормить». Домашним хозяйством занимались женщины и младшие дети. Старшие с отцом занимались хозяйством: пахали землю, запасали сено на зиму, занимались строительством. И как бы ни работали, жили бедно. На детей была одна пара валенок, в школу ходить было некогда.
По воспоминаниям бабули в деревне были свои праздники. Во – первых любой праздник сопровождался народными гуляньями, песнями, играми. Бабушка Вера была заводилой, очень хорошо игра на балалайке, знала много частушек и песен. Больше всего по её воспоминаниям она любила Троицу*.
«Троица – главный праздник, справляемый на 7 неделю после Пасхи».
Ходили в лес собирали «богородскую» траву, спиливали березы. Украшали дом: Устилали пол травой, В доме по углам ставили ветки березы, изба превращалась в лес. Но не только внутри украшали, А и двор, и улицы деревни выглядели празднично. В ветки березы девки заплетали ленты. Троица – праздник земли, поэтому все работы: посевные и земельные, старались сделать до Троицы. С утра, по обычаю, посещали могилы усопших. Кстати эта традиция живет в нашей семье до сих пор. Каждый год на Троицу мы ездим на кладбище, посещаем могилы бабушки Веры и дедушки Лени.
После обеда начинались гулянья: по всей деревне разносились голоса молодежи, игры на гармошке, веселые песни и продолжалось это далеко за полночь…
Когда дети повзрослели, все вышли работать в колхоз, образовавшиеся к тому времени. Работали на трудодни (ставила палочка в табеле, что ты отработал один день), Которые ничего не давали, ни денег, ни еды, ни помощи от колхоза. Нужно было поднимать сельское хозяйство, кормить города, так что работали на совесть.
Мои предки так и оставались в Бочанихе до войны. На войну ушли три сына, а вернулись два. Дед Иван пропал безвести, как его не искали, весточки не нашли.
К сожалению никаких фотографий, у нас нет. Раньше это стоило очень дорого и мои бабушка с дедушкой себе такого позволить не могли. Остается основываться только на воспоминаниях.
III.Заключение.
Итоги проведения Столыпинской аграрной реформы в судьбах моей семьи.
Оценивая аграрные реформы Столыпина, следует признать их целесообразными, с экономической точки зрения - необходимыми. С 1909-го по 1914 г. Россия производила зерна больше, чем основные ее конкуренты - США, Канада и Аргентина - вместе взятые. Конечно, надо иметь в виду, что во все эти годы были хорошие, а в 1909 и 1913 гг. рекордные урожаи, но столь разительные перемены положения дел в сельском хозяйстве напрямую связаны с проведенными реформами. Начался бурный рост вначале кредитных, а затем и производственных, сбытовых и потребительских кооперативов, оказывалась разносторонняя агрокультурная помощь: организовывались курсы по изучению, демонстрации и внедрению новых эффективных форм хозяйствования.
Для осуществления реформ такого масштаба не было создано должной финансовой и материальной базы, и оно форсировалось чисто административными мерами. Как известно, Столыпин считал, что реформы могут быть успешно осуществлены в течение 15-20 лет. Нельзя вполне согласиться с названными сроками, поскольку даже в маленькой Пруссии период перехода от общинного земледелия к хуторам занял 100 лет.
В то же время далеко не все из переселенцев сумели прижиться на новом месте; от 5 до 12 процентов крестьян вынуждены были вернуться в родные места. Сказывались недостаточная финансовая поддержка государства, отсутствие дорог, отдаленность районов, плохая адаптация к новым климатическим условиям, неурядицы во взаимоотношениях с местным населением. Деятельность крестьянского банка также не дала желаемых результатов. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян. Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.
Раньше мне казалось, что я знаю о своих предках и их жизни. Взявшись за написание работы, я была уверенна, что напишу многое о жизни моих родственников. Когда я начала анализировать, что же я знаю, оказалась не только я, но и моя мама и бабушка многое не помнят. Мы начали вспоминать, подняли семейный архив. Это увлекло не только меня, но и всю мою семью, оказывается, так интересно узнавать, именно мелкие подробности жизни моих предков. Как они добирались, какое у них было хозяйство, кто сколько учился, как помогали друг другу , у кого кто родился и роднились потом . Очень захотелось съездить в деревню Бочаниху и посмотреть может каким то чудом сохранился тот дом , что они строили, сфотографировать его и это фото вместе с воспоминаниями оставить своим детям. Я думаю, что им будет еще более интересно прочитать воспоминания и посмотреть фотографии. Почему больше? Да потому что с годами стирается вся личная информация и остается история как бы «про всех», конечно в книгах, где отражены исторические факты нашей Родины, мы можем многое почерпнуть. Когда это касается лично тебя, и ты чувствуешь каждой клеточкой своего сердца, ощущаешь, что ты действительно часть истории и твоя семья пусть маленький, крошечный, но все же штрих этой истории, сердце наполняется гордостью и чем- то значимым. Я рада, что взялась писать эту работу и благодарна людям, которые задумали такую тему. Возможно, не взявшись за написание, я так бы многое и не узнала.
Жаль, что многая информация о нашей семье потеряна и не сохранилась. Тогда это, наверное, казалось не так значимо, но теперь то я знаю как интересно и важно сохранять историю семьи.
Источники:
1. Устные рассказы бабушки.
2. Указ правительствующему сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования от 9 ноября 1906года/Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.
3. Фотографии.
Литература:
1. Аврех. А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.
2. Бок М. П. Воспоминания о моём отце П. А. Столыпине. М., 1992
3. Верт Н. История советского государства. М., 1992.
4. Зайцева Л. Земельное отношение в России в начале века и аграрная реформа Столыпина// Экономист. № 2, М., 1994.
5. Зырянов П. Н. Столыпин без легенд. М., 1991.
6. Сироткин В.Г. Великие реформаторы России. М., 1991.
7. Попов Г. О Столыпинской реформе// Наука и жизнь, № 1, 1997.
8. Казарезов В.В. О П.А.Столыпине. М., 1991