О.А. Толокнова, О.В. Броцман. ВАРИАНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Преобразование системы специального образования обусловлено современными социально-экономическими условиями и их влиянием на общество, политикой государства к проблемным детям, а так же уровнем научно-практической базы данного вопроса.
В связи с этим специальное образование приобретает важную социальную функцию, которая заключается в том, чтобы способствовать оздоровлению общества и тем самым способствовать его выживанию. Положение человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире социальных отношений во многом определяется характером и уровнем специального образования.
Должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно изъять негативные установки, и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
При этом люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро).
Сегодня в общеобразовательных учреждениях нашего региона одной из самых распространенных моделей интеграции являются специальные классы, интегрированные в массовые общеобразовательные школы. Функционируют классы для детей с задержкой психического развития, для детей «группы риска школьной дезадаптации» (классы компенсирующего обучения).
Однако за последние два года число детей, обучающихся в специализированных классах, снизилось на 30% и сократилось число самих классов. Данная тенденция связана с недостаточной проработанностью законодательной базы организации классов для детей со специальными образовательными потребностями в условиях школы массового назначения: недостаточно четко определен состав специалистов и основания для их введения в штатное расписание; у педагогов отсутствуют знания специальной педагогики; снижен численный состав учащихся школы из-за небольшой наполняемости указанных классов; отсутствует дополнительное финансирование.
В связи с этим насущной проблемой является разработка механизма интегрированного обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях образовательных учреждений общего назначения в единстве современных теоретических подходов и тенденций специального образования и возможностей социализации особых детей, предоставляемых коллективом здоровых сверстников.
На протяжении трех лет данное направление разрабатывается на базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4. Школа работает в тесном контакте с научно-методическим отделом коррекционно-развивающего обучения и кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО, преподавателями НГПУ.
В основу организации педагогического и воспитательного процесса в рамках эксперимента по интеграции детей со специальными образовательными потребностями в общество здоровых школьников нами положено обоснованное Л.С. Выготским (в дальнейшем разрабатываемое А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьевым, В.В. Лебединским и др.) понимание компенсации как синтеза биологических и социальных факторов:
- развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, что и развитие нормального ребенка;
с помощью педагогических средств может быть достигнута значительная компенсация нарушенных функций;
- имеет место связь общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимосвязь;
- основной путь компенсации людей с различными нарушениями заключается во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечит возможность формирования высших форм сотрудничества;
судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация;
- обучение и воспитание детей со специальными образовательными потребностями строится на основании принципа единства диагностики и коррекции, т.е. максимальная компенсация дефекта возможна тогда, когда при отборе содержания, методов и приемов коррекционного воздействия учитываются механизмы и структура нарушения функций в каждом конкретном случае. Воздействие строится на принципах индивидуального и дифференцированного подхода, носит комплексный и системный характер, опирается на знание закономерностей развития психики в нормальном онтогенезе.
Разработанная технология состоит из трех блоков:
- интегрированное обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в составе групп и классов общего назначения;
- воздействие в системе коррекционных кабинетов;
- коррекция в условиях системы дополнительного образования.
В течение трех лет на базе дошкольного отделения МОУ СОШ №4 проводилась разработка и апробация комплексного перспективного планирования, подбор методических приемов интегрированного обучения.
В основу комплексного планирования положена технология интегрированного обучения и воспитания, которая предполагает внутреннюю дифференциацию воспитанников в группах и классах.
При организации учебно-воспитательного процесса для детей с проблемами в развитии предполагается учитывать индивидуальные возможности и характеристики каждого ребенка.
Методическое обеспечение комплексного планирования объединяет программные, учебно-методические и дидактические материалы как для общеобразовательного стандарта, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения, посредством которых выстраивается учебно-воспитательный процесс.
В основу учебно-воспитательного процесса нашим учреждением взята программа «Школа-2100» и специальные коррекционные программы, разработанные специалистами НИИ дефектологии.
Для реализации принципов последовательности, системности усвоения материала, а также личностного развития ребенка программы интегрируются в зависимости от особенностей воспитанников в отдельно взятой группе, классе.
Схема составления календарно-тематического планирования соответствует общепринятой форме, но при его разработке мы следуем определенному алгоритму:
- изучение общеобразовательных и коррекционных программ;
- выявление уровня соответствия избранной программы государственному образовательному стандарту;
- определение содержания учебно-методического и дидактического комплекса, обеспечивающего данное календарно–тематическое планирование;
- определение количества часов, регламентируемых программой для прохождения основных тем;
- выделение общих тем для их изучения всеми детьми при внутренней дифференциации.
В процессе подготовки к занятию в интегрированной группе составляется план–конспект занятия, в котором учебный материал распределяется таким образом, чтобы на одном занятии дети с разным состоянием психофизического и интеллектуального развития изучали близкую по содержанию тему, но на том уровне усвоения, который доступен для каждого ребенка. Закрепление и отработка полученных знаний и умений ведется на разноуровневом дидактическом материале, подобранном индивидуально для каждого ребенка.
При изучении сложной темы с детьми, имеющими особенности в развитии, работа продолжается на индивидуальных коррекционных занятиях, в совместной деятельности и других режимных моментах.
Вся работа педагогов и воспитателей направлена на пробуждение сознательной активности, расширение зоны ближайшего развития и реализации резервных возможностей детей. Регулярно ведется консультативная работа по обучению родителей коррекционным приемам на разнообразном дидактическом материале. Совместно с педагогами и воспитателями коррекционную работу проводят логопед, психолог, инструктор ЛФК. В школе работает медико-оздоровительный центр. Узкие специалисты работают в тесном контакте, постоянно ведется отслеживание развития ребенка методом наблюдения, в ходе занятий и промежуточной диагностики.
Полученные данные показали качественную продуктивность интегрирования детей со специальными образовательными потребностями в классы и группы общего назначения. Все воспитанники и обучающиеся удовлетворительно осваивают программные требования, получая образование в социуме своих сверстников.

О.А. Толокнова заместитель директора СОШ № 4 по дошкольному образованию
О.В. Броцман учитель-логопед второй квалификационной категории СОШ № 4