Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
      День за днем | Календарь памятных дат |

      Календарь памятных дат  


    24 мартаДень рождения русского писателя Алексея Силыча НОВИКОВА-ПРИБОЯ (1877-1944)
    24 мартаДень рождения русского художника Ореста Адамовича КИПРЕНСКОГО (1782-1836)
    27 мартаМеждународный день театра. Отмечается с 1962 г. Учрежден в Вене на IX конгрессе
    27 мартаДень рождения русского виолончелиста, дирижера Мстислава Леопольдовича Ростроповича (р. 1927)
    27 мартаРодился русский писатель Иван Иванович ПАНАЕВ (1802-1862)
    28 мартаДень рождения чешского мыслителя, писателя и педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670): "Лабиринт света и рай сердца", "Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году"
    31 мартаДень рождения русского поэта, писателя и переводчика Корнея Ивановича Чуковского (н. ф. Корнейчуков Николай Васильевич) (1882—1969): "Айболит", "Мойдодыр", "Муха-Цокотуха", переводы: Гринвуд Д. "Маленький оборвыш"; Дефо Д. "Приключения Робинзона Крузо"; Рабле Ф. "Гаргантюа и Пантагрюэль"; Распе Р. "Приключения барона Мюнхгаузена"
    31 мартаДень рождения русского писателя Дмитрия Васильевича ГРИГОРОВИЧА (1822-1899)
    31 мартаДень рождения австрийского композитора Йозефа ГАЙДНА (1732-1809)
    31 мартаВ этот день в Новосибирском Академгородке прошёл первый Всесоюзный фестиваль авторской песни (1968)
    1 апреляМеждународный день птиц. В 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц
    1 апреляРодился французский поэт Франсуа Вийон (Франсуа Монкорбье или Де Лодж) (1431-после 1463)
    1 апреляРодился русский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического труда Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989).
    1 апреляДень рождения русского писателя Николая Васильевича ГОГОЛЯ (1809-1852)
    1 апреляДень смеха. Традиция высмеивать или разыгрывать людей в этот день зародилась в Европе во 2-й половине XVI в.
    2 апреляМеждународный день детской книги. Отмечается ежегодно в день рождения датского писателя Х. Андерсена
    4 апреляВ этот день родился Майн Рид (Thomas Mayne Reid) (ум. 1883), английский писатель
    4 апреляДень рождения русского режиссера и кинодраматурга Андрея Арсеньевича ТАРКОВСКОГО (1932-1986)
    4 апреляДень рождения русского художника, иллюстратора книг Льва Толстого Леонида Осиповича ПАСТЕРНАКА (1862-1945)
    5 апреляЗавершение строительства железнодорожного моста через Обь и открытие движения поездов (1897)
    6 апреляСостоялись Первые Олимпийские игры Нового времени в Греции.
    6 апреляДень рождения русского философа, писателя Александра Ивановича ГЕРЦЕНА (1812-1870)
    7 апреляВсемирный день здоровья. Отмечается в день создания Всемирной организации здравоохранения 7 апреля 1948 года
    9 апреляДень рождения французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867)
    9 апреляРодился новосибирский писатель А.И. Плитченко (1943-1997)
    10 апреляДень рождения поэтессы Беллы Ахатовны АХМАДУЛИНОЙ (1937)
    12 апреляВсемирный день авиации и космонавтики. Установлен по решению Международной авиационной федерации (ФАИ)
    13 апреляДень рождения русского юриста, адвоката Федора Никифоровича ПЛЕВАКО (1842-1908)
    14 апреляДень рождения русского государственного деятеля Петра Аркадьевича СТОЛЫПИНА (1862-1911)
    14 апреляДень рождения русского писателя и драматурга Дениса Ивановича ФОНВИЗИНА (1744-1792)
    [1-30] [31-60] [61-90] [91-120] [121-150] [151-180] [181-210] [211-240] [241-270] [271-300] [301-330] [331-360] [361-390] [391-420]

    Календарь памятных дат

    Май
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    
    <<  <    >  >>

    9 апреля

    Родился новосибирский писатель А.И. Плитченко (1943-1997)

    Сказать однозначно, кто он — поэт, прозаик, публицист, переводчик, драматург, литературный критик — вряд ли возможно, ибо плодотворно работал Александр Иванович Плитченко во всех этих жанрах. Им написано несметное количество стихов, несколько повестей и пьес, множество статей, рецензий, эссе. Он активно переводил с языков народов Сибири (особо следует отметить художественный перевод алтайского героического эпоса «Маадай-Кара» объемом в несколько тысяч строк). Сам себя он полушутя называл «многостаночником». Но все-таки главный и любимый его «станок» была поэзия. С нее «на заре туманной юности» началась у А. Плитченко литературная жизнь. С ней он не расставался до последних дней своих.

    Наверное, не будет преувеличением сказать, что он и родился поэтом. Во всяком случае (как сам вспоминал) «сочинять и записывать придуманное начал, когда еще толком и писать не умел. В старших классах начал писать постоянно и много». В четырнадцать лет первые его стихи и рассказы появляются в местной прессе. В двадцать он дебютировал в еженедельнике «Литературная Россия». Добрые напутственные слова тогда сказал о нем Егор Исаев.

    А год спустя — в 1964 — вышла первая книжка стихов А. Плитченко. Адресовалась она детям и называлась «Про Сашку». С этого времени его книги в Новосибирске и Москве стали выходить с завидной регулярностью (на сегодня одних только поэтических сборников у Плитченко не менее двух десятков). Впрочем, сама по себе плодовитость, какой бы впечатляющей она ни была, еще мало о чем говорит. Однако всем своим творчеством А. Плитченко успешно доказывал, что пишет он не только много, но и хорошо. Прозрачно-чистый и ясный, как воздух сельского приволья, стих его сразу же располагал к себе, ложился на душу.

    Полевыми птицами звенело,
    Осыпало росы на леса,
    Утро не алело — зеленело
    И текло от почвы в небеса!

    Был рассвет просторный и высокий,
    Оживала, зеленея, высь —
    Мощные древесные потоки
    В небеса привольно пролились.

    И, где зелень стала голубою,
    Над землей умытой, молодой
    Говорило раннею листвою
    Дерево с последнею звездой...

    А главным предметом изображения едва ли не с первых литературных шагов А. Плитченко становится «родительский дом». Так, кстати, поэт назвал и одну из своих книг. Назвал глубоко продуманно, поскольку понятие это значило для него всегда чрезвычайно много. Прежде всего, это — «дом, в котором мы рождаемся, который полнится запахом хлеба, березовым свежим теплом». И в стихотворных картинах поэта он выпукло зрим, почти осязаем. Как и чудные пейзажи золотой «матерь Барабы», где «над травой витают сказки теплого летнего детства».

    С той же проникновенной любовью и лиричностью рассказывает А. Плитченко о дорогих его сердцу людях «родительской земли» — будь то вечно живые в памяти отец и мать, «уличный пастух» Гриша Стрельников, старик из села Волчья Грива или же механизатор, который на своем тракторе «у березняка черную борозду тянет».

    Поэт среди них тоже не чужой. В Барабе, в селе Чумаково Куйбышевского района Новосибирской области в апреле 1943 года А. Плитченко родился. В этой суровой, но духовно благодатной среде «прорастал» он в лихую военную и послевоенную годину, о чем не раз впоследствии вспомнит в своих стихах. Здесь получил первые житейские и трудовые уроки, здесь, по собственному признанию, познал «как рубль советский достается». Отсюда берет начало его жизненное русло.

    С годами оно все дальше уводило поэта от истоков, но раз за разом он упорно возвращался к нему своей памятью. И не случайно так настойчиво, как, однако, и естественно, будто песнь жаворонка в поле, звучит в поэзии А. Плитченко мотив благодарной сыновней любви к «родительской земле», где «каждая рощица — мать, каждое поле — отец». [...]

    Сохранение коренного, вековечного жизненного русла было заботой не одного только А. Плитченко, но и всех поэтов его поколения и его творческой генерации (из сибиряков это Г. Карпунин, В. Макаров, В. Башунов, В. Крещик). Правда, в заботе этой А. Плитченко был едва ли не наиболее последователен. И методичен. В том смысле, что хорошо себе представлял, как заявленную заботу ему, поэту осуществить:

    Это свечение нежности,
    Радостный оклик высот,
    Это движение свежести,
    Это звучащий полет
    Я сохраню, если вечное
    Слово оставить смогу...

    Собственно говоря, именно это и явилось главной целью и смыслом поэзии А. Плитченко, определило его творческие ориентиры. Реальный «родительский дом», оставшийся в прошлом, обрел в стихах поэта как бы новую субстанцию: уже не материальную, а духовную и эстетическую. А в чем-то и философскую. Ведь в сознании А. Плитченко он представлял нечто большее, нежели просто родовое гнездо, откуда, оперившись и «расправив крылья помыслов», человек улетает в жизненные просторы. (И самого А. Плитченко по этим просторам, кстати, тоже изрядно помотало: был он и пастухом, и рабочим в совхозе, и студентом пед-института, служил на Тихоокеанском флоте, объездил Сибирь и Среднюю Азию, прежде чем стал профессиональным литератором). Из «деревянного, утлого, маленького» «родительский дом» «растет, вырастает до неба» и вот уже «миром становится дом», заставляя «все пространство милой родины домом чувствовать своим».

    [...] Образами-символами [у поэта] становились самые простые подчас, самые обыденные слова и понятия. Например, словосочетание «матушка-рожь», ставшее, как и «родительский дом», в поэзии А. Плитченко одним из ключевых. «Матушка-рожь» — так назвал поэт и последнюю свою книгу, увидевшую свет уже после его кончины. Через отношение к «матушке-ржи», символизировавшей исконную хлебопашескую Россию с ее духовными и нравственными ценностями, А. Плитченко поверял истинную ценность человека, живущего на этой земле. [...]

    Философичность лирики А. Плитченко с наибольшей, пожалуй, силой выразилась в его стихотворениях о природе. Поэту удалось не только передать ее краски, но и живую душу, а также заставить читателя острее почувствовать ту боль, которую часто бездумно причиняет ей человек:

    Кто не считает, что живому — больно,
    Тот, может быть, уже и не живой.

    Такая постановка вопроса для А. Плитченко совершенно закономерна, поскольку природа, и есть тот прочный фундамент, на котором держится его «дом-мир». Не случайно же в изображенной им картине истекающей здоровыми жизненными соками летней ночи в стихотворении «Летняя вечность» в одном ряду стоят «вечность летняя... родина... мать...». Причем поэт не просто соглашается с тем, что все в мире взаимосвязано и должно находиться в равноправных отношениях («у всех сознания сосуд из одного ковша наполнен»), но идет в развитии данной мысли еще дальше:

    Лучшее людям дано
    Нерукотворной природой —
    Солнечный свет и тепло,
    Воздух, вода и земля,

    Живность, какая ни есть,
    Птицы, растения, звери —
    Это и есть существо
    Нашей бессмертной души.

    Эту концепцию единой бессмертной души мироздания, которую А. Плитченко тоже достаточно последовательно проводил в своем творчестве, вряд ли можно отнести к пантеистическому взгляду на природу. Здесь скорее отчаянная надежда художника и гуманиста на то, что блудное дитя природы — человек, вдруг возомнивший себя Творцом и Властелином, все-таки вернется к «матери своей», с которой зачастую говорил «только грозно», с которой «был бетонный, был стальной», и научится, наконец, жить с ней в ладу и согласии. Но, предупреждает поэт, для этого недостаточно одного лишь умозрительного рассудочного понимания; к многообразному миру природы надо прикипеть душой и сердцем, прочувствовать его от самой малой былинки до бесконечности Пространства:

    Ты — от цветка до солнца —
    Всем этим миром будь,
    Ежели доведется, 
    Выйди на Млечный Путь!

    В какой-то мере было это и пожелание самому себе. Пожеланию этому А. Плитченко старательно следовал.

    В творчестве своем А. Плитченко стремился говорить только языком добра и любви. Когда-то мечталось ему «сирое — просторнее засеять будущим добром». И не вина поэта, что в последние годы его жизни «в укрепившиеся корни вломилось время с топором». Топор времени (так называемых реформ и демократических перемен), жестоко и безжалостно подрубивший многие устои нашего бытия, задел и поэзию А. Плитченко. Она закровоточила. В ней появились тоскливо-безрадостные, глубоко пессимистичные тона.

    Сине-красно с исподу горят облака, 
    Уходя к горизонту слоями, 
    Словно бы перевернутая река 
    Катит волнами мертвое пламя.

    Свет заката такой, что любая краса 
    В нем предстанет убогою грязью, 
    И не видно границ, и не видно конца 
    Человеческому безобразию.

    Свет страшит, но притягивает смотреть, 
    Как бутылка, упавшего в пьянство, 
    Серо-синим румянцем окрасила смерть 
    Измытаренный облик пространства...

    Поглядишь на закат, точно в душу свою,
    И пугаешься делу распада...

    И все-таки кровавый закат «распада» не застит поэту глаза. Как бы ни было тяжело, у него есть «впереди — серебряный, счастливый свет». Это — свет родных берез, свет природы, который когда-то «согрел наши души и спас» и который, надеялся поэт, спасет и сейчас. [...]

    Была у поэта и другая, может быть, послед-няя надежда на спасение — Бог. Надо сказать, что в последние годы жизни Бог стал одной из главных опор мироздания А. Плитченко. Это подтверждается рядом его стихотворений, в которых по разным поводам о Боге вспоминается довольно часто. Есть у поэта даже целый цикл, навеянный чтением Библии. Тем не менее, вряд ли у А. Плитченко было к Богу чисто религиозное отношение. Скорей он являлся для поэта некой высшей субстанцией, венцом природы и, конечно же, духовным маяком, помогавшим выжить, не сгинуть в содомной пучине современного бытия, сохранить в себе человека. Бог освещал негасимым светом созданный поэтом «родительский дом». В Боге он видел «небесный корень», соединявший человека с Матерью-Вселенной.

    Но был у поэта Плитченко еще один Бог, которому он всю свою творческую жизнь истово поклонялся и который оставался с ним до послед-него вздоха. Бог этот — Слово. В Слово А. Плитченко веровал фанатично и верил, что, в конечном итоге, только оно способно противостоять «делу распада»:

    Ведь живы — не хлебом единым, 
    Но Словом Божественных Уст, 
    Превыше миражного, злого — 
    Свидетельство Отчей любви, 
    Нетленное светлое Слово: 
    Не сдайся, надейся, живи. 
    Без воплей о благе народа, 
    Которые смертно пусты, 
    Страдает, рожает природа 
    И дарит покой красоты. 
    Коль в жизни средь мысленной ржави — 
    Как в истинном даре святом, 
    Те строки меня удержали — 
    Спасибо уже и на том. 
    И тут не о славе забота 
    Для славы о бренном пиши — 
    Надежда — стихи эти кто-то 
    Прочтет во спасенье души...

    Прочтут, не сомневаюсь. И еще не раз будут читать и перечитывать «во спасенье души» лучшие стихи Александра Плитченко, испытывая на себе очищающее влияние его поэтического слова.

    А.В. Горшенин. «С милым краем дышу заодно...»





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование