Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
      День за днем | Календарь памятных дат |

      Календарь памятных дат  


    27 мартаМеждународный день театра. Отмечается с 1962 г. Учрежден в Вене на IX конгрессе
    27 мартаДень рождения русского виолончелиста, дирижера Мстислава Леопольдовича Ростроповича (р. 1927)
    27 мартаРодился русский писатель Иван Иванович ПАНАЕВ (1802-1862)
    28 мартаДень рождения чешского мыслителя, писателя и педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670): "Лабиринт света и рай сердца", "Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году"
    31 мартаДень рождения русского поэта, писателя и переводчика Корнея Ивановича Чуковского (н. ф. Корнейчуков Николай Васильевич) (1882—1969): "Айболит", "Мойдодыр", "Муха-Цокотуха", переводы: Гринвуд Д. "Маленький оборвыш"; Дефо Д. "Приключения Робинзона Крузо"; Рабле Ф. "Гаргантюа и Пантагрюэль"; Распе Р. "Приключения барона Мюнхгаузена"
    31 мартаДень рождения русского писателя Дмитрия Васильевича ГРИГОРОВИЧА (1822-1899)
    31 мартаДень рождения австрийского композитора Йозефа ГАЙДНА (1732-1809)
    31 мартаВ этот день в Новосибирском Академгородке прошёл первый Всесоюзный фестиваль авторской песни (1968)
    1 апреляМеждународный день птиц. В 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц
    1 апреляРодился французский поэт Франсуа Вийон (Франсуа Монкорбье или Де Лодж) (1431-после 1463)
    1 апреляРодился русский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического труда Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989).
    1 апреляДень рождения русского писателя Николая Васильевича ГОГОЛЯ (1809-1852)
    1 апреляДень смеха. Традиция высмеивать или разыгрывать людей в этот день зародилась в Европе во 2-й половине XVI в.
    2 апреляМеждународный день детской книги. Отмечается ежегодно в день рождения датского писателя Х. Андерсена
    4 апреляВ этот день родился Майн Рид (Thomas Mayne Reid) (ум. 1883), английский писатель
    4 апреляДень рождения русского режиссера и кинодраматурга Андрея Арсеньевича ТАРКОВСКОГО (1932-1986)
    4 апреляДень рождения русского художника, иллюстратора книг Льва Толстого Леонида Осиповича ПАСТЕРНАКА (1862-1945)
    5 апреляЗавершение строительства железнодорожного моста через Обь и открытие движения поездов (1897)
    6 апреляСостоялись Первые Олимпийские игры Нового времени в Греции.
    6 апреляДень рождения русского философа, писателя Александра Ивановича ГЕРЦЕНА (1812-1870)
    7 апреляВсемирный день здоровья. Отмечается в день создания Всемирной организации здравоохранения 7 апреля 1948 года
    9 апреляДень рождения французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867)
    9 апреляРодился новосибирский писатель А.И. Плитченко (1943-1997)
    10 апреляДень рождения поэтессы Беллы Ахатовны АХМАДУЛИНОЙ (1937)
    12 апреляВсемирный день авиации и космонавтики. Установлен по решению Международной авиационной федерации (ФАИ)
    13 апреляДень рождения русского юриста, адвоката Федора Никифоровича ПЛЕВАКО (1842-1908)
    14 апреляДень рождения русского государственного деятеля Петра Аркадьевича СТОЛЫПИНА (1862-1911)
    14 апреляДень рождения русского писателя и драматурга Дениса Ивановича ФОНВИЗИНА (1744-1792)
    15 апреляОткрытие новосибирского академического театра "Красный факел"
    15 апреляДень культуры. Отмечается с 1935 г. в день подписания Международного договора
    [1-30] [31-60] [61-90] [91-120] [121-150] [151-180] [181-210] [211-240] [241-270] [271-300] [301-330] [331-360] [361-390] [391-420]

    Календарь памятных дат

    Декабрь
    ПнВтСрЧтПтСбВс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31            
    <<  <    >  >>

    9 апреля

    Родился новосибирский писатель А.И. Плитченко (1943-1997)

    Сказать однозначно, кто он — поэт, прозаик, публицист, переводчик, драматург, литературный критик — вряд ли возможно, ибо плодотворно работал Александр Иванович Плитченко во всех этих жанрах. Им написано несметное количество стихов, несколько повестей и пьес, множество статей, рецензий, эссе. Он активно переводил с языков народов Сибири (особо следует отметить художественный перевод алтайского героического эпоса «Маадай-Кара» объемом в несколько тысяч строк). Сам себя он полушутя называл «многостаночником». Но все-таки главный и любимый его «станок» была поэзия. С нее «на заре туманной юности» началась у А. Плитченко литературная жизнь. С ней он не расставался до последних дней своих.

    Наверное, не будет преувеличением сказать, что он и родился поэтом. Во всяком случае (как сам вспоминал) «сочинять и записывать придуманное начал, когда еще толком и писать не умел. В старших классах начал писать постоянно и много». В четырнадцать лет первые его стихи и рассказы появляются в местной прессе. В двадцать он дебютировал в еженедельнике «Литературная Россия». Добрые напутственные слова тогда сказал о нем Егор Исаев.

    А год спустя — в 1964 — вышла первая книжка стихов А. Плитченко. Адресовалась она детям и называлась «Про Сашку». С этого времени его книги в Новосибирске и Москве стали выходить с завидной регулярностью (на сегодня одних только поэтических сборников у Плитченко не менее двух десятков). Впрочем, сама по себе плодовитость, какой бы впечатляющей она ни была, еще мало о чем говорит. Однако всем своим творчеством А. Плитченко успешно доказывал, что пишет он не только много, но и хорошо. Прозрачно-чистый и ясный, как воздух сельского приволья, стих его сразу же располагал к себе, ложился на душу.

    Полевыми птицами звенело,
    Осыпало росы на леса,
    Утро не алело — зеленело
    И текло от почвы в небеса!

    Был рассвет просторный и высокий,
    Оживала, зеленея, высь —
    Мощные древесные потоки
    В небеса привольно пролились.

    И, где зелень стала голубою,
    Над землей умытой, молодой
    Говорило раннею листвою
    Дерево с последнею звездой...

    А главным предметом изображения едва ли не с первых литературных шагов А. Плитченко становится «родительский дом». Так, кстати, поэт назвал и одну из своих книг. Назвал глубоко продуманно, поскольку понятие это значило для него всегда чрезвычайно много. Прежде всего, это — «дом, в котором мы рождаемся, который полнится запахом хлеба, березовым свежим теплом». И в стихотворных картинах поэта он выпукло зрим, почти осязаем. Как и чудные пейзажи золотой «матерь Барабы», где «над травой витают сказки теплого летнего детства».

    С той же проникновенной любовью и лиричностью рассказывает А. Плитченко о дорогих его сердцу людях «родительской земли» — будь то вечно живые в памяти отец и мать, «уличный пастух» Гриша Стрельников, старик из села Волчья Грива или же механизатор, который на своем тракторе «у березняка черную борозду тянет».

    Поэт среди них тоже не чужой. В Барабе, в селе Чумаково Куйбышевского района Новосибирской области в апреле 1943 года А. Плитченко родился. В этой суровой, но духовно благодатной среде «прорастал» он в лихую военную и послевоенную годину, о чем не раз впоследствии вспомнит в своих стихах. Здесь получил первые житейские и трудовые уроки, здесь, по собственному признанию, познал «как рубль советский достается». Отсюда берет начало его жизненное русло.

    С годами оно все дальше уводило поэта от истоков, но раз за разом он упорно возвращался к нему своей памятью. И не случайно так настойчиво, как, однако, и естественно, будто песнь жаворонка в поле, звучит в поэзии А. Плитченко мотив благодарной сыновней любви к «родительской земле», где «каждая рощица — мать, каждое поле — отец». [...]

    Сохранение коренного, вековечного жизненного русла было заботой не одного только А. Плитченко, но и всех поэтов его поколения и его творческой генерации (из сибиряков это Г. Карпунин, В. Макаров, В. Башунов, В. Крещик). Правда, в заботе этой А. Плитченко был едва ли не наиболее последователен. И методичен. В том смысле, что хорошо себе представлял, как заявленную заботу ему, поэту осуществить:

    Это свечение нежности,
    Радостный оклик высот,
    Это движение свежести,
    Это звучащий полет
    Я сохраню, если вечное
    Слово оставить смогу...

    Собственно говоря, именно это и явилось главной целью и смыслом поэзии А. Плитченко, определило его творческие ориентиры. Реальный «родительский дом», оставшийся в прошлом, обрел в стихах поэта как бы новую субстанцию: уже не материальную, а духовную и эстетическую. А в чем-то и философскую. Ведь в сознании А. Плитченко он представлял нечто большее, нежели просто родовое гнездо, откуда, оперившись и «расправив крылья помыслов», человек улетает в жизненные просторы. (И самого А. Плитченко по этим просторам, кстати, тоже изрядно помотало: был он и пастухом, и рабочим в совхозе, и студентом пед-института, служил на Тихоокеанском флоте, объездил Сибирь и Среднюю Азию, прежде чем стал профессиональным литератором). Из «деревянного, утлого, маленького» «родительский дом» «растет, вырастает до неба» и вот уже «миром становится дом», заставляя «все пространство милой родины домом чувствовать своим».

    [...] Образами-символами [у поэта] становились самые простые подчас, самые обыденные слова и понятия. Например, словосочетание «матушка-рожь», ставшее, как и «родительский дом», в поэзии А. Плитченко одним из ключевых. «Матушка-рожь» — так назвал поэт и последнюю свою книгу, увидевшую свет уже после его кончины. Через отношение к «матушке-ржи», символизировавшей исконную хлебопашескую Россию с ее духовными и нравственными ценностями, А. Плитченко поверял истинную ценность человека, живущего на этой земле. [...]

    Философичность лирики А. Плитченко с наибольшей, пожалуй, силой выразилась в его стихотворениях о природе. Поэту удалось не только передать ее краски, но и живую душу, а также заставить читателя острее почувствовать ту боль, которую часто бездумно причиняет ей человек:

    Кто не считает, что живому — больно,
    Тот, может быть, уже и не живой.

    Такая постановка вопроса для А. Плитченко совершенно закономерна, поскольку природа, и есть тот прочный фундамент, на котором держится его «дом-мир». Не случайно же в изображенной им картине истекающей здоровыми жизненными соками летней ночи в стихотворении «Летняя вечность» в одном ряду стоят «вечность летняя... родина... мать...». Причем поэт не просто соглашается с тем, что все в мире взаимосвязано и должно находиться в равноправных отношениях («у всех сознания сосуд из одного ковша наполнен»), но идет в развитии данной мысли еще дальше:

    Лучшее людям дано
    Нерукотворной природой —
    Солнечный свет и тепло,
    Воздух, вода и земля,

    Живность, какая ни есть,
    Птицы, растения, звери —
    Это и есть существо
    Нашей бессмертной души.

    Эту концепцию единой бессмертной души мироздания, которую А. Плитченко тоже достаточно последовательно проводил в своем творчестве, вряд ли можно отнести к пантеистическому взгляду на природу. Здесь скорее отчаянная надежда художника и гуманиста на то, что блудное дитя природы — человек, вдруг возомнивший себя Творцом и Властелином, все-таки вернется к «матери своей», с которой зачастую говорил «только грозно», с которой «был бетонный, был стальной», и научится, наконец, жить с ней в ладу и согласии. Но, предупреждает поэт, для этого недостаточно одного лишь умозрительного рассудочного понимания; к многообразному миру природы надо прикипеть душой и сердцем, прочувствовать его от самой малой былинки до бесконечности Пространства:

    Ты — от цветка до солнца —
    Всем этим миром будь,
    Ежели доведется, 
    Выйди на Млечный Путь!

    В какой-то мере было это и пожелание самому себе. Пожеланию этому А. Плитченко старательно следовал.

    В творчестве своем А. Плитченко стремился говорить только языком добра и любви. Когда-то мечталось ему «сирое — просторнее засеять будущим добром». И не вина поэта, что в последние годы его жизни «в укрепившиеся корни вломилось время с топором». Топор времени (так называемых реформ и демократических перемен), жестоко и безжалостно подрубивший многие устои нашего бытия, задел и поэзию А. Плитченко. Она закровоточила. В ней появились тоскливо-безрадостные, глубоко пессимистичные тона.

    Сине-красно с исподу горят облака, 
    Уходя к горизонту слоями, 
    Словно бы перевернутая река 
    Катит волнами мертвое пламя.

    Свет заката такой, что любая краса 
    В нем предстанет убогою грязью, 
    И не видно границ, и не видно конца 
    Человеческому безобразию.

    Свет страшит, но притягивает смотреть, 
    Как бутылка, упавшего в пьянство, 
    Серо-синим румянцем окрасила смерть 
    Измытаренный облик пространства...

    Поглядишь на закат, точно в душу свою,
    И пугаешься делу распада...

    И все-таки кровавый закат «распада» не застит поэту глаза. Как бы ни было тяжело, у него есть «впереди — серебряный, счастливый свет». Это — свет родных берез, свет природы, который когда-то «согрел наши души и спас» и который, надеялся поэт, спасет и сейчас. [...]

    Была у поэта и другая, может быть, послед-няя надежда на спасение — Бог. Надо сказать, что в последние годы жизни Бог стал одной из главных опор мироздания А. Плитченко. Это подтверждается рядом его стихотворений, в которых по разным поводам о Боге вспоминается довольно часто. Есть у поэта даже целый цикл, навеянный чтением Библии. Тем не менее, вряд ли у А. Плитченко было к Богу чисто религиозное отношение. Скорей он являлся для поэта некой высшей субстанцией, венцом природы и, конечно же, духовным маяком, помогавшим выжить, не сгинуть в содомной пучине современного бытия, сохранить в себе человека. Бог освещал негасимым светом созданный поэтом «родительский дом». В Боге он видел «небесный корень», соединявший человека с Матерью-Вселенной.

    Но был у поэта Плитченко еще один Бог, которому он всю свою творческую жизнь истово поклонялся и который оставался с ним до послед-него вздоха. Бог этот — Слово. В Слово А. Плитченко веровал фанатично и верил, что, в конечном итоге, только оно способно противостоять «делу распада»:

    Ведь живы — не хлебом единым, 
    Но Словом Божественных Уст, 
    Превыше миражного, злого — 
    Свидетельство Отчей любви, 
    Нетленное светлое Слово: 
    Не сдайся, надейся, живи. 
    Без воплей о благе народа, 
    Которые смертно пусты, 
    Страдает, рожает природа 
    И дарит покой красоты. 
    Коль в жизни средь мысленной ржави — 
    Как в истинном даре святом, 
    Те строки меня удержали — 
    Спасибо уже и на том. 
    И тут не о славе забота 
    Для славы о бренном пиши — 
    Надежда — стихи эти кто-то 
    Прочтет во спасенье души...

    Прочтут, не сомневаюсь. И еще не раз будут читать и перечитывать «во спасенье души» лучшие стихи Александра Плитченко, испытывая на себе очищающее влияние его поэтического слова.

    А.В. Горшенин. «С милым краем дышу заодно...»





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование