Все украшения дизайнер делает сама и только вручную, тщательно продумывая дизайн и материалы. По многу раз примеряя украшение не себя, Юлия пытается определить, в какой момент лучше всего добавить очередной завиток, бусину или камешек. И это, пожалуй, самое сложное в работе. Всё остальное - дело техники, терпения и большого профессионализма.
В 2006 году Юля нала о том, что сер — это не просто крошечные стеклянные шарики, из которых девочки делают фенечки, а прекрасный материал и для профессионального творчества. В "золотом" сутаже есть особое благородство. Многие люди на выставках путают сутаж с золотом и принимают украшения за ювелирные изделия.
Бусинки оплетены простым способом - мозаичным плетением. Такие бусины прекрасно дополняют готовое украшение либо используются сами по себе. «Увидела работы иностранных художников и, что называется, «пропала». Всё свое время посвятила изучению этой техники: находила в интернете фотографии интересных украшений, изучала методику работы с материалом, пробовала сама делать первые работы. Передо мной постепенно раскрывался мир удивительного искусства украшений ручной работы, поражали новые материалы: японский бисер, кристаллы Сваровски, камни невероятной красоты, возможности использования сутажной ленты. Эти знания очень помогли мне в работе над собственными изделиями. Самые интересные моменты в создании украшений — это работа над эскизом и выбор материала. Когда появляется идея украшения - не терпится поскорее увидеть законченную работу. Делаешь последние стежки и понимаешь, что еще чуть-чуть - и ты увидишь результат своих трудов», - рассказывает дизайнер.
Идея создать уникальный вязаный сад пришла в голову Полине Стенли (Pauline Stanley), жительнице города Борнмута в Англии. «Я подумала, как было бы здорово создать уютный сад, которым можно любоваться круглый год: и в снег, и в дождь. Где будут нарушены законы природы, и одновременно будет происходить осенний сбор урожая, летнее цветение роз и приготовленные к высадке семена», - рассказывает Полина. Работа над проектом вязаного сада длилась с октября 2010 по май 2011 года. В его создании приняли участие более 40 вязальных сообществ и художественных факультетов вузов.
Впервые вязаный сад развернулся в полную силу в начале лета в библиотеке Борнмута, и экспозицию посетило свыше 30300 человек. В конце лета сад был выставлен в Центре искусств Бридпорта, а осенью он переехал в маяк города Пул. Организаторы проекта планируют продолжать путешествие экспозиции по английским библиотекам и выставочным центрам. В саду, созданном рукодельницами, «зреют» вязаные овощи, ползают гусеницы и бегают мышки. В нём высятся исполинские деревья, а у их корней прячутся крохотные грибы. Здесь же «спеют» аппетитные апельсины и вишни, а из кашпо свисают удивительной красоты ампельные цветы. И хотя работа над проектом уже закончена, рукодельницы из разных стран продолжают отправлять Полине вязаные мелочи. Например, очень много присланных цветов было использовано для создания «цветочного льва», и теперь он занял своё место в экспозиции.
Прочитать новости проекта можно в дневнике: www.bloomingmarvellous1.blogspot.com
«В мыслях я всегда довольно рано начинаю настраиваться на весну. Сразу после Нового года, когда последняя елочная игрушка убрана в коробку, меня накрывает весеннее настроение. А может быть, это происходит и того раньше, в конце декабря, когда минует самая длинная ночь в году и день начинает потихоньку прибавляться, отвоевывая у зимы минуту за минутой... Само собой, к февралю весеннее настроение захватывает меня целиком. На подоконнике дружно начинает пробиваться рассада, луковицы первоцветов, набравшись сил за зиму, выпускают зеленые стрелы — конечно, это еще не весна, до нее еще далеко, но это уже явный намек. И вышивать в феврале хочется только «весну», крестик за крестиком приближая ее приход. Достаются забытые на несколько месяцев дизайны, и на смену зимним густым оттенкам приходят свежие и звонкие краски.
В этом году «разворот» на весну я начала с того места, где провожу больше всего времени, — с моего рабочего уголка. Даже когда за окном зимняя стужа, новые аксессуары с самого утра напоминают, что весна уже близко. Лаконичные японские дизайны, которые я выбрала, лучше всего соответствуют этому моему ранневесеннему периоду. Такие легкие и воздушные — они настоящее олицетворение весны. Доска для заметок — незаменимый помощник не только для рукодельного уголка, это вообще вещь крайне полезная, а дополненная вышивкой, она становится еще и украшением для любого рабочего места или даже кухни. Для своей доски я вышила пробивающиеся зеленые росточки — очень нежный и необычный дизайн. А оформить такую доску очень просто. Деталь с вышивкой нужно сшить с подходящей тканью и вставить в рамку, подложив под вышивку два-три слоя синтепона. Теперь записки, образцы тканей, ленты и прочую мелочь можно крепить к доске с помощью булавок.
На весеннем рабочем месте не обойтись без нового блокнота в обложке с вышивкой. Деревянный стул цвета весеннего неба, который, как только сойдет снег, наверняка выносят в сад, — мой выбор. Желтые серединки резных цветочков перекликаются с желтой тканью на доске, и никаких кричащих украшений — настоящий «японский» минимализм.
Пока рассада еще не зазеленела, а цветы не распустились, в маленькие керамические горшочки можно «посадить». .. да хоть лягушонка, превратив горшочек для цветов в игольницу. Такой вариант идеален для тех, кто не любит шить. Изо льна для вышивки или канвы нужно всего лишь вырезать круг, проложить наметочную строчку вдоль окружности, стянуть нитку и набить получившийся шарик синтетическим наполнителем. Осталось вставить «шарик» в горшочек, и игольница готова!
Разворачивайтесь к весне, ведь она уже совсем скоро!
У Радовановичей из Нови-Сада (Сербия) именно так и случилось. В маленьком семейном бизнесе принимают участие мама Маргита (по профессии - архитектор) и три её дочери Марьяна (тоже архитектор), Христина (химик) и Александра (дизайнер).
Основные творения мастериц (они выпускают изделия под собственной маркой rRradionica) - забавные и оригинальные украшения: броши, колье, бусы, кольца. Впрочем, у них есть и сумки, и шляпы, и шарфы.
Мастерицы творят свои изделия в различных техниках: вязание, аппликация, валяние. Если для воплощения идеи нужна особенная пряжа - они её прядут сами. Для создания работ используются любые мелочи: ткань, пуговицы, бусины, бисер, простые нитки - всё то, что кажется Радовановичам уместным и подходящим.
Страница, на которой семья Радованович размещает свои работы: www.flikr.com/photos/rrradionica
Хине Мицушима (Hine Mizushima -дизайнер, видеорежиссёр и талантливая рукодельница. Родилась она в Японии, но сейчас вместе с мужем живёт и работает в Канаде, в Ванкувере. Японские корни Хине оказали огромное влияние на её творчество. Прежде чем попробовать свои силы в ремесле иллюстратора и дизайнера, Хине занималась традиционной японской живописью и даже сейчас в своих войлочных работах она вновь и вновь возвращается к национальным мотивам. Все свои работы, и графические, и войлочные, Хине выполняет с особой тщательностью - как настоящий японский мастер. Хине много путешествовала: сначала работала в Токио, потом перебралась в Европу - жила и работала в Риме и Париже, затем отравилась за океан, в Нью-Йорк. И только несколько лет назад с семьёй переехала на родину мужа в Канаду.
Из всех видов рукоделия Хине больше всего любит валяние, хотя заниматься им она начала сравнительно недавно. И настоящая известность пришла к Хине только весной 2011 года, когда она представила миру десятки реальных и фантастических, смешных и трогательных, забавных и «почти настоящих» представителей фауны из войлока. Этот проект Хине назвала «Музей неестественной истории» (The Unnatural History Museum).
Посмотреть на работы Хине можно на ее странице в Интернете: http://web.mac.com/sheishine/Site
Чёрно-белая гармония. Сайт Чарлин Маллен www.charlenemullen.com
Классическая вышивка и современный дизайн совершенно не нарушают удивительной
гармонии. Несмотря на некоторый стилистический минимализм и отсутствие насыщенных
красок, каждая вышивка - абсолютно закончена. За плечами Чарлин Маллен (Charlene Mullen) солидный опыт работы в индустрии моды: почти 15 лет она занималась
текстильным дизайном, причем её услугами пользовались такие известные модные дома,
как Dolce&Gabbana, Karl Lagerfeld, Calvin Klein, Donna Karan и Givency. Но
в один прекрасный момент Чарлин решила весьма основательно поменять направление
своего творчества и занялась изготовлением текстильных аксессуаров для дома.
Дизайнер особенно любит подушки и чёрно-белые изображения Лондона с его узнаваемыми
архитектурными образами. На картинах Чарлин Маллен городские силуэты - казалось
бы, строгие и лаконичные - не выглядят жёстко, а наполнены эмоциями и лирическим
настроением. Иногда дизайнер очень осторожно использует красный цвет - и на подушках
появляются красные автобусы, флаги и телефонные будки. Сказать, что работы Чарлин
быстро завоевали популярность, -это не сказать ничего. С 2008 года, когда фотографии
её творений появились в списке ста лучших дизайнов, слава о ней моментально облетела
все модные столицы. В Лондоне, где живёт и работает Чарлин, в Париже, Нью-Йорке,
Милане состоялись выставки её работ, а публикации о ней появились в ведущих дизайнерских
журналах.
«Когда я училась вышивать, - вспоминала Джин, - я вышивала всё, что мне встречалось в книгах по рукоделию и что я могла понять. Несмотря на огромное количество ошибок, каждый стежок приносил мне радость». В результате она достигла такого уровня мастерства, что её мама, тетки и кузина попросили дать им несколько уроков... Так был определён дальнейший жизненный путь Джин: несколько десятилетий после первых уроков она разрабатывала дизайны вышивок и обучала всех желающих. Секрет интересной вышивки, по мнению Джин, заключается в следующем: «Когда вы читаете описание вышивки, сконцентрируйте внимание на том, что вам нравится, и tотбросьте всё остальное».
Но созданные ею схемы, несмотря на всю их оригинальность, не очень хорошо продаются, так как повторение многих её работ требует очень высокого уровня мастерства и многих часов кропотливого труда.
Блайт начала шить просто ради того, чтобы как-то скоротать вечера. С тех самых пор не может остановиться. По её словам, с раннего детства она любила рисовать и делать что-то своими руками, поэтому её нынешнее увлечение текстильным дизайном в целом и войлоком в частности выглядит абсолютно логично.
По словам Блайт, её вдохновили работы американского скульптора Класа Олденбурга. «Мне нравится изображать холодный, безличный предмет как нечто милое и очень «человечное». На создание единицы «человечной» техники у Блайт уходит не один месяц: сначала она вручную валяет каждый элемент, затем сшивает все элементы воедино, потом вышивает плоские детали. Блайт старается, во-первых, любое своё творение сделать интерактивным (у камеры должен открываться объектив, в магнитофон вставляться кассеты и батарейки и т.д.), а во-вторых, сделать его максимально реалистичным.
Родился Том Эткинс (Thorn Atkins) в Пало Альто (Миннесота), после переехал в Калифорнию, где получил степень бакалавра искусств в колледже Сан Хосе. Окончив учёбу, он на четыре года ушёл во флот, который подарил ему своеобразную возможность совершенствоваться в выбранной профессии: во время стоянки в Японии Том брал уроки масляной живописи, в Мэриленде окончил Школу медицинских иллюстраций, в музейном комплексе Institution, куда входят 19 музеев, 9 исследовательских центров и национальный зоопарк, делал зарисовки для флота.
После окончания службы Эткинс поселился в Сиэттле, где получил высшее образование в области искусства и работал менеджером художественной галереи. Здесь Том близко познакомился с искусством бисероплетения и вышивания бисером. В Сиэттле же Том открыл своё собственное дело - стал ландшафтным дизайнером. По его собственным словам, именно опыт работы ландшафтным дизайнером определил его дальнейшее внимание к цвету, форме и фактуре материалов.
Позднее Эткинс начал активно работать с разноцветным стеклом, затем изучил ремёсла, связанные с металлами, и на некоторое время главным материалом в его творчестве стала бронза. Обратившись к бронзе, Том нашёл главную тему своего творчества - мгновения человеческой жизни. Уловить минуту, миг, постичь и зафиксировать его красоту и неповторимость - с 80-х годов Эткинс не устаёт петь гимны каждой минуте жизни!
В 2002 году Эткинс был вынужден на время оставить работу скульптора: он попал в автокатастрофу, запястья и большие пальцы рук были повреждены и не могли выдерживать большую нагрузку. Тогда Эткинс вспомнил о бисере. И хотя в дальнейшем хирурги привели руки в абсолютно рабочее состояние, с тканью, бисером и бусинами Том «завязать» уже не смог, хотя и признаётся, что порой даже не столько он сам, сколько его руки скучают по привычной глине. Впрочем, текстильные работы Эткинса оказались ничуть не менее выразительными, чем скульптуры, но зато более красочными, более лёгкими и податливыми, способными передать все нюансы замысла. В своих работах Эткинс использует самые разные приёмы: аппликацию, традиционный квилт, объёмную вышивку, декорирование. Строго говоря, определения для техники, в которой работает Эткинс, не существует, поэтому он именует своё творчество «квилты, вышитые бусинами».
Йоав Котик - израильский дизайнер, работающий в США, обращается к продуктам питания (вернее, к напиткам). И делает он это вполне по-мужски: все украшения Котика выполнены из бутылочных крышек. Вот уж действительно, "когда б вы знали, из какого сора..." Сайт мастера www.kotik-design.com.
Шерсть - тёплый, благодарный материал! Познакомиться с работами автора можно на сайте www.wool-art.ru
«Мои любимые темы цветы, женские образы, детские сюжеты, сказки, ангелы...» Вера Бурова - профессиональный дизайнер по вышивке. Она активно сотрудничает со многими отечественными фирмами, производящими товары для рукоделия, проводит мастер-классы по вышивке лентами.
«С детских лет, сколько помню себя, занималась рукоделием: шила, вязала для кукол, вышивала салфетки, дорожки, подушки по готовым схемам, нанесённым на ткань, любила рисовать. Потом был перерыв. Вернулась к вышивке крестом в середине 90-х годов, начала создавать свои дизайны сначала вручную, а затем с помощью компьютера. Моё знакомство с вышивкой лентами началось с книги Знн Кокс «Вышивка шёлковыми ленточками», которую я случайно увидела на полке книжного магазина. Когда я освоила этот вид рукоделия, то поняла, что просто вышивать лентами мне скучно, и я, чтобы добиться большей выразительности, стала использовать в своих дизайнах разные техники и разные материалы: вышивку крестом, чёрную вышивку, гладь, различные декоративные швы и, конечно, любимый бисер, пайетки и металлизированное мулине. Мне нравится так называемая вышивка по принту, особенно романтические женские образы, сюжеты с детьми - трогательные и ностальгические. В последнее время меня привлекает якобинская вышивка, её современное звучание, и я очень этим увлечена».
Призвание дизайнера - воплощать фантазии и мечты в жизнь, создавая новую реальность. Марсель Вондерс (Marcel Wanders) - известный дизайнер в области промышленного дизайна. Мировую славу Вондерсу принесло «плетёное кресло», которое представляет собой «сеть», сплетённую в технике макраме, натянутую на металлический каркас. Кресло - воплощение мечты современного дизайнера: вещь одновременно классическая и современная, рукотворная и технологичная, а также лёгкая, удобная и необычная. С тех пор начались эксперименты Марселя в области применения традиционных видов рукоделия к производству мебели. Вторая работа, представленная на суд публики, «стол, связанный крючком» - воздушный узорчатый куб со сторонами 30 см. А спустя время появилось и «кресло, связанное крючком». Вондерс считает, что вязаные скатерти и салфетки в доме с интерьером в стиле хай-тек, представить сложно, а вот кресло, будто состоящее из множества салфеток, плотно облегающих основу, в самом современном доме будет более чем кстати.
Работы мастера выставляются по всему миру, она - автор нескольких книг и дисков с мастер-классами. Более 20 лет она ведет семинары и практические занятия для студентов и просто влюбленных в квилтинг людей. Последние несколько лет Кэрил живет в Кентукки. Помимо квилтинга Кэрил занимается дизайном тканей. В 2006 году она открыла магазин, галерею и учебный центр. Все ткани, которые Кэрил использует для своих картин, она предпочитает красить и расписывать вручную.
Работы Лауры исключительно жизнеутверждающие и оптимистичные. Птицы, цветы, деревья, растения, предметы быта - все они в работах Лауры обретают новую жизнь, предстают в совершенно ином свете. Лаура смотрит на жизнь по-детски, для неё нет неинтересной темы. И эта же «детскость» находит отражение в её работах. Она часто пренебрегает законами перспективы, геометрией, реалистичностью, но всё это допустимо при явной стилизации, которая является «фирменным стилем» замечательного и очень доброго художника. И что ещё совершенно поражает- невероятное буйство красок. Кстати, Лаура очень быстро поняла, что с фабричными тканями и нитками ей не добиться того эффекта, который она задумывает. И тогда она перешла на ручное крашение и уже много лет работает преимущественно с теми нитками и шёлковыми тканями, которые красит самостоятельно.
Судьба такого вида творчества, который имеет официальное название «ниткография», очень своеобразна. Во-первых, её регулярно путают с вышиванием изонитью, а во-вторых, многие воспринимают её как вид рукоделия «для малышей» (что, по всей видимости, вызвано тем, что некоторые приёмы и вышивания изонитью, и ниткографии действительно используются в детских садах и в начальной школе на занятиях рукоделием). А между тем, это искусство - при высоком мастерстве художника, конечно, - позволяет создавать работы необыкновенные, яркие, фактурные, которые невозможно повторить никакими иными средствами. Элеонора живёт в городе Тольятти (там же она и родилась), она окончила Московский технологический институт, получив специальность художника-модельера. «Если бы не Перестройка, -говорит Элеонора, - то я непременно работала бы художником-конструктором на каком-нибудь текстильном предприятии, но СССР развалился, и текстильные предприятия вместе с ним». Когда дело дошло до защиты диплома, Элеоноре пришлось быстро освоить искусство создания кукол. Дело в том, что ткани в то время были товаром дефицитным, как, впрочем, и всё остальное, и натри обязательные для защиты диплома модели купить достаточное количество тканей не удалось. Потому Элеонора отшила только одну модель на человека, а два других костюма демонстрировали... куклы. А начиная с 1998 года она увлеклась куклами всерьёз и делает их по сей день. Но это не всё: она автор прекрасных работ в технике батика и трогательных барельефов, чудесных глиняных поделок и интересных картин. О каждой грани таланта Элеоноры можно сказать много, так как талантливый человек, как известно, талантлив во всём. Однако хочется остановиться на том виде творчества, в котором она пусть и не является пионером, но всё же именно её работы у многих принципиально изменили отношение к этому искусству. Да, речь идёт о ниткографии.
Свою первую работу в этой технике Элеонора создала в 2001 году. «Техника эта очень простая, - говорит автор, но до появления новых материалов, в частности недорогого полимерного клея, процесс создания изделий был весьма длительным. Изготовление объёмных вышитых панно занимало не намного больше времени». Была и ещё одна проблема люди упорно не обращали внимания на эту технику и её возможности. Ситуация изменилась всего два года назад, но за эти два года у Элеоноры появились ученики и последователи, а ниткографию перестали считать бесперспективным направлением творчества.